Личный кабинет

Школьный музей «Лавка старины»


Школьный музей «Лавка старины»

Селина Ольга Викторовна –  директор школьного музея  Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная школа № 11 , город Кумертау Республика Башкортостан

Тезисы:

В данной работе описываются основные направления деятельности школьного историко-краеведческого музея, а так же предлагается программа экскурсий.

            Основная часть:

        С 1997 года в ГОУСОШ №11 города Кумертау республики Башкортостан открыта музейная комната «Лавка старины», которая была создана учениками и учителями школы. В июне 2000 года Министерством образования Российской Федерации музейной комнате присвоено звание «Школьный музей».

Экспозиционная площадь музея – 48 м2

Численность основного и вспомогательного фонда – 640 экспонатов.

Главная задача нашего музея – формирование гражданина России, воспитание патриота на основе изучения истории своего края и народа.

Работа школьного музея ведется по следующим направлениям:

1.        Гражданско-патриотическое.

Учащимися нашей школы собран материал об участниках Великой Отечественной  войны  и работниках тыла Куюргазинского района. В ходе сбора  материала ребята встречались с родственниками воинов, работали с городским архивом, с местной периодической печатью.

     Учениками оформлена  экспозиция, посвященная гвардии рядовому Савельеву Г.А. Здесь можно увидеть очень ценные экспонаты: красноармейская книжка, воинский билет, трудовая книжка, медали и т.д.

     Лекторская группа изучила фронтовые письма 1940- 1945 г.г. семьи Долговых. Каждое письмо – это ценнейший материал, на основе которого воспитывается,  и будет воспитываться не одно поколение наших учеников.        В школьном музее существуют экспонаты времен Великой Отечественной войны:

·        медали Советского Союза,

·        орденские и медальные планки;

·         предметы быта;

·        бумажные денежные знаки, монеты;

·        газеты.

   Интересными экспонатами музея являются газеты  различных периодов: 1912, 1935, 1945, 1965 г. г.

   Поистине бесценным экспонатом является подшивка газеты «Комсомольская Правда» за 1945 год, подаренная музею учеником 11 класса Багаутдиновым Азаматом. Чудовищным кажется  тот факт, что эти газеты были обнаружены юношей случайно возле мусорного контейнера. А в этих газетах  богатейший материал о жизни страны в последние месяцы войны. Заглянем в один из номеров. «Комсомольская Правда» от 3.01.1945 года. Чем жила страна в последние месяцы войны? Здесь мы видим:

1.          Сводку за 1 января от советского  Информбюро, в которой говорится какие населенные пункты, заняли наши войска, сколько уничтожили танков, самолетов противника.

2.          Заметки капитанов, младших лейтенантов, в которых они рассказывают о своих боевых друзьях, их подвигах.

3.          Статьи о  соцсоревнованиях молодежных бригад: лесорубов, строителей, бурильщиков.

4.          Отрывок из повести Сергея Крушинского «Товарищ».

5.          Празднование новогодних елок  в Ленинграде, Киеве, Алма-Ате, а также план работы на каникулы с учащимися (посещение театров, встречи с писателями, фронтовиками, актерами, участие  в шахматных турнирах, математических олимпиадах,  лыжных соревнованиях).

      Мы видим, что страна жила не только войной, но и заботилась о физическом и нравственном здоровье, а также эстетическом воспитании своих граждан. Этот уникальный материал позволяет на уроках истории изучать официальную хронику, сравнивать с тем, как об исторических событиях написано в учебниках  и как эти же события преподносились читателям в прессе. Более полно представляется жизнь людей того времени не только в политике, но и в экономике, культуре, социально-общественных отношениях. Таким образом, учащиеся приобретают навык работы с письменными источниками информации, учатся анализировать и критически их оценивать.

2. Культурно-патриотическое наследие.

Оно ориентировано на изучение культуры и истории края, формирует уважительное отношение к национальным традициям. По этому направлению в музее имеется материал представляющий предметы быта нашего народа. Он позволяет не только воочию увидеть учащимся орудия труда, познакомиться с образом жизни своих предков, но и объясняет им смысл таких слов как ночва, кушак, кистень, туес, рубель, юрок.  В музее имеются башкирские лапти, кушак, маслобойка, чувашская колыбель.

  Один из самых интересных разделов музея  посвящен нумизматике и бонистике. Для учащихся разработан специальный музейный урок «Когда появились деньги», на котором они узнают, какими были первые деньги, почему они получили то или иное название. Самые древние монеты – деньги 1751 года, есть копейки медные, серебряные, денежки. Раздел также представлен царскими денежными знаками и советскими, широко представлены  зарубежные денежные знаки.

     В процессе коллекционирования юбилейных монет эпохи СССР учащиеся  были удивлены разнообразию легенд, которые посвящены русскому первопечатнику Ивану Федорову, М.В.Ломоносову, М. Горькому, Л.Н.Толстому, А.П.Чехову и др. Здесь можно увидеть и Петродворец, и Софийский собор, и Благовещенский собор.

В благодарность за интересную экскурсию по школьному музею ученики Центра образования № 1 подарили коллекцию значков, которые прослеживают жизнь страны на протяжении многих лет. Например, значки города-герои, олимпиада 80 года и т.д.

   В разделе бытовые вещи собраны экспонаты 19-20 веков: граммофон, кинокамера, арифмометры, полевой телефон и др.  

 Как появляются экспонаты?

В прошлом году появилась новая экспозиция – сувениры и игрушки разных лет. Толчком послужила одна из телепередач, на которой русская эмигрантка, длительное время проживающая в США, с трепетным чувством предоставила как дорогую семейную реликвию советские елочные игрушки 30 – 40 годов. Это было так трогательно, что мы подумали: а почему бы нам не попытаться найти подобные игрушки и поместить их в музей? Пока таких экспонатов немного, но они очень интересны. Это елочные игрушки - зверюшки из картона, из папье-маше, из стекла. Есть в этой экспозиции сувениры спичечных коробок с видами курортов СССР, достопримечательностей    города Октябрьского БАССР. Одна из таких коллекций рассказывает о Государственном хореографическом ансамбле «Березка». Эти экспонаты используются на уроках культуры Башкортостана, МХК, музыки. Мы рассчитываем, что эта экспозиция будет активно пополняться и другими экспонатами.

     3. Природные памятники.

Это направление ориентировано на знакомство с природными памятниками, с растительным и животным миром нашего края. Есть раздел о полезных ископаемых Куюргазинского района.

      Материалы, собранные в разделах музея, используются на уроках истории, географии, литературы, изобразительного искусства. В музее проводятся классные часы.

Отдельный раздел музея посвящен истории нашей школы. Он представлен фотоальбомами со дня основания школы, грамотами, полученными учащимися на различных городских и республиканских соревнованиях, вырезками газетных материалов.

  ПРОГРАММА  РАБОТЫ  КРАЕВЕДЧЕСКОГО  МУЗЕЯ

  ГОУСОШ   № 11

Тематика  музейных  уроков

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Как  жили  наши  предки?

+

+

+

+

+

+

+

2

Я  назову  тебя  …

(топономика, этномика  РБ)

+

+

+

+

3

Геральдические  традиции

+

+

4

Монеты  на  ладони

+

+

+

+

+

5

О  чем  рассказывают  деньги?

+

+

+

+

+

+

6

Сокровища  аптеки  души

+

+

+

7

Ордена  и  медали  наших  дедов -  молчаливые  свидетели  их  подвигов

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

8

О  чем  рассказывают  значки?

+

+

+

+

+

9

История  оружия  от  древности  до  современности

+

+

+

+

+

10

Герои  Советского  Союза  -  уроженцы  Куюргазинского  района  и  города  Кумертау

+

+

+

+

+

Добро пожаловать в наш музей!

Далее вашему вниманию предлагается один из музейных уроков.

КАК ЖИЛИ  НАШИ  ПРЕДКИ

   Сегодня  мы  познакомимся  с  этнографической  коллекцией  нашего  музея.  Узнаем,  как  жили,  где  и  чем,  какими  вещами  пользовались  наши  предки.

    У  каждого  человека  есть  дом.  Славяне  жили  в  избе. Когда-то древнерусское  слово  «истьба»,  или  «истобка»,  означало  отапливаемое  помещение  -  комнату,  в  отличие  от  неотапливаемого  -  клети  (кладовой).  Окна  в  избах  были  маленькими,  в  высоту  одного  бревна,  и  закрывались  изнутри  деревянными  задвижками.  Такие  окна  называются  «волоковыми».  Избы  строились  чаще  всего  из  брёвен  хвойных  пород  (сосна,  ель)  длиной  7-9  метров.  Древние  избы  были  «курными»  -  без  дымохода.  Дым  из  печи  выходил  из  помещения  через  отверстие  в  потолке  или  в  окно.  Дымоход  появился  в  12  веке.

    Печь служит  не  только  для  обогрева  жилища,  но  и  для  приготовления  пищи.  На ней  можно  впрок  высушить  продукты  -например,  грибы.  А  можно  сушить  валенки  после  прогулки.  На  печи  можно  было  «погреть  косточки»  старикам  -  для  этого  она  была  снабжена  лежанкой.  Горнило  печи  (сводчатая  варочная  камера)  можно  было  разогреть  до  2000С.  Как  раз  для  выпечки  хлеба.  Разогретое  горнило  часами  хранит  тепло  -  значит,  в  нём  можно  «топить»  молоко,  варить  каши,  готовить  жаркое.  Вкус  пищи,  приготовленной  в  русской  печи,  не  забывается.  

    Домашний  огонь  непрерывно  поддерживали  в  печи,  сохраняли  ночью  в  виде  горячих  углей.  Их  старались  не  давать  в  чужой  дом.  Вместе  с  домашним  огнём  семьи  могли  покинуть  достаток  и  благополучие.  Могли  пригодиться  угли  и  для  растопки  самовара.

     Сколько  лет  самовару?  Оказывается  не  так  уж  и  много  -   их  стали  делать  в  России  во  второй  половине  18  века.  В.И.  Даль  определяет  самовар,  как   «водогрейный  для  чаю  сосуд,  большей  частью  медный,  с  трубой  и  жаровней  внутри».   Самовар  -  символ  уюта,  домашнего  тепла,  семейного  очага.  Самовар  покупали  на  всю  жизнь,  порой  он  переходил  от  родителей  к  детям,  его  берегли,  за  ним  ухаживали.   Стоили  самовары  дорого  -  ведь  их  делали  мастера  высокой  квалификации.

      Что  было  прообразом  самовара?    Ещё  в  16  веке  по  городам  ходили  сбитенщики.   Горячий  сбитень  -  напиток  из  мёда,  носили  они  его  в  сосудах,  похожих  на  большие  чайники.  А  чтобы  он  не  остывал,  внутри  чайника  впаивалась  труба  для  горячих  углей.  Потом  появились  настоящие  самовары.  Настоящей  самоварной  столицей  стала  Тула.  Первая  самоварная  фабрика  там  была  основана  в  1778  году,  а  к  1890  году  их  было  уже  74.  Самовары  делались  маленькие -  дорожные,  огромные  -  трактирные.  Только в  Туле  выпускали  150  фасонов  различных  самоваров:  «шары»,  «бочонки»,  «вазы»,  «банки»,  «яйца»  и  другие.  Сейчас  у  многих  в  домах  электрические  самовары.

       Кто  не  любит  чай  с  домашним  хлебом  и  маслом!    Встанет  хозяйка  ранним  утром,  подойдет  к  столу,  а  на  нем  ночва  с  мукой.   Ночва   -  это  неглубокое,  тонко  отделанное  корытце,  лоток.  На  ночвах  сеют  муку,  катают  хлеба,  складывают  из  печи  печенье.  На  ночвах  же  помоет  хозяйка  зерно,  крупу,  потряхивая  и  сдувая  лёгкий  сор.  Издавна  известна  у  славян  и  башкир  маслобойка.   Она  применялась  для  взбития  масла.  Для  этого  делали  специальное  приспособление  из  дерева,  вырезав  глубокую  ёмкость.  Наливали  туда  сливки,  собранные  с  молока,  и  взбивали  в  густую  массу,  то  есть  в  сливочное  масло.

       Воду  для  хозяйственных  нужд  носили  из  речки  или  колодца.  Для  облегчения  использовали  коромысло.    Оно  покоилось  на  плечах,  и  на  него  вешали  полные  ведра  с  водой.  Делали  коромысла  из  гибкого,  прочного  дерева.  В  Башкирии  чаще  делали  из  березы.

      Все  мы  любим,  ходить  в  чистом,   глаженом  белье.  А  как  гладили  раньше?   Самый  первый  утюг  называется  -  рубель.   Рубель  -  деревянная  доска  с  поперечными  желобами,  в  помощь  ему  брали  скалку  или  просто  палку.  Бельё,  одежду,  или  ткань  накручивали  на  скалку,  держа  одной  рукой,  а  сверху  другой  рукой  катали  рубель.  Белье  разглаживалось,  и  называли  это  «катать  бельё».    

       Потом  появился  утюг  -  сначала  тяжёлый,  чугунный  -  его  нагревали  углями,  которые  закладывали  внутрь,  или  нагревали  на  открытом  огне.  Такие  утюги  быстро  остывали,  да  и  бельё  могли  испачкать.  В  конце  19  века  был  изобретён  электрический  утюг.

     Ещё  недавно  в  каждом  крестьянском  доме  обязательно  жила  прялка  и  ткацкий  станок.  Наступит  осень,  закончатся  работы  в  поле  -  начинаются работы  в  доме.  Сначала  надо  лён  и  шерсть  спрясть  -  превратить  в  нити.  Лён  мяли,  удаляли  твёрдую  оболочку  стебля;  трепали_  разделяли  стебель  на  тонкие  волокна;  чесали-  выравнивали  льняные  пряди.  Не  меньше  хлопот  было  с  шерстью.  В  результате  всех  этих  подготовительных  работ  получалась  кудель  -  пучок  льняных  или  шерстяных  волокон.  Для  того,  чтобы  кудель  превратить  в  нить,  её  привязывали  к  прялке,  затем  понемногу  вытягивали  волокна,  одновременно  скручивая  их  -  вот  и  получалась  нитка.  Готовую  нитку  наматывали  на  веретено  -  длинную  палочку  с  острыми  концами   и  утолщенной  серединой.   Прядение  работа  трудная,  долгая.  От  сноровки  пряхи  зависела  толщина  и  прочность  нити,  а  значит  -  будущей  ткани.   Чтобы  облегчить  труд,  придумали  прялку  с  колесом  -  его  приводили  в  движение  с  помощью  ножной  педали,  нить  наматывалась  «сама»  -  вытягивать,  и  скручивать  волокна  можно  было  двумя  руками  -  работа  шал  быстрее,  а  нить  получалась  лучше.  Для  того,  чтобы  из  двух  нитей  получить  одну  использовали  юрок.  На  манекене  вы  видите  самотканую  шерстяную  юбку,  изготовленную  на  ручном  прядильном  станке.

       Пока  женщины  занимались  изготовлением  одежды,  мужчины  делали  обувь:  валенки  на  зиму  и  лапти  на  лето.  Лапти  самая  древняя  обувь  на  Руси.  Лапти  были  мужской  и  женской  обувью.  Материал  для  лаптей  всегда  был  под  рукой.  Их  плели  из  лыка  липы,  вяза,  ракиты,  вереска  и  даже  из  бересты.   Будничные  лапти  плели  из  грубого  широкого  лыка.  Куда  наряднее  выглядели  розовые и  красные  лапти  из  вязового  лыка.  Такими  они  становились  после  опускания  в  горячую  воду.   В  лапотном  ряду  была  своя  квалификация:   в  зависимости  от  числа  полос лыка,  применявшегося  для  плетения  лаптя,  их  называли  пятериками,  шестериками,  семериками.  Великорусский  лапоть  был  прямого  плетения,  украинский  и  белорусский  лапоть  -  косого.  Чтобы  укрепить,  утеплить  свои  лапти,  крестьяне  «подковывали»  их  подошвы  конопляной  веревкой.   Ноги  в  таких  лаптях  не  замерзали  и  не  промокали.   У  крестьянина  на  выбор  были  рачки,  коверзни,  ходоки,  ступни,  бахилы,  верешеники.   Отправляясь  на  покос,  обувались  в  лапти  редкого  плетения,  не  удерживающие  воду  -  рачки.   Держались  лапти  на  оборах  -  кожаных,  узких  ремешках  или  верёвках  из  конопляного  волокна  (моченцах).  Ноги  оборачивались  в  суконные  или  холщовые  портянки.  Для  работы  по  хозяйству  удобны  были  ступни  -  подобие  калош,  только  плетёные.   Русские  лапти  были  разные  -  для  правой  и  левой  ноги.   У  поволжских  народностей  -мордвы,  чувашей,  татар -  лапти,  напротив,  по  ноге  не  различались.  Живя  бок  о  бок  с  этими  народами,  русские  переняли  их  более  практичную  обувь:  когда  рвался  один  лапоть,  другой  можно  было  не  выбрасывать.  Липовое  лыко  драли  весной  или  в  самом  начале  лета,  когда  оно  легче  снимается.  Выбирали  липки  помоложе.  Потом лыко  отмачивали  в  тёплой  воде.  С  размокшего  лыка  кора  легко  соскабливается,  получается  луб.  Лапти  стоили  в  19  веке  3  копейки,  а  сапоги  несколько  рублей  и  были  недоступны  крестьянам.  Но  носились  лапти  летом  4-5  дней,  зимой  -  10  дней.

    Представлены  в  экспозиции  и  предметы  женского  рукоделия:  женская  головная  накидка,  изготовлена  на  коклюшках;  скатерть,  салфетки,  связанные  крючком;  вышитые  полотенца,  тканая  шерстяная  юбка.   В  деревнях  и  сёлах  девушка  должна  была  своими  руками  приготовить  приданое  к  свадьбе.  Вышивка  -  её  цвет,  узор,  способ  вышивания -  зависит  от  назначения  вещи.  По  вышитому  узору  на  одежде  человека  можно  было  узнать многое,  особенно  о  женщине:  замужем  ли  она,  есть  ил  дети,  о  чём  просит  Бога.  Любимый  цвет  для  вышивки  -  красный.   Если  у  вас  дома  есть  рукодельные  вещи  сохраните  их  или  принесите  нам,  мы  будем  хранить  и  рассказывать  о  них  другим.

     С  другими  разделами  музея  мы  познакомимся  в  другой  раз.

Добавлено: 26.09.2006
Рейтинг: -
Комментарии:
0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+