Личный кабинет

Развитие творческого потенциала студентов через изучение дисциплины "Технологии творческой деятельности"


В настоящее время возрастают требования к уровню подготовки творческих способностей квалифицированного специалиста, к его умению самостоятельно решать разнообразные задачи, возникающие в процессе дальнейшей профессиональной деятельности. Сегодня только творчески относящийся к своей работе человек может справиться со всем комплексом практических и теоретических задач, которые ставит перед ним быстро развивающиеся экономические преобразования и научно-технический процесс. С этой целью предлагается ввести в учебный план творческих специальностей 260903 «Моделирование и конструирование швейных изделий» и 100108 «Парикмахерское искусство» дисциплину «Технологии творческой деятельности». Основной целью курса является ознакомление студентов со способами развития собственных возможностей, с мотивацией их к творческой активности и формирование на этой основе стремления к созиданию. При развитии творческого потенциала студентов особое внимание уделяется формированию умений самостоятельно добывать знания, раскрывать свои индивидуальные способности, что обеспечивает устойчивую мотивацию к учению. Развитие творческого потенциала в течение периода обучения поможет студентам прочно усваивать те области знаний, которые могут пригодиться в самостоятельной профессиональной деятельности. Главное в воспитании и развитии интуиции и фантазии – практическая работа, т.к. главный инструмент этого воспитания – творческое действие. Процесс творчества сложен и индивидуален. Прежде всего, необходимо научиться воспринимать действительность эмоционально, чувствовать красоту окружающих предметов, явление природы и т.д. Заранее предусмотреть результат своего труда, своего творчества, т.е. увидеть то, чего пока нет – значит представить и вообразить. Представление является наиболее существенным элементом воображения. Творческое воображение практически безгранично. В связи с этим в программе разработаны разделы: «Творческий потенциал и деятельность», «Художественное творчество», «Решение проектной задачи», где предлагаются такие темы как: «Активизация правого полушария», «Развитие памяти», «Визуализация и воображение», «Наблюдательность», «Развитие пространственного мышления», «Художественное воображение», «Инстинкт. Интуиция. Вдохновение», «Релаксация. Медитация. Ясновидение», «Эвристические методы в творчестве» и т.д. При этом даются практические задания и упражнения на совершенствование мыслительной деятельности и сознания. Высокий уровень развития тесно связан с умением концентрироваться и переключать внимание на различные потоки информации. Недостатки в управлении вниманием отрицательно влияют на процесс мышления. Многие ученые и изобретатели свои достижения и успехи в науке связывают с умением длительное время концентрировать внимание на научных проблемах и задачах. Без умения управлять своим вниманием не может быть успешной работы нашего сознания, нашего мышления. Внимание проявляется в определенных конкретных психических ситуациях, имеющих для личности определенную значимость. Это проявление зависит от личностных качеств человека: силы воли, мотивов, привычек и т.д. внимание можно тренировать и совершенствовать. Только творческая личность может выходить за пределы нормативного, устоявшегося положения дел и принимать ответственность за выполняемую деятельность. В современных условиях личностный рост, престижная работа, карьера во многом определяются уровнем интеллектуальных способностей, умением применять полученные знания в решении повседневных и стратегических проблем.

Развитие творческого потенциала студентов через изучение дисциплины
«технологии творческой деятельности»

Муравьева Ирина Геннадьевна
преподаватель общеобразовательных дисциплин
ГОУ СПО «Хакасский колледж профессиональных
технологий, экономики и сервиса»

Мир, в котором живут люди, становится все более сложным и противоречивым. Происходящие глобальные перемены, которые сказываются на требованиях, предъявляемых обществом к человеку. Ценностью в настоящее время становится высокий интеллект, так как от количества умных, творческих людей зависит благосостояние и процветание общества. Поэтому развитие интеллектуальных способностей, совершенствование культуры и образа мышления становятся одной из актуальных проблем процесса образования.

В связи с этим возрастают требования к уровню подготовки творческих способностей квалифицированного специалиста, к его умению самостоятельно решать разнообразные задачи, возникающие в процессе дальнейшей профессиональной деятельности. Сегодня только творчески относящийся к своей работе человек может справиться со всем комплексом практических и теоретических задач, которые ставит перед ним быстро развивающиеся экономические преобразования и научно-технический процесс.

Молодежь способна к неожиданному взгляду на окружающий мир, на природу вещей, они восприимчивы к любой информации, нестандартны в решении определенных задач. Их стремление к творческой деятельности — это огромный капитал для нашего общества. Но для того, чтобы студенты могли реализовать свои способности, их необходимо научить решать творческие задачи.

Совершенствование восприятия, внимания, памяти, воображения создает хорошие предпосылки для повышения культуры, продуктивного мышления студентов и молодых специалистов. Развитие воображения, рост творческой активности и, следовательно, рост профессионального мастерства — это то, что может превратить исполнителей в творцов и изобретателей.

С этой целью предлагается ввести в учебный план творческих специальностей 260903 «Моделирование и конструирование швейных изделий» и 100108 «Парикмахерское искусство» дисциплину «Технологии творческой деятельности». Основной целью курса является ознакомление студентов со способами развития собственных возможностей с мотивацией их к творческой активности и формирование на этой основе стремления к созиданию.

При развитии творческого потенциала студентов особое внимание уделяется формированию умений самостоятельно добывать знания, раскрывать свои индивидуальные способности, что обеспечивает устойчивую мотивацию к учению. Развитие творческого потенциала студентов колледжа в течение периода обучения поможет студентам прочно усваивать те области знаний, которые могут пригодиться в самостоятельной профессиональной деятельности.

Современное производство предлагает высокоинтеллектуальный труд и требует от работника широкого общеобразовательного, научно-технического, профессионального и культурного кругозора. XXI век — век профессионалов. А чем специалист отличается от профессионала? Специалист — это компетентный работник, обладающий необходимыми для данной квалификации знаниями, умениями и навыками. Профессионал — это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными качествами и компетенцией, отличающийся индивидуальным стилем деятельности.

В настоящее время большое значение придается целевому, индивидуализированному, творческому методу обучения студентов. Однако, прослеживается тенденция — не все дети способны к образованию, особенно творческому. В жизни идет жесткий отбор, очень высокие требования и никаких гарантий. Так было и будет всегда. Никто не может обещать, что даже при наличии образования человек состоится как творческая личность, найдет свою нишу, будет востребован. Творчество находится за гранью гарантированных заверений. Творчество —  это, прежде всего, труд, направленный на развитие способностей, а результат бывает и отрицательный. Развитие творческих способностей создает определенные навыки для полного развития способностей человека на протяжении всей жизни.

Зрение, память, воображение, сон, медитация — это давно известные способы видения мира человеком. Однако, у большинства людей эти способности видения (исключая зрение) развиты на 5 — 10% их возможностей. На самом деле, каждый человек способен существенно развить память, воображение, осознание сновидений. Это позволяет включить биокомпютерное голографическое (объемное), радарное, прямое видение, без непосредственного участия глаза, как органа зрения. Для многих это кажется фантастикой, но это давно уже не фантастика.

Сновидения и фантазии позволяют людям подключиться к новым нестандартным источникам информации. Тренируя способность к фантазированию, воображению, развитой человек способен видеть также реально, как художник сразу видит на чистом листе бумаги готовое изображение. Есть еще и альтернативное видение, радарное, прямое, компьютерное, и эти качества заложены у каждого человека, но пока не востребованы.

В последнее время стали использовать игровые формы обучения. Любое количество информации, которая подается в виде игры, легко переводится в эмоцию и легко запоминается. Мышление и сознание невозможно без памяти, а память существует только в образах и чувствах. Для того чтобы вспомнить какую-то мысль, ее необходимо извлечь из своей памяти, из подсознания. Любая мысль — это несколько ситуаций, связанных воедино. Мысль, извлекаемая из подсознания, сначала выглядит как чувство, и это чувство имеет окраску. Оно выходит из подсознания, расширяется и вдруг становится мыслью.

Разные люди одни и те же предметы воспринимают по-разному. Совершенствуя свое восприятие, мы совершенствуем свои представления о предметах и явлениях. Как правило, талантливые люди способны воспринимать объект неоднозначно, с различных точек зрения. Подобный способ восприятия необходимо развивать всем, надо учиться видеть предмет с разных позиций. В дальнейшем это поможет находить оригинальные пути решения проблем и задач в профессиональной деятельности.

Когда мы мечтаем — мы творим. Воображение — наша созидательная способность. Поэтому воображение и мечтание является приоритетом номер один в нашей образовательной системе. Еще в прошлом веке считалось преступлением для учащихся мечтать на уроке. Простая формула человеческого творчества — расслабиться и создавать образы — рассматривалась как табу. В настоящее время преподаватели и родители начинают понимать ценность направленного мечтания. Воображение — это работа правого полушария нашего мозга, которое создает мысленные образы и помогает нам нескучно жить.

Визуализация и воображение между собой взаимосвязаны, т. к. прежде чем воображать надо уметь визуализировать. Визуализация — это мысленное изображение того, что когда-то уже видели своими глазами. Мы воссоздаем картину глазами нашего разума. Воображение — это мысленное изображение чего-то такого, что мы никогда не видели. Это создание совершенно нового образа.

Например, если мысленно изобразим лимон, мы начинаем его визуализировать. Если же попробуем мысленно изобразить цветы, растущие на планете Венера, то придется воспользоваться воображением.

Визуализация и воображение являются важными элементами ясновидения. Ясновидение — это 1) предполагаемая способность воспринимать вещи вне естественного диапазона человеческих чувств; 2) тонкая интуитивная проницательность или восприимчивость, подразумевающая «внутренний» метод восприятия с использованием правого полушария головного мозга.

Активизируя правое полушарие, мы легко входим в свое подсознание. Данная часть нашего сознания способна воспринимать информацию на расстоянии и в обе стороны по оси времени. Практикуясь с визуализацией и воображением, мы готовим свой разум к ясновидению, к получению информации от Высшего разума или из подсознания.

В процессе обучения повышаются творческие способности, обостряется интуитивное восприятие мира, жизнь становится гармоничнее. Единственное требование, выполнение которого должно осуществляться на каждом занятии — это способность мечтать. Необходимо расслабиться и применить эффективное мечтание.

Здоровый человеческий организм живет дольше, делает больше, работает лучше. Когда разум входит в подсознание, прикасается к Высшему интеллекту, человек становится генератором идей, изобретательно решающим все проблемы.

Сила мысленных образов — это творческая сила. Интуиция определяется, как способность узнавать что-либо без использования рациональных процессов, присущих левому полушарию головного мозга. Интуиция является продуктом деятельности правого полушария, которое получает информацию из подсознания.

Интуиция — это интеллект, которым нас обеспечивает Высший разум. Каждый из нас в определенной мере обладает способностью к интуиции, даже если сознательно не активизирует правую половину мозга. Правое полушарие не полностью спит. Оно функционирует всегда, но далеко не в полную силу. Когда мы озабочены делами материального мира, наш мозг выполняет замечательную вещь: через каждую пару секунд он включает наше правое полушарие на микросекунду или около того. Никакого конкретного объяснения этому явлению нет, но таким образом мы получаем доступ к подсознанию, к Высшему интеллекту. Доля секунды — достаточное время для вспышки озарения, творчества и интуиции.

Мир разума всегда идет на шаг впереди мира физического. Мысль приходит раньше. Затем следует материализация этой мысли через правое полушарие, которое активизируется с помощью расслабленного мечтания. Когда мы думаем, активизируя правое полушарие, начинается творческий процесс. Когда мы поступаем в соответствии с нашими мыслями, творческий процесс проявляется. Пока мы можем контролировать свои мысли — обоими полушариями,- мы можем контролировать свою жизнь.

Чтобы научить человека творить с помощью интуиции, «чувства тенденции», чувства материала и развить эти чувства необходимо: 1) накопление знаний — специальных и общих; 2) воспитание творческой фантазии невозможно без развития таких общечеловеческих качеств как любознательность и наблюдательность.

Если обучение студентов с целым комплексом знаний ведется образно, то это непременно служит и развитию профессиональной любознательности. Но профессиональная любознательность бесполезна без профессиональной наблюдательности. Наблюдательность — есть умение анализировать видимое, выделять в нем нечто важное и интересное, замаскированное «потоком восприятия», следовательно, воспитание наблюдательности есть воспитание умения анализировать визуально.

Главное в воспитании и развитии интуиции и фантазии — практическая работа, т. к. главный инструмент этого воспитания — творческое действие. Процесс творчества сложен и индивидуален. Прежде всего, необходимо научиться воспринимать действительность эмоционально, чувствовать красоту окружающих предметов, явление природы и т. д. Заранее предусмотреть результат своего труда, своего творчества, т. е. увидеть то, чего пока нет — значит представить и вообразить. Представление является наиболее существенным элементом воображения. Творческое воображение практически безгранично.

Этапами художественного творчества являются творческая интуиция и анализ, т. е. логическое рассмотрение своего творчества. Гармоничное соединение интуиции и анализа позволяет создать хорошо скомпонованное, законченное произведение. Творческий процесс не существует без образного мышления, интуиции, оценочной деятельности на самых разных уровнях определенного эмоционального настроя. Чтобы возникло эстетическое переживание, к предмету нужно подойти с новой стороны, взглянуть на него «свежим» взглядом, увидеть в нем то, что раньше выпадало из поля зрения.

На творческой интуиции основаны методы, получающие все большее распространение при решении многих практических задач, в том числе при проектировании предметной среды — метода мозговой атаки. Задачи эти часто решаются и более результативно на основе интуиции, чем при помощи расчетов.

В процессе работы интуитивная догадка и логические построения находятся во взаимосвязи, чередуются, сложно переплетаются. Для более эффективного формирования интуитивного мышления необходимо вычленять из этой работы элемент, относящийся к подсознанию. Надо найти возможность создавать условия, которые позволили бы понизить вес формально-логического компонента в момент решения творческой задачи. Создать такие условия можно введением некоторых ограничений: 1) время, отведенное на решение поставленной задачи; 2) вспомогательные средства, привлекаемые для ее решения; 3) средства решения замысла.

Первое ограничение будет подталкивать к выдаче результата спонтанно, к привлечению интуитивного компонента мышления.

Во втором ограничении под средствами подразумевается источники вспомогательной информации, справочная литература и др. Здесь исключается возможность опираться на конкретную информацию, получаемую извне. Это ограничение побуждает обходиться собственными знаниями, путем синтезирования этих знаний продвигаться к решению проблемы.

Третье ограничение касается средств, при помощи которых дизайнер выражает свой замысел. Основными из них являются графика и объемное моделирование. Графическое изображение формы и воплощение ее в объеме при помощи минимальных средств побуждают к обобщенному целостному видению не только формы, но и самой проблемы, требующей решения.

В связи с этим в программе разработаны разделы: «Творческий потенциал и деятельность», «Художественное творчество», «Решение проектной задачи», где предлагаются такие темы как: «Активизация правого полушария», «Развитие памяти» «Визуализация и воображение» «Наблюдательность» «Развитие пространственного мышления» «Художественное воображение» «Инстинкт. Интуиция. Вдохновение» «Релаксация. Медитация. Ясновидение» «Эвристические методы в творчестве» и т. д. При этом даются практические задания и упражнения на совершенствование мыслительной деятельности и сознания.

Использование самых разнообразных эвристических методов позволяет разбудить у студента инициативу, раскрыть его индивидуальные творческие способности, развить логику мышления в профессиональном направлении. Появляется возможность регулировать и интенсифицировать процесс творческого поиска. Умственные тренировки повышают адаптационные возможности нейронов к переработке больших потоков информации, оперированию созданными мысленными образами и понятиями. С физиологической точки зрения, нет никаких оснований утверждать, что в 40 — 60 лет уже поздно совершенствовать свои интеллектуальные способности, открывать в себе талант к тому или иному виду деятельности.

Высокий уровень развития тесно связан с умением концентрироваться и переключать внимание на различные потоки информации. Недостатки в управлении вниманием отрицательно влияют на процесс мышления. Многие ученые и изобретатели свои достижения и успехи в науке связывают с умением длительное время концентрировать внимание на научных проблемах и задачах. Без умения управлять своим вниманием не может быть успешной работы нашего сознания, нашего мышления. Нельзя быть внимательным вообще, внимание проявляется в определенных конкретных психических ситуациях, имеющих для личности определенную значимость. Это проявление зависит от личностных качеств человека: силы воли, мотивов, привычек и т. д. внимание можно тренировать и совершенствовать.

Только творческая личность может выходить за пределы нормативного, устоявшегося положения дел и принимать ответственность за выполняемую деятельность. В современных условиях личностный рост, престижная работа, карьера во многом определяются уровнем интеллектуальных способностей, умением применять полученные знания в решении повседневных и стратегических проблем.

Есть версия, что начинается всепланетная трансформация человечества. Происходят грандиозные космические перемены, идет огромный эволюционный скачок, растет новое человеческое племя, рождаются люди с уникальными способностями. Уже сейчас из человека разумного живущего эмпирически, формируется человек сознательный, ориентированный на знание результатов будущих событий. Мы входим в Новый век, оно определяется временем, когда люди будут открыты для созидания. Это период пробуждения, распространения сознания, способствующего приближению Высшего знания.

Добавлено: 06.09.2007
Рейтинг: -
Комментарии:
0
Просмотров 8423
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+