Личный кабинет

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ


РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Теоретическое освещение и практические рекомендации.

Есимбетова Танзиля Рашидовна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Тат. Каргалинская средняя общеобразовательная школа» села Татарская Каргала Сакмарского района Оренбургской области

Одно из преимуществ чтения вслух заключается в том, что «подобное чтение открывает в художественном произведениях множество маленьких оттенков, неизвестных для самого разбросавшего их художника. Вследствие этого искусство чтения могло бы сделаться могущественным средством для образования и быть... превосходным профессором литературы... прекрасным учителем дикции.

Э. Легуве.

Внеклассное чтение — одно из важнейших направлений в работе учителя-словесника. В методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое в свою очередь, является опорой школьного курса.

В самом начале читательского пути ребята узнают себя и постигнут тайну чтения в пушкинских строках:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь...

А затем, в старших классах, читая стихотворный роман, они, может быть, разделят восторг А. Ахматовой:

И было сердцу ничего не надо,

Когда пила я этот жгучий зной:

«Онегина» воздушная громада,

Как облако, стояла надо мной.

Правда для этого надо суметь почувствовать, ощутить, услышать гармонию художественной формы, тот неповторимый язык, которым автор, его создание говорят с читателем и слушателем.

Книга задумана как возвращение к лучшим плодотворным традициям отечественной и зарубежной школы, для которых учить литературе как искусству чтения всегда было аксиомой.

Теория и методика выразительного и внеклассного чтения как эффективного средства углубления восприятия и понимания школьниками литературного произведения прошла в своем развитии длительный и сложный путь, связанный с развитием литературы.

«Начало искусства слова — в фольклоре,» — не раз замечал М. Горький. С незапамятных времен ходили по городам от села к селу, от города к городу исполнители сказок, былин, собирая вокруг себя слушателей.

Отточенное многими поколениями безымянных творцов, устное народное творчество достигло больших художественных вершин. Однако современное искусство художественного чтения — это исполнение литературы письменной, поэтому ближайшие истоки его следует искать в развитии русской литературы 19 века.

Бурному росту общественной роли литературы сопутствовали «авторские чтения» — публичные чтения писателями собственных произведений, основу которым положил А. С. Пушкин.

Свой вклад в развитие авторских чтений внесли почти все известные русские писатели.

В начале 20 века широкое распространение получили благотворительные вечера, на которых выступали виднейшие писатели и поэты, в исполнительской манере которых различалось два направления. Одно возглавил Горький, который «читал... с огромной экспрессией», другое возглавили поэты Серебряного века, в творчестве которых важное место имела музыка как метафорическое и ритмическое начало.

Наиболее бурного развития литературная эстрада достигла к концу 70- х годов.

Именно такие публичные чтения и заложили основу для развития в школе новых тенденций развития выразительного чтения.

В ходе фронтальной, групповой или индивидуальной БЕСЕДЫ учителя с учениками возможно выяснение целого ряда сведений об особенностях читательской ситуации в классе, о направленности интересов, уровне восприятия и характере оценки литературных произведений учащимися. Индивидуальная беседа, в которой школьники раскрываются с самой неожиданной стороны, часто оказывается решающим моментом в установлении контакта между учителем учеником.

На уроках литературы одним из важных моментов является выразительное чтение, а в системе внеклассных занятий под понятием выразительное чтение поднялось искусство художественного чтения.

Современное искусство художественного чтения отличается жанровым многообразием. Выделяют такие его виды, как рассказывание, театр одного актера, литературные концерты, авторское чтение и рассказывание.

АНАЛИЗ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ (сочинений, письменных ответов на вопросы, рефератов, отзывов о прочитанных книгах) поможет учителю определить особенности восприятия литературного произведения как на этапе первоначального самостоятельного чтения, так и после анализа или обсуждения произведения на уроке, проследить рост читательской культуры, уровень сформированности умений самостоятельно анализировать и оценивать литературные произведения.

ЧИТАТЕЛЬСКИЕ БИОГРАФИИ дают учителю интереснейший материал об особенностях эволюции читательских интересов школьников, о становлении читательской индивидуальности, о роли семьи и школы в воспитании читателя.

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК дает возможность длительного наблюдения за чтением учащихся, литературным развитием. В 5—6 классах — это чаще всего красочно оформленные альбомы, в которых основное место занимают иллюстрации к прочитанным книгам, краткие аннотации, литературные игры (ребусы, кроссворды, викторины), задания к урокам внеклассного чтения.

АНКЕТИРОВАНИЕ получает все большее распространение. Знакомство с новым классом, планирование системы уроков внеклассного чтения, определение направлений в индивидуальной работе, подведение итогов — все эти важные моменты в руководстве внеклассным чтением можно сочетать с проведением небольшой анкеты.

ТЕСТИРОВАНИЕ, особенно популярно и может помочь в выяснении уровня литературной эрудиции, начитанности на разных этапах работы с читателем-школьником, однако данные, полученные в результате проведенного тестирования, также должны дополняться, корректироваться при помощи других методов изучения читателя (индивидуальной беседы, изучения письменных работ).

Большой интерес представляет работа с ЭКРАНОМ СОРЕВНОВАНИЯ. Заранее ребятам дается тематика книг, предлагаются авторы и оговариваются сроки проведения соревнования.

В конце каждой недели происходит отчет ребят по прочитанным книгам (краткий пересказ сюжета, если произведение прочитано несколькими учащимися, то ребята устраивают взаимопроверку) учитель отмечает на экране, используя определенные условные обозначения, кто сколько прочитал и за какой срок. Например, *- прочитал быстро, ранее намеченного срока, + -уложился в чтении в срок, — - не успеваешь, нужно поторопиться, так же можно использовать цветовое решение.

Уроки по основному курсу литературы всегда опирались на широкое внеклассное чтение. Существуют пути сближения классного и внеклассного чтения в процессе изучения программного материала:

· Во- первых, систематическое использование внеклассного чтения на уроках разного типа и на разных этапах изучения темы (традиционные поэтические пятиминутки, небольшие обзоры новинок литературы, индивидуальные и групповые задания на материале внеклассного чтения).

· Во-вторых, организация самостоятельной исследовательской работы учащихся над избранной ими темой, предполагающей выход во внеклассное чтение и серьезно разрабатываемой в течение года, с возможным, но не обязательным включением результатов этой работы в уроки по программе.

· В-третьих, планирование системы письменных работ по основным темам курса с учетом работ, выходящих за рамки темы, предполагающих сопоставления, обзоры, анализ самостоятельно прочитанных произведений и т. д.

Обращением к внеклассному чтению на вступительных занятиях — это и иллюстрации к рассказу о писателе, и обмен впечатлениями о прочитанном, и выставка новых книг, и литературная композиция, составленная из произведений писателя, мемуарной литературы и отзывов критики.

На уроках, посвященных анализу произведения, обращение к индивидуальному читательскому опыту школьников является одним из условий продуктивности работы с текстом, более глубокого постижения программного материала, особенно в историко-культурном литературном курсе, где важен социокультурный контекст, литературные связи и влияния.

Обращение к внеклассному чтению на уроках должно быть естественным и зависящим, во-первых, от характера изучаемого литературного текста, а во-вторых, от реальной читательской ситуации в классе.

Лучшие учителя-словесники стремятся при этом не только учитывать индивидуальный читательский опыт своих воспитанников, но и тактично направлять их внеклассное чтение, «учить трудному, но так, чтобы освоение этого трудного было творчеством, т. е. радостью и победой» (Г. А. Гуковский).

При планировании системы уроков внеклассного чтения важно предусмотреть:

— разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы;

— тематическое разнообразие («Проблема героя в литературе», «Война и мир», «Человек и природа», «Нравственные искания», «Нравственный идеал» и т. д.)

— сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся);

-чередование разных видов урока внеклассного чтения (беседа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т. д.) и приемов активизации читательской самостоятельности учащихся (различного вида групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения);

-систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой (работа с библиотечным каталогом, со справочным аппаратом книги, аннотирование, работа над отзывом, рецензией, обзором, рефератом и т. д.)

Все изменения в реальной читательской ситуации при перспективном планировании учитель вряд ли сможет учесть, поэтому система уроков внеклассного чтения должна быть открыта для всего нового и интересного, появляющегося в литературе. Особенно это относится к урокам внеклассного чтения в старших классах, где необходимы не только традиционные беседы по современной литературе, но и обзоры, консультации, а также специальные часы на индивидуальные собеседования и консультации.

Основную работу по подготовке урока внеклассного чтения проводит небольшая инициативная группа из трех-четырех заинтересовавшихся темой урока, которые выступают в роли организаторов, ведущих, основных докладчиков и их оппонентов, библиографов, оформителей и т. д. они же помогают в распределении заседаний между одноклассниками, вместе с учителем продумывают сценарий и оформление урока.

ПРИРОДА И ПОЭЗИЯ.

(урок внеклассного чтения в 7 классе)

Этот урок посвящен березе, вдохновенно воспетой многими композиторами, поэтами, художниками. Считается, что в условиях нашей местности опыт непосредственного общения с природой богат, поэтому чувство прекрасного у них достаточно развито.

Дети любят природу, их пленяют бескрайние просторы родной земли, каждая встреча с прекрасным не проходит бесследно.

Незадолго до урока возможна экскурсия в березовую рощу. Предметом наблюдения являются березы на опушке леса, небо, зелень трав и кустарников.

Детям было дано задание подобрать к уроку стихи русских поэтов о березке.

Урок начинается с беседы под тихую музыку Чайковского «Времена года».

Ребята называют различных авторов: Фета, Тютчева, Есенина, Щипачева.

Созерцая природу, учащиеся лучше понимают роль метафор и олицетворений в поэзии. Эстетические переживания служат основой для более глубокого восприятия художественных описаний и картин.

Эти наблюдения учащихся свидетельствуют о том, что природа не безразлична, что они любят лес и получают наслаждение от общения с ними. Белоствольные красавицы — березки на опушке леса, будто золотые под лучами солнца и оттого кажутся еще более красивыми и светлыми. Это подсказывают нам изобразительные средства.

Вы увидели березку стройной девушкой в нарядном платье. Образ ее взволновал вас. Это неудивительно. Ни одно дерево так не знаменито на русской земле, как березка. О ней слагают стихи, поют песни, сочиняют музыку.

(Мы сейчас услышим, какую) Ее все знают, любят, перед ее красотой преклоняются. Есть деревья черные, серве, есть зеленые, но белой на земле бывает только береза.

П. И. Чайковский финал четвертой симфонии построил на русской народной песне «Во поле береза стояла...». Послушаем и попытаемся

увидеть, как великий русский композитор передает нам образ русской березки через народную песню.

Возвратимся из безбрежного мира музыки в летний лес — и в этом нам поможет стихотворение Сергея Острового «Лето»:

Как-то шел июнь через речонку

И березку принял за девчонку.

Подошел к ней. Сел на берегу.

— Белая ты... будто вся в снегу.

Вот тебе зеленый лист в подарок,

Как взмахнешь им — день не будет жарок,

Вот другой — расправишь на весу.

Полной горстью примет он росу.

Третий лист — шумливее, чем эти!

Будет петь он песни на рассвете,

Голову синице закружит,

Солнышко к тебе приворожит...

И пошел июнь зеленым бродом

И растаял в дымке заревой...

А березка, перед всем народом,

Ранним утром вспыхнула листвой.

О чем рассказал поэт?

Только ли о пробуждении природы, ожившей в образе девчонки-березки?

Тут рассказано о перволетье, о веселом пиршестве природы, о всеединстве Божьего мира, где деревья, птицы, солнце, росы, смена времен года... И все это мировое всеединство ощущает и переживает в себе человек, потрясенный и окрыленный этой красотой. И человек становится художником, начинает творить.

Со дна ручьев

Восходит вдохновенье,

Рождающее реки и моря.

Так песня началась —

От удивленья,

От мира, где затеплилась заря.

От тишины,

От задремавшей рощи,

От ветерка, что по ветвям сновал.

Был соловей типичный «лакировщик»,

Поскольку он восторга не скрывал...

Владимир Фирсов

Вот этого-то «удивленья, от «восторгов от созерцания природы», которые «выше...искусства» (слова П. Чайковского), и рождается все прекрасное в искусстве — и «Березовая роща» И. Левитана, и вдохновенные строки русской поэзии, и песни, и симфонии...

Еще раз войдем в эту «березовую рощу» — нам помогут и воспоминания народного художника СССР Б. В. Иогансона:

«Когда я увидел „Березовую рощу“ Левитана, я был буквально ошеломлен. Мне показалось это каким-то чудом... Мне даже казалось, что я начинаю ощущать аромат трав, слышать негромкий шум листвы берез, перебираемых ласковым летним ветром, что я вижу этот зайчик, этот солнечный свет, пронизывающий всю листву и падающий на сочную траву; он сейчас захватит и мою руку, а я буду ловить этот солнечный зайчик. У меня было такое ощущение, что я сейчас вхожу в этот лес, и буду идти долго, вдыхать в себя весь этот лесной аромат, этот солнечный свет, который искрится, прячется и вновь возникает, как будто играя в прятки, этот удивительный зеленый солнечный свет, который создает в душе какое-то необыкновенное веселье, радость, и эти ослепительные в белом солнечном свете белые нарядные стволы берез, скрывающиеся в зелени и снова возникающие и манящие уйти в глубь, как можно дальше в этот лес».

Анализ картины, сделанный замечательным художником, является образцом глубокого постижения живописного произведения, примером эстетической оценки картины.

Вновь звучит отрывок из четвертой симфонии Чайковского.

Ребята улавливают мелодию, которую композитор положил в основу своего произведения, — мелодию русской народной песни «Во поле береза стояла...» Музыка Чайковского передает картину праздничного веселья, она как бы приглашает слушателя: смотри, как умеет веселиться народ, отдаваясь безраздельно радостным чувствам.

Состоялась еще одна встреча учащихся с прекрасным. А помогли нам в этом не только музыка, живопись, поэзия, но и сама природа, восприятие которой и рождает прекрасное в искусстве.

Список литературы

1. Аркин. И. И. Уроки литературы в 5—6 классах. —  М.: «Просвещение», 1996.

2. Богданова О. Ю. Методика преподавания литературы.- М.: Academia, 1999.

3. Киррева Г. П. Природа и поэзия урок внеклассного чтения.- // Литература в школе № 1, 2006, стр41.

4. Чернышев В. И. В защиту живого слова.- СПб., 1912.

5. Шелестова З. А. «Чтение — превосходный профессор литературы» // Литература в школе № 7, 1999, стр 55.

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Тезисы

Есимбетова Танзиля Рашидовна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Тат. Каргалинская средняя общеобразовательная школа» села Татарская Каргала Сакмарского района Оренбургской области

Внеклассное чтение — одно из важнейших направлений в работе учителя-словесника. В методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое в свою очередь, является опорой школьного курса.

Теория и методика выразительного и внеклассного чтения как эффективного средства углубления восприятия и понимания школьниками литературного произведения прошла в своем развитии длительный и сложный путь, связанный с развитием литературы.

Современное искусство художественного чтения отличается жанровым многообразием. Выделяют такие его виды, как рассказывание, театр одного актера, литературные концерты, авторское чтение и рассказывание.

Обращение к внеклассному чтению на уроках должно быть естественным и зависящим, во-первых, от характера изучаемого литературного текста, а во-вторых, от реальной читательской ситуации в классе.

Лучшие учителя-словесники стремятся при этом не только учитывать индивидуальный читательский опыт своих воспитанников, но и тактично направлять их внеклассное чтение, «учить трудному, но так, чтобы освоение этого трудного было творчеством, т. е. радостью и победой» (Г. А. Гуковский).

Добавлено: 30.09.2006
Рейтинг: -
Комментарии:
0
Просмотров 18739
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+