Личный кабинет

Разработка урока для 7 класса по программа В.В. Алеева "Драматический образ в вокальной балладе Ф. Шуберта "Лесной царь""


Разработка урока Тема урока: «Драматический образ в вокальной балладе Ф. Шуберта «Лесной царь» Аудитория: 7 класс Дата проведения: Вторая четверть 3-й урок Вид урока: Урок изучения нового материала и закрепления старого. Тип урока: расширение и углубление знаний Цель урока: На примере музыки Ф. Шуберта объяснить определение «драматический образ». Задачи: -закрепить понятие «музыкальный образ»; -познакомить учеников с жанром «баллада»; -учить слушать и понимать музыку, сопереживать героям. Методы: - «мозговой штурм»; -метод «погружения»; -метод «переинтонирования; -метод «музыкальных обобщений»; -метод «целостного анализа музыкального произведения» Оборудование и материалы к уроку: -Портрет композитора Ф. Шуберта, Портрет немецкого поэта И.В. Гёте, распечатка текста баллады в переводе В. Жуковского на число учащихся, словарь эстетических слов на каждого ученика. Музыкальный материал: ноты баллады «Лесной царь» Ф.Шуберта, музыка mp3 «Лесной царь» Мультимедийный проектор, ноутбук, доска, презентация. Фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учеников: -понятие «музыкальный образ» -понятие «баллада» -выразительные средства музыки -понятия «драма», «драматический», «драматургия». Главная проблема урока: Что такое «драматический образ» в музыке? Этапы и виды деятельности учеников с примерной разбивкой времени по минутам. Ход урока: «Поистине у Шуберта есть искра божья!» Л.В. Бетховен. 1.Организационный момент На доске написана тема урока «Франц Шуберт. Баллада «…………… ……..». Портрет Ф. Шуберта. На вопрос учителя «Что не понятно в теме урока»? Ученики называют: «баллада». Презентация (слайд 5): Вспоминаем сообща, что такое «Романтизм» (из предыдущей темы о Р. Шумане и его «Карнавале»). Также ученики записывают в словарик информацию о балладе. 2.Знакомство с музыкой баллады. • Пока ученики не знают названия баллады и слушают вступление ассоциативно, при этом устно заполняют табличку, которую после прослушивания на доске заполняем сообща: Что? ( Кто?) (предполагаемые ответы) Где? (предполагаемые ответы) Когда? (предполагаемые ответы) состояние (страх, тревога, угроза) движение (бег, скачка, торопли-вость, стук, биение сердца….) герой (всадник, конь, дождь…) цвет (тёмные краски, оттенки) место действия (замкнутое пространство- комната, подвал; открытая местность- поле, лес;) время суток (вечер, ночь…) время года (поздняя осень, зима…) Презентация (слайд 6) • Ученики слушают исполнение баллады на немецком языке и отвечают на вопросы: -Кто исполняет? (предполагаемый ответ: 2 исполнителя- певец и пианист) - Кто ведёт в этом исполнении? (предполагаемый ответ: певец) -Как меняется звучание музыки к концу баллады? (предполагаемый ответ: музыка звучит напряжённее, взволнованнее, а в конце замирает, останавливается…) • Ученикам раздаётся текст баллады в переводе В. Жуковского. Автор немецкого текста Гёте. Портрет поэта- на доске. Ученики отмечают , что эта баллада Вокальная. Презентация ( слайды 7) Продолжается работа учеников с текстом. Они слушают исполнение баллады на русском языке и отвечают на вопросы: - Сколько действующих лиц? (предположительный ответ: 3 или 4. Как правило рассказчика дети не считают действующим лицом). -Как меняются интонации музыки у каждого героя? ( предположительный ответ: рассказчик – взволнованно, с сопереживанием; отец – встревожено; сын – безумно испуганный, задыхающийся, напряжение усиливается к концу произведения (мелодии персонажей отрывистые, с обилием вопросов и восходящих интонаций); лесной царь – мягкая интонация, сладостно-завлекательная, плавная, угрожающая…. Мелодия царя плавная и певучая). Работая над этим заданием, после прослушивания музыкальной записи, учитель отдельно останавливается на каждой интонации и пропевает вместе с учениками эти интонации, вкладывая эмоциональное содержание в каждую. Записи в тетради результатов поиска. -Сколько раз и как менялась интонация лесного царя при обращении к ребёнку? (предположительный ответ: 3 раза: 1 – сладостно- завлекательно, 2- настойчиво, 3- грубо и злобно, угрожающе). • Презентация (слайд 8) Возвращаясь к теме урока, к записи на доске, учитель просит дать название этой балладе. Как правило, все единодушно дают название балладе «Лесной царь», объясняя свой выбор тем, что ,если бы не было лесного царя , то и события возможно развивались по- другому .Работа над заданием занимает минуты 1,5. Историческая справка: Шуберт прожил очень короткую жизнь, всего 31 год. Как яркая комета пронёсся он на романтическом небосклоне, оставив после себя огромное количество произведений: только песен им было написано более 600. Это был один из первых композиторов-романтиков. Он родился в предместье Вены в Лихтентале в семье школьного учителя. Музыка в жизни этого семейства занимала очень важное место. Дома постоянно устраивались музыкальные вечера. Отец играл на виолончели, старшие братья на разных музыкальных инструментах. Вскоре к их музицированию подключился сам Франц, которому первые шаги в музыке помог сделать отец и его брат Игнац. Кроме того, у мальчика был хороший голос. Он пел в церковном хоре, но когда произошла ломка голоса, ему пришлось оставить это занятие. Отец предложил ему стать школьным учителем. Эта работа утомляла юного Шуберта, ведь в нём звучало столько мелодий. Только за один 1815 год он сочинил 150 песен, причём каждая из них яркая, новая, не похожая ни на что другое. Для того, чтобы заниматься любимым делом Шуберт был вынужден порвать со своим отцом. Очень тяжело жилось Францу, у него не было знатных покровителей. Публичных концертов Шуберт не давал, при императорском дворце его не знали, издатели платили ему гроши. Но никакие невзгоды не могли сломить Шуберта, ведь у него была МУЗЫКА. И эта музыка рождалась в нём постоянно. Он заканчивал одно произведение и сразу же начинал другое. Бывали дни, когда он записывал до 10 песен. Из-под его пера выходили песни и фортепианные миниатюры, сонаты и пьесы для фортепиано, камерные ансамбли. Не имея возможности услышать свои произведения в исполнении симфонического оркестра, Шуберт написал 9 симфоний, в том числе знаменитую «Неоконченную симфонию». Кроме музыки у Шуберта были друзья, которые не бросали его в трудную минуту. В течение 4-х лет он жил поочерёдно то у одного, то у другого друга. Он был всеобщим любимцем. И скоро образовался кружок, в который входили поэты, художники, учёные, музыканты. Молодые люди, читали, беседовали, музицировали, исполняли произведения Шуберта. В связи с этим эти вечера получили названия «шубертиады». Благодаря этим друзьям, музыка Шуберта постепенно завоевала Вену. Именно они распространяли его произведения, собирали и хранили ноты, переписывали рукописи, организовывали концерты в богатых дамах Вены. Из-за недостатка денег композитор всегда страдал от недостатка нотной бумаги. Заботливые друзья снабжали его ею. Я хочу вам рассказать одну историю из жизни Ф.Шуберта, которую я узнала из книги Шорникова «Музыкальная литература». Однажды Шуберта посетил его друг художник Морид Швинд. В этот день у композитора кончилась нот¬ная бумага, а с деньгами, как всегда, было затрудне-ние. Тогда художник сел к столу и стал наносить на бумагу параллельные линии — нотный стан. Когда спу¬стя годы у художника спрашивали, какой из своих ри-сунков он считает лучшим, он отвечал: — Нотные линейки для Шуберта! Во время очередного безденежья Шуберт зашел в ресторанчик пообедать, но хозяин в долг кормить его больше не захотел. Тогда композитор сел к столу и стал читать журнал. В нем попалось стихотворение, которое очень понравилось Шуберту. Он подошел к окну и тут же написал к нему музыку. Ноты компози¬тор отдал хозяину, и тот взамен принес телятину с картошкой. Через тридцать лет ноты, написанные тогда в ресторанчике, были проданы на аукционе в Париже за сорок тысяч франков. Это была знаменитая «Колыбельная песня» Шуберта. • Презентация (слайд9) Возвращение к табличке, которую мы заполняли в начале урока. Обратить внимание учеников на выразительность и изобразительность аккомпанемента, который помог нам понять содержание музыкального произведения. • Презентация (слайд 10) Обратить внимание учеников на конфликтность (партии отца, ребёнка, царя), на столкновение главных героев- образов. Произведение прозвучало на одном дыхании, в движении без остановки, слова и музыка слиты воедино. В балладе раскрывается драма, в которой погибает ребёнок. 3. Подведение итогов: Вопрос для учеников: -Какой образ раскрыт в балладе? В ходе дискуссии прийти к выводу с записью в тетрадь: « Отдельные темы – интонации, вся сцена сливается в единый драматический образ, объединённый стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня, но и движением (развитием) чувств главных действующих лиц». Презентация (слайды №11-12) Завершается урок словами П.И. Чайковского о творчестве Ф. Шуберта: « Что за неисчерпаемое богатство мелодического изобретения было в этом безвременно окончившим свою карьеру композиторе! Какая роскошь фантазии и резко очерченная самобытность!» 4. Домашнее задание ( Презентация: слайд №13): К следующему уроку найти песню с драматическим содержанием и охарактеризовать её. Задание выполняется письменно в тетради Список литературы: -Т.И.Науменко, В.В.Алеев «Музыка» 7 класс М; Дрофа 2011; -Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка» 6 класс М; «Просвещение» 2005; -Старинной песни мир. Песни Франца Шуберта. http://festival.1september.ru/articles/607081/

 

document
Ф._Шуберт_Баллада__Лесной_царь.pptx

Добавлено: 20.12.2012
Рейтинг: -
Комментарии:
0
Просмотров 4105
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+