Личный кабинет

Пути совершенствования литературно-творческого развития учащихся на уроках литературного чтения


Пути совершенствования литературно-творческого развития учащихся на уроках литературного чтения

ПРОЕКТ

«Пути совершенствования литературно-творческого развития учащихся на уроках литературного чтения»


Шункова Е. Л.
учитель I квалификационной категории

Алексеевская средняя общеобразовательная школа № 2

р. п. Алексеевское

2005 г


Оглавление

1. Проект

I часть «Теоретическое обоснование проекта»

II часть "Практическое обоснование проекта

III часть Апробация проекта

2. Список литературы

3. Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

4. Творческие работы учащихся

Сказки

Кроссворд

I. Теоретическое обоснование проекта.

«Творческую личность может воспитать только творческая личность» — для педагога эта истина является и девизом, и руководством к действию. Но что такое творчество, и всегда ли труд учителя можно назвать творческим?

«Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую " нечто новое, никогда ранее не бывшее«. Советский психолог Л. С. Выготский писал: «Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».

Позволив себе перефразировать слова великого ученого, я уточнила: чтобы создать нечто, в чем будет содержаться хоть " йота нового", необходимо выйти " за пределы рутины«. А на это требуется и желание, и определенное мужество в борьбе за свое профессиональное «я».

Идея развития творческих способностей школьников становится ключевой в концепции школы.

Я, работая по системе Л. В. Занкова, поняла, что учебник литературного чтения, это учебник литературы, а не чтения, и то, что литература понимается как искусство, то есть как способ художественного восприятия мира. Учитель каждого ребенка должен научить решать две задачи: исследовательско — творческую и эмоционально-эстетическую (способствует организации переживания, учить чувствовать).

Приобщение младших школьников к художественной литературе как к искусству, развитие учащихся средствами художественной литературы — одна из важных и сложных проблем современной школы.

В педагогике впервые на связь чтения с общим развитием личности указал К. Д. Ушинский. Чтение, по его мнению, является источником духовного роста ребенка, а в свою очередь духовный рост влияет на восприятие и понимание читаемого.

А известный учитель Ш. А. Амонашвили считает, что чтение мы должны рассматривать в качестве способа познания действительности, каким оно и является, и цель обучения чтению должна заключаться именно в развитии в ребенке познавательного чтения, то есть такого, когда ребенок с помощью чтения решает познавательные задачи. Познавательное чтение есть настоящее чтение, есть то новообразование в ребенке, которое возникает в нем как результат развития, как результат творчества.

О связи чтения и общего развития ребенка говорил Л. Н. Толстой, который обращал внимание на такую способность детей, как нравственное совершенствование в процессе чтения хороших книг.

Главная задача уроков чтения в начальных классах, наряду с обучением беглому сознательному чтению, состоит в развитии детей средствами художественной литературы, в формировании их художественного вкуса. Никакая другая отрасль знания не в силах раскрыть столь ярко и образно внутренний мир в его динамике, как художественная литература.

Особое значение художественная литература имеет для воспитания чувств. Изображенные в произведении герои, события, явления вызывают у читателя сопереживание, захватывают его. В процессе чтения у читателя может возникнуть ощущение, что он также переживал и чувствовал как герой произведения. Он начинает осознавать себя, свои чувства. Таким образом, художественная литература (чужой опыт) делается на время личным опытом читателя, обогащает его чувства. Все особенности восприятия и понимания произведений художественной литературы присущи и младшим школьникам.

В своем стремлении по-новому взглянуть на литературно-творческое развитие учащихся на уроках литературного чтения, я опиралась на перечисленные высказывания Ушинского, Толстого, Амонашвили, а также на высказывание педагога В. А. Сухомлинского.

В знаменитой книге В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» есть глава, которая называется «Что такое начальная школа». В ней великий педагог пишет: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей никому не нужной, вредной для здоровья и умственного развития ребенка зубрежке...

Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями, творцами в этом мире, наблюдали, думали, рассуждали, творили красоту и радость для людей и находили в этом творении счастье». Я считаю, что такому творческому развитию учащихся и способствуют развивающее обучение, направленное на личностно-ориентированное обучение детей.

Начальное звено играет важную роль в становлении и развитии личности ребенка. В этом возрасте складываются и проявляются до 70 % его личностных качеств. Невнимание к развитию личности в младшем школьном возрасте порождает педагогические просчеты, которые ярко обнаруживаются на следующих ступенях обучения.

Основным «фундаментом» творческого развития учащихся, на мой взгляд является система Л. В. Занкова.

Эта система в отечественной педагогике представлена академиком Л. В. Занковым. На сегодняшний день методическая система Л. В. Занкова одна из самых гибких, открытых и доступных. В ней представлены особенности внешнего влияния на развитие интеллектуальных и эмоциональных способностей школьников средствами и приемами обучения в зонах ближайшего развития.

Для того, чтобы обучение проявило свой развивающий эффект, необходимо создание ряда универсальных условий: развиваемый ученик должен быть вовлечен в активную деятельность и общение. Эффективность обучения зависит, прежде всего, от активности самого ученика. Когда учащиеся вовлекаются в активную деятельность по выполнению заданий познавательного характера, длительность активной работы учеников на уроке возрастает до 90—95 % урока, что позволяет отказаться от обязательных домашних заданий, от дополнительных занятий во внеурочное время. Это положительно влияет на здоровье учеников, так как заметно улучшается психологический климат на уроке, освобождается время для занятий в секциях, кружках, факультативах.

Работая по системе Занкова, я столкнулась с тем, что если в ней хорошо методически разработан материал по речевой творческой деятельности на уроках русского языка (например, Н. В. Нечаева «Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников»; «Сборник контрольных и проверочных работ»; В. В. Лайло «Изучение алфавита и развитие восприятия» и т. д.), то по литературно-творческому развитию учащихся на уроках литературного чтения практического материала намного меньше и он не систематизирован в отдельные сборники. И начинающему учителю, который желает работать по системе развивающего обучения Л. В. Занкова трудно сориентироваться в аспекте развития литературного творчества учащихся.

Поэтому я вышла на поиск путей повышения эффективности литературно-творческого развития учащихся.

II. Практическое обоснование проекта.

Я проанализировала результаты речевой творческой деятельности учащихся и получили данные об уровне сформированности их речи, творческом развитии и об уровне их общего развития.

Для этого я взяла следующее задание:

1. Составление предложения из данных слов с добавлением любых других слов, уровень самоконтроля (1 класс).

Назначение задания: выявить уровень усвоения учениками понятий " предложение«, «слово»; способности ребенка к поиску разных вариантов словесного выражения мысли (комбинаторные возможности), словарный запас, определить возможности в самоконтроле.

Организация работы: на доске написаны слова: мальчик, кот, играть.

Инструкция:" из данных слов составьте как можно больше предложений. Форму слов можно изменять, можно добавлять любые другие слова«.

Оценка составления предложений (Оцениваются количество, распространенность придуманных предложений, их грамматическая правильность, орфографическая правильность не оценивается).

4 уровень — придумано предложений по крайней мере на одно больше, чем задано слов; хотя бы в одном из них на два слова больше, чем

задано, не считая служебные слова, все предложения

составлены правильно.

3 уровень — количество придуманных предложений равно количеству

заданных слов; количество слов хотя бы в одном

предложении на 1 больше заданных, не считая служебные

слова; все предложения составлены правильно;

2 уровень — количество придуманных предложений меньше, чем было

задано слов; использованы только заданные слова или не все

заданные слова; большая часть предложений составлена

правильно;

1 уровень — результат хуже, чем описан во 2 уровне выполнения.

Уровень развития самоконтроля

4 уровень — пишет без ошибок или исправляет их самостоятельно;

3 уровень — реагирует на сигнал (точку, палочку,) учителя, поставленной

на полях;

2 уровень — реагирует на сигнал учителя, поставленный рядом со словом;

1 уровень — реагирует на сигнал учителя, поставленный под ошибочно

написанным словом.

Во 2 классе даются следующие слова: снегурочка, сочинение, писать. Повторяются слова, из которых составлялись предложения год назад.

В 3 классе используются слова: бабочка, бегемот, летать.

В рабочем порядке повторяются составленные предложения с теми словами, которые предлагались год назад.

2. а) Составление новогодней поздравительной открытки (1 класс).

Назначение задания: выявить возможности ребенка в письменном выражении своих мыслей в соответствии с темой и жанром высказывания.

Организация работы и инструкция: детям раздаются листочки, по величине равные открытке. На доске, которая еще закрыта, заранее записано задание: «Напиши новогоднюю поздравительную открытку кому хочешь: родственнику, другу, марсианину, артисту, герою книги, или...»

Оценка составленного текста:

4 уровень — форма и содержание текста соответствуют заданной теме и

жанру (при краткости изложения в открытке есть обращение,

причина для поздравления, пожелания, соответствующие

поводу и адресату, слова прощания, подпись);

3 уровень — упущен один из необходимых компонентов текста;

2 уровень — упущены 2—3 компонента;

1 уровень — текст не соответствует заданному жанру.

б) Сочинение поздравительной телеграммы (2 класс).

Организация работы: Детям раздаются обычного формата листы из тетради.

Инструкция:" Представьте, что у каждого из вас есть бабушка, которая живет отдельно от вашей семьи — в другом городе или селе. У нее завтра день рождения. Напишите поздравительную телеграмму бабушке.«

Оценка составленного текста: (подобно предыдущему.)

в) Составление объявления о пропаже собаки (3 класс).

Организация работы и инструкция:работа выполняется на листочке из тетради.

Задание: «Представьте, что у каждого из вас есть горячо любимая собака. И вдруг она потерялась. Что вы сделаете, чтобы ее найти?»

" Вот и напишите объявление о пропаже вашей собаки.«

Оценка текста.

4 уровень — форма и содержание текста соответствует заданной теме

и жанру (при кратком изложении, сути объявления дано

описание собаки, адрес, телефон, имя хозяина);

3 уровень — упущен один компонент текста;

2 уровень — упущены 2—3 компонента;

1 уровень -другие варианты.

3. Сочинение на тему «Что бы я рассказал африканскому мальчику о зиме» (3 класс).

Организация работы и инструкция: сочинение проводится без специальной подготовки. Тема требует активизации знаний и впечатлений, которые дети получили во время прогулок и экскурсий, на уроках чтения, естествознания, изобразительного искусства, музыки. Непосредственно перед работой заинтересовать учеников. Возможен такой вариант: «Вы посмотрите, ребята, как изменила зима жизнь людей и всей природы. А ведь есть такие места на Земле, например, в Африке, где люди не знают, что такое зима, какие бывают зимние игры, как меняется природа зимой. Многие африканские дети не видели всего этого. Давайте напишем им сочинение, но написать его надо так, чтобы африканские дети могли представить все то, о чем вы будете писать.»

Оценка сочинения:

4 уровень — в норме 5 показателей:

1. Тема раскрыта достаточно полно;

2. Логично;

3. Высказываются обобщающие суждения;

4. Излагаемые факты оцениваются, комментируются;

5. Стиль изложения соответствует звучанию темы;

3 уровень —  а) реализованы любые 4 показателя;

б) по большинству позиций есть отдельные несущественные

недостатки;

2 уровень — реализованы 2—3 показателя;

1 уровень —  а) тема раскрыта в виде перечня фактов;

б) тема не раскрыта.

Результаты речевой творческой деятельности учащихся.

Сводная таблица

Задания

Уровни

I

II

III

IV

1 кл.

1. Составление предложения из данных слов с добавлением любых других

слов.

10%

30%

35%

25%

2. Составление новогодней поздравительной открытки.

5%

40%

40%

15%

Зкл.

1. Составление предложения из слов с добавлением любых других слов.

10%

20%

30%

40%

2. Составление объявления о пропаже собаки.

20%

30%

20%

30%

3. Сочинение на тему: «Что

бы я рассказал африканскому мальчику о зиме.

10%

15%

40%

35%

Литературно-творческое развитие учащихся младшего школьного возраста на уроках литературного чтения после обобщения результатов проведенных тестов видится мне через 3 взаимосвязанных содержательных компонента.

1 компонент

Изучение алгоритма работы с художественным текстом

2 компонент

Формирование литературно-творческих умений учащихся

3 компонент

Обучение приемам творческого фантазирования

когнитивный уровень

деятельностный

уровень

креативный уровень

Реализация принципов:

· принцип взаимосвязи компонентов

· принцип развития и принцип усложнения

· принцип взаимоперехода

Первый компонент:

«Изучение алгоритма работы с художественным текстом» отвечает за формирование понятийного аппарата школьников, без которого невозможно чувство эстетического наслаждения текстом, проникновение в художественный мир.

Какие же условия необходимы, чтобы учащиеся полноценно восприняли

художественное произведение?

Художественное произведение должно будить у ребенка соответствующие чувства, вызывать сопереживания героям. Но личностное отношение может быть не адекватно авторскому, если ученик не разобрался в мотивах поступков, причинах и взаимосвязях событий, не понял их смысл и авторскую позицию.

Надо стремиться пробудить у детей элементарное эстетическое восприятие художественных произведений, входящих в круг детского чтения, научить видеть красоту морального облика героев и богатство языка поэта или писателя, помочь узнавать того или иного автора не только по тематике творчества, но и манере его письма.

Я вычленяю основные читательские умения, связанные с общим восприятием, осмыслением, воссозданием и воспроизведением художественного произведения как вида литературы, не касаясь подробно жанровых его разновидностей.

Художественное произведение для детей младшего школьного возраста построено таким образом, что главным двигателем событий, развернутого содержания является поступок персонажа. Чтобы разобраться в смысле событий, необходимо проанализировать поступок, выявить его мотив, смысл и, конечно, определить личностное отношение к нему читателя.

Параллельно нужно рассматривать и форму, в которой представляются события, то есть средства эмоционально-образной выразительности: язык, речь героев, композиционное построение, жанровые особенности.

Идеограмма содержания анализа поступка представляется мне в таком виде:

поступок, событие

содержание

форма

мотив поступка

средства эмоциональной

выразительности

смысл поступка

отражение идейного содержания

через поступок

язык

речь

авторское отношение

композиционное построение

личностное

отношение

читателя

жанровые

особенности

Что касается содержания анализа художественного произведения, то в литературоведении различают уровни анализа: языковой — сюжетный -образный — идейно-тематический — композиционный — анализ художественных проблем. Анализ осуществляется в процессе непосредственного восприятия произведения детьми, осмысленного восприятия.

Идеограмма содержания анализа художественного произведения представляется в следующем виде:


Автор и его проблемы, темы

Жанр произведения

Тема данного произведения

Идейная направленность

Главные герои, их роль в идейном содержании,

поступки и их мотивы

Второстепенные персонажи, их связь между собой

и главным персонажем

Сюжет, его элементы,

их роль в раскрытии идеи

Композиция, её компоненты,

роль в раскрытии идеи

Язык писателя

Эстетическая и нравственная ценность

произведения с точки зрения

восприятия детьми

Уровни восприятия исследованы З. И. Романовской.

Это репродуктивный уровень (сюжетно-логический). Он характеризуется восприятием сюжета " без творческой переработки и проникновение в образное содержание" без охвата всех взаимосвязей в произведении.

Эмоционально-сюжетный уровень — самый распространенный среди детей. Он характеризуется ярко выраженным эмоциональным отношением к героям.

Интуитивно-художественный уровень свидетельствует о полном восприятии произведения и умение руководствоваться художественным чувством при выборе произведения.

Элементарный осознанно-художественный уровень характеризуется умением владеть процессами анализа и синтеза, осознанием произведения как искусства слова.

Второй компонент:" Формирование литературно-творческих умений учащихся« — это рационализация полученных теоретических сведений на практике в ходе репродуктивной или исследовательской учебной ситуации, предполагающая развитие умения воспринимать текст в единстве содержания и формы, чувствовать особенности стиля, слога писателя, выделять авторскую позицию, связывая ее с мировоззрением, эстетикой писателя, создавать оригинальный текст, показывая свободное владение литературной речью.

Во втором компоненте я отдельно выделила следующие темы:

1. «Формирование первичных исследовательских умений на уроках литературного чтения».

Эта работа на уроках ведется в русле главной концептуальной установки: формирования представления о литературе как об искусстве. Главный прием — сравнение. Сравнивая разные виды чтения, сравнивая прозу и поэзию, тексты, относящиеся к разным стилям речи и жанрам литературы, сравнивая литературные приемы, школьник открывает для себя особенности художественного текста, специфику родов и жанров литературы, выразительность литературных приемов.

Путем сравнительного анализа:

а) Выделяют литературу из просто чтения;

б) Отделяют литературу от фольклора;

в) Разделяют художественную и научную литературу.

Работа по различению чтения и литературы ведется с первого класса. Задания сформулированы так, чтобы ребенок задумался о разнице цели чтения на уроках математики и литературы; они необходимы для формирования первичных представлений об отличии научной и художественной литературы. Особенностью заданий учебников литературного чтения является то, что ученик сам пробует себя в роли писателя и ученого. Ему предлагается из научного текста сделать художественный и наоборот; различить поэтические выражения и научные сведения; сочинить сказку и научный доклад на одну и ту же тему.

При работе по различению фольклора и литературы обращается внимание детей на то, что автором известных им народных сказок и тех малых фольклорных жанров является народ.

2. Работа с пословицами и поговорками, фразеологизмами.

Работая над пословицами систематически, дети учатся собирать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, понимать их обобщающий характер. Изучение пословиц обогащает речь учащихся, способствует воспитанию эстетического вкуса. Разнообразная работа с пословицами прививает учащимся любовь к устному народному творчеству, учит внимательно относиться к метким образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Пословицы воспитывают у учащихся чувство любви к стране, уважение к труду, чувство доброты, милосердия, чувство уважения к русскому народу, создавшему пословицы.

Анализируя учебники литературного чтения, я пришла к такому выводу, что во 2 классе (автор В. Ю. Свиридова и Н. А. Чуракова) в заданиях после изучения произведений нет работы над пословицами. Поэтому я решила внести коррективы в некоторые задания, обогатив их пословицами. Для этого я создала тематическую подборку ко многим текстам из учебника.(приложение 1).

На литературно-творческое развитие учащихся направлено также игра с пословицами «Переведи на русский язык», которую можно проводить с учащимися в 3 классе.

Известно, что в языках многих народов немало пословиц и поговорок, сходных по смыслу, так как мудрость не знает границ, Например, есть вьетнамская пословица «Прежде чем сказать, поверни язык семь раз». В русском языке есть ее перевод: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Ребята с удовольствием «переводят» пословицы на русский язык. Вот некоторые из них:

— Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан).

— Маленький горшок хорошо нагревается.(Англия)

— Все хорошо в свое время.(Африка)

— Сын леопарда — тоже леопард.(Африка)

— Куда лопата ведет, туда вода течет.(Тибет)

— После обеда приходится платить.(Англия)

— Ошпаренный петух от дождя убегает.(Франция)

Примерные варианты ответов:

— Шило в мешке не утаишь.

— Мал золотник, да дорог.

— Готовь сани летом, а телегу зимой.

— Яблоко от яблони недалеко падает.

— Куда иголка, туда и нитка.

— Любишь кататься, люби и саночки возить.

— Пуганная птица всего боится.

В 3 классе после изучения басен Эзопа — детям можно предложить самим сочинить басню в прозе, моралью которой станет одна из предложенных пословиц. Лучшие басни учеников 3 А класса вошли в сборник «Дневник читательских удовольствий» (приложение 2).

В формировании образности речи в процессе усвоения родного языка огромную роль играет работа с фразеологизмами. К. Д. Ушинский считал необходимым введение фразеологизмов в учебные книги с тем, чтобы " ребенок взглянул на предметы... зорким глазом народа и выразился его метким словом«.

Работа с фразеологизмами таит в себе умственное, речевое, эмоциональное развитие ребенка. Давая четкое толкование фразеологизма, а затем путем лингвистических или логических рассуждений поясняя его смысл, учащиеся включаются в активную умственную деятельность, задумываются над значением слов и выражений, задаются вопросом, почему мы так говорим и тем самым повышают уровень мыслительной деятельности.

Так как фразеологических оборотов много, то я создала для 2 класса «Радужный словарь фразеологизмов» и работаем с ним на уроках литературного чтения один раз в неделю, для обогащения словарного запаса и творческого воображения (приложение 3).

Третий компонент"Обучение приемам творческого фантазирования", способствует воспитанию потребности в творческой активности, эстетическом самовыражении и самосовершенствовании.

Обучение приемам творческого фантазирования связано с преодолением инерции мышления при помощи обучения специальным " шагам", ведущим к активизации фантазии.

Здесь я выделяю следующие темы:

Ребенок, как соавтор.

Работая по учебнику литературного чтения В. Ю. Свиридовой, младший школьник старается стать его соавтором, сотворцом.

Многие задания нацелены на то, чтобы воспитать в ребенке отсутствие страха перед высказыванием, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу.

На развитие творческих литературных способностей направлены задания, где ребенку предлагается представить себя на месте героя

прочитать текст голосом героя " героя — Сладкоежки«, «примерить» определенные речевые характеристики к образу героя; посмотреть на мир глазами какого-нибудь живого существа; посмотреть на одну и ту же ситуацию или предмет глазами разных персонажей (представить ситуацию глазами волка, по-медвежьи." Некоторые задания ориентируют ребенка на то чтобы он придумал: свои летательные аппараты, историю про сказочного героя, придумал свое окончание сказки, свое начало сказки. Или автор предлагает " оживить" предметы (овощи, фрукты).

Воспитывать из ребенка соавтора можно только в том случае, если ребенок чувствует себя социально защищенным, учебник в формулировке заданий стремится опираться на социальный опыт ребенка. Чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным и одиноким, учебник постоянно напоминает ему о существовании вокруг него его маленького социума, состоящего из его родителей и друзей, его любимых занятий и игрушек.

Сам ребенок — не только главный персонаж учебника, но точка отсчета при выстраивании линий литературного развития. Он сам всегда на острие той ленты времени, которая является одним из важных компонентов урока.

2. Моделирование сказки.

Атмосфера враждебности, агрессивности детям противопоказана. Одни дети, находясь рядом с агрессивными людьми, сами заряжаются агрессивностью, другие становятся тревожными, подозрительными, живут в постоянном страхе. Ясно, что все взрослые хотели бы сделать жизнь детей радостной, наполненной положительными эмоциями. Но ребенок сталкивается с разными явлениями и объектами. Они могут вызвать самые различные переживания, в том числе и отрицательные: огорчения, слезы, гнев, отвращение, страх. Много разных эмоций вызывают болезни близких, забота о животных. Но для воспитания личности они положительны и необходимы, так как делают человека человеком, отзывающимся на все своим сердцем. Из подобных эмоций складывается сложный внутренний мир переживаний личности. Массу таких переживаний дает ребенку искусство — детская литература, сказки. Сказка является самым популярным жанром в начальной школе. Я обратила внимание на цитату В. А. Сухомлинского: «Через сказку, фантазию, игру из неповторимого детского творчества верная дорога к сердцу ребенка». Из этих слов родилась идея учить детей сочинять сказки, которые за несколько лет оформилась в систему работы над развитием литературного творчества младших школьников (написание сказок).

Советский ученый-фольклорист В. Я. Пропп выделил 31 элемент в построении сказки, назвав их " функции сказочных героев«, и определил их последовательность.

1 вариант — «Карты Проппа».

На отдельных карточках пишутся основные элементы:

— предписание или запрет;

— нарушение;

— вредительство или недостаток;

— отъезд героя;

— задача, стоящая перед героем;

— встреча с дарителем;

— волшебные дары;

— появление героя;

— сверхъестественные свойствапротивника;

— борьба;

— победа героя;

— возвращение героя;

— прибытие домой;

— трудное испытание;

— беда ликвидируется;

— узнавание героя;

— разоблачение ложных героев;

— наказание противника;

— свадьба или воцарение.

С этими «картами Проппа» можно работать несколькими способами:

1. Последовательное соединение ходов. Карточки раздаются учащимся, и они придумывают свой сюжет.

2. Использование части карточек по выбору учащихся и создание своего способа соединения ходов.

3. Параллельное развитие нескольких сюжетов по одним и тем же ходам.

2 вариант "Бином фантазии«.(Дж. Родари)

Задаются 2 слова. Например, «принцесса и трамвай», «апельсин и телевизор»; «дыра и забор». Эти слова являются опорными для придумывания и сочинения сказки. Эти слова могут быть использованы в самых разнообразных ситуациях.

3 вариант.

В каждой группе (5—7 человек) определяются любимые герои сказок. Например: Колобок, Винни-Пух, Алладин, Карлсон, Алиса, Буратино, «Кот в сапогах». Надо придумать и оправдать ситуацию, при которой их встреча стала возможной.

Составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, учит любить и беречь ее, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс.

3. Драматизация.

Драматизация — один из самых распространенных видов детского творчества, она очень близка детям. Л. С. Выготский объясняет это 2 основными причинами. Во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко связывает художественное творчество с личными переживаниями. Во-вторых, причиной близости драматизации ребенку является непосредственная связь с игрой. В ходе драматизации образ, созданный на основе анализа элементов литературного произведения и собственных наблюдений детей, воплощается и реализуется в действительность, хотя бы и условную. Многие педагоги считают драматизацию одним из эффективных приемов работы над художественным произведением, поскольку данный вид работы тесно связан с развитием творческого мышления, воображение ребенка, со становлением его эмоциональной сферы, опыта социального общения. Необходимо хорошо понять и почувствовать образы героев, их поведение, быть внимательным к тексту.

Драматизация может быть разного уровня:

— Оживление иллюстрации. Через внешние, через форму поймите какие чувства испытывают герои.

— Игра — импровизация по сюжетной картинке. Попробуйте из данной мизансцены найти выход, спрогнозируйте дальнейшее развитие сюжета.

— Постановка групповых и индивидуальных живых картин, пантомима.

— Произнесение отдельных реплик героя с установкой не только интонационной, но и пластической выразительности.

— Чтение по ролям с присутствием или отсутствием автора.

— Чтение за героев там, где говорится о героях. Ребенку нужно поставить себя на место героя, вжиться в образ, попробовать говорить и действовать за него.

— Постановка спектакля. Высший уровень драматизации. Результат возможен только при активном включении каждого ребенка в создание спектакля.

4. Прогнозирование текста.

а) Прогнозирование текста на основе заголовка.

Из заголовка учащиеся способны получить определенную информацию о теме данного текста или о его жанре. Вот как, например, может строиться работа с рассказом И. С. Тургенева "Воробей«(3 класс).

-Педагог: О герое рассказа мы узнаем отгадав загадку:

Маленький мальчишка

В сером армячишке.

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

Кто же наш сегодняшний герой?

-Ученики: Воробей.

-П: (Вывешивает рисунок птицы). Рассмотрите рисунок. Какой воробей?

Опишите его.

-У: Маленькая серая птичка. Неброское скромное оперение. Неяркий внешний вид. Мы привыкли к этой птичке.

-П: Сегодня мы познакомимся на уроке с рассказом И. С. Тургенева «Воробей». Как вы думаете, что должен был бы написать автор об этой привычной для нас птице, чтобы нам было интересно читать рассказ?

-У: Автор наверное должен описать какой-то неожиданный поступок, необычное поведение (дети предлагают варианты возможных поступков, поведения).

-П: Сейчас я буду читать текст рассказа. Мы сравним с ним наши предположения и посмотрим, насколько правильными были наши догадки, которые мы сделали только на основе заголовка.

б) Прогнозирование текста по ходу развития сюжета, на основе фрагментарного чтения.

Незнакомый текст читается учителем. Следует остановиться в тот момент, где сюжет может развиваться в разных направлениях. Слова «вдруг», «однажды», «но вот», «и тут», предполагают неожиданность следующего события. Здесь нужно остановиться и попросить ребят предположить, что будет дальше. Такое неформальное отношение к сюжету захватывает учеников, позволяет применить свой житейский и эмоциональный опыт, фантазировать, придумывать.

Так, например работу с рассказом «Неожиданное купание» можно построить сле

    12.01.2015 | 20:39
    Ольга Зиновьева Пользователь

    Узнала много интересного о видах работы на уроке литературного чтения. Спасибо!


     

Добавлено: 04.09.2007
Рейтинг: -
Комментарии:
1
Просмотров 20021
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+