Личный кабинет

ПРОГРАММА работы литературного театра в средней школе


ПРОГРАММА работы литературного театра в средней школе

Тезисы к программе «Литература и театр»

— Цель учеников приобщиться к культуре через искусство слова и действа.

— Работа над созданием литературного спектакля проходит несколько этапов:

чтение и работа с текстом, работа с языковыми средствами художественной выразительности, литературное творчество учащихся, работа над созданием образов — персонажей, работа по созданию пространства сцены.

— Предлагаемая система работы выходит за рамки сложившихся школьных стереотипов. В ходе подготовки литературного спектакля обобщается и систематизируется изученный литературный материал, углубляются знания культурологического порядка и накапливаются новые.

ПРОГРАММА

работы литературного театра в средней школе

«Литература и театр»

Автор: Бакуревич О. В.,

учитель литературы

Гипотеза: если деятельность школьного самодеятельного театра имеет культурологическую стратегию, а не служит только сиюминутным прагматическим целям (участие в различного рода «шоу» — смотрах, фестивалях, конкурсах), то коллектив стабильно, плодотворно работает, и его деятельность оказывает существенное влияние на формирование целостной личности школьника.

Литературный театр не ставит перед собой целью зрелищность (хотя и не отказывается от этой задачи). Цель учеников приобщиться к культуре через искусство слова и действа. Участие учеников в работе литературного театра способствует развитию речи, развитию образного и вербального мышления, расширению кругозора, овладению литературой, не вошедшей в образовательный стандарт, закреплению лингвистических знаний.

Работа над созданием литературного спектакля проходит несколько этапов:

— чтение и работа с текстом.

На этом этапе выявляются проблемы, поднимаемые в литературе и живо волнующие современного молодого человека. Выбирается тема будущего спектакля, ставится проблема, формируется цель. Идет работа по выявлению позиции автора или авторов тех произведений, которые лягут в основу сценария. Учениками представляются наиболее впечатлившие их в этой связи тексты, фрагменты текстов. Одновременно дается интерпретация представленного материала.

— работа с языковыми и художественными средствами.

На этом этапе идет работа со словом: выявляются смысловые акценты фразы, проходит наблюдение над речью, портретом персонажа, учащимися создается его характеристика, оценка его психического состояния.

— литературное творчество учащихся.

На этом этапе проходит вторичное интерпретирование текстов, создаются авторские тексты — фантазии на основе данного, идет работа по представлению возможного пространства сцены с аргументацией предложенных решений. Здесь учащиеся овладевают приемами литературной правки: Формируют реплики персонажей стилистически заостренных, утончающих, углубляющих основную мысль создаваемой пьесы.

— работа над созданием образов — персонажей.

Идет детальная работа по осмыслению характера персонажа, совместное обсуждение его психологического портрета с учетом речевых и портретных характеристик, данных автором, символического значения образа в рамках идеи пьесы. На этом этапе начинается работа в «тренажерном зале». Она заключается в упражнениях по подбору наиболее точных слов (прочитать предложение, озвучить слова так, если бы мы играли на скрипке, внимательно прислушаться к внутренней музыке, повторить фразу несколько раз, добиваясь лучшего звучания. Насколько ясно звучит слово? Является ли мысль четкой и определенной? Нет ли в мысли мельчайшей бреши, кратких пауз, сомнения? Может быть, слова звучат слишком постепенно, потому что какая-то часть вашего разума хочет думать о другом? Хорошо ли оформлено в вашем сознании каждое слово? Не накладываются ли иные мелодии мысли, которые оценивают или комплектуют первую мысль? и т. п.). В расстановке акцентов в реплике, фразе при помощи рисования фразы в уме, концентрации внимания во время чтения реплик, выделения ключевых слов, несущих идею в реплике, перефразировке, тренировке в ведении диалога, скороговорении, построении ассоциаций с целью создания реплики — мантры (слова или предложения, которые при длительном повторении приводят сознание в определенное состояние). Для этого надо на некоторое время расслабиться (музыка поможет), затем, чтобы «включить» нужную ассоциацию, необходимо мысленно произнести это слово или предложение, при этом подобрать нужный ритм, пусть каждое слово станет завершенной мыслью, отделённой от прочего продолжительной паузой.

— работа по созданию пространства сцены.

Создание эйдос-конспектов как фундамента декораций. Подбор цвета и его обоснование идеей пьесы. Подбор звука (музыка и другие сценические звуки) и его обоснование ведущим настроением пьесы.

Программа рассчитана на 34 учебных часа и строится по шести сквозным направлениям, в совокупности своей образующим систему работы по развитию речи учащихся, развитию образного и вербального мышления, обогащению культуры и расширению кругозора, по овладению литературой, не вошедшей в образовательный стандарт, по закреплению и расширению лингвистических знаний учащихся:

а) чтение и работа с текстом;

б) работа с художественно-языковыми средствами;

в) литературное творчество учащихся;

г) работа по созданию образов-персонажей;

д) работа по созданию художественного пространства сцены;

е) публичное выступление.

Кроме основного содержания курса словесности, отвечающего требованиям образовательного стандарта, в программе дается перечень направлений для углубленного, профилированного изучения русской словесности, овладения определенными видами лингворечевой деятельности, умениями и навыками поисковой, исследовательской деятельности.

В первом разделе дается перечень видов работы, реализующей часть программы, в которой проходит подготовительная работа перед созданием сценария литературного спектакля. Выбирается проблема «живые» для современного юношества и позволяющие выходить на общечеловеческие обобщения. Для этого необходим тщательный отбор авторов и текстов, анализ и установление смысловых связей между произведениями разных авторов одной эпохи.

Второй раздел программы акцентирует внимание на языковых особенностях произведений, работа по осмыслению языка проводится параллельно с работой, связанной с анализом текстов.

Третий раздел посвящен освещению работы по литературному творчеству учащихся. Этот этап проходит, когда тексты уже проанализированы и отобраны нужные. На данном этапе учащиеся пробуют себя в создании своих интерпретаций с целью обогащения сценария спектакля.

Четвертый раздел посвящен освещению работы по созданию сценического образа. В связи с необходимостью «проживания» произведения, «вживания» в образ учащиеся детально анализируют речь персонажа, «рассматривают» его внутренний портрет посредством изучения деталей его поведения, мимики, внутренних монологов и создают сценический портрет и образов.

В шестом разделе освещается работа по созданию художественного пространства сцены. Здесь делается акцент на разработку декораций спектакля, т. е. идет работа по созданию эйдос-конспектов. Совмещается развитие логического, образного и вербального мышления, кроме этого развивается письменная и устная речь, так как декорации должны иметь письменное или устное обоснование.

Предлагаемая система работы выходит за рамки сложившихся школьных стереотипов. В ходе подготовки литературного спектакля обобщается и систематизируется изученный литературный материал, углубляются знания культурологического порядка и накапливаются новые. Воспитывается уважительное, внимательное отношение к слову как к явлению эстетического порядка. Достигается предельное эмоциональное переживание не только художественных текстов, но и затрагиваемых в них проблем. Таким образом, идет духовный и интеллектуальный рост учащихся.

В работе факультатива осуществляется личностно- ориентированный принцип педагогической деятельности, что способствует более полному раскрытию индивидуальности ребенка.

Целью работы факультатива является формирование эстетически-, духовноразвитой личности, человека, умеющего наладить самостоятельные пути решения проблем, возникающих в жизни, умеющего видеть связи между своим бытием и жизнью человека в целом.

ПРОГРАММА «Литература и театр»:

1. Чтение. Работа с текстом.

Подбор произведений из русской литературы XIX и XX в. в., связанных с определенной темой (выбор темы связан с философией авторов в понимании одних и тех проблем человеческого бытия). Чтение вслух фрагментов, необходимых для освещения в спектакле литературно-критических статей, посвященных творчеству выбранных авторов. Самостоятельная интерпретация учащимися данных фрагментов, произведений в целом (в связи с поставленной проблемой), лирических произведений. Комментирование отдельных сцен. Овладение приемами эмоционально-образной выразительности чтения. Выразительное чтение роли одного из действующих лиц. Практическое овладение ритмикой, интонацией писателей.

Выявление учащимися авторского отношения к персонажам и изображаемым событиям, выраженного различными средствами: языковыми, сюжетно-композиционными, посредством самооценки и др. Выявление подтекста. Заучивание наизусть.

1. Работа с языковыми и художественными средствами.

Работа с нравственно-этической, театральной лексикой. Языковая форма выражения нравственных, эстетических, социальных ценностей, её творческое использование при построении реплики персонажа — действующего лица. В этой связи дальнейшее овладение стилистическим аспектом лексических средств языка.

Анализ языковых средств создания портрета, речевой характеристики персонажа, средств изображения пейзажа, интерьера; анализ внутреннего содержания художественной детали.

Художественные приемы и языковые средства передачи психологического состояния персонажа.

2. Литературное творчество учащихся.

Устные высказывания на основе самостоятельного анализа сцены, эпизода, произведения, вошедших в канву пьесы.

Описание возможных декораций с аргументацией с точки зрения их воздействующей способности. Инсценирование эпизода, сцены.

Импровизация на заданную тему, свободная импровизация.

Овладение приемами литературной правки: формирование реплик персонажа стилистически заостренных, уточняющих, углубляющих основную мысль создаваемой пьесы. Литературно-музыкальная композиция.

Литературный монтаж.

3. Работа по созданию образов-персонажей.

Осмысление психологического портрета на основе анализа (фенологического и языкового) текста.

Осмысление внешнего портрета с учетом психологических особенностей личности: костюм, мимика, жестикуляция и пр.

Тренажерный комплекс: подбор наиболее точных слов; тренировка внутреннего; расстановка акцентов в реплике, фразе; рисование в уме фразы, мизансцены; концентрация внимания во время чтения реплик; выделение ключевых, идеюнесущих слов в реплике; перефразировка; тренировка в ведении диалога; скороговорение; построение ассоциаций с целью создания реплики — мантры.

4. Работа по созданию художественного пространства.

Создание эйдос-конспектов как фундамента декораций. Подбор цвета и его обоснование идеей пьесы, её ведущим настроением. Подбор звука и его обоснование идеей и ведущим настроением пьесы.

5. Публичное выступление.

Демонстрация спектакля.

Содержание работы

I. Введение.

Составление плана работы на год.

Формирование целей и задач.

Выбор тем и проблем.

Поиск литературного материала.

II.

1. Самостоятельное чтение. Выписки.

Подготовка аргументации в пользу выбранных фрагментов (фундамент: рассказы Чехова: «Крыжовник», «О любви», «Учитель словесности», «Человек в футляре», «Черный монах», «Палата № 6»; пьесы Чехова: «Вишневый сад», «Чайка». Лирика конца XIX — начала XX века).

2. Выборочное чтение фрагментов, связанных с характеристикой персонажей. Подбор слов, наиболее точно характерезующих основные свойства характеров.

3. Выборочное чтение фрагментов, рисующих художественное пространство произведений.

4. Поиск символики, цветового и светового акцента в произведениях.

III.

1. Творческое устное изложение одного из рассказов Чехова.

2. Подбор и обоснование музыкального оформления.

3. Поиск художественных средств, отражающих основной замысел Чехова в рассказах и пьесах: наблюдение за ремарками, описаниями действующих лиц.

4. Способы создания пьес настроения, напряженной эмоциональной атмосферы.

5. Световое оформление; декорации, усугубляющие эмоциональное воздействие.

6. Работа с лирическими произведениями (интерпретирование, выразительное чтение, устное рисование лирического героя).

IV.

1. Создание сценария спектакля.

2. Работа по созданию сценических образов (повторная характеристика, продумывание поведения, речи, интонаций).

3. Отработка диалогов.

4. Инсценировка отдельных фрагментов.

Следующие занятия посвящаются репетициям и тренажерам (12 занятий).

Второй спектакль основывается на творчестве М. Зощенко и М. Булгакова.

1,2,3 знакомство с рассказами Зощенко «Гол. книга». Романом Булгакова «Мастер и Маргарита».

1. анализ лексики М. Зощенко в рассказах, посвященных историческому прошлому;

2. анализ проблематики в рассказах Зощенко, посвященных историческому прошлому;

3. сопоставление проблематики в рассказах Зощенко с проблематикой романа Булгакова;

4. почему оба обратились к далекому прошлому?

5. В чем разница интонаций писателей, разница манер изложения материала?

6. Комментированное чтение начала 2 главы романа (анализ характеров, настроение, ритм, интонация), сцена в варьете (детали в раскрытии характеров, характеристика общества, детали, позволяющие прогнозировать поведение людей);

7. Работа над сценарием.

V.

1. Литературный шарж. Полилог в романе: способы введения, способы его ведения на сцене, его эффект;

2. Создание сценических образов (работа с портретами, речью, авторскими характеристиками).

VI. Работа по созданию сценического пространства, декораций, подбор музыкального сопровождения (деталь, рисующая пространство у Булгакова, звук, соответствующий настроению, создание эйдос-конспектов).

VII. Тренажерный комплекс.

Следующие занятия — репетиции спектакля.

Добавлено: 29.09.2006
Рейтинг: -
Комментарии:
0
Просмотров 3127
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+