Личный кабинет

Общее и специфическое в обучении эстрадному вокалу


Статья предназначена для преподавателей сольного пения в ДМШ и ДШИ. Также предлагаю список литературы: 1. Белоброва Е. Сайт «Рок-вокалист». // Электронный ресурс: belobroval @gmail.com Источник: www.rockvocalist.ru. 2. Григорьев В.Д. «Исполнитель и эстрада» // Электронный ресурс. – Режим доступа: uroki-music.com/index.php?nma=news&fla=s tat&nums=41. 3. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. –Изд. 3. – Ростов н /Д: Феникс, 2007. – 91 с. 4. Гончаров В.И. Микрофонная культура как компонент информационно-технической компетентности хормейстера. Модернизация дирижерско-хоровой подготовки. // Материалы IV международной научно-практической конференции. – Таганрог, 2007. – 912 с. 5. Дмитриев Л.Б. Голосообразование у певцов. – М., 1962. – 511 с. 6. Матевосова В. Искусство пения. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://w.w.w.ykazka.ru/clubs.


Эстрадная музыка – вид развлекательного музыкального искусства, обращенный к самой широкой аудитории слушателей. Принято считать эстрадную манеру пения весьма специфичной. По мнению преподавателей, певцы с разной манерой пения поют технически одинаково. С целью уточнения данного утверждения мною были взяты интервью в 2013 году:
– у Чеслава Магомедовича Анзарокова - Заслуженного артиста России, Народного артиста Адыгеи, Лауреата международной Кандауровской премии, профессора Института Искусств АГУ, руководителя класса академического пения;
– у Тамары Рашидовны Нехай – Заслуженной артистки России, Народной артистки Республики Адыгея, Заслуженной артистки Абхазии, доцента Института искусств АГУ, руководителя класса эстрадного пения;
– у Пелагеи Александровны Сергеевой – Лауреата Всероссийского конкурса исполнителей народной песни «Голоса России», доцента института искусств АГУ, руководителя класса народного пения.
Вопрос 1: Как вы считаете, существуют ли универсальные методы в обучении любой манере пения?
Анзароков Ч.М. (Ч.А.): Универсально то, что наработано веками итальянской, немецкой, французской, русской школами пения. Какая бы манера пения не использовалась, должна быть заложена классическая постановка голоса.
Сергеева П.А. (П.С.): Существуют. Самое главное нужна хорошая техническая постановка. Как этим пользоваться зависит от образованности певца.
Нехай Т.Р.(Т.Н.): Эстрадная и народная манеры пения основываются на академической. Академическая манера пения – это основа техники певческого процесса.
Вопрос 2: С какого возраста можно учить пению?
Ч.А.: Профессионально учить пению можно только с 17 лет. Необходимо учитывать физиологические свойства человека. Гортань растет, и звучание голоса постепенно «взрослеет». Игнорировать этот процесс нельзя, можно потерять голос. Печальным примером служит судьба Робертино Лоретти.
П.С. С младенчества, если правильно подходить к пению. Руководитель должен учитывать возрастные особенности каждого ученика.
Т.Н. С 6 – 7 лет, когда ребенок понимает, что от него хотят.
Вопрос 3. Что надо усвоить на начальном этапе обучения?
Ч.А. Должно быть осознанное отношение к процессу пения.
П.С. Изучить технику певческого процесса.
Т.Н. Изучить технику певческого процесса.
Вопрос 4. Какой этап развития основополагающий?
Ч.А. Весь процесс обучения. Формирование певца складывается из изучения нотной грамоты, занятий вокалом, владение фортепиано.
П.С. Весь процесс обучения, у певца должно быть музыкальное образование.
Т.Н. Необходимо получить музыкальное образование. Эстрада – это жанр, который подвержен моде. Певец должен чувствовать время, музыкальные тенденции.
Вопрос 5. Почему пению учатся долго?
Ч.А. Это долгий процесс постижения тайн голоса. Певческий голос нуждается в развитии и совершенствовании.
П.С.Зависит от методики работы, от индивидуальности ученика.
Т.Н. Академисты учатся долго – сложнейший репертуар, большая нагрузка на связки.  А эстраднику помогает звукорежиссер, аппаратура.
Вопрос 6. Какие резонаторы использует певец?
Ч.А. Резонаторы усиливают звук, дают ощущение «поставленного голоса». Певец использует головной и грудной.
П.С. Зависит от степени образованности певца.
Т.Н. Эстрадный исполнитель использует грудной и головной резонаторы одномоментно. Грудной резонатор придает плотность голосу, головной – яркость, полетность. Отсутствие одного из резонаторов «обедняет» звук. Если исполнитель не использует грудной резонатор, звук становится, легковесным. Если отсутствует головной резонатор – звук тяжелый.
Вопрос 7. Можно ли «поставить» голос раз и навсегда?
Ч.А. Да, но голос надо совершенствовать, укреплять и беречь.
П.С. Да, но голос надо развивать.
Т.Н. Да. Голос надо развивать и беречь.
Вопрос 8. Почему тип голоса иногда определяют ошибочно?
Ч.А. Ошибка педагога. Тип голоса определяют только по тембру.
П.С. Ошибка педагога. Тип голоса определяют по тембру.
Т.Н. Голос необходимо учитывать в комплексе: тембр, диапазон, плотность звучания, ощущения ученика.
Вопрос 9. Можно ли обходиться без вокальных упражнений?
Ч.А. Нет. Упражнения обязательно нужны и важны. Они улучшают голос. Распевание следует вести в стиле предстоящего пения.
П.С. На вокальных упражнениях формируются навыки правильного пения.
Т.Н. При помощи упражнений вырабатываются навыки правильного пения.
Вопрос 10. Существуют ли секреты обучению пения?
Ч.А. Секретов нет. В процессе работы надо учитывать интеллект, мышление, мировоззрение ученика. Бывают ученики с прекрасными вокальными данными, но в процессе обучения не выполняют требования педагога. У таких учеников нет профессионального роста.
П.С. У каждого преподавателя свои секреты - своя методика.
Т.Н. Главный секрет - дифференцированный подход при наличии определенных знаний.
Вопрос 11. Можно расширить диапазон певческого голоса? Что мешает?
Ч.А. Можно. М.Глинка разработал концентрический метод расширения диапазона.
П.С. Можно. Мешает работа в неправильном режиме.
Т.Н. В эстраде не обязательно иметь широкий диапазон голоса. Певец для удобства исполнения может использовать транспозицию, это недопустимо в классике. В академическом пении соблюдается строгая классификация голосов. Певец перекрывает симфонический оркестр, а эстрадник использует звукоусиливающую аппаратуру.
Вопрос 12. Каким должен быть артикуляционный аппарат у вокалиста?
Ч.А. Свободным, не зажатым, без дефектов речи.
П.С. Свободный, без дефектов.
Т.Н. Свободным, подвижным, без недостатков артикуляционного аппарата.
Вопрос 13. Можно научиться петь по книгам?
Ч.А. Никогда. Нужен показ грамотного преподавателя.
П.С. Нет. Нужна практическая работа с преподавателем.
Т.Н. Нет, главное показ преподавателя на любой стадии обучения.
Вопрос 14. Какое влияние оказывает преподаватель на формирование творческой личности начинающего певца?
Ч.А. Преподаватель должен быть профессионально грамотным, быть примером для своих учеников.
П.С. Голос вам по себе грубый, неровный. Благодаря упорству и грамотному подходу в обучении можно укрепить интонацию, сделать ярким тембр, расширить диапазон, усилить голос. В этом поможет преподаватель.
Т.Н. Преподаватель помогает правильно оценить свои возможности, найти образ, готовит к тонкостям профессии.
Вопрос 15. Какая должна быть дикция у певца?
Ч.А. Идеальная.
П.С. Четкая. Без художественного слова нет вокальной музыки.
Т.Н. Четкая, нельзя утрировать.
Вопрос 16. Каковы основные дефекты звука у певцов?
Ч.А. Неяркий тембр, дрожащий голос.
П.С. Пение на крике. Это не правильное дыхание, не правильная подача звука.
Т.Н. Недостаточная музыкальная культура, плохой слух, неустойчивая интонация, тремолирующий и хриплый голос.
Вопрос 17. Уместны ли публичные выступления в подготовке начинающего певца?
Ч.А Если голос развивается, чувствуется музыкальность, надо чтобы исполнитель привыкал к сцене.
П.С. Должен быть индивидуальный подход к ученику. Просто так выпускать на сцену нельзя.
Т.Н. Надо выходить на сцену. Но при работе с детьми нужен деликатный подход.
Вопрос 18. Микрофон друг или враг певцу?
Ч.А. Академическому певцу - не очень большой друг. Но я не считаю, что микрофон искажает голос. Сейчас певцы выступают в больших залах, без микрофона не обойтись.
П.С. В маленьком зале микрофон не нужен, на улице - обязательно.
Т.Н. Эстраднику микрофон нужен: меняется сила звучания, можно свободно двигаться по сцене, работать на улице, не нужна сильная подача звука.
Вопрос 19. Возможно вокальное саморазвитие?
Ч.А. В академическом пении нет. Нужен преподаватель. Саморазвитие возможно только в народном и эстрадном пении.
П.С. В народном пении возможно.
Т.Н. Возможно, если певец получил хорошее музыкальное образование.
Вопрос 20. Почему случается так, что педагог не может научить ученика своей профессии, а иногда губит его природные возможности?
Ч.А. В процессе обучения пению главное – показ.  Не всегда хороший певец может стать хорошим педагогом. Надо иметь педагогические качества.
П.С. Безграмотность преподавателя.
Т.Н. В любой области педагогики такое случается. Каждый педагог имеет свой стиль преподавания, свою манеру общения с учениками.  Бывает, что ученик не понимает требований педагога, иногда не складываются отношения с учеником. В таком случае целесообразен переход к другому преподавателю. И не следует критически оценивать учеников.
Вопрос 21. Какие сценические задачи необходимо преодолеть певцу для реализации своих творческих замыслов?
Ч.А. Надо исходить из образа произведения, отталкиваться от стиля композитора, знать время создания произведения. Необходимо пополнять багаж знаний, развивать интеллект.
П.С. Певец должен показать художественную зрелость на сцене.
Т.Н. Все должно быть направленно на создание единого сценического образа: соответствие внешнего вида, сценического поведения, репертуара.
Вопрос 22. Как необходимо вести себя на сцене исполнителю?
Ч.А. Ранее, в 19 веке, было строгое поведение певца на сцене. Ближе к 20 веку, более свободная манера поведения. Поведение академиста на сцене зависит от произведения. Поведение строже, чем у народника и эстрадника.
П.С. Певец должен вести себя на сцене естественно. Художественный образ передавать осмысленно. При исполнении народной песни используются притопы, прихлопы и прочее.
Т.Н. Внешность, поведение, выход на сцену - все это влияет на успех у слушателей.
Вопрос 23. По какой причине теряется вокальная форма?
Ч.А. Певец способен голосом передать все человеческие чувства. Голос требует бережного отношения. Нельзя курить, употреблять спиртные напитки.
П.С. Неправильный образ жизни, курение, алкоголь, физические и психологические травмы.
Т.Н. Не соблюдение режима гигиены голоса, травмы.
Вопрос 24. Используется ли вокальный зевок в пении?
Ч.А. В вокальной практике говорят о полу зевке. Певческий зевок меньше обычного. Надо следить, чтобы с самого начала обучения вдох сочетался с настройкой ротоглотки на зевок. Если нет зевка, то звук будет открытый. У академиста это недопустимо.
П.С. Зависит от степени образованности певца.
Т.Н. Да, но зевок не сильно прикрытый.
Вопрос 25. Как подходить к выбору репертуара?
Ч.А. Если певец учился академическому пению, надо это сохранять: арии из опер, романсы, народные песни.
П.С. Репертуар в первую очередь должен соответствовать вокальным возможностям исполнителя. Народник исполняет народные песни, но может иметь в репертуаре и духовные произведения.
Т.Н. Репертуар должен быть подобран с учетом певческих возможностей исполнителя, соответствовать его возрасту, внешним данным.
Вопрос 26. Какими качествами характера должен обладать певец?
Ч.А. Должен быть целеустремленным, уравновешенным, думающим, рассудительным.
П.С. Грамотным, воспитанным человеком.
Т.Н. Упорство, целеустремленность, умение правильно реагировать на все успехи и неудачи. Тогда состоишься как творческая личность.
Вопрос 27. Как подходить к выбору сценического костюма?
Ч.А. Стоит придерживаться своего стиля. Предпочитаю классический костюм.
П.С. Костюм должен соответствовать исполняемому произведению.
Т.Н. Костюм должен соответствовать исполняемому репертуару, фигуре, возрасту.
Вопрос 28. Исходя из личного опыта, что главное в обучении пению?
Ч.А. Главное все, само по себе отдельно ничего не значит.
П.С. Талант, профессионализм и терпение.
Т.Н. Формирование правильного эстетического вкуса, помочь определить сильные и слабые стороны начинающего певца.
Вопрос 29. Какую атаку звука использует певец?
Ч.А. Атака оказывает большое влияние на голос. Используют твердую и мягкую атаку.
П.С. Твердую и мягкую. Зависит от произведения.
Т.Н. Атака звука важна для эстрадной манеры пения.  Основной является мягкая. Придыхательная и твердая используется в джазе.
Вопрос 30. Может ли певец, получивший классическое вокальное образование, петь в эстрадной или народной манере?
Ч.А. Должна быть заложена классическая постановка голоса. Певец, получивший классическое вокальное образование, может петь и в эстрадной и в народной манере.
П.С. Да, это школа, мышечная память.
Т.Н. Да, конечно.
Из интервью видно, что по ключевым позициям у специалистов, занимающихся академическим, народным и эстрадным пением, имеются сходные мнения. Так, на вопросы 1, 3, 6-9, 12-17, 23-27, 30 получены практически идентичные ответы. Разнятся мнения по вопросам 2, 4, 5, 10, 11, 18-22, 28-29 касающимся характерным особенностям манеры пения. Однако принципы постановки голоса отличаются сходством. Учитывая мнения специалистов, эстрадный вокал по звучанию определяется как среднее между академическим вокалом и народным вокалом, а певцы с разной манерой пения поют технически одинаково. Вокалисты опираются на общие принципы и этапы в работе, а именно: овладение техническими вокальными приемами, развитие и совершенствование дыхания; приобретение понятий и навыков в использовании резонаторов, позиции, атаки звука; работа с артикуляционным аппаратом, работа над дикцией, работа над созданием сценического образа. Специалисты отметили, что академические певцы имеют долгий процесс обучения. Академические и народные певцы работают в определенных рамках. В академическом вокале без правильной постановки не споешь. Академического певца должно быть слышно в зале без микрофона. У эстрадного певца красота и громкость голоса достигается благодаря звукоусиливающей аппаратуре, каждый звук утрируется. Сила голоса, диапазон – это важно. Но важная составляющая – оригинальный тембр. А для певца это принципиально. Оригинальный тембр, изюминка звучания – вот одно из главных требований на эстраде. Итак, задача эстрадного певца заключается в поиске своей манеры исполнения и в создании неповторимого сценического образа. Имея богатые педагогические традиции в нашей стране и основываясь на мнениях преподавателей сольного пения АГУ, данное положение приводит к выводу, что академическая манера пения рассматривается как основополагающая, а все базовые универсальные навыки и умения формируются в классе академического вокала. Некоторые известные эстрадные певцы учились по академической школе. Но возможно ли, чтобы эстрадник стал академическим певцом? А чтобы в сердце слушателя оставить надолго эмоциональный след, необходимо в совершенстве владеть голосом. Такое мастерство приходит в результате упорной и трудоемкой работы.

    21.04.2015 | 23:44
    Юлия Махова Пользователь

    Изучая музыкальные интересы подростков, можно прийти к выводу, что большинство увлекается эстрадной вокальной музыкой и современными музыкальными технологиями.


     

Добавлено: 21.04.2015
Рейтинг: -
Комментарии:
1
footer logo © Образ–Центр, 2021. 12+