Личный кабинет

"Нет у любви бесследно сгинуть права..."


Сценарий литературной гостиной, посвящённой творчеству одного из замечательных поэтов пушкинской плеяды Е.А.Баратынского. Основным материалом является любовная лирика поэта. Для педагогов Тамбовского края эта тема актуальна, так как Баратынский является нашим земляком и изучение его творчества является обязательной составляющей модуля по литературному краеведению.

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Лицей № 14 имени Заслуженного учителя РФ А.М.Кузьмина» г.Тамбова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литературно-музыкальная композиция

«Нет у любви бесследно сгинуть права…»,

посвященная любовной лирике Е.А.Баратынского

 

 

 

 

                                              Авторы

                                                     Полякова Е.Г.,

                                             учитель русского языка и литературы

                                             и учащиеся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

Помещение, где проходит вечер, убрано как великосветская гостиная середины XIX века. Участники вечера расположились группами: кружок дам, оживлённо беседующих о чем-то;   несколько романтических пар; молодые люди за карточным столиком разыгрывают партию в вист – четверо игроков, остальные с интересом наблюдают за ними… Около каждой группы, на столе или на специальной подставке, канделябры со свечами. Свечи потушены. Фигуры застыли в характерных позах.

   Входит ведущий…

 

Ведущий:

    О любви написано много… О любви написано мало…Много, потому что перед нами сотни, тысячи, десятки тысяч строк, продиктованных подлинным волнением и глубоким раздумьем. Мало, потому что чувство это - любовь - неисчерпаемо, как сама жизнь. Сколько бы ни было написано о любви - ее новизна, ее драматизм, богатство ее чувств не могут быть исчерпаны, пока жив человек и пока бьется его сердце…

  

 Произнося слова на фоне мелодии К.В.Глюка из оперы «Орфей», ведущий подходит к каждой группе, зажигает свечи,  и персонажи «оживают»

 

Ведущий:

Радость и муки любви взывают к поэзии. Переживание ищет выхода в слове.

1 участник:

 

Мы пьем в любви отраву сладкую;

Но всё отраву пьем мы в ней,

И платим мы за радость краткую

Ей безвесельем долгих дней.

Огонь любви, огонь живительный,-

Все говорят,- но что мы зрим?

Опустошает, разрушительный,

Он душу, объятую им!

Кто заглушит воспоминания

О днях блаженства и страдания,

О чудных днях твоих, любовь?

Тогда я ожил бы для радости,

Для снов златых цветущей младости

Тебе открыл бы душу вновь.

  Ведущий.

Наш литературно-музыкальный час посвящён любовной лирике замечательного русского поэта, современника Пушкина, нашего знаменитого земляка Евгения Абрамовича Баратынского.

 Ведущий садится в стороне и до конца вечера наблюдает за участниками, делая пометки пером в  альбоме. Он поэт.

2 участник.

   В поэзии Баратынского выделяются два основных направления: лирика личная, психологическая, и лирика философская. Они тесно связаны между собой:  в интимную лирику проникают философские раздумья, а в философских стихах звучит опыт человека, испытавшего наряду с общими жизненными потрясениями тревоги сердца и ума.

Звучит музыка:  П.И.Чайковский «Салонный вальс». На фоне музыки

3 участник:

Не растравляй моей души

Воспоминанием былого;

Уж я привык грустить в тиши,

Не знаю чувства я другого.

Во цвете самых пылких лет

Всё испытать душа успела;

И на челе печали след

Судьбы рука запечатлела.

4 участник:

Любовная лирика Баратынского – явление совершенно необычное. Её оригинальность и самобытность особенно очевидны на фоне достижений в этой области предшественников – В. Жуковского, К.Батюшкова, – в поэзии которых лирика любви занимала исключительное место.

 

5 участник: Высокую оценку любовной лирике Е.Баратынского дал А.С.Пушкин. Прочитав прославленную элегию «Признание», он писал:

 

(встает один из карточного кружка, желательно внешне похожий на великого поэта, и произносит:

«Признание» - совершенство. После него никогда не стану печатать своих элегий»

 На фоне музыки (Ф.Шопен «Вальс», соч. 64 № 2) звучит стихотворение:

6 чтец:

Притворной нежности не требуй от меня:

Я сердца моего не скрою хлад печальный.

Ты права, в нем уж нет прекрасного огня

         Моей любви первоначальной.

Напрасно я себе на память приводил

И милый образ твой и прежние мечтанья:

         Безжизненны мои воспоминанья,

Я клятвы дал, но дал их выше сил.

Я не пленен красавицей другою,

Мечты ревнивые от сердца удали;

Но годы долгие в разлуке протекли,

Но в бурях жизненных развлекся я душою.

Уж ты жила неверной тенью в ней;

Уже к тебе взывал я редко, принужденно,

И пламень мой, слабея постепенно,

Собою сам погас в душе моей.

Верь, жалок я один. Душа любви желает,

Но я любить не буду вновь;

Вновь не забудусь я: вполне упоевает

Нас только первая любовь…

На фоне чтения и музыки –пластический этюд «Двое влюблённых»

  1 участник: В жизни Е.Баратынского немного можно насчитать                                      любовных увлечений – он был однолюб. Но одно из самых сильных увлечений поэта – Аграфен а Закревская. Умна, красива, экстравагантна. Это её Пушкин называл «беззаконной кометой в кругу расчисленном светил»

 

2 участник:  Чувство Баратынского к Закревской было мучительным и сильным. И при этом опасным. В сближении с кумиром всегда таилась опасность быть обманутым, осмеянным в тот самый момент, когда грезилось желанное счастье. Этим настроением навеяно стихотворение "Фея".

Порою ласковую Фею

Я вижу в обаянье сна,

И всей наукою своею

Служить готова мне она.

                          Душой обманутой ликуя,

Мои мечты ей лепечу я;

Но что же? - странно и во сне

Непокупное счастье мне:

Всегда дарам своим предложит

Условье некое она,

Которым, злобно смышлена,

Их отравит иль уничтожит.

 

          3 участник: Но эта безнадёжная  страсть оказала благотворное воздействие на его поэзию.   Уже в 1825 году поэт начинает работать над своей поэмой "Бал", которая была опубликована в 1828 году. Он сам признавался, что героиней поэмы являлась «Она» -Аграфена Федоровна Закревская.

  Под звуки вальса Штрауса стремительно кружит пара в бальных нарядах. Дама  трижды меняет кавалеров, оставляя в руке каждого то газовый шарфик, то веер, то перчатку… Каждый из покинутых читает строки из поэмы:

1 кавалер:

Но как влекла к себе всесильно

Ее живая красота!

Чьи непорочные уста

Так улыбалися умильно!

Какая бы Людмила ей,

Смирясь, лучей благочестивых

Своих лазоревых очей

И свежести ланит стыдливых

Не отдала бы сей же час

За яркий глянец черных глаз,

Облитых влагой сладострастной,

За пламя жаркое ланит?

Какая фее самовластной

Не уступила б из харит?

 

2 кавалер:

Как в близких сердцу разговорах

Была пленительна она!

Как угодительно-нежна

Какая ласковость во взорах

У ней сияла! Но порой,

Ревнивым гневом пламенея,

Как зла в словах, страшна собой,

Являлась новая Медея!

Какие слезы из очей

Потом катилися у ней!

Терзая душу, проливали

В нее томленье слезы те;

Кто б не отер их у печали,

Кто б не оставил красоте?

 

3 кавалер:

Страшись прелестницы опасной,

Не подходи: обведена

Волшебным очерком она;

Кругом ее заразы страстной

Исполнен воздух! Жалок тот,

Кто в сладкий чад его вступает:

Ладью пловца водоворот

Так на погибель увлекает!

Беги ее: нет сердца в ней!

Страшися вкрадчивых речей

Одуревающей приманки;

Влюбленных взглядов не лови:

В ней жар упившейся вакханки,

Горячки жар — не жар любви.

  4 участник: Своеобразие лирики Баратынского не только в раскрытии любовных отношений, но и в поиске идеала женщины.

  Свой  идеал поэт нашёл не только в поэзии, но и в жизни. Им стала Анастасия Львовна Энгельгардт. Она обладала эстетическим вкусом, разбиралась в поэзии, а главное, имела чуткую, любящую душу.

 

5 участник: Женитьба на Анастасии Эгельгардт  стала для многих друзей Баратынского неожиданностью, потому что избранница поэта, как выразился Вяземский в письме к Пушкину, (встает один из карточного кружка): «Девушка любезная, умная, добрая, но не элегическая по наружности»… Баратынский же в представлении современников, являлся поклонником яркой, чувственной женской красоты…

  6 участник: Но сам Боратынский  был менее всего склонен раскаиваться в сделанном шаге. В своей жене он нашёл то, что тщетно искал все эти годы, -глубокое сочувствие, происходившее от тонкого понимания его душевного мира. Анастасия Львовна стала в полном смысле слова соучастницей в его мольбах.

   Чтец:

Есть что-то в ней, что красоты прекрасней,

Что говорит не с чувствами - с душой;

Есть что-то в ней над сердцем самовластней

Земной любви и прелести земной.

 

 

Как сладкое душе воспоминанье,

Как милый свет родной звезды твоей,

Какое-то влечет очарованье

К ее ногам и под защиту к ней.

 

Когда ты с ней, мечты твоей неясной

Неясною владычицей она:

Не мыслишь ты - и только лишь прекрасной

Присутствием душа твоя полна.

 

Бредешь ли ты дорогою возвратной,

С ней разлучась, в пустынный угол твой -

Ты полон весь мечтою необъятной,

Ты полон весь таинственной тоской

 

1 участник: Известность Е.Баратынского связана в первую очередь с его любовными элегиями. Они поражают своеобразием и совершенством. Одна из наиболее известных элегий «Разуверение» положена на музыку М.Глинкой. В ней, как и в других любовных стихах, Баратынским даётся кульминация любовных отношений, имевших свою длительную предысторию. На обстоятельства и причины, приведшие к ней, лишь намекается.

   В исполнении вокального дуэта звучит романс М.Глинки на стихи Е.Баратынского «Разуверение»:

Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей:

Разочарованному чужды

Все обольщенья прежних дней!

Уж я не верю увереньям,

Уж я не верую в любовь,

И не могу предаться вновь

Раз изменившим сновиденьям!

Слепой тоски моей не множь,

Не заводи о прежнем слова,

И, друг заботливый, больного

В его дремоте не тревожь!

Я сплю, мне сладко усыпленье;

 

Забудь бывалые мечты:

В душе моей одно волненье,

А не любовь пробудишь ты.

2 участник: Герои любовной лирики Е.Баратынского вызывают у нас сострадание: им так и не дано обрести полноценного счастья в любви. Но, как известно, страдания облагораживают и возвышают душу. И как бы ни были горьки муки любви, человек будут всегда стремиться к этому прекрасному чувству, потому что без любви душа мертва.

 

 Звучит музыка: Г.Свиридов «Романс» (из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»)

Добавлено: 08.01.2015
Рейтинг: -
Комментарии:
0
Просмотров 920
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+