Личный кабинет

Музейная педагогика. Актуальные вопросы


«Музейная педагогика» (термин впервые ввел в 1934 году в научный оборот К. Фризен, Германия) – область деятельности, осуществляющая передачу культурного опыта на основе междисциплинарного и полихудожественного подхода через педагогический процесс в условиях музейной среды. Цели, которые ставятся перед педагогом при этом виде деятельности следующие: способность пробуждать интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции; воспитание бережного, уважительного отношения к музейным памятникам как части культуры и формирование понимания единства природы и культуры. Основой музейно — педагогической программы становится совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели. Рассмотрим более подробно суть каждого из направлений. 1) Информирование — это первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности. Оно осуществляется с помощью таких традиционных форм, как лекция и консультация, а сегодня и с помощью информационных технологий. 2) Обучение — вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях.3) Развитие творческих начал — третья, высшая ступень постижения музейной информации. Она предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенные из них — возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. 4) Общение — установление взаимных деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в форме встречи, клуба, олимпиады, посиделок, либо в какой-то нетрадиционной форме. Просветительная работа музеев многообразна по формам организации и проведения. Тем не менее формы просветительной работы можно разделить на основные категории: традиционные (экскурсии, лекции) и массовые мероприятия. Музейная экскурсия – это “коллективный осмотр музея посетителями, объединенными в экскурсионные группы”. Экскурсии подразделяются на обзорные (проводятся по всей экспозиции музея и имеют своей целью ознакомление посетителей с музеем вообще), тематические (отличаются четкой тематической определенностью по хронологии и содержанию, они проводятся по конкретным экспозициям), учебные. Последние предназначены для расширения знаний, которые учащиеся получили по учебной программе в школе, их конкретизации на основе подлинных памятников – музейных предметов. Современные музеи делятся на две группы: профессиональные и образовательные. К первой группе относят музеи государственного, регионального уровня, а к музеям второй группы – музеи школьного уровня. Учебные музеи как кабинеты естествознания и истории существовали во многих российских гимназиях в XIX веке. Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

 Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри. Музеи делятся на следующие основные профильные группы: естественнонаучные, исторические, литературные, художественные, музыкальные, театральные, технические, сельскохозяйственные и пр. Ошибочно предполагать, что музеи организовывать должны учителя истории, биологии и краеведения. Каждый учитель-предметник способен привить любовь к своему предмету посредством музейной педагогики. Связь с комплексом наук определяет существование музеев комплексного профиля, типичным примером которых являются краеведческие музеи. Школьные музеиисторического профиля могут и не заниматься изучением истории своего края с древнейших времен, а могут быть посвящены какой-либо историко-краеведческой проблеме края, либо определенному историческому периоду и даже отдельному событию. Поэтому к школьным музеям исторического профиля могут быть отнесены как музеи, изучающие историю города, так и музеи, изучающие историю школы. Школьныйлитературный музей может изучать жизнь и творчество не только знаменитых писателей, родившихся и живших в данной местности, но и тех местных писателей, которые не получили общественного признания. Это может быть и выявление лиц, а также природных, исторических и технических объектов, которые описаны в литературных произведениях. Деятельность школьного музыкального музея может быть посвящена собиранию материалов о местном музыкальном творчестве: народных инструментах, песнях, танцах, частушках и т.п. Особую типологическую группу составляют монографические музеи. Они посвящены всестороннему изучению какого-либо объекта, явления или определенного лица. Например, музей хлеба, музей книги и т.п. К монографическим музеям можно отнести военно-исторические музеи, посвященные конкретным воинским соединениям или военным событиям.

С появлением компьютерной техники и выходом в сеть интернет появилась возможность участвовать в сетевых проектах и посещать сайты ведущих музеев страны. Так называемый виртуальный музей должен помочь ребенку, «оторванному» географически от музейных центров, стать творческой личностью и сформировать у него такую систему ценностей вне зависимости от того, находится он в реальной музейной экспозиции или в виртуальной. Режим коллективных экскурсий по музеям мира дает уникальную возможность формирования ценностного отношения аудитории к ресурсам и технологиям Интернет, к виртуальным музейным представительствам, а, следовательно, и к самим музеям. Стремительное увеличение емкости информационных носителей, качества записи и воспроизведения изображений раздвигает стены музея.

Общий процесс визуализации культуры, который проявился в значительном увеличении объема зрительной информации, повлиял на восприятие человека, переставшего замечать то, что могло произвести впечатление на его родителей. Музейная педагогика пытается ответить на вопрос, как должен измениться характер музейной коммуникации, визуальной в своей основе, в связи с этими переменами. Все большую популярность обретают сегодня музеи интерактивного характера, где возможно не только увидеть, но и опробовать, изучить, использовать по назначению экспонат. Эта интересная ветвь музейной педагогики требует отдельного разговора.

Надеемся, что музейная педагогика найдет своих поклонников среди педагогов нашей гимназии!

Учитель русского языка и литературы Семке Г.В.

Добавлено: 02.04.2015
Рейтинг: -
Комментарии:
0
Просмотров 802
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+