Личный кабинет

Может ли учитель быть таким, каким должен быть?


Основным результатом образования является сформированная система ценностей и личностных смыслов. Главное в этом процессе – передача их от учителя ученику. Частично ответить на вопрос, насколько учитель способен сделать это, и какие существуют ограничения на этом пути, позволило изучение ценностных предпочтений педагогов и сравнение этой системы с выборами самих школьников. Проблема состоит в том, что ценности- идеалы учителей существуют сами по себе и не влияют на воспитанников, ценности же, которыми они руководствуется в повседневной жизни, прямо противоположны ценностям учеников. Самые большие расхождения мы видим по ценностям гедонизма и универсализма. Находятся они на противоположных ценностных полюсах и являются своеобразной идеологией жизни. И если учитель более нацелен на универсальные ценности, то ученик, напротив, на ценности гедонистические. Более обобщенный анализ показывает, что педагогам более свойственен конформный (консервативный) стиль поведения, который обусловлен преимущественными выборами таких ценностей как традиции, доброта, безопасность и конформность, а учащимся – трансформирующий (прогрессивный), в основе которого ценности самостоятельности, стимуляции, гедонизма, достижения и власти. Особенность консервативного типа заключается в ориентации на стереотипные формы переработки информации, использовании испытанных способов взаимодействия с другими, страхом или нежеланием личностных изменений. Чертами прогрессивного типа является стремление к открытой и неоднозначной информации, переработка которой оставляет поле для новых вопросов. В докладе проанализированы данные о том, насколько учителя осведомлены об основных ценностных предпочтениях школьников. Оказалось, что педагоги достаточно хорошо видят ценностные основы поведения, но в меньшей степени осведомлены об их ценностных идеалах (особенно некоторые из них), хотя для подростков мир устремлений, идеалов, фантазий и желаний не менее, а иногда даже более значим, чем их реальная жизнь. Причиной слабого влияния педагогов на учащихся являются объективные внешние причины, такие как, отсутствие поддержки учителей со стороны государства, низкие зарплаты, отсутствие положительного имиджа образа учителя в общественном сознании. В учебном заведении отсутствует конкурентная среда, которая позволила бы учителю быть современным, т.е. мобильным, саморазвивающимся, по настоящему творческим. Поведение учителя более всего детерминируется внешними нормами, правилами и предписаниями, которые и формируют адаптивное поведение. Внутренние потребности, личностный рост при этом отходят на второй план. Здесь и возникает глубокое противоречие между прогрессивной ролью учителя и его действительным состоянием. Для успешного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса и получения развивающего эффекта, необходимо, чтобы учитель наиболее адекватно отражал ценностную систему учащихся, осознавал свою, а также находил точки соприкосновения и возможности для продуктивного диалога в этом ценностном поле для трансляции своих наиболее значимых ценностей, а также ценностей, имеющих высший смысл и необходимых как для развития общества, так и отдельного человека.

Может ли учитель быть таким, каким должен быть?

Ведина Ирина Инаровна,
Казань, Татарстан

Вопрос о том, каким должен быть учитель, обязательно предполагает вторую часть – «А каким он может быть?». Относительно долженствования ответ таков: профессиональным, ответственным, любящим и понимающим, инициативным и творческим, духовным и нравственным и т.д. и т.п. Список этот практически бесконечен. Но ответ на второй вопрос предполагает, что существуют определенные ограничения, как внутренние, так и внешние, которые возможно позволят учителю стать очень хорошим специалистом, но никогда не сделают его любимцем «публики», вследствие чего он не превратится в знаковую фигуру, которой захочется верить и подражать. Профессионалом, несомненно, стать трудно, но это все же легче, чем стать Личностью для ученика. Понятно, что в учительском труде все взаимосвязано, но зачастую нацеленность педагога на результат, и только на результат, не позволяет ему оценить важность самого процесса обучения, который предполагает передачу не только знаний, но также гуманитарных ценностей и жизненных смыслов.

Кто же такой современный учитель и какова его степень возможного влияния на последующие поколения? Частично ответить на этот вопрос позволило изучение ценностных предпочтений педагогов и сравнение этой системы с выборами самих школьников.

В структуре личности ценности занимают весьма почетное место. Они указывают направление развития, с ними коррелируют практически все более или менее сложные формы поведения. Это суть представления о себе, через призму которого человек рассматривает свое «Я», строит отношения с другими. Ценности делают жизнь осмысленной, формируют картину мира, позволяют выходить за пределы наличной ситуации. Существуют они на двух уровнях – на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов. Первый - это желание, стремление, отражение должного в сознании, поведении и деятельности; второй непосредственно соотносится с реальными поступками человека.

Для изучения данного вопроса использовалась методика Ш.Шварца. В ней представлены десять групп ценностей, которые определяют тип мотивационной направленности соответственно их центральной цели. Необходимо их перечислить:

Власть – социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами. Сюда входит авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание.

Достижение – личный успех в соответствии с социальными стандартами. Сюда входит компетентность, целевая направленность, успешность.

Гедонизм – наслаждение или чувственное удовольствие.

Стимуляция – волнение и новизна. Это потребность в разнообразии и переживаниях для поддержания оптимального уровня активности.

Самостоятельность – самостоятельность мысли и действия. Выражается в творчестве, исследовательской активности, самоконтроле и самоуправлении. Выражает потребности в автономности и независимости.

Универсализм – понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы. Возникает при расширении контактов, необходимости «пересечения» границ своей группы. Предполагает принятие и понимание равенства людей, мира искусства и природы, отрицание войн и конфликтов.

Доброта – сохранение и повышение благополучия близких людей. Соотносится с потребностью в позитивном взаимодействии со своей группой, включает такие понятия как лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, полезность, зрелая любовь.

Традиция – уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи. Это выражение и сохранение норм и ценностей группы, следование им.

Конформность – сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям. Конкретизируется через такие понятия как послушание, самодисциплина, вежливость, уважение родителей и старших.

Безопасность – безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя. Сюда входят социальный порядок, взаимное расположение, взаимопомощь, чувство принадлежности, здоровье.

Изучение ценностных предпочтений педагогов показало, что на уровне идеалов значимыми для них являются ценности безопасности, доброты и универсализма, а менее значимыми – традиций, гедонизма, власти и стимуляции. На уровне индивидуальных приоритетов (поступков) на первых местах у учителей находятся ценности доброты, универсализма и самостоятельности, а на последних – стимуляции, достижения, гедонизма и власти. Эти системы ценностей достаточно согласованы, коэффициент корреляции между ними составляет 0,83 (положительная достоверная).

Следовательно, современный учитель – это человек, который обладает теми ценностями, которые позволяют ему быть истинным воспитателем, проводником значимых идей. Однако, проблема состоит в том, что таким проводником он зачастую не является. Его идеалы не влияют на воспитанников, ценности же, которыми он руководствуется в повседневной жизни, прямо противоположны ценностям учеников. Так, корреляции с ценностями подростков показали положительную слабую связь с идеалами (0,26) и отрицательную достоверную связь с ценностями на уровне индивидуальных приоритетов, т.е. поступков (-0,5).

Показатели значимости типов ценностей-идеалов

Типы ценностей 

 

Средние показатели значимости типов ценностей

учащиеся

ранг

учителя

ранг

Конформность

3,74

6

3,96

5

Традиции

2,65

10

2,64

7

Доброта

4,47

3

4,78

2

Универсализм

3,43

8

4,04

3

Самостоятельность

4,43

4

4,1

4

Стимуляция

3,37

9

1,87

10

Гедонизм

4,75

1

2,1

8

Достижения

4,64

2

3,4

6

Власть

3,66

7

1,95

9

Безопасность

4,36

5

5

1


Показатели значимости типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов (поступков).

Типы ценностей

 

Средние показатели значимости типов ценностей
 

учащиеся

ранг

учителя

ранг

Конформность

1,55

9

1,97

5

Традиции

0,81

10

1,34

6

Доброта

2,26

5

3,02

1

Универсализм

1,82

7

2,78

2

Самостоятельность

2,67

2

2,38

3

Стимуляция

2,65

3

0,97

7

Гедонизм

3,1

1

0,25

9

Достижения

2,48

4

0,38

8

Власть

1,83

6

0,03

10

Безопасность

1,66

8

2,14

4

Графически это соотношение выглядит следующим образом:

 

Самые большие расхождения мы видим по ценностям гедонизма и универсализма. Находятся они на противоположных ценностных полюсах и являются своеобразной идеологией жизни. И если учитель более нацелен на универсальные ценности, то ученик, напротив, на ценности гедонистические. Но не только этим «идеологическим» разрывом объясняется слабая преемственность в ценностной сфере.

Более обобщенный анализ ценностей педагогов и учащихся показывает, что первым более свойственен конформный (консервативный) стиль поведения, который обусловлен преимущественными выборами таких ценностей как традиции, доброта, безопасность и конформность, а вторым – трансформирующий (прогрессивный), в основе которого ценности самостоятельности, стимуляции, гедонизма, достижения и власти

Средние показатели по конформизму и трансформизму у педагогов и учащихся

 

конформизм

трансформизм

идеал учителя
 

4,091
 

2,91
 

идеал ученика

3,805
 

4,047
 

приоритет учителя
 

2,12
 

1,3
 

приоритет ученика
 

1,57
 

2,43
 


Из этой таблицы видно, что наибольшее расхождение имеется между реальным стремлением к прогрессу у учителя и ученика, выражающимся в повседневных поступках (см. разницу между данными в 2, 43 и 1,3 балла). На втором месте – расхождение в идеальном стремлении к трансформациям (данные в 4,047 и 2,91 балла), на третьем – в реальном стремлении к конформизму (данные в 2,12 и 1,57 баллов), на четвертом – в идеальном (данные в 4, 091 и 3,895 баллов).

Дальнейший анализ ценностей, организованных в биполярные шкалы, подтверждает и конкретизирует данный вывод. Так, по шкалам «открытость изменениям» и «самовозвышение» средние показатели учащихся выше, чем у педагогов, по шкалам «самотрансцендентальность» и «консерватизм» средние показатели у педагогов выше, чем у учащихся

Особенность консервативного типа заключается в ориентации на стереотипные формы переработки информации, использовании испытанных способов взаимодействия с другими, страхом или нежеланием личностных изменений. Чертами прогрессивного типа является стремление к открытой и неоднозначной информации, переработка которой оставляет поле для новых вопросов.

Для углубления представления о взаимодействии ценностей субъектов образовательного процесса, обратимся к теории жизненных миров, предложенной Д.А.Леонтьевым. Его идея заключается в том, что существует три базовых типа, различающихся по отношению к миру, три разных сообщества «с несовместимыми принципами организации жизни». По его теории существует традиционалистский, гедонистический и прогрессистский жизненные миры. В первом случае, как пишет автор, «…основополагающим принципом …является подчинение индивида обществу, интересам целого. Принцип жизни — подчинение норме». Во втором – «…значимо только настоящее, «здесь и сейчас», а соотношение индивида и общества имеет характер паразитизма». Третий жизненный мир характеризуется направленностью в будущее. Практическое значение данная теория имеет постольку, поскольку эти отношения являются основой «…построения взаимоотношений между индивидами, а также между индивидом и социальными структурами» (41).

По нашему мнению, личность весьма редко бывает строго однонаправленной. В ее структуре есть место всем трем жизненным мирам, однако занимают они разный «удельный вес». Для понимания характера и степени возможного влияния учителя на ученика необходимо выяснить доминанту каждого из них. Традиционалистский тип в большей мере ориентируется на такие ценности как конформность, традиции, доброта и безопасность; гедонистический – на ценности гедонизма, власти и стимуляцию; прогрессистский – на универсализм, самостоятельность и достижения. Средние значения по каждому из них приведены ниже:

Соотношение ценностных выборов учителя и ученика


 

Традиционалистский

Гедонистический

Прогрессистский


идеал учителя
 

4,095
 

1,97
 

3,85
 



идеал ученика
 

3,805
 

3,93
 

1,85
 




приоритет учителя
 

2,12

1,58
 

1,85
 


приоритет ученика
 

1,57
 

2,53
 

 
2,32
 



Мы видим, что наибольший вес в личности учителя занимает традиционалистская направленность, затем следует прогрессистская и на последнем месте – гедонистическая. У учащихся на первом месте гедонистическая направленность, на втором - традиционалистская (на уровне поведения прогрессистская), на третьем - прогрессистская (на уровне поведения традиционалистская). Используя эти данные, можно сказать, что отсутствие у педагога гедонистической направленности, увеличивает его показатели по направленности прогрессистской; у учащихся же ориентация на гедонизм забирает их «энергию» движения в сторону прогресса (в большей степени) и уменьшает возможности ориентации на традиции (хотя и в меньшей степени).

Для того, чтобы учить и воспитывать, выработать для себя идеологию воспитания, а также ставить конкретные воспитательные цели, учителю необходимы знания о личности ученика. Мы проанализировали осведомленность учителя об основных ценностных предпочтениях школьников, сравнивая их с выборами самих учеников. Оказалось, что педагоги достаточно хорошо видят ценностные основы поведения, но в меньшей степени осведомлены об их ценностных идеалах (особенно некоторые из них).

Эти данные приведены на графиках:


Коэффициент корреляции представлений учителей о реальном поведении подростков составляет 0,77 (положительная достоверная связь), с идеальными ценностями - 0,52. Это также положительная достоверная связь, однако, разброс значений по отдельным учителям здесь очень велик – от 0,05 до 0,61. Значительно меньший разброс показывают коэффициенты корреляции по ценностным основаниям поведения подростков и значения здесь выше.

Получается, что для многих педагогов идеальные устремления школьников – terraincognitа, а ведь хорошо известно, что для подростков мир устремлений, идеалов, фантазий и желаний не менее, а иногда даже более значим, чем их реальная жизнь. Упуская из вида этот мир, учитель не влияет на будущее, он полностью отдает этот процесс на волю случая, надеясь, что все будет хорошо как-то само собой. Учитель мало задумывается о возможных путях влияния на ученика, а также не владеет методами такого влияния. Без целенаправленной работы в этом направлении мы через некоторое время получим общество квазипотребителей, для которых вопрос: «Иметь или быть?», будет решаться однозначно: иметь и побольше, а также, любой ценой. Несколько утрируя, можно сказать, что это грозит потерей ментальности, ибо в нашем менталитете всегда присутствовали иные ценности, и они должны остаться, если нация хочет сохранить свою идентичность. Многие процессы сегодняшнего дня, происходящие в молодежной среде, списываются на рыночную экономику, развитие капиталистических отношений. Однако, имея перед собой пример развитых стран, мы могли бы избежать проявлений «дикого» капитализма в сознании молодых людей.

Причиной слабого влияния педагогов на учащихся являются объективные внешние причины, такие как, отсутствие поддержки учителей со стороны государства, низкие зарплаты, отсутствие положительного имиджа образа учителя в общественном сознании. Национальный проект «Образование», еще долгие годы будет просто исправлять те ошибки, которые были допущены в этой сфере. Поведение учителя более всего детерминируется внешними нормами, правилами и предписаниями, которые и формируют адаптивное поведение. Внутренние потребности, личностный рост при этом отходят на второй план. Здесь и возникает глубокое противоречие между прогрессивной ролью учителя и его действительным состоянием.

К тому же принципы и формы организации образовательного процесса не стимулируют учителя повышать конкурентноспособность через самообразование и соревнование. В основной своей массе педагоги отрицательно относятся к участию в различного рода профессиональных конкурсах, где им предстоит сравнение себя с другими. На наш взгляд, такого рода конкурсов должно быть больше в самых разных видах. Желательны, например, олимпиады для учителей по предметам, а также по теории и практике обучения и воспитания.

Учитель весьма боится оценки со стороны, но только она может дать объективные критерии того, в какой точке развития он находится и куда движется. В рамках школы возможно составление рейтинга учителей, который складывается из мнений учеников. Эти данные позволят учителю увидеть свою меру значимости как профессионала и как личности, дадут возможность начать движение, создадут хоть какую-то конкуренцию. Некоторые материалы по проведению такой ученической аттестации приведены в приложении к докладу (Приложение).

Для успешного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса и получения развивающего эффекта, необходимо, чтобы учитель наиболее адекватно отражал ценностную систему учащихся, осознавал свою, а также находил точки соприкосновения и возможности для продуктивного диалога в этом ценностном поле для трансляции своих наиболее значимых ценностей, а также ценностей, имеющих высший смысл и необходимых как для развития общества, так и отдельного человека. Как отмечает Л.М.Митина, «расширение рамок осознания самого себя, своего места в жизни, своей миссии обусловлено высоким уровнем ценностно-смыслового отношения учителя к своей профессии как к чрезвычайно значимой жизненной ценности, как к способу самореализации, дающему возможность осуществить, «выполнить» себя, удовлетворить потребность во всестороннем развитии личности, т.е. потребность реализовать собственное «творческое Я» (53). Педагог в какой-то степени находится в позиции терапевта по отношению к ученику. Выполняя требования, которые присущи этой роли, он должен быть максимально открытым, быть таким какой он есть; иметь положительный образ ученика, а также точно понимать чувства, ценности и личностные смыслы подростков. Только в этом случае происходит изменение личности, получение ей доступа к своим внутренним ресурсам (32, с.68).

 

Литература:

1) Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. Спб.: 2004.

2) Леонтьев Д.А. К типологии жизненных миров // 2 Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / под. Ред. Д.А.Леонтьева. – М.: Смысл, 2004, с. 114-116.

3) Митина Л.М. Поиск смысла жизни в многомерном пространстве-времени педагогического труд

    25.11.2008 | 12:12
    Елена Петлеванная Пользователь

    Уважаемая Ирина Инаровна! Благодарна Вам за поднятую проблему ценностных ориентиров в образовании. Убеждена в том, что учебно-дисциплинарную модель взаимодействия учителя и ученика необходимо заменить на личностно-ориентированную, утверждающую ценность личности ребёнка. Если для педагога ребёнок интересен как человек со своими особенностями и потребностями, то он будет стремиться к "очеловечиванию" процесса образования.


     

Добавлено: 07.09.2007
Рейтинг: -
Комментарии:
1
Просмотров 11651
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+