Личный кабинет

Метод проектов на уроке и во внеурочное время.


Метод проектов на уроке и во внеурочное время.

Нурманбетова М. Ш.

Тезисы доклада

Из истории вопроса

Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности: размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции,

формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт

Этим требованиям времени и отвечает метод проектов как педагогическая технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления. Суть рефлекторного мышления — вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении.

Что мы понимаем под методом проектов?

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов — это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод — это дидактическая категория. Это совокупность

приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Словом, результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

-В чём же суть проектной технологии?

— В разработке проектов

Реализация начинается с разработки проекта освоения большой темы или раздела образовательной программы по конкретному учебному курсу. Учитель готовит предварительный план раскрытия темы. Ученики вносят свои предложения, замечания, предлагают способы и средства выполнения заданий. Дети распределяются по микрогруппам, намечают виды будущей учебной продукции, договариваются о формах подведения итогов. Таким образом, школьники становятся подлинными субьектами образовательной деятельности

-В роли учителя

Организатор, авторитетный источник информации, эксперт, консультант

-В развитии мотивации

Мотивация усиливается благодаря творческому характеру учебной деятельности, самостоятельности, ответственности ученика перед членами своей группы, благодаря знакомству с различными точками зрения, возможности высказать и обосновать свою точку зрения на изучаемые явления

-В оборудовании рабочих мест

Необходимы справочная литература, наборы тестов, практических заданий. Желательна аппаратура. Предусматривается выход за пределы образовательного учреждения: работа в библиотеках, музеях, на местах памятных событий.

-В совместной деятельности

Технология нацелена на совместную деятельность в различных сочетаниях:

учитель и ученик, ученик и группа, ученики и родители,

-В реальных возможностях индивидуализации образовательного процесса

Технология обеспечивает каждому признание собственной важности и необходимости в коллективе. Каждый видит результаты своих усилий, видит свой вклад в работу группы затем коллектива.

— В контроле

Оценивается продукция, её качество, соответствие проекту, своевременность выполнения. Вместе с тем необходимо периодически знакомить детей с промежуточными результатами для коррекции и регулирования выполняемой работы.

-В итоговых результатах

. Сообщения, доклады, эссе, альбомы, видеофильмы, книги..."Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить« — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Метод проектов на уроке и во внеурочное время

Нурманбетова М. Ш.

На трудном творческом пути обновления школы перед учителем всё чаще возникает проблема: как обеспечить влияние изучаемого на уроках материала на ум и душу каждого ученика, или — как обеспечить не только интеллектуальное, но и духовно-нравственное развитие его личности? Только успешное решение этой задачи поможет на деле реализовать государственные образовательные стандарты, как того требует Закон РФ «Об образовании».

Путь решения такой серьёзной проблемы? Привлечение каждого ученика к самостоятельной целесообразной деятельности в соответствующих областях знаний. Реальный способ достижения этого — использование проектной методики в учебно-воспитательном процессе. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Уже тогда Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Зная, что целительная сила любой технологии в её одухотворённости, свою педагогическую философию я сформулировала одним словом: сотворчество. Дух творчества, сотворчества, сотрудничества, доброжелательности первых лет моего учительства не только запомнился мне и моим питомцам на всю жизнь, но и передается всё новым и новым поколениям джанайских ребятишек через уроки, классные часы, разнообразную внеклассную работу, нравственный потенциал которых очень высок: многие учащиеся пишут стихи, заметки, репортажи даже в центральные газеты и журналы, получают Дипломы и награды. Работая на уроках в уплотнённом режиме, мы заражаем друг друга собственной увлечённостью, своей влюблённостью в общее дело, титанической работоспособностью, и урок превращается в своеобразную лабораторию культуры мышления и речи, где дети учатся не только законам грамматики, но и уважению к предкам, гордятся достижениями российских спортсменов, учатся разговаривать с властью, пишут портреты в честь Дня Матери, ведут свою Родословную, создают школьную книгу «Память», рассуждают о чести и милосердии не только героев «Капитанской дочки»... Именно сотворчество является для меня высшей формой сотрудничества, ведь детское творчество — результат потребности школьника в выражении своего внутреннего мира.

В 1997 году наше школьное методическое объединение рассмотрело идею проектной технологии и поддержало применение метода проектов на уроках и во внеурочное время, и мудрая мысль Ж. Ж. Руссо — «дети должны делать, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог» — стала основным законом нашей школьной жизни. Следуя этому закону, на уроках развития речи подросток 10—12 лет сразу же включается в проектную работу в качестве журналиста, выпускающего свой собственный журнал (журналам даны свои имена, имена подруг, друзей...), материалы в котором размещены последовательно по каждой из 10—12 тем проектов. При этом каждая из тем раскрывается автором с позиций его собственного опыта, опыта ученика, юнкора кружка «Репортёр», сына или дочери, друга или подруги... Работа над проектами, начатая на уроках русского языка и литературы, продолжается на занятиях кружка «Репортёр», на классных часах и дома во время просмотра телепередач или же общения с близкими. Мне важно, чтоб урок продолжался всю жизнь, ведь продолжение урока — это воспитанная в личности потребность к самосовершенствованию, самовоспитанию, самообразованию. Мои ученики осознали основной тезис современного понимания метода проектов — «всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить». Какие же проекты удалось разработать нам в наших условиях?

В условиях, когда занятия в творческом объединении становятся продолжением уроков русского языка и литературы, истории и географии?..

«Если в конце исследования не видно начала следующего — значит, исследование не доведено до конца» (Дмитрий Лихачёв). По такому закону работает наше творческое объединение «Юнкор», в состав которого входит кружок старшеклассников «Репортёр» и у которого богатая и интересная история.

В течение 10 лет проводятся научно-практические конференции «Моя малая родина», «Моё родословие», а с 2002 года — в рамках Всероссийского конкурса старшеклассников «Человек в истории. Россия 20 век», объявленном Российским историко-просветительским и правозащитным обществом «Мемориал» Тематика ежегодно меняется в соответствии с наиболее значимыми датами и актуальными современными проблемами. Участники конференций представляют разнообразные исследовательские проекты. Детская конференция носит обучающий характер, и мы не ждём от школьников открытий в области большой науки, но мы высоко ценим их маленькое открытие, к которому они приходят путём самостоятельного исследования. Для некоторых участников наша конференция становится стартовой площадкой для пробы сил в других конференциях, конкурсах и после окончания школы. В архиве нашего кружка Благодарности, Свидетельства за 2003, 2004, 2005 годы, а Кадырбирдиев Замир стал финалистом четвёртого конкурса за 2005 год

Исследовательская деятельность в своей организации основывается на принципах проектирования, а исследовательский проект — движущая форма построения межличностного взаимодействия исследователя-ученика и учителя-координатора, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей научного сообщества. Образование, таким образом, становится продуктивным, так как в результате получается реальный выход в законченной и оформленной исследовательской работе. Продукт в этом случае имеет скорее не материальную, а интеллектуальную и личностную ценность, становясь значимым для самого созидателя данного продукта. Кроме того, исследовательский проект становится не только формой, средством и принципом организации культурного взаимодействия, но и мотивом этой деятельности. Таковы наши проекты «Салют, Репортёр!», «Салют, Победа!», результат которых написанные детьми и изданные к юбилеям по результатам следопытской работы книги «Репортёр» и «Память», электронный музей «Зал воинской Славы».

Общественная организация юнкоров «Репортер» Джанайской средней школы,
инициатором создания которой стал мой класс-выпуск-2004, считает актуальной проблему исторической памяти. Занимаясь восстановлением исторической памяти земляков -участников Великой Отечественной войны, решила ответить на вопрос «С чего начинается память?» И вот как написали в своём отчёте наши юнкоры по итогам акции «Салют, Победа!»:

«Войной начинается память»

— В честь 60-летия Победы были объявлены традиционные акции «Орден в твоем доме», «Семейный альбом», «Семейные реликвии», «Песни Великой Отечественной», а новички — отправлены в юнкоровские командировки. Их познакомили с Уголками Славы и с архивом кружка. Объяснили: пройдут годы, а знать о них, о наших земляках, вряд ли кто будет, потому что для нас Великая Отечественная война — уже далекая, хотя и героическая история. Те, кто тогда воевал, для нас прадеды и даже прапрадеды Надо сделать все возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, было зафиксировано, стало историческим документом. Таким шагом стало наше участие в конкурсах на лучший информационный ресурс о родном крае, участие во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Россия ХХ век», в акции «Мы с тобой, Беслан», в районном смотре -конкурсе залов, музеев, экспозиций, смотре-конкурсе музеев, обьявленном «Учительской газетой», в акции «Солдатский платок», инициатором которой стала московская школа № 823, в районном этапе ежегодной Всероссийской акции «Я- гражданин России»...

Мы настойчиво призывали нашу власть последовать примеру нашего Верховного, который подарил поисковикам Серпухова «Волгу». Но нам не нужна машина, нам нужен проектор, чтобы вести экскурсию по электронному музею «Зал Воинской Славы». Ведь мы так же работаем под девизом: «Память. Ответственность. Будущее» Мы, будущее страны, обратились к нашим властям с просьбой проявить ответственность и выполнить нашу просьбу-помочь в издании книги «Память». Мы бы не завершили свой проект так быстро, если бы нас не поддерживало районное отделение АДМОО и лично председатель комитета Новикова Л. Н.. Она помогла издать нам нашу Юбилейную энциклопедию «Репортер» и сигнальный экземпляр Книги «Память». Нашли понимание со стороны ведущего специалиста Управления по делам молодежи Чуднецовой Г. Г., Главы села Джуманова С. Я. А на седьмом небе от счастья почувствовали себя, когда Горбачева Л. М. вручила чек на сумму 1200 рублей по итогам районного смотра — конкурса музеев, залов, экспозиций, уголков. На эти деньги мы издали подарочные экземпляры книги «Память» и вручили ветеранам 9 мая 2005 года«.

Такой отчёт дорогого стоит. Дети доказали, что определённые знания и навыки для участия в социально значимых проектах, гражданских инициативах они приобрели, накопили опыт решения актуальных общественных проблем, убедились, что проекты можно реализовать, практически в нём участвуя. А вот как о них писали газеты:

-Книга называется «Память», но дело не только в том, чтобы отдать дань уважения и памяти бойцам родной земли. Книга эта позволяет из прошлого перекинуть мостик в будущее... Дети, авторы книги «Память», которым сегодня по 10—12 лет, это и есть наше будущее. Научившись уважать свою историю, они сумеют лучше нас позаботиться о своём будущем. О своей стране и её людях. (С. Царегородцева, «Учительская газета»)

-Книгу презентовали в Самарской области... В общем, джанайские школьники одержали свою маленькую победу во славу Победы Великой. («Волга» № 115, 11 августа 2005 года)

-Лучшие из лучших участников конкурса собрались 12 мая в санатории «Колос»... Астраханскую область представляли юнкоры кружка «Репортёр» Л. Утешева и Р. Булатова...

(«Красноярский вестник», 18 июня 2005 года).

Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Например, проект «Моя степная Венеция», посвящённый юбилею села Джанай, предусматривает работу в архивах, интервьюирование старожилов, составление макета будущей книги, презентацию проекта на областном конкурсе на лучший информационный ресурс о родном крае в номинации «Лучшая электронная презентация Астраханской области». (О том, что наш проект станет победителем и нас наградят компьютером, мы не могли даже мечтать).

Исследовательская работа — результат слаженной совместной работы с родителями, поэтому мы никогда не забываем отметить и родителей. Они получают Благодарственные письма особого содержания: «Дорогие родители Салимовой Залины!

Совет кружка юнкоров «Репортёр» благодарит Вас за помощь, оказанную Вашей дочери в связи с подготовкой к научно-практической конференции «Россия −20 век».

«Перо — наилучший наставник красноречия», -сказал Цицерон. Эту мысль мудреца

подтвердила исследовательская работа Залины «Корни и ветви».

Желаем Вашей дочери стоять за настоящей научной кафедрой и помнить, что свой первый шаг в науку она сделала в кружке «Репортёр» Джанайской средней школы.

И пусть ей позавидует Цицерон!

Удачи и успехов всей Вашей семье! Совет кружка «Репортёр»

Творческие проекты (любой проект творческий) предполагают соответствующее оформление результатов. Они (как правило) не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре...). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-либо фильма, произведения, статьи, жизненной ситуации. Это может быть фантастика... Зато оформление результатов проекта требует чёткой структуры в виде сценария видеофильма, диафильма, драматизации, программы праздника, альманаха, рукописной книги... Например, диафильмы «Арно», «Маленький принц», киносценарий «Это наши деды»... На всю жизнь запомнят видеофильм «Звёзды-97» выпускники 1997 года, которые готовили этот долгосрочный проект «Звёздный час», посвящённый прекрасному созвездию «Горячая десятка»...

В ролево-игровых проектах структура также только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения... Результаты работы могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая. Так, проект «Кем быть» выявляет будущую профессию учащихся, а пресс-конференция, организованная журналистами с людьми различных профессий,- уже презентация проекта, а материал пресс — конференции был использован при проведении конкурса «Ученик года» в 5 классе. «Перед нами были не пятиклассники, а врачи, медсёстры, крановщики, артистки, водители автобусов, космонавт, учитель истории, директор школы, ветеринары, сержант милиции и Президент России, который издал свой Указ № 1:наградить Ученика года — победителя конкурса — ожерельем из стольких пятёрок, сколько он получил за год», — так написала в своей заметке в районную газету юнкор Зухра Садыкова, ныне студентка факультета журналистики.

Тип информационных проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении;ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (СМИ, анкетирование, интервью); способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление, выводы); результат информационного поиска (статья, заметка, реферат); презентация (публикация, «Круглый стол»). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские и становятся их органичной частью, модулем. Например, проект «А у нас в квартире газ» направлен на сбор информации в связи с газификацией села, домовладений. Цель проекта — научиться правильно обращаться с газовыми приборами и составить инструкцию для младших членов семьи.

Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих уч-ся. Например, школьная книга «Память», классная Книга рекордов «Мои аплодисменты». Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, чётких результатов совместной деятельности и участие каждого в определении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта.

По признаку предметно-содержательной области можно выделить монопроекты и межпредметные. Монопроекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, например, в курсе русского языка это темы, связанные с орфограммами и пунктограммами. Такие монопроекты составлены в 5 классе по теме «Имя числительное» («Всемирные фестивали»), в 9 классе — «Обособленные определения» («Корни и ветви»); «Сложноподчинённое предложение. Виды придаточных» в 9 классе («Лучшие моменты Олимпиады»). Разумеется, работа над монопроектом предусматривает применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле собственно филологического, лингвистического, культурологического знаний. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с чётким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний и умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам, форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет своё продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время на занятиях юнкоровского кружка «Репортёр».

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие, затрагивающие 2—3 предмета, а также достаточно объёмные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников (например, «Речь и этикет», «Знаешь ли ты?»). Такие проекты требуют слаженной работы многих творческих групп, имеющих чётко определённые исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций. По характеру координаций это могут быть проекты с открытой, явной, координацией и со скрытой координацией. В проектах с явной координацией учитель выступает в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя в случае необходимости отдельные его этапы, деятельность отдельных его участников, например, если нужно договориться о встрече, провести анкетирование, интервью со специалистами («Я — гражданин России»). В проектах со скрытой координацией координатор выступает как полноправный участник проекта. Примером такого проекта может служить «17 мгновений судьбы», долгосрочный проект, посвящённый выпускникам 2004 года. По окончании проекта была создана уникальная презентация.

Что касается характера контактов, то проекты могут быть внутренними (региональными) и международными. Внутренние, организуемые или внутри одной школы на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, или между классами, школами внутри региона, одной страны (это относится к телекоммуникационным). Участниками международного проекта становятся представители разных стран. Сейчас, конечно, обмен информацией осуществляется по электронной почте, но мы свои проекты осуществляли и по обычной в добрые советские времена. Об этом говорят наши проекты «Дети мира за мир», «Салют,мир!», «Знаю,умею,научу». По количеству участников можно выделить проекты: личностные, парные, групповые. По продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов. (Например, одновременно, практико-ориентированные и исследовательские.) Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них. Работая над проектом «Моё родное Понизовье», ребята «совершили увлекательное и познавательное путешествие» по Волжскому Понизовью с целью создания фильма о родном крае. О результатах работы над проектом «Венок Пушкину» можно прочитать в книге, изданной юнкорами к юбилею кружка «Репортёр», которая так и называется — Школьная юбилейная энциклопедия «Репортёр».

Таким образом, проектные технологии заметно повышают интерес школьников как к отдельным образовательным программам, так и к образованию в целом. И доведённое до конца исследование даёт начало следующему. Поэтому всё больше детей хотят заниматься проектной деятельностью и каждый год апробируются новые формы работы, направленные на развитие творческой самостоятельности учащихся. А теперь с появлением компьютеров наши возможности в корне изменились, и по мироощущению чувствуешь себя другим человеком. Учащиеся с удовольствием занимаются проектированием на занятиях кружка «Репортёр», которые обязательно становятся продолжением уроков с прагматической направленностью на результат, участвуют в районных олимпиадах, областных и Всероссийских конкурсах, становятся лауреатами и дипломантами, призёрами и победителями. Что особенно важно, ведь признание — самый ценный «витамин роста».

Как же оценивать работу ученика, занимающегося проектированием?

Мы все, кажется, поняли, что основой оценивания знаний должно быть не столько освоение школьником программных требований, сколько изменение его собственного состояния, что оценивать нужно лишь степень продвижения ученика в освоении предметных умений и навыков по отношению к вчерашним достижениям. И то с поправкой на врождённые способности. На индивидуальный темп обучения. Только такая оценка нравственна и принесёт подлинный воспитательный эффект.

Следовательно, идеальная система оценки должна выполнять две задачи: побуждать ученика к выполнению всё более сложных заданий, в чём, собственно, и заключается развитие; исключить возможность соперничества с другими учениками, оставив другой, единственно возможный и приемлемый вид соревнования — с самим собой, через улучшение своих ранее достигнутых результатов. Поскольку проектная работа даёт учащимся возможность выражать свои собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно только поощрять их самостоятельность оценками «гениально», «прекрасно», «очень хорошо», «оригинально» или «Вы прекрасный художник», «Это идеальный вариант сценария», «Вы великолепный оформитель»... Без такой высокой щедрости учительских или любых других оценок не могут быть развиты побудительные силы детского творчества. И когда я вовлекаю учащихся уже в 5 классе в проектную работу, я учитываю всё: необыкновенное чувство красоты Ралины, девочки тонкой и нежной, особую медлительность Рустама, который выдаст в конце оригинальное решение, богатство человеческой души Нади, мудрую лаконичность Зухры, любовь к спорту не очень прилежного З. Ведь наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют рисунки, коллажи, карты, планы, графики, схемы. Могу утверждать, что уроки развития речи по этой системе стали развитием творческой активности, потому что мои дети не «проходят материал», а ищут ответы на вопросы, которые ставит окружающая нас жизнь, чаще выбирают задачу по уровню своего развития, усложняя от проекта к проекту, имеют возможность выбрать объём работы и её форму. Словом, проектная культура является как бы той общей формой, в которой реализуется искусство планирования, изобретения, созидания, исполнения и оформления. Логика в моей деятельности такова: «Я предъявляю предельные требования к личности ребёнка, но стремлюсь к тому, чтобы выполнение даже самых неприятных вещей доставляло в конечном итоге огромную радость, счастье тем, с кем имею дело как педагог». Нисколько не сомневаясь в том, что моя профессия-главная на земле, я продолжаю учиться и делать выводы... Ведь вся наша жизнь — творчество. Какие же выводы я сделала сегодня?

Нельзя превращать технологию в самоцель

Проектная технология — оригинальная технология, так как это технология успеха, в которой реализуется искусство планирования, изобретения, созидания, исполнения, оформления и оценки проекта координаторами, тьюторами, компетентными жюри различных конкурсов, смотров, фестивалей... Материалы проектов должны стать основой для оформления кабинетов, для выставок, экспозиций, макетирования книг, задуманных и написанных детьми... Ведь «без святого и драгоценного, унесённого в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить человек». Трудно не согласиться с великим Достоевским.

Литература

Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе, 2000. № 2, 3, с. 3

Г. К. Селевко. Современные образовательные технологии. М., «Народное образование», 1998. С. 92.

Г. К Селевко. Руководство по организации самовоспитания школьников // Школьные технологии,1999..№ 6, с. 123

В. Васильев. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000. № 9, с. 177—180.

    15.01.2010 | 20:05
    Миннегуль Нурманбетова Пользователь

    Елена Васильевна, обижаете, не видели ни одной моей презентации в 2005, 06 годах... Это материал тех лет... Спасибо за комментарий, если найду, пришлю свою топорную презентацию...


     

    11.01.2010 | 14:04
    Елена Малахова Пользователь

    Мне самой интересен метод проектов, на мой взгляд, это больше творчество, чем наука. Его желательтно оформлять в виже презентации.


     

    20.09.2006 | 00:00
    Андрей Тихов Пользователь

    Метод проектирования неплохо описан. Хотя хотелось бы увидеть конкретный пример работы на уроке, на занятии, а не отчёты... Это же рубрика "Я делаю так"


     

Добавлено: 17.09.2006
Рейтинг: -
Комментарии:
3
Просмотров 5800
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+