Личный кабинет

Программа "Современные и народные танцы"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности


Программа предназначена для детей в возрасте от 7 до 13 лет и имеет продолжительность обучения 4 года. Реализация образовательной программы предоставляет возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных танцевальных направлениях.

 

 

Информационная карта программы

  1. Наименование

учреждения, реализующего образовательную программу

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» Первомайского района Тамбовской области

  1. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности «Современные и народные танцы»

  1. Сведения об авторе (ФИО, образование, должность)

Яковлева Екатерина Валерьевна, высшее  образование,

педагог дополнительного образования

  1. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

* Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

*Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р)            

 *Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. N 196);

*  Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242  «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

* Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-  эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

4.2. Область применения

Дополнительное образование

4.3. Направленность

Художественная

4.4. Тип программы

Модифицированная

4.5. Вид программы

Образовательная

4.6. Возраст учащихся

по программе

7-13 лет

4.7. Продолжительность

обучения

4 года

  1. Рецензенты

МБОУ ДО «Дом детского творчества»

 

 

 

 

 

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Современные и народные танцы».

 

  • Пояснительнаязаписка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Современные и народные танцы» художественной направленности широко и многосторонне раскрывает национально-культурные традиции, которые являются источником формирования и развития морально-этических норм и связывают народ с историческими корнями, что особенно интересно для детей. Образовательная деятельность по данной программе создает условия для развития творческого потенциала учащихся в рамках собственной творческой активности, личностного развития и формирования общей культуры учащихся.

Реализация образовательной программы предоставляет возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных танцевальных направлениях, выбрать наиболее подходящий стиль и максимально реализовать себя в нем. Большинство детей, занимаясь в творческом объединении, проявляют любознательность, они открыты к восприятию нового и интересного, и, активно проявляют эти качества.

В процессе освоения программы учащиеся развивают трудовые умения и навыки, приобретают опыт проектной деятельности, коллективной творческой работы. Развитие танцевальных навыков оказывает большое влияние на раскрытие творческих способностей.

Актуальность данной программы обусловлена современными требованиями модернизации дополнительного образования и задачами художественно-эстетического развития учащихся,  которые школьный курс не имеет возможности реализовать в полном объеме.

Программа ориентирована на развитие физических данных учащихся, на приобретение начальных базовых знаний, умений и технических навыков в области хореографии. Освоение содержания Программы способствует формированию художественно-эстетической культуры учащихся, обеспечивает развитие мотивации к познавательной и творческой деятельности.

Способствуя формированию культурно-нравственных ценностей детей, творческих умений и навыков, Программа является общеразвивающей.

Новизна программы состоит в воспитании интереса и любви к танцу и искусству в целом, индивидуально-личностном развитии ребёнка и раскрытии его творческих способностей, а также в формировании у них чувства прекрасного и других эстетических категорий, в развитии эмоциональной восприимчивости и двигательной выразительности.

 Программа разработана с учётом физических, психологических и возрастных особенностей детей и построена по принципу «от простого к сложному». Физическая нагрузка увеличивается постепенно, усложняются творческие задания, уровень сложности движений нарастает поэтапно и последовательно и так же целенаправленно возрастает уровень ответственности детей.

 Отличительные особенности программы. Настоящая Программа составлена на основе учебного пособия для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальности «Педагогика дополнительного образования», «Учите детей танцевать», учебного пособия для ВУЗов под редакцией Г. П. Гусева «Методика преподавания народного танца». Также в Программу включены выборочные материалы из программ и пособий для образовательных и профилирующих заведений.

В Программу внесены дополнения и изменения на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ, с учётом современных тенденций в области хореографического искусства.

Педагогическая целесообразность обусловлена важностью художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей хореографических занятий, формирующих у учащихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.

Применение в образовательном процессе современных педагогических технологий способствует сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств.

Адресат программы.

Программа «Современные и народные танцы» адресована детям 7-13 лет, для обучения принимаются все желающие. При комплектовании допускается совместная работа в одной группе учащихся без ограничения по возрастному признаку, учитывая начальную подготовку. С этой целью проводится анкетирование детей и предварительный контроль в форме собеседования.

Возрастные особенности учащихся.

Младший школьный возраст (7-10 лет) - это возраст, когда происходит активное формирование личности. Дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений в ученическом коллективе, изменяется отношение к обязанностям, тем самым зарождаются характер и воля, увеличивается круг интересов, выявляются и развиваются способности. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка являются их произвольность, продуктивность и устойчивость.

Средний школьный возраст (11-14 лет) - переходный возраст от детства к юности, характеризующийся глубокой перестройкой организма. Психологическая особенность данного возраста - это избирательность внимания. Дети откликаются на необычные, захватывающие дела и мероприятия, но быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные моменты, ребята занимаютсяработой с удовольствием и длительное время, поскольку им нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие.

Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.

Объем и срок освоения программы4 года.

  1. год – «Ритмика»
  2. год – «Азбукатанца»
  3. год – «Народныетанцы»
  4. год – «Современныетанцы»

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 648.

Продолжительность и численность занятий для детей определяется следующим образом:

Первый год обучения (7 – 8 лет) – 144 часа – 4 раза в неделю по 1 академическому часу (40-45мин.);

Второй год обучения (9 – 10 лет) – 144 часа – 2 раза в неделю по 2 академических часа (90 мин. с перерывом 10мин.);

Третий год обучения (11 – 12 лет) – 144 часа – 2 раза в неделю по 2 академических часа (90 мин. с перерывом 10мин.);

Четвертый год обучения (12 – 13 лет) – 216 часов – 3 раза в неделю по 2 академических часа (90 мин. с перерывом 10мин.)

Перерыв между занятиями должен составлять не менее 10-15 мин.

Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, исходя из педагогической целесообразности, педагог может проводить занятия со всем составом учебной группы, по подгруппам, дифференцированно; может проводить индивидуальные занятия с детьми – инвалидами по месту жительства.

Формы проведения занятий:

коллективная, в которой учащиеся рассматриваются как целостный коллектив, имеющий своих лидеров (при самостоятельной постановке хореографических композиций);

групповая, в которой обучение проводится с группой учащихся (три и более), имеющих общее задание и взаимодействующих междусобой;

При проведении занятий учитывается:

-Уровень знаний, умений и  навыков учащихся, их индивидуальные особенности;

- Самостоятельностьребенка;

-Особенности мышления, познавательныеинтересы;

Формы организации занятий

- учебное занятие

- занятие-игра

- открытое занятие

Содержание программного материала подобрано согласно возрастным и индивидуальным возможностям учащихся и направлено на выявление, формирование и развитие творческого потенциала детей.

В образовательном процессе используются различные методы обучения:

- информационные (показ движения с объяснением, рассказ, беседа, личный пример, совместный просмотр фильма про танцы, танцевального концерта, записи тренировки группы);

- поисковые (проекты и исследования учащихся в области танцевального спорта);

- дискуссионные (дискуссия, обсуждение спорных вопросов о танцах, конференция, конвенция);

- взаимное просвещение (доклады, выставки, информационные стенды).

Образовательные технологии:

Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания, позволяющая максимально развивать индивидуальные познавательные способности учащихся на основе использования имеющегося у них опыта;

Технология развивающего обучения, направленная на «зону ближайшего развития», т.е. на деятельность, которую учащийся может выполнить с помощью педагога;

Технология коллективной творческой деятельности предполагает организацию совместных действий учащихся, коммуникацию, общение, взаимопомощь, творческая работа выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого участника процесса;

Технология проектной деятельности позволяет организовать образовательный процесс так, чтобы активировать деятельность учащихся по разрешению «проблемной ситуации», вследствие чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками;

Информационные (компьютерные) технологии помогают сделать образовательный процесс более ярким, доступным, интересным и легким для усвоения.

Здоровьесберегающие технологии:

  1. санитарно – гигиенические (влажная уборка кабинета, проветривание, обеспечение оптимального освещения, соблюдение правил личной гигиены);
  2. психолого – педагогические (создание благоприятной психологической обстановки на занятиях, создание ситуации успеха, соответствие содержания программы возрастным особенностям детей, чередование видов деятельности);
  3. физкультурно оздоровительные (использование физкультминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз и рук).

                                      1.Цель программы.

Эстетическое развитие воспитанников в процессе изучения основ хореографического искусства.

В ходе образовательного процесса открываются неограниченные возможности для познавательной деятельности, создаются условия для эмоционально-психологической нагрузки, влияющей на воспитание характера, воли и способствующей социальной адаптации, что плодотворно влияет на раскрытие, формирование и развитие творческих способностей и личностных качеств учащихся.

  • Содержание программы

Первый год обучения «Ритмика»

Задачи первого года обучения:

Обучающие

- формирование основ музыкальнойграмоты;

- формирование художественно-образногомышления.

Воспитательные

- эстетическое     воспитание        учащихся        средствами музыкально-хореографическогоискусства;

- формирование внимания, чувства коллективизма, целеустремленности, трудолюбия;

Развивающие

- развитие у учащихся способности воспринимать произведения музыкального искусства;

- развитие ритмичности,                            музыкальности, артистичности     и эмоциональной выразительности.

 

Учебный план

1 год обучения

 

п/п

Тема

Количество часов

Формы аттестации/

Контроля

 

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие: цели и план работы, инструктаж по технике безопасности

1

1

 

Собеседование

Раздел 1. Основы музыкальной грамоты

28

3

25

Опрос, тренировочное упражнение

1.1

Ритм – «сердце музыки»

 

2

14

 

1.2

Мелодия

 

1

10

1.3

Начальная диагностика ЗУН

 

 

1

Раздел 2. Музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности

81

3

78

Выполнение упражнений, наблюдение

2.1

Координация и двигательно-слуховые навыки

 

3

43

 

2.2

Танцевальные ритмические упражнения

 

 

35

Раздел 3. Музыка и танец

30

3

27

Тематический

3.1

Музыкальный образ

 

1

3

 

3.2

Средства пластического искусства

 

2

6

3.3

Танцевальные этюды

 

 

18

Раздел 4. Промежуточная аттестация

4

1

3

Итоговый

4.1

Промежуточная диагностика ЗУН приобретённых за 1 год обучения

 

1

1

 

4.2

Контрольные занятия и выступления

 

 

2

 

Итого:

144

11

133

 

 

 

 

Содержание учебного плана первого года обучения

 

Вводное занятие 1 ч.

Теория: Техника безопасности, сбор данных детей, выявление у детей анатомо- физиологических и психологических особенностей

  1. Основы музыкальной грамоты28ч.

Теория: 3ч

Метроритм: такт, темп, характер музыки, доля, музыкальный размер.

Практика: 25ч.

Приветствие. Начальная диагностика ЗУН. Виды и жанры музыки. Знакомство с музыкой, различной по характеру (бодрая, энергичная, спокойная, веселая, плавная, отрывистая) и жанру (марш, танец, песня). Музыкальные игры для развития музыкальности ислуха.

Мелодия – основа музыки. Отражение в музыке разнообразных явленийжизни.

Контрастность музыки.

Роль ритма в музыке. Прохлопывание (протопывание и т.п.) ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

Начальная диагностикаЗУН.

Понятие доля. Определение по слуху сильной доли. Работа с музыкальным материалом размерами 2/4,¾,4/4.

Вальс.

Полька.

Марш.

Специальные термины употребляемые в музыке и хореографии.

Выполнение ритмического    рисунка     прослушанной    музыки (фразы, предложения) по памяти хлопками ишагами.

Повторение и закрепление пройденного материала.

  1. Музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности81ч.

Теория: 3ч.

Пространство: верх, низ, середина, диагональ. Координация. Понятия право и лево относительно себя и другого человека. Осанка.

Практика: 78ч.

Постановка корпуса.

Шаги: большой и малый шаг; на носках, на пятках; приставные; с подъемом коленей; на внешней и внутренней стороне стопы.

Бег: простой, на носках, с подъемом коленей, галоп.

Прыжковые упражнения (подскоки). Повороты и наклоны корпуса. Танцевально-игровое занятие. Позиции и положения рук и ног.

Контролируемые и ритмичные перемещения. Пространство. Музыкально-ритмические игры на освоение сценического пространства. Общеразвивающие упражнения: для рук, для ног, на развитие гибкости. Выполнение изученных элементов под музыку со сменой темпа.

Выполнение изученных элементов под заданный темп: с чтением стихов, под хлопки, под счет.

Звероритмика: подражательные движения.

Музыкально-ритмические игры на развитие воображения. Построения и перестроения: линия, колонна, круг.

Музыкально-ритмические   упражненияна развитие творческого внимания, памяти физическихдействий.

Музыкально-ритмические игры на общение с партнером на сцене и зрительным залом.

  1. Музыка и танец30ч.

Теория: 3ч.

Мимика, пантомимика, жесты. Образ музыкальный и сценический.

Практика: 27ч.

Образно-эмоциональная передача окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека в музыке.

Средства пластического искусства: мимика, пантомимика, жесты.

Музыкально-ритмические                          упражнения на развитие передачи эмоций посредством мимики, пантомимики ижестов.

Тренировка двигательных                 навыков:      шаги,            бег,                   построения, перестроения, переходы, фигурнаямаршировка.

Простые танцевальные фигуры.

Музыкально-ритмические                        упражнения      для             работы                                           группой, парные, индивидуальные(сольные).

Постановка танцевальных композиций   на   основе   изученного материала: детский танец, игровой танец, образныйтанец.

Промежуточная  аттестация4ч.

Теория: 1ч.

Диагностика теоретических знаний учащихся.

Практика: 3ч.

Контрольные занятия и выступления учащихся. Участие в концертной деятельности и мероприятиях.

    Планируемые результаты первого года обучения.

В конце первого года обучения обучающиеся должны:

Знать :

  • основу музыкальнойграмоты;
  • основные движения: шаг, бег, галоп идр.
  • правила техникибезопасности;
  • правила взаимодействия вколлективе.

Уметь:

  • выполнять ритмические упражнения в темпе и ритмемузыки;
  • ориентироваться впространстве;
  • выполнять элементы танцев сперестроением.

Навыки: выполнять четко и правильно элементы и упражнения танцев самостоятельно и с помощьюпедагога.

Методическое обеспечение программы 1 года обучения

 

Название раздела, темы

Формы занятий

Приемы                        и методы

Дидактический материал,

техническоеоснащение

Формы подведения итогов

 

Вводное занятие

рассказ-беседа

Словесный

 

Игра

Раздел 1. «Основы музыкальной грамоты»

1.1

Ритм - «сердце музыки»

Рассказ-беседа

словесный, интерактивный

Аудио-                видео аппаратура,      аудио-

видеозаписи

Опрос

1.2

Мелодия

рассказ-беседа тренировочны

е упражнения, игра

словесный, наглядный, практический

Аудио-                видео аппаратура, аудио- видеозаписи

Опрос

1.3

Начальная

диагностика ЗУН

беседа,игра,

самостоятельная работа

словесный, наглядный, практический

вопросы и задания

Опрос

Раздел 2. «Музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности»

2.1

Координация                              и двигательно-

слуховые навыки

рассказ-беседа,

тренировочны е упражнения, самостоятельн

ая работа

словесный, наглядный, практический

наглядно-

иллюстрационный

материал,           аудио аппаратура,

аудиозаписи

тренировочное упражнение

2.2.

Танцевальные ритмические упражнения

рассказ-беседа,

тренировочное упражнение

словесный, наглядный, практический

наглядно-

иллюстрационный

материал,           аудио аппаратура,

аудиозаписи

опрос, тренировочное упражнение

Раздел 3. «Музыка и танец»

3.1

Музыкальный образ

рассказ-беседа,

тренировочное упражнение,

словесный, наглядный, практический

наглядно-

иллюстрационный

материал,           аудио аппаратура,

аудиозаписи

опрос,

самостоятельная работа

3.2

Средства

пластического искусства

рассказ-беседа,

тренировочное упражнение

словесный, наглядный, практический

наглядно-

иллюстрационный

материал,           аудио аппаратура,

аудиозаписи

опрос, тренировочное упражнение

3.3

Танцевальные этюды

рассказ-беседа,

тренировочное упражнение

словесный, наглядный, практический

наглядно-

иллюстрационный

материал,           аудио аппаратура,

аудиозаписи

опрос, тренировочное упражнение

Раздел 4. Промежуточная аттестация

4.1.

Промежуточная диагностика ЗУН

приобретенных за 1 год обучения

самостоятельная работа

словесный, наглядный, работа                          под руководством педагога,

самостоятельная работа

наглядно-

иллюстрационный

материал,           аудио аппаратура,

аудиозаписи

опрос,

самостоятельная работа

4.2.

Контрольные

занятия и выступления

Самостоятельная работа

работа                          под руководством педагога,

самостоятельная работа

аудио      аппаратура, аудиозаписи

самостоятельная работа

 

«Азбука танца» 2 год обучения

 

Задачи:

Образовательные

  • формирование элементарных знаний        и                умений   (основная терминология, базовые движения иэлементы);

- формирование     знаний о здоровом образе жизни (режим дня, питание, физическая культура,гигиена).

Воспитательные

  • формирование внимания, целеустремленности,трудолюбия;
  • формирование эстетического вкуса.

Развивающие

  • развитие общей физической подготовки (силы, выносливости,ловкости);

- развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, прыжка, шага, устойчивостикоординации);

- развитие ритмичности,                            музыкальности, артистичности      и               эмоциональной выразительности.

 

Учебный план второго года обучения

 

п/п

Тема

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие: выявление у детей анатомо-физиологических и психологических особенностей. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

2

2

 

анкетирование

Раздел 1. Истоки хореографии.

30

4

26

Опрос, танцевально-игровые задания

1.1.

История возникновения танцев

 

2

8

 

1.2.

Термины хореографии

 

2

8

1.3.

Основные позиции, положения

 

 

10

Раздел 2. Хореографическая азбука

36

2

34

Тренировочные упражнения

2.1.

Постановка корпуса

 

2

6

 

2.2.

Экзерсис у станка

 

 

10

2.3.

Экзерсис на середине зала

 

 

18

Раздел 3. Мир танцев

68

6

62

Опрос, танцевальные элементы и композиции

3.1.

Классический танец

 

2

8

 

3.2.

Историко-бытовой танец

 

2

6

3.3.

Народный танец

 

2

48

Раздел 4. Промежуточная аттестация

8

2

6

Тестирование, участие в конкурсных программах

4.1.

Диагностика ЗУН приобретённых за 2 год обучения

 

2

 

 

4.2.

Контрольные занятия и выступления

 

 

6

Итого:

144

16

128

 

 

Содержание учебного плана второго года обучения

 

Вводное занятие 2ч.

Теория: 2ч.

Анкетирование. Выявление у детей анатомо-физиологических и психологических особенностей. Инструктаж по технике безопасности назанятиях.

  1. Истоки хореографии30ч.

Теория: 6ч.

История  танца.  Виды танца. Термины     хореографии. Названия движений и упражнений вхореографии.

Практика: 24ч.

Выявление у детей анатомо-физиологических и психологических особенностей. Танцевально-игровые задания. Начальная диагностика ЗУН. Позиции и положения рук и ног, переход от одной позиции к другой. Контролируемые и ритмичные перемещения. Сценическое пространство. Упражнения для развития тела.

  1. Хореографическая азбука36ч.

Теория: 2ч.

Правила выполнения упражнений у станка и на середине зала. Значение занятий у станка. Правила оказания ПМП при травмах и самомассаж

Практика: 34ч.

Повтор материала первого года обучения. Развитие чувства ритма и координации

Шаги, бег. Прыжки, подскоки. Построения, перестроения, переходы. Позиции и положения рук, ног, головы, корпуса.

Обшеразвивающие   упражнения. Упражнения для рук и ног. Наклоны и повороты (голова,корпус).

Экзерсис. Элементы классического экзерсиса: demiplie (полцприседания), battementtendu (выведение ноги на носок), battementefondu (низкие и высокие развороты),ronddejambparterre (круг ногой по полу), releve, portdebras(перегибы и наклоны корпуса) у станка и на середине зала.

Упражнения на устойчивость.

  1. Мир танцев68ч.

Теория: 6ч.

Виды танцев и история их возникновения.

Практика: 62ч.

Элементы классического танца: battement, releve, portdebras.

Элементы историко-бытового танца: ходы, парные движения («Падеграс»).

Элементы русского народного танца: ходы, бег, прыжковые движения, хлопки и хлопушки, дробныевыстукивания.

Элементы русского хороводного танца: парные, групповые, массовые.

Элементы русского плясового танца: сольные, парные, групповые, массовые.

Постановочно-репитиционная работа: соединение изученных движений в танцевальные композиции. Танцевальные этюды. Развитие исполнительского мастерства и артистизма.

  1. Промежуточнаяаттестация

Теория: 2ч.

Диагностика ЗУН приобретенных за второй год обучения.

Практика: 6ч.

Контрольные занятия и выступления. Участие в конкурсных программах и мероприятиях различного уровня.

 

Предполагаемые результаты второго года обучения.

В конце второго года обучения учащиеся должны:

Знать:

- танцевальную терминологию,                              применяющуюся       при                        изучении материала (опорная нога, работающая нога, шаг ногой и шаг на ногу, ит.п.);

  • основные понятия: позиции и положения рук, ног; линия танца идр.
  • правила техникибезопасности;
  • правила взаимодействия вколлективе.

Уметь:

  • выполнять начальные упражнения по позициям в темпе и ритмемузыки;
  • ориентироваться впространстве;
  • Выполнять элементы танцев сперестроением.

Навыки: выполнять четко и правильно элементы и упражнения танцев самостоятельно и с помощьюпедагога.

Методическое обеспечение программы 2 года обучения

 

Название раздела, темы

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактический материал,

техническое оснащение

Формы аттестации

/контроля

 

Вводное

занятие

рассказ-

беседа

Словесный

 

игра

Раздел 1. «Истоки хореографии»

1.1.

Знакомство с историей возникновения

танцев

Рассказ-беседа

словесный, наглядный, интерактивный

Наглядно- иллюстрационный материал

опрос

1.2

Термины хореографии

беседа, игра

словесный, наглядный

наглядно-

иллюстрационный материал

опрос

1.3

Основные позиции, положения

рассказ-беседа

тренировочныеупражнения,

игра

словесный, наглядный, практический

наглядно-иллюстрационный

материал,

опрос

Раздел 2. «Хореографическая азбука»

2.1.

Постановка корпуса

рассказ-беседа,

тренировочное упражнение,

словесный, наглядный, практический

наглядно-иллюстрационный материал, аудио

аппаратура, аудиозаписи

опрос,

самостоятельная работа

2.2.

Экзерсис у станка

рассказ-беседа,

тренировочное упражнение

словесный, наглядный, практический

наглядно-иллюстрационный материал, аудио

аппаратура, аудиозаписи

опрос, тренировочное упражнение

2.3.

Экзерсис на

середине зала

рассказ-беседа,

тренировочное упражнение

словесный, наглядный, практический

наглядно-иллюстрационный материал, аудио

аппаратура, аудиозаписи

опрос, тренировочное упражнение

Раздел 3. «Мир танцев»

3.1

Классический танец

рассказ-беседа,

тренировочно е упражнение

словесный, наглядный, практический

наглядно-иллюстрационный материал, аудио

аппаратура, аудиозаписи

опрос, тренировочное упражнение, самостоятель

ная работа

3.2.

Историко- бытовой танец

рассказ-беседа,

тренировочные     упражнения

словесный, наглядный, интерактивный

наглядно-иллюстрационный материал, аудио- видео аппаратура,

аудио- видео- записи,

опрос,

самостоятельная работа

3.3.

Народный танец

рассказ-беседа,

тренировочные     упражнения

словесный, наглядный, интерактивный

наглядно-иллюстрационный материал, аудио- видео аппаратура,

аудио- видео- записи,

опрос, тренировочное упражнение

Раздел 4. Промежуточная аттестация

4.1.

Диагностика ЗУН

приобретенныхза 2 год

обучения

самостоятельная работа

словесный, наглядный, работа под руководством педагога,

самостоятельна я работа

наглядно-иллюстрационный материал, аудио

аппаратура, аудиозаписи

опрос,

самостоятельная работа

4.2.

Контрольные занятия и выступления

самостоятельная работа

работа под руководством педагога,

самостоятельна я работа

аудио аппаратура, аудиозаписи

самостоятельная работа

 

«Народные танцы» 3 год обучения

Задачи:

Обучающие:

             - формирование углубленных знаний и умений покурсу;

             - формирование знаний о характерных особенностях национальныхтанцев.

Воспитательные

- приобщение учащихся к народной культуре итрадициям;

- формирование внимания, чувства коллективизма, целеустремленности, трудолюбия;

- формирование эстетического вкуса.

Развивающие

             - развитие общей физической подготовки (силы, выносливости,ловкости);

- развитие   танцевальных    данных     (выворотности,    гибкости, прыжка, танцевального шага, устойчивости,координации);

- развитие ритмичности,  музыкальности,  артистичности  и эмоциональной выразительности.

 

Учебный план третьего года обучения

 

п/п

Тема

Количество

часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие: определениефизических данных детей, техника безопасности на занятиях.

2

2

 

Анкетирование

Раздел 1.Экзерсис

28

2

26

Беседа, тренировочные упражнения

1.1.

Классический экзерсис

 

2

12

1.2.

Народно-сценический экзерсис

 

 

14

Раздел 2.В мире народных танцев

104

10

94

Тренировочные упражнения, постановочные композиции

2.1.

Русские народные танцы

 

2

30

2.2.

Украинские народные танцы

 

2

12

2.3.

Польские народные танцы

 

2

12

2.4.

Испанские и цыганские танцы

 

2

28

Раздел 3.Промежуточная аттестация

10

 

10

Опрос, выступление

3.1.

Диагностика ЗУН приобретённых за 3 года обучения

 

 

4

3.2.

Контрольные занятия и выступления

 

 

6

Итого

144

14

130

 

 

 

 

Содержание учебного плана третьего года обучения

 

Вводное занятие 2ч.

Теория: 2ч.

Определение физических данных детей. Анкетирование. Техника безопасности на занятиях.

  1. Экзерсис28ч.

Теория: 2ч.

Предупреждение травматизма, ПМП при травмах. Значение экзерсиса для творческого развития и изучения элементов танца. Правила выполнения элементов экзерсиса, терминология.

Практика: 26ч.

Повторение пройденного материала за второй год обучения. Начальная диагностика ЗУН. Усложнение ранее изученных элементов экзерсиса у станка и на середине зала.

Выполнение элементов в темпе и характере народных танцев. Народно- сценический экзерсис (каблучные упражнения, дробные выстукивания и др.). Выполнение народно-сценического экзерсиса с продвижением по залу.

  1. В мире народных танцев 104ч.

Теория: 10ч.

Разнообразие видов народных танцев, их особенности. Стилистические особенности народных танцев: особенности музыки, особенности костюмов, особенности манеры исполнения движений, особенности положений рук.

Практика: 94

Элементы русского народного танца: танцевальные шаги, бег, прыжковые движения, присядки, дробные выстукивания.

Элементы русского хороводного танца.

Элементы русского плясового танца. Стилистические особенности русского народного танца различных регионов России. Элементы уральского танца. Заключения танцевальных композиций.

Элементы украинского танца: шаги, ходы, бег, парные движения. Элементы белорусского танца: шаги, ходы, бег, парные движения. Элементы польского танца: шаги, ходы, бег, парные движения.

Элементы испанского танца: шаги, движения рук, дробные выстукивания.

Элементы цыганского танца: шаги, дробные выстукивания, положения и движения рук.

Постановочно-репетиционная работа: соединение изученных движений в танцевальные композиции. Создание музыкально-двигательных образов и сюжетно- тематических картин. Работа над эмоциональной выразительностью во время исполнения танца Отработка сольных, парных движений в группах и коллективом. Работа над четкостью исполнения движений. Работа над синхронностью исполнения движений.

  1. Промежуточная аттестация10ч.

Диагностика ЗУН приобретенных за третий год обучения

Контрольные занятия и выступления. Участие в конкурсных программах, праздничных мероприятиях различного уровня.

Планируемые результаты третьего года обучения

В конце третьего года обучения учащиеся должны:

Знать:

  • основные положения позиций рук, ног, головы и корпуса в народномтанце;
  • основные танцевальные движения и комбинации народныхтанцев

Уметь:

  • самостоятельно исполнять движения и комбинациитанцев;
  • передавать эмоциональную окраску композициитанца;
  • соотносить свои движения с услышанноймузыкой;

Навыки: выполнять четко и правильно элементыи упражнения танцев самостоятельно или после предварительногоинструктажа.

Методическое обеспечение третьего года обучения

 

Название раздела, темы

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактический материал,

техническое оснащение

Формы подведения итогов

 

Вводное

занятие

рассказ-

беседа

словесный

 

Игра

Раздел 1. «Экзерсис »

1.1.

Классический экзерсис

рассказ-беседа,

тренировочные     упражнения, самостоятель

ная работа

словесный, наглядный, практический

наглядно-иллюстрационный материал, аудио

аппаратура, аудиозаписи

опрос, тренировочные упражнения

1.2.

Народно-

сценический экзерсис

Рассказ-беседа

словесный, наглядный,

интерактивный

Наглядно- иллюстрационный

материал

Опрос

Раздел 2. «В мире народных танцев»

2.1

Элементы русского народного танца

рассказ-беседа,

тренировочные     упражнения,

самостоятельная работа

словесный, наглядный, практический

наглядно-иллюстрационный материал, аудио

аппаратура, аудиозаписи

Опрос

2.2.

Элементы украинского танца

рассказ-беседа,

тренировочно е упражнение

словесный, наглядный, практический

наглядно-иллюстрационный материал, аудио

аппаратура, аудиозаписи

опрос, тренировочное упражнение

2.3.

Элементы польского танца

рассказ-беседа,

тренировочно е упражнение

словесный, наглядный, практический

наглядно-иллюстрационный материал, аудио

аппаратура, аудиозаписи

опрос, тренировочное упражнение

2.4.

Элементы испанского и цыганского

танца

рассказ-беседа,

тренировочно е упражнение

словесный, наглядный, практический

наглядно-иллюстрационный материал, аудио

аппаратура,

опрос, тренировочное

упражнение

Раздел 3. Промежуточная аттестация

3.1

Диагностика ЗУН

приобретенныхза 3 год

обучения

самостоятельная работа

словесный, наглядный, работа под руководством педагога,

самостоятельна я работа

наглядно-иллюстрационный материал, аудио

аппаратура, аудиозаписи

опрос,

самостоятельная работа

3.2.

Контрольные занятия и выступления

самостоятельная работа

работа под руководством педагога,

самостоятельна я работа

аудио аппаратура, аудиозаписи

самостоятельная работа

 

 

 

«Современные танцы»

4 год обучения

Задачи:

Обучающие:

- совершенствование исполнительского мастерства обучающихся;

- формирование знаний, умений и навыков исполнения танцев в танцевальных коллективах и сольно.

Воспитательные

- формирование  потребности в  дальнейшем     повышении профессионального мастерства и применении практическихнавыков;

  • приобщение к культурным ценностям и сохранению традиций своегонарода;
  • воспитание адекватнойсамооценки.

Развивающие

  • развитие умений коллективной и индивидуальной творческой деятельности обучающихся;
  • развитие творческого восприятия имышления;
  • развитие творческойактивности.

 

 

 

 

Учебно-тематический план 4 года обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Введение. Вводное занятие

2

 

2

Анкетирование

Раздел 1. Экзерсис

34

 

 

 

1.1.

Классический экзерсис

 

2

12

Опрос, тренировочные упражнения

1.2.

Народно-сценический экзерсис

 

2

20

Раздел 2. Народные танцы

80

 

 

Беседа, отработка синхронности

2.1.

Русские народные танцы

 

2

38

2.2.

Молдавские танцы

 

2

18

2.3.

Венгерские танцы

 

2

18

Раздел 3. Современная хореография

62

 

 

 

3.1

Разогрев

 

2

18

Постановочно-репетиционная работа, разминочные упражнения

3.2.

Джас-модерн

 

2

12

3.3.

Современные танцевальные стили

 

2

16

Раздел 4. Актёрское мастерство в хореографии

26

 

 

 

4.1.

Хореографический образ

 

2

6

Применение законов драматургии в танце, исполнительское мастерство

4.2.

Пантомима и жест

 

2

4

4.3.

Театрализация в хореографии

 

2

10

Раздел 5. Итоговая аттестация

12

 

 

 

5.1.

Анализ достигнутых результатов

 

2

2

Анализ достигнутых результатов, выступления

5.2.

Диагностика ЗУН обучающихся, приобретённых за время обучения

 

2

2

5.3.

Контрольные занятия и выступления

 

 

4

Всего:

216

26

190

 

 

Содержание учебного плана 4 года обучения

Введение в курс программы

Теория:

Цели и задачи обучения, режим и план работы. Анкетирование. Техника безопасности

  1. Экзерсис

Теория:

Классический балет – высшая форма профессионального мастерства

Практика:

Повторение пройденного за 3 год обучения. Начальная диагностика ЗУН. Элементы классического экзерсиса. Элементы классического экзерсиса в характере народных танцев. Элементы народно-сценического экзерсиса. Элементы экзерсиса с увеличением амплитуды движения. Элементы экзерсиса с продвижением по залу.

  1. Народныетанцы

Теория:

Разнообразие видов народных танцев, их особенности. Стилистические особенности народных танцев: особенности музыки, особенности костюмов, особенности манеры исполнения движений, особенности положений рук.

Практика:

Элементы русского народного танца: танцевальные шаги, бег, прыжковые движения, вращение, дробные выстукивания, «моталочки», «веревочка».

Элементы русского хороводного танца.

Элементы молдавского танца: шаги, ходы, бег, парные движения. Элементы венгерского танца: шаги, ходы, бег, парные движения.

Постановочно-репетиционная работа: соединение изученных движений в танцевальные композиции. Создание музыкально-двигательных образов и сюжетно- тематических картин. Работа над эмоциональной выразительностью во время исполнения танца Отработка сольных, парных движений в группах и коллективом. Работа над четкостью исполнения движений. Работа над синхронностью исполнения движений.

  1. Современнаяхореография

Теория:

Джаз-танец. Танец модерн. Стили и направления современной хореографии.

Практика:

Разогрев. Упражнения для позвоночника. Изоляция. Перемещение в пространстве. Уровни. Координация в современной хореографии. Позиции и положения в современной хореографии. Шаги и вращения в современной хореографии. Танцевальные комбинации и элементы джаз-модерн танца и современных танцевальных стилей.

Постановочно-репетиционная работа: соединение изученных движений в танцевальные композиции. Отработка техники исполнения танцевальных композиций.

4.Актерское мастерство вхореографии

Теория:

Пантомима      и          жест                                в               хореографическом                   номере.     Рисунок                          танца       и хореографический образ. Применение законов драматургии в постановкетанца.

Практика:

Развитие эмоциональной выразительности во время исполнения танцевального номера. Повышение уровня исполнительского мастерства. Театрализация хореографического номера.

                5.Итоговаяаттестация

Теория:

Анализ достигнутых результатов. Диагностика ЗУН учащихся приобретенных за время обучения.

Практика:

Контрольные занятия и выступления.

Планируемые результаты 4 года обучения

В конце четвертого года обучения обучающиеся должны

Знать

  • основные композиционные принципы построениятанца;
  • последовательность построения композициитанца;
  • правила коллективной и самостоятельной творческойдеятельности.

Уметь:

  • исполнять основные сюжетытанцев;
  • создавать простые музыкально-двигательные образы и сюжетно-тематические картины;
  • анализировать работу коллектива и каждогообучающегося;
  • взаимодействовать вколлективе;
  • самовыражаться в творческомпроцессе.

Навыки: самостоятельно исполнять упражнения у станка и на середине зала;

  • создавать простейшие композиции с комбинированием изученных движений танцев;

- сопоставлять,  сравнивать,   анализировать  и   творчески      подходить   к выполнению задач иупражнений;

Использовать полученные знания в процессе жизнедеятельности.

 

Методическое обеспечение программы 4 года обучения

 

Название раздела, темы

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактический материал,

техническое оснащение

Формы подведения

итогов

 

Вводное

занятие

рассказ-беседа

Словесный

 

опрос

Раздел 1.«Экзерсис»

1.1.

Классический экзерсис

Рассказ-беседа

словесный, наглядный, практический

наглядно-иллюстрационный материал, аудио

аппаратура, аудиозаписи

опрос

1.2.

Народно-

сценический экзерсис

беседа, тренировочные      упражнения,

самостоятельная работа

словесный практический

наглядно-иллюстрационный материал, аудио

аппаратура, аудиозаписи

опрос

самостоятельная работа

Раздел 2. «Народные танцы»

2.1

Элементы русских народных танцев

рассказ-беседа,

тренировочн

ыеупражнения,

словесный, наглядный, практический

наглядно-иллюстрационный материал, аудио

аппаратура, аудиозаписи

тренировочные упражнения

2.2.

Элементы молдавского танца

рассказ-беседа,

тренировочно е упражнение

словесный, наглядный, практический

наглядно- иллюстрационный материал, аудио- видео аппаратура, аудио-видеозаписи

опрос, тренировочное упражнение, самостоятел

ьная работа

2.3.

Элементы венгерского танца

рассказ-беседа,

тренировочно е упражнение

словесный, наглядный, практический

наглядно- иллюстрационный материал, аудио- видео аппаратура, аудио-видеозаписи

опрос, тренировочное упражнение, самостоятел

ьная работа

Раздел 3. «Современная хореография»

3.1

Разогрев

рассказ-беседа,

тренировочн

ыеупражнения,

словесный, наглядный, практический

наглядно-иллюстрационный материал, аудио

аппаратура, аудиозаписи

тренировочные упражнения

3.2.

Джаз-модерн

рассказ-беседа,

тренировочно е упражнение

словесный, наглядный, практический

наглядно-иллюстрационный материал, аудио-

видео аппаратура, аудио-видеозаписи

опрос, тренировочное

упражнение, самостоятел

 

 

 

 

 

 

ьная работа

3.3.

Современные танцевальные стили

рассказ-беседа,

тренировочно е упражнение

словесный, наглядный, практический

наглядно- иллюстрационный материал, аудио- видео аппаратура, аудио-видеозаписи

опрос, тренировочное упражнение, самостоятельная работа

Раздел 4. «Актерское мастерство в хореографии»

4.1

Хореографический образ

рассказ-беседа, тренировочное упражнение,

словесный, наглядный, практический

наглядно-

иллюстрационный материал, аудио

аппаратура, аудиозаписи

опрос,

самостоятельная работа

4.2

Пантомима и жест

рассказ-беседа, тренировочное упражнение

словесный, наглядный, практический

наглядно-иллюстрационный материал, аудио

аппаратура, аудиозаписи

опрос, тренировочное       упражнение

4.3

Театрализация

номера

рассказ-беседа,

тренировочное упражнение

словесный,

наглядный, практический

наглядно-

иллюстрационный материал, аудио

аппаратура, аудиозаписи

опрос,

тренировочное упражнение

Раздел 5. Итоговая аттестация

5.1.

Анализ

достигнутых результатов

Беседа

Словесный, наглядный, интерактивный

наглядно-иллюстрационный материал, аудио

аппаратура, аудиозаписи

Опрос

5.2.

Диагностика ЗУН

приобретенныхза время

обучения

самостоятельна я работа

словесный, наглядный, работа под руководством педагога,

самостоятельна я работа

наглядно-иллюстрационный материал, аудио

аппаратура, аудиозаписи

опрос,

самостоятельная работа

5.3.

Контрольные

занятия и выступления

самостоятельна

я работа

самостоятельна

я работа

аудио аппаратура,

аудиозаписи

самостоятельная работа


 

Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

С целью успешной реализации данной программы разработаны и оформлены: календарный учебный график (для каждой группы учащихся), планы-конспекты занятий, дидактические и оценочные материалы.

2.1.         Календарный учебный график

Начало учебного года для учащихся первой группы с 10 сентября, окончание учебного года 31 мая; для учащихся второй и третьей групп обучение с 1 сентября, окончание учебного года 31 мая. Каникулы с 1 июня по 31 августа.

1 год обучения - 36 учебных недель, 144 учебных дней.

  • год обучения - 36 учебных недель, 144 учебных дней.
  • год обучения - 36 учебных недель, 144 учебных дней.

4 год обучения – 36 учебных недель, 216 учебных дней.

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для плодотворной и творческой работы необходимо:

  1. Помещение (хореографический класс) должно быть хорошо освещённое, проветриваемое, просторное площадью не менее 40 кв.м (на12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (линолеумное покрытие), в связи с избежанием травм, так как многие элементы выполняются босыми ногами.
  2. Балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на однойстене.

3.Очень важно на одной из стен установить зеркала. Это поможет юным танцорам проверить правильность исполнения движения, проследить за манерой и стилем исполнения, увидеть своинедостатки.

  1. Наличие музыкального центра вклассе;
  2. Раздевалки для обучающихся ипреподавателей;
  3. На занятия воспитанники приходят в специальной тренировочной форме, обуви, девочки убирают волосы впучок;

7.Костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;

  1. Аудио - аппаратура;
  2. Компьютер;
  3. Фото -аппаратура;
  4. Интернетисточники.

 

Санитарно-гигиенические требования

    Занятия проводятся в кабинете (актовом или спортивном зале), соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет (зал) должен иметь хорошее освещение и периодически проветриваться. В наличии должна быть раздевалка, аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

 

Методическое обеспечение

- методические разработки по темам программы;

- подборка информационной и справочной  литературы;

- сценарии массовых мероприятий и игровых занятий, разработанных для досуга воспитанников;

-наглядные пособия (карточки с описанием основных понятий и изображением основных позиций рук, ног; положение рук, ног, корпуса);

- диагностические методики для  определения уровня знаний, умений и творческих способностей детей;

- новые педагогические технологии в образовательном процессе (сотрудничество педагога с учащимися, создание ситуации успешности, взаимопомощи в преодолении трудностей – активизация творческого проекта).

Кадровое обеспечение

Реализация программы и подготовка занятий осуществляется  педагогом дополнительного образования  в рамках его должностных обязанностей. Педагог осуществляет дополнительное образование учащихся  в соответствии со своей программой.Совместно с педагогом в реализации программы участвует концертмейстер или аккомпаниатор.

В ходе реализации программы, возможна консультативная помощь психолога, для выявления скрытых способностей детей.

 

2.3. Формы аттестации

- зачет;

-тестирование;

- открытыезанятия;

- концертныевыступления;

- конкурс;

- смотры;

- викторина;

- контрольные упражнения и творческиезадания;

- отчетныйконцерт.

 

Формы отслеживания результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Входной контроль (начальная диагностика) – собеседование, анкетирование.

Текущий контроль  - беседа в форме «вопрос – ответ», беседы с элементами викторины, контрольные задания, тестирование, творческий отчет.

Итоговый контроль (промежуточная и итоговая аттестация) – отчетный концерт, зачет, тестирование

2.4. Оценочныематериалы

Оценка качества реализации программы «Мир танца» включает в себя входной контроль, текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.

Хорошей проверкой результативности обучения является самостоятельное исполнение учащимися танцевальных номеров без помощи педагога, открытые занятия, участие в различных конкурсах и концертах.

Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.

Входной контроль: определение исходного уровня знаний и умений учащихся.

Входной контроль осуществляется в начале первого года обучения.

Текущий контроль успеваемости направлен на поддержание учебной дисциплины, повышение уровня освоения текущего учебного материала. Он имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся.

Наиболее распространённой формой промежуточной аттестации учащихся являются открытые уроки. Эти уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся.

Итоговая аттестация определяет уровень и качество освоения образовательной программы.

По итогам аттестации определяется уровень освоения программы «высокий», «средний», «низкий».

«Высокий» уровень: технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. Учащийся владеет теоретическими и практическими знаниями в области современной хореографии, экзерсисом классического танца, танцевальной техникой. Безупречен в исполнении экзерсиса у станка, танцевальных комбинаций на середине зала, имеет хороший баллон прыжка.

«Средний» уровень: отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном); владение хорошей исполнительской техникой, убедительная трактовках охореографических комбинаций, танцевальных номеров, выступление яркое, осознанное.

«Низкий» уровень: исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д., однообразное нестабильное исполнение.

 

2.5. Методические материалы

Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией с дошкольниками возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения.

Принципы:

- индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностейребёнка);

- систематичности (непрерывность и регулярностьзанятий);

- наглядности (безукоризненный показ движенийпедагогом);

- повторяемости материала (повторение вырабатываемыхдвигательных навыков);

- сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).

Методические приемы

Наглядный метод - выразительный показ под счет, с музыкой.

Метод аналогий - в программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог, используя игровую атрибутику, образ, активизирует пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей.

Словесный метод - это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.

Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.

Объяснительно-иллюстративный метод - педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.

Репродуктивный метод - суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию педагога.

Эмоциональный метод - подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений.

Наглядно-иллюстративный метод - просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц и танцовщиков, качественный показ педагогом комбинации или отдельных движений, посещение концертов.

Концентрический метод - этот метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композицийснова возвращается к пройденному, но с более усложненным вариантом исполнения.

Преподаватель на занятиях должен стремиться к достижению им поставленной цели, добиваясь грамотного, техничного и выразительного исполнения танцевального движения, комбинации движений, умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа, умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств. Умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже и разучивании хореографического произведения.

В начале каждого учебного года проводится диагностирование уровня сохранности пройденного материала. В конце года проводятся открытые занятия, где проверяется уровень освоения данной программы, также организуется отчётный концерт для родителей и педагогов.

Формой организации образовательного процесса является групповое занятие.

Формы организации учебного занятия

  1. Беседа. Живое общение педагога сдетьми.
  2. Занятие - консультация. На занятиях данного типа проводится целенаправленная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся и по развитию их умений. Педагог систематизирует затруднения в практических работах и теории учащихся.
  3. Занятие - презентация – публичное представление определенной темы или предмета.
  4. Занятие - практикум. Занятия-практикумы, помимо своей специальной задачи - усиления практической направленности обучения, должны быть не только тесным образом связаны с изученным материалом, но и способствовать прочному, неформальному ихусвоению.
  5. Занятие –викторина.

6.Интерактивное занятие. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

- творческиезадания;

- работа в малыхгруппах;

-обучающие игры (дидактические игры, имитации и общеразвивающие игры);

- разработка проекта (эвристическийметод);

  1. Занятие - зачет. Одной из форм организации контроля знаний, умений и навыков учащихся является занятие-зачет. Основная цель его - в установлении уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапеобучения.
  2. Защита проекта – обоснование и представление проделаннойработы.
  3. Занятие – экскурсия. Задачи: обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей воспитанников; их самостоятельности,организованности.
  4. Творческий отчёт - форма проведения итогового занятия.

Педагогические технологии

В настоящее время наряду с традиционными технологиями обучения используются современные образовательные технологии, обеспечивающие личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии - рациональное чередование учебной и досуговой деятельности, индивидуальное дозирование объёма сложности, мониторинг эмоционального состоянияучащихся;

-развивающее обучение - это принципиально иное построение учебной деятельности, ничего общего не имеющей с репродуктивным обучением, основанным на натаскивании и зазубривании. Суть ее концепций заключается в создании условий, когда развитие ребенка превращается в главную задачу, как для учителя, так и для самого ученика. Способ организации, содержание, методы и формы развивающего обучения ориентированы на всестороннее развитиеребенка;

-проблемные технологии обучения - такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует ее и решает;

- коллективная система обучения - формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений; обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочноеусвоение;

-технологии проектного обучения - в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению;

-технологии использования в обучении игровых методов – дидактических и других видов обучающих игр. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой—то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением;

- обучение в сотрудничестве (командная, групповаяработа);

- технологии индивидуализации обучения - организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностямиучащихся;

- технологии портфолио - это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

 

2.6. Список литературы

Для педагога             

  1. Афанасенко Е.Х, Клюнеева С.А., Шишова К.Б «Детский музыкальный театр. Программы, разработки занятий, рекомендации».
  2. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка». - М.: «Владос» 2003г.

3 Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала». -  М.: «Владос» 2004г.

  1. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Этюды». - М.: «Владос» 2005г.
  2. Нечаев М.П «Адаптированная воспитательная система в современной школе» М. 2008г.
  3. «Организация ученического самоуправления», изд. «Учитель», Волгоград 2007.
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ.

Для детей

  1. Браиловская Л. «Самоучитель бальных танцев»- изд. «Феникс», 2005

 

 

Добавлено: 03.12.2020
Рейтинг: 8.67
Комментарии:
0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2021. 12+