Личный кабинет

Исторические предпосылки эстетики Фатиха Амирхана


Татарская жизнь конца XIX — начала XX веков бы¬ла временем пробуждения национального! самосознания, вызванного причинами социально-исторического харак¬тера. Революция 1905 года и развернувшееся под ее влиянием национально-освободительное движение яви¬лись огромной побудительной силой для духовного раскрепощения татарского общества, обеспечили бы¬стрый рост общественно-политической и научной мысли, быстрое вызревание реалистической литературы, за¬рождение и новых для татарской культуры искусств — театра и музыки. Как теоретическое обобщение их опы¬та возникает в эту пору и татарская реалистическая эстетика. Эстетические взгляды Ф. Амирхана, подобно идеям других татарских эстети¬ков-реалистов (Г. Тукая, Г. Ибрагимова и др.), нахо¬дили свое выражение в сфере художественной критики. Эстетика время от времени вторгается и в амирхановскую публицистику. Например, в статье «На сабан¬туе» («Сабан туенда») совмещаются два плана: раскры¬вается общественно-воспитательное значение традицион¬ного народного праздника и одновременно на конкретных фактах прослеживаются истоки прекрасного в народной жизни. Собственная художественная практика во многом питала эстетическую концепцию писателя, расширяла ее границы, обогащала ее. Амирхановский художественный мир — это мир ярках типических характеров, волнующих чело-веческих страстей и столкновений, неповторимых чело¬веческих судеб. Русская классика всегда оставалась для него вер¬шиной реализма в искусстве. В мире есть творчество Пушкина, Тол¬стого, Тургенева, Чехова и Максима Горького. Это ве¬ликие писатели и великие реалисты. Их творчество, основанное на принципах реализма, останется навсегда, будет жить вечно, а нынешние футуристы и другие им" подобные быстро забудутся, не смогут, по-моему, пу¬стить корни в душе народной массы, ибо они всего лишь, временное поветрие. Болезнь проходит, тело народное крепнет, здоровеет, хорошеет...» Амирхановское понятие классовости основано на признании экономи¬ческого неравенства, классовой зависимости и эксплуа¬тации человека в буржуазном обществе. Ф. Амирхан подчеркивал необходимость межнациональ¬ной солидарности демократических сил, призывал отличать русский народ от царской бюрократии и администрации. Бедность, фанатизм — вот два зла, против которых нам необходимо вести войну. Вот эти две большие преграды задерживают у нас дело просвещения». Амирхановская эстетика утверждает высокое при¬звание художественного таланта, его облагораживаю¬щее воздействие на людей. Одним из эстетических творений Ф. Амирхана является повесть «Хаят» - о тревогах девупгкй-татарки из купеческой семьи, сломленной патриархальными традициями, не нашедшей сил для борьбы за возникшее у нее светлое чувство, за человеческие права. Любовь такая сила, которая не признает на¬циональных различий. Творческая практика Ф. Амирхана, являясь сферой претворения его эстетических идей, дает возможность наглядно видеть движение татарской эстетической мысли к реалистической зрелости. Эстетический идеал Ф. Амирхана — активного поборника женской эмансипации, не мог не реализо¬ваться в созданных им замечательных женских образах. Амирхановские героини привлекательны не только своей женской обаятельностью, но и проснувшимся чувством человеческого достоинства, тягой к свободе, свету, совре¬менности, стремлением к равенству. Эстетика Ф. Амирхана — одно из свидетельств ко¬ренного сдвига в татарской духовной жизни в знамена¬тельную эпоху становления нации. Национальная кон¬солидация сопровождалась одновременно национальным пробуждением, возникновением и быстрым развитием национально-освободительного движения, которое в свою очередь поддерживалось и вдохновлялось обще¬российским освободительным движением, революцион¬ной борьбой великого русского народа и других брат¬ских народов.

 

document
Ф._Амирхан.doc

Добавлено: 13.05.2010
Рейтинг: -
Комментарии:
0
Просмотров 133
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+