Личный кабинет

Система показателей оценки эффективности в сфере образования

Татьяна Падалко ( Пользователь )
Итак, материала накопилось столько, что пора попытаться в нем немного разобраться.

Вначале – о том, что Роман Николаевич сам квалифицировал как «бред».

>>>«А) Есть ли нормативные документы запрещающие "сжимать" или "растягивать" учебный план в течение учебного года, если НЕТ, то до какого предела можно увеличить количество учебных часов в день/неделю скажем по математике, русскому яз. и истории?

Б) Как сложно будет учителю скажем русского языка и литературы вести свой предмет по 4-6 часа в день, 5 дней в неделю и завершить программу скажем к 29 декабря?

В) Как по вашему мнению ученик будет успевать в школе, если у него будет всего скажем 4 предмета первые две четверти, а другие две четверти вместо них ему придется изучать другие, при этом общее количество часов на учебный год остается неизменным, темы пройдены все, из учебного плана не выпал ни один час прописанный в БУП?

Г) Вопрос к родителю. Как родитель может к такому, возможно временному и вынужденному решению администрации школы отнестись?

Д) Вопрос к специалисту, советнику директора школы. В чем вы видите риски? Есть ли почва для конфликт интересов i)педагог-администрация школы, администрация школы - руководство РОНО, школа - родитель ?» Конец цитаты.

На что Советник Андрей Юрьевич ответил :>>>В роли (но из реального опыта ) «Нормально, Роман Николаевич. Кое что из этого "бреда" уже было опробовано лет пятнадцать назад. Результаты хорошие. Как на производстве говорят, выход 100%. Цена? Мелочь - школу закрыли.» Конец цитаты

Я ТОЖЕ ПРОДОЛЖАЮ В РОЛИ, НО ИЗ РЕАЛЬНОГО ОПЫТА:

Практически всё опробовано и школа может не быть закрытой.
Самый известный в отечественной школе руководитель, позволявший себе всяческие вольности на грани бреда (или, по ВИРу – шизофрении социального творчества) – М.П.Щетинин, который позволял себе всё ЭТО еще в советской «Единой общеобразовательной политехнической трудовой» (См., например его книгу «Объять необъятное»).
Я успела отследить три такие его школы, которые закрывались как в советское, так и в пореформенное время.
Сейчас в Горном Алтае есть школа, созданная по модели, разработанной М.П.Щетининым. Особенность технологии обучения – вот то самое «погружение в предмет» (крупными блоками, без перерывов во времени, с обязательной продуктивной деятельностью уч-ся) вместо классно-урочной системы.

В нашем городе после упразднения градообразующих предприятий ВПК (а это были серьезные научные и производственные ресурсы ) Руководитель всего комплекса озадачился во второй половине 80-х годов созданием ОУ нового типа.
Свою задачу он видел в ТРУДОУСТРОЙСТВЕ своих специалистов и профессионалов, которые могли бы себя реализовать на НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТАХ ( Представление о рабочих местах, СООТВЕТСТВУЮЩИХ УРОВНЮ ИХ КВАЛИФИКАЦИИ, в условиях нашего города связывались тогда только с образованием. Ведь необходимость повысить зарплату работникам в 2-три раза и в Закон об образовании была вписана не учителями и не случайно).

Я не буду описывать все периоды становления и развития Бийского лицея Алтайского края (так называется это ОУ).
Но всё, чем оказался проблематизирован Роман Николаевич, имело место. На первых порах проблемы проявлялись очень остро. (Например, многих, из тех, кто знал о миссии лицея, прописанной в Уставе «Формирование интеллектуальной элиты края» раздражала сама эта миссия. Родителей учащихся начальной школы при лицее, которая вся работала в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, пугала сама система и собственная беспомощность в попытках разобраться, чем это там занимаются их дети, «вместо того, чтобы просто учиться читать и писать»).

На сегодня все эти проблемы не являются таковыми. В лицей по-прежнему конкурсный набор и детей, и педагогов (кроме преподавателей в лицее работают освобожденные воспитатели, психологическая служба).
ЕДИНСТВЕННЫЙ оставшийся администратор из тех, кто начинал лицей со стадии проектирования (а проектировалось всё, начиная с помещения. При этом выход на проектные идеи начинался с дебатов-обсуждений «школы будущего» городской педагогической общественностью, оргдеятельностных игр. Первые такие обсуждения были еще в ГК КПСС) год назад, после пятнадцатилетней истории уже действующего лицея защитил диссертацию по проблемам управления образовательным процессом в многопрофильном лицее. Ни в коллективе, ни в Совете по защите вопросов о правомерности «положений, выносимых на защиту» не возникло. Как не вызвала вопросов правомерность премии защитившемуся в размере 50 000 рублей (половина президентской).

Остальные пятеро из начинавших лицей в качестве «мозгового центра» теперь не в лицее: кого-то «ушли» в силу конфликтности и несгибаемости (в самом начале становления лицея), кто-то сам ушел в более доходные сферы деятельности (позже, когда лицей состоялся как ОУ, но не состоялся как рабочее место амбициозных, Предприимчивых , с психологией победителей профессионалов и, «по совместительству» в семье, которую надо содержать, мужчин).
Защитившийся администратор вынужден был в течение этих пятнадцати лет уйти с должности директора на место заместителя по научно-методической работе.

Над входом в лицей (который всегда свободен и для детей, и для родителей, и для студентов) висит приглашение «ТВОЯ КАРЬЕРА НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ» (вместо традиционного «Добро пожаловать»).

Поскольку в жизни лицея все годы принимала активное участие, могу обоснованно утверждать – выжил лицей, благодаря необычной схеме административно-управленческого подчинения - ОУ, находящееся не в краевом центре, подчиняется краевому комитету по образованию. И благодаря тому, что в лице руководства ФНПЦ «Алтай» (объединение на базе бывшего ресурса ВПК) имеет гаранта и своей стабильности, и возможностей для развития. И еще немаловажно – лицей является краевой экспериментальной площадкой и входит в Федеральную (под эгидой «Эврики»), включающей в себя ФНПЦ и несколько образовательных учреждений разного типа и разного уровня .

О ВЫХОДЕ: Он 100-%. Выпускники учатся на бюджетной основе в лучших вузах Сибири (Томск, Новосибирск, Барнаул), Урала, есть случаи поступления в Вузы Москвы.

О ЦЕНЕ: Кроме уже описанного. Учащиеся, начинающие свою карьеру в лицее и Бийске, никак не связывают свои представления о собственном будущем с городом. И если бы ОУ находилось на балансе города, его бы давно посадили на «сухой паек» и сделали «обычной школой».
Андрей Юрьевич на Интергуру в одной из тем предложил версию о том, какой логикой руководствуются держатели местных бюджетов: чтобы выпускники школ, сидящих на местном бюджете, оставались «на месте», им надо давать «плохое» (несовременное) образование.

Продолжение следует. (Ближе к игре).
Татьяна Падалко ( Пользователь )
(Иван Черепанов @ 12.02.2006, 12:25) <{POST_SNAPBACK}>
Давайте, всё-таки, сначала подробно договоримся, где школа и что за школа.
А от её полноты зависит сложность (а значит и отношение) к крупноблочности.

Я просто боюсь, что сейчас игроки про совершенно разные школы говорят.



Иван Владимирович, так ведь мы именно это и делаем пока: (договариваемся о том, "ГДЕ это мы", "ЧТО (лишнюю головную боль или перспективу) мы получили от волшебника-грантодателя, на месте которого могло бы быть и государство, и муниципалитет)", и "что с ЭТИМ всем делать".

Я только скажу одно: Директором "крутой" столичной школы я даже помыслить себя не могу. Хотя бы из-за элементарной беспомощности перед "железкой"-компьютером, которую достаточно часто испытываю, несмотря на то, что домашним компьютером пользуюсь с 98 года.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Привет Всем! А лешу Бутусова с днем рождения.

Вот МЭр-ВИР смог и из больничной палаты выйти в сеть, хотя ни читать, ни думать, ни отвечавть совсем времени.
Татьяна Падалко ( Пользователь )
Здравствуйте, уважаемый Мэр-Вир!

Рада получить весточку о Вас и тем более - от Вас. На прием к Вам пока так и не собралась.
С Советником (АЮБ) кое-что обсудить собираюсь, а потом уж и к ВИРу, не к Мэру можно будет попытаться "на прием" попасть.
Так что, берегите пока время и силы и выбирайтесь из больницы.
Выздоровливайте!


Присоединяюсь к позравлениям Алексею Владимировичу. Удачи во всех начинаниях в реале и виртуале.
С надеждой на то, что в "виртуальной школе" сохраняющий в себе ребенка Алексей Владимирович станет опрой детско-взрослого сообщества smile.gif)
Сергей Галаган ( Пользователь )
(wera @ 12.02.2006, 14:27) <{POST_SNAPBACK}>
прием


Но конкурсный ОТБОР в описанную школу сам собою предусматривает лучшие результаты обучения ОТБОРНЫХ. Ничуть не умаляя заслуг коллектива школы, достойной чести ОТБОРА, замечу, что
подавляющее большинство школ учат тех, кто остался в результате ОТБОРА за его пределами.
Татьяна Падалко ( Пользователь )
(Galagan Sergei Igorevich @ 12.02.2006, 18:15) <{POST_SNAPBACK}>
Ничуть не умаляя заслуг коллектива школы, достойной чести ОТБОРА, замечу, что
подавляющее большинство школ учат тех, кто остался в результате ОТБОРА за его пределами.



Сергей Игоревич, идея конкурсного отбора в общеобразоватеельное учреждение претит мне самой. Но я должна учиться жить в "предлагаемых обстоятельствах".
На основе конкурсного отбора в лицее остаются далеко не все, кто достоин был бы учиться в нем (количество мест не позволяет набирать всех достойных, есть предпочтение ребятам из сельской местности).
Так что и в других школах учатся дети, способные учить-СЯ. Только учить самого себя и учитель, и ребенок может в определенных условиях.
Меня в других школах больше озадачивает всё та же МТБ и ее рационально-оптимальное использование.

Знаете, когда в сельский детский сад приезжают с аттестацией учреждения под аккредитацию, а коллектив пытается объяснить, что нельзя научить и развить ребенка без современнных средств, комиссия объясняет им - а у Вас вокруг столько палочек валяется, вот и развивайте детей, уча их находить этой палочке всё новые и новые функции - опора - костыль дедушке; лошадка, на которой ребенок может скакать; шпага, которой он размахивает как рыцарь...

Вот нечто подобное происходит и в массовой без отбора работающей школе. И возможности детей, оказавшихся вне выбора, остаются не только нереализованными, но даже не выявленными. А в игровые клубы они тоже втягиваются соответствующим бизнесом, как и присутствующие на этой ветке продвинутые тинейджеры.

А с отбором... Сейчас как раз идут курсы воспитателй в лицее и на занятии по анализу ситуации и целеполаганию мы пришли к выводу, что время, о котором предупреждали валеологи в средине 90-х (каждый ребенок, вне зависимости от его природных задатков и социокультурной принадлежности будет рассматриваться как национальное достояние) уже пришло. И лицею уже не до отбора, а начинают посматривать, не пора ли брать детей на воспитание в ОУ из детских домов или с улиц (и тех, и других в городе достаточно. Это так воспитатели увидели свою перспективу в условиях сокращающегося числа детей школьного возраста. А администрация подумывает сделать лицей ресурсным центром для школ, которые будут организовывать профильное обучение на основе сетевой модели.

Возникает еще вопрос - способны ли мы рассматривать детей как национальное достояние, как цель, а не средство?

Насколько я понимаю, все диалоги с Сергеем Игоревичем вне игры, но по теме ветки.

Обещанное продолжение следует...
Андрей Бахтин ( Пользователь )
(Galagan Sergei Igorevich @ 12.02.2006, 18:15) <{POST_SNAPBACK}>
Но конкурсный ОТБОР в описанную школу сам собою предусматривает лучшие результаты обучения ОТБОРНЫХ. Ничуть не умаляя заслуг коллектива школы, достойной чести ОТБОРА, замечу, что
подавляющее большинство школ учат тех, кто остался в результате ОТБОРА за его пределами.


Это распространенное не чтобы чтобы заблуждение, но недопонимание. Предварительный отбор и последующий отсев дают лучшие результаты в системе, специально и узко ориентированной на определенное качество ученического "материала". Тот опыт, на который опираюсь я, показывает, что отбор (отсев), не согласующийся с "организационно-содержательным" статусом и реальным состоянием школы, ведет к ухудшению всей системы и ожидаемых ею по статусу результатов. Лицей, подготавливающий элиту и осуществляющий для этого определенный РЕЖИМ процесса, должен отбирать тех, кто способен осилить нагрузки. Школа, ориентированная на обучение ВСЕХ, должна также отбирать "всех", то есть заботиться о том, чтобы не было перекосов в сторону "дурачков" или "вундеркиндов". Для каждой школы оптимален свой собственный "контингент".

В той конкретной школе, о которой я сказал, что ее "производственный выход" был 100% и которая потом "закрылась" (на самом деле, она оставила после себя две школы - одну начальную и одну, по сути, коммерческую. Обе я оцениваю как второразрядные), первые два-три года отбор был по принципу заинтересованности родителей в образовании своих детей, с последующим их активным участием в жизни школы. Брали всех, кто пришел первым. Случалось, записывали за год до зачисления. Когда же слава о школе разнеслась по городу, то... ...За сроком давности могу сказать, не называя имен, - замминистра образования сунул мне в нагрудный карман маленькую бумажку с именем своего протеже. ("сделка" не состоялась, так как он не выполнил своего обещания).

И еще одна деталь, поясняющая, что кроется за 100% выходом. Один мальчик, будучи в пограничном состоянии, прошел начальную школу дважды (разумеется, об этом никто кроме своих не знал). Учительница просто взяла его с собой на второй срок. Перед его вторым выпуском я пытался по работам учеников определить "нашего дурачка". Но он оказался в первой половине рейтинга! smile.gif

В отличие от имени чиновника, я с удовольствием назову имя той учительницы - Шкляева Людмила Михайловна. Это была первая учительница при организации школы; разумеется, ее ребенок учился там же. Позже она стала завучем в "коммерческом" потомке (не подумайте, что из-за денег. Так получилось.)

P.S. Будете смеяться, друзья, - я и сам чуть "не упал со стула", когда сообразил, что в той школе я выполнял примерно ту же роль, что в нашей игре - "внешнего консультанта" (называлось методист-консультант), хотя одновременно был и родителем и учителем, а позже и "настоящим" методистом (Содержательная оценка по Ш.А.Амонашвили, развивающее обучение по В.В.Давыдову, Организация физической активности по Никитиным и т.д., и т.п.). Надо сказать, что смешение ролей очень мешало мне в отношениях с коллективом и родителями. Увы, мало кто умеет в рабочих отношениях относиться не к "человеку в целом", а к его "позиции", часто незаметно для себя "передергивая" в затруднительных для себя ситуациях.
Татьяна Падалко ( Пользователь )
Продолжаю, основываясь на том, что вычитала у сюжетного Мастера игры.


>>>Либретто.
Директор, который оказался либо а) в нужной школе в нужное время руководителем, либо б) втайне от всех готовится к амбициозному и решительному рывку вперед, держит "нос по ветру" и полон решимости довести дело до конца. Ей крайне необходимо сделать свою, авторскую школу, заявить о себе... .
(Далее директор сам дополнит что считает нужным, возможно поделится дополнительной информацией как о себе, так и перспективах педколлектива под ее руководством)

Советник. Пока за кулисами. У него по всей видимости побольше информации, он был уверен что к нему обратятся за помощью. Советник понимает что оснащение школы дорогостоящим оборудованием это только начало, потребуются решительные действия администрации, возможно даже придется плотнго заниматься реструктуризацией административного управления в школе, внедрения новых механизмов управления чебным процессов, решения кадровых вопросов, повышения квалицикации, стимулирования труда, мотивации творчества, саморазвития и пр. Моугт возникнуть такие проблемы, которые традиционным, привычным для директорсакого корпуса способом просто не решить. Директор может даже и не предполагать во что она ввязалась. Советник готов к тому, что директор сама попытается начать и станет полагаться на свой административный, хозяйственный и педагогический опыт, однако не, Советник уверен в том, что очень скоро к нему обратятся за помощью. Он заведомо готовится и даже готов сразу же предложить свой план действий.>>> Конец цитаты.

Вот что я пыталась сделать за время своего отсутствия, готовясь к «амбициозному решительному рывку вперед» и пытаясь «держать нос по ветру»:
1. Вернулась к тексту Романа Николаевича о стратегии и тактике руководителя «крутой» школы
http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=955&st=60

«Разработанный "Стратегический план устойчивого развития школы" будет лежать в моем сейфе до той поры, пока я не разработаю программу фандрайзинга, иными словами пока не создам механизм финансирования внутришкольной реформы, причем администрируемый т.н. Управляющей Компанией вне школы, нло имеющей Эксклюзивный договор с моей школой. Все средства аккумулируемые на счета УК используются в интересах школы. Выше я описал в общих словах как это могло выглядеть на подготовительном этапе, неафишируемом. Я обязательно заручился бы поддержкой наверху, всегда найдется властный покровитель. Чтобы у него не было никаких иллюзий в отношении возможного участия в распределении или управлении внебюджетными фондами поддержки реформы, я обязательно разработал бы программу "нейтрализации" амбиций чиновника-покровителя. И так далее, главное просчитав возможные риски, знаешь что нужно придумать чтобы Управлять рисками (Risc Management).» Конец цитаты.

С целью – выяснить, как, на основе чего (нормативная база, экономические и социокультуррные условия территории) я могу разработать программу фандрайзинга.
Для этого заглянула в библиотеку ВИП, желая найти прямые и простые ответы на эти вопросы ( http://pedsovet.org/mtree/task,listcats/cat_id,43/ ), но в соответствующем разделе, как и многих других пока материалов нет.

2.Но я помню, что на ВИПе есть еще консультационная линия
Декана экономического факультета МПГУ Михаила Левицкого, который на вопрос
Какие виды или формы финансирования кроме бюджетных могут быть у общеобразовательных школ (в рамках закона)?

Дал ответ: В соответствии с законодательством образовательные учреждения могут иметь средства от «предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности» (в частности, платные дополнительные образовательные услуги, а также иные виды, определенные в ст. 47 закона «Об образовании») и целевые поступления (в основном это пожертвования от юридический и физических лиц)

3. Текст Закона «Об образовании» у меня есть давно и изучен, но на его основе разрабатывать программу не представляется возможным и по той причине, что в силу частых его нарушений со стороны самих законотворцев и исполнительной власти он не воспринимается как «руководство к действию» и, главное, по той причине, что я хорошо помню текст доклада на АП@ 2004 А.Пинского (http://pedsovet.alledu.ru/library/855), название и содержание которого (Новое образовательное законодательство, или Конец прекрасной эпохи) говорило о том, возможности использовать Закон для создания «крутой» школы я просмотрела или не очень вижу оставшиеся или вновь появившиеся.

Вот эта-то нормативно-правовая и экономическая основа разработки стратегии и тактики перевода школы в новые условия деятельности с учетом всех рисков и возможностью управлять ими и будет предметом моих запросов к Советнику (но мне больше нравится к Консультанту) Андрею Юрьевичу.
Андрей Юрьевич, мы можем вновь вернуться (или впервые обратиться) к Договору?
Только я хочу предложить исключить пока из обсуждения замыслы и возможные действия относительно меня в Управлении?
Возможные сценарии Вы предлагали раньше, но если я сейчас озабочусь этим, то поступающее уже оборудование (не напрасно ведь к школе подтянулись «продвинутые тинейджеры-игроки») будет или стоять (не очень долго) или использоваться не по назначению.



Продолжение следует...
Татьяна Падалко ( Пользователь )
И "под занавес", на ходу коллегам в Виртуальной школе, скрывать от которых, что у школы появляется некая иная перспектива, нет ни возможности (уже даже дети прослышали и своеобразно проявили свое любопытство) ни смысла (Роман Николаевич вовсю приступил к своим обязанностям), хочу сказать всё. что возникало по мере чтения ВСЕХ :

1. Будущее школы видится как изменение ее статуса. (Ресурсный центр городской системы непрерывного образования).
2. Работая над учебным планом школы и программами мы должны учитывать а) такое направление модернизации - как разработка и организация по разным моделям, в т.ч. сетевой, профильного обучения в старшей школе б) кадровый потенциал самой школы .
3. Неожиданно свалившееся на нашу голову богатство надо будет запустить в действие в максимально короткие сроки и с оптимальным использованием.
4. Повышение квалификации самих педагогов возможно внутри самой школы (через взаимообучение и использование возможностей, предоставленных грантодателем - бесплатное использование практически всех образовательных ресурсов, имеющихся в интернете), но при наличии четко сформулированного образовательного запроса - проблемы и программы самообразования.
5. "Халява" будет поощряться только при условии, что она осуществляется в ОУ через оказание образовательных услуг на коммерческой основе всем категориям населения и специалистов.


6. Пришедшим "деткам" рада, хотя понимаю, что их продвинутость за счет домашних компьютеров и игровых клубов - особая педагогическая проблема, не решаемая наличием только оргтехники. Надеюсь, пониманием этого прониклись и члены педколлектива.

Шепотом, про себя : Осознала возможные риски назначения завуча из состава педколлектива, не отличающегося ценностно-ориентационным единством (ЦОЕ).
Поняла, что у имеющейся родительской общественности отношение к школе как к чему-то неизбежному, что надо перетерпеть, не особо вникая в "тонкости" школьной жизни.
Roman Gataullin ( Пользователь )
В роли
Спасибо уважаемые коллеги,
У каждого из вас есть свой опыт, свое видение, цели и ориентиры.
Директор школы имеет Цель, о которой мы только можем догадываться. Я имею конкретное задание импея ввиду следующее:
Исходные данные (ИМЕЕМ)
- Обычная общеобразовательная школа с нормативным финансирование, точнее хроническим недофинансированием
- Обычные учителя, средний педагогический стаж работы в базовом образовании 10-15 лет
- Обычные ученики, которые учатся также обычно, есть те, которые находятся под постоянным контролем родителей, есть те, кто относительно самоорганизован и есть те, которых мы привыкли причислять к неблагополучным. То есть самые обычные дети.
- Обычные родители, одних устраивает наша школа, другие разочарованы, третьи безразличны.
НАДО:
- в максимально короткие сроки провести внутреннюю реформу школы, с тем чтобы,
- к концу 2006/2007 учебного года стать самой крутой школой в городе и далее в районе с перспективой в последующем учебном году стать лучшей в регионе, с тем, чтобы,
- добиться протекционизма на уровне руководства региона и сделать школу демонстрационным (пилотным) проектом, которому позволено допускать "некторые вольности" при экспериментировании как новых технологий в управлении, так и технологий эффективного образования, с тем, чтобы,
-создать "коопернативную" государственно-общественную школу с тем, чтобы,
- "контрольный пакет акций" государства в лице муниципалитета оставался в пределах не менее 51%, с тем, чтобы,
- можете продолжить, лиьбо внести изменения (стратегические цели и тактические решения)

продолжение следует.... .

прошло некоторое время, .... продолжаю и предлагшаю обсудить
(сроки: Обсуждение процедуры 1 завершается в 11:55 вечера (ночи) Понедельник, 13 февраля 2006)

Процедура 1. В рамкас своих полномочий я буду предлагать вам следующие поэтапные решения и планировать сроки. Если в результате обсуждения того или иного решения и сроков будет очевидное протоворечие администрации и педсовета (конфликт интересов), то администрация школы отзывает предложение на "доработку". В свою очередь педагогический совет и профессиональный союз работают над своим вариантом рещения. В случае если доработнанное решение будет отвергнуто на повторном заседании администрации и педсовета+профсоюза, а педсовет совместно с профсоюзеом не представят свой вариант решения, то администрация школы оставляет за собой право отказаться от дальнейшего обсуждения вопроса на расширенном заседании педсовета, профсоюзи и администрации. Администрация школы (директор) использует в полной мере административное право и с учетом "мнений и позиций сторон" принимает окончательное решение по конкретному вопросу. Протоколы обсуждений и окончательное решение администрации документируется и доводятся до сведения какждого педагогического сотрудника школы под роспись "Ознакомлен, дата , подпись". Протесты, возражения, пожелания педагогов ПОСЛЕ окончательного решения администрации НЕ рассматриваются!
Надеюсь на ваше понимание,
Завуч Роман

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+