Личный кабинет

Система показателей оценки эффективности в сфере образования

Татьяна Падалко ( Пользователь )
Уважаемые коллеги!

Приглашаю вас предложить показатели и критерии оценки эффективности школы, территориальной системы образования.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(wera @ 04.02.2006, 18:50) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемые коллеги! Приглашаю вас предложить показатели и критерии оценки эффективности школы, территориальной системы образования.


Стартовали... Это плюс tongue.gif Но нет указания на позицию, чьими глазами мы смотрим и чьими устами описываем? Это минус tongue.gif Но..., легко устранимый...

С чьей точки зрения Вы стали бы строить показатели оценки и чего именно: ученика, учителя, руководителя, школы в целом как организации? Школы как социального института? Образования? Территории? Предложите... Это я ко ВСЕМ... И про ВСЁ...

А, может, чтобы ближе было прямо здесь друг друга начнем оценивать? По каким показателям и индикаторам? ar.gif
Елена Зачесова ( Пользователь )
Татьяна Васильевна!

Во-первых, Вы отлично справились с трудной и ответственной задачей - открыли новую тему! Я Вас поздравляю!!! smile.gif

Во-вторых, для затравки wink.gif предлагаю прогуляться по ссылкам. Я на тему школы очень мало нашла материала, кроме, разумеется, работ Аминова...
В Интернете:
Аминов Н.А. Концепция эффективности работы школы
Аминов Н.А., Янковская Н.А. О критериях оценки эффективности развития школы (1998)
В библиотеке.
Аминов Н.А. Янковская Н.А. Методическое руководство по измерению социально-психологического климата образовательных учреждений - Московский комитет образования, Московский государственный психолого-педагогический институт. М., 1999. — 108 с.

ПИСЬМО Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 12.05.2004 N 971-02/19 "О КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ I СТУПЕНИ ШКОЛЫ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ" - вот и весь мой улов.

Елена
Roman Gataullin ( Пользователь )
Значит показатели. Мне думается оценить СФЕРУ образования будет сложнее чем СИСТЕМУ. Учительство рискует быть необъективным оценивая саму сферу образования. Когда педагоги оценивают свою или коллег деятельность, мне понятно, здесь нужна профессиональная экспертиза. Когда педагоги говорят о политике образования, мне тоже понятно, - это голос профессионалов. Но когда педагоги оценивают эффективность образования в национальных масштабах, тут нужно быть осторожным, общество может давать иные оценки.

Здесь я соглашусь с Владиславом, нужна конкретика. Где и в какой мере учительство могло бы давать оценки эффективности. Предлагаю сначала определиться с компетенцией учительСТВА. оценивая либо СФЕРУ, либо СИСТЕМУ образованмия. Можно проще, а именно:
Я, (учитель / администратор школы / чиновник от образования ) считаю что компетентен (имею полномочия) оценивать,
1-
2-
3-
4-

Тогда, когда учительство определится для себя в первую очередь где заканчивается его, учителя, администратора, чиновника компетенция (полномочия), оно, учительство поймет что зависит от него, а что нет.

Для информации http://www.sde.state.ok.us/pro/criteria.html . Здесь, к примеру даются критерии оценки эффективности учителя штата Оклахомы (США). Просто, коротко и понятно. Есть стандарт, есть критерии.
С уважением,
Роман
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Зачесова @ 04.02.2006, 20:10) <{POST_SNAPBACK}>
вот и весь мой улов.Елена


Большое спасибо за столь содержательный и важный "улов", Елена Васильевна! Все внимательно прочитал.

И вот что подумал... Я хотел бы обсудить предварительно перед тем, как переходить к модели оценки системы, сферы, области, процесса образования (это все, в законах употребляемое, совершенно разное) ... В чем все-таки ПРОБЛЕМА? Прежде чем оценивать, нужно бы понять ПОЧЕМУ это и ЗАЧЕМ оценивать? А уж потом КАК...

Ведь считает же В. Садовничий, что "Образование не услуга. Образование — это стратегическая линия государства, его политика." Действительно три ЦЦЦ - (ЦЕННОСТИ, ЦЕЛИ и ЦЕНЫ) друг без друга не живут, но по-разному в сознании отдельного человека (и людей, объединенных в сообщества разных масштабов) в "матрешку" складываются. Какой слой "сверху", тот и на коне... Какая модель самого образования (в его ипотасях) лежит в зоне ближайшего развития исторического будущего России?

Не ответим на эти общие вопросы, - постоянно будем сталкиваться с ними, при решении более частных: оценка эффективности школы, зарплата учителя, профили, ЕГЭ и т.д. Без выбора стратегического ПУТИ, обсуждение отдельных частностей дороги, бордюра, булыжников или асфальта теряют смысл. С моей, возможно ошибочной, точки зрения. Что виповцы по этому поводу думают?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Roman @ 04.02.2006, 22:27) <{POST_SNAPBACK}>
. Где и в какой мере учительство могло бы давать оценки эффективности. Предлагаю сначала определиться с компетенцией учительСТВА. оценивая либо СФЕРУ, либо СИСТЕМУ образования. Роман


Здравствуйте, Роман. Я начал писать предыдущее сообщение, еще не видя Вашего. Но, что тут поделаешь - в одну дуду дуем tongue.gif , даже не поспоришь... Даже по понятиями СФЕРА, ОБЛАСТЬ, ПРОЦЕСС, СИСТЕМА образования, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ образованием (ОРГАНЫ) сразу же начали одновременно разбираться... Они так в Законе и написаны. Почти без различения и пояти без определений. Почти... И "компетенции" с "компетентностями" встречаются. И не раскрыты... Но об этом попозже...

Но, на мой взгляд, ДО и ВЫШЕ этого нашего с Вами деятельностного, логически-понятийного подхода лежат ЦЕННОСТИ. Уж не помню, писал ли здесь на ВИПе про закон 122 о монетизации льгот, но вот там какой казус... Правительство ориентировалось на экономические ЦЕЛИ сокращения общих затрат на получение льгот - деньги легче пенсионеру доставить, чем продукты или медикаменты. А отдельные пенсионеры (большинство) воспринимали "льготы" как символ заботы государства о нем ЛИЧНО. Денег у других пусть и больше, а вот лекарство в аптеке бесплатно они купить не могут. "Я тем самым, уникален, это мне приоритет за прожитые годы и труд". Попробуй, отними...

Словом, вот такая "промашка" и несостыковка ЦЕЛЕЙ и ЦЕННОСТЕЙ стоила НАМ ВСЕМ несколько сот миллиардов рублей в год. И ведь никого не посадили tongue.gif

С образованием точно так же.. Образование как овладение культурой - ЦЕННОСТЬ. Без цены, так как по сути бесценная. Бесплатно предоставляемая богатым государством. А вот образование как предоставление образовательной услуги - имеет ЦЕЛЬ, вполне денежную, и плюс - финансовую СТОИМОСТЬ имеющую.

Эти два РАЗНЫХ подхода задают РАЗНЫЕ модели образования (и как СФЕРЫ, и как ПРОЦЕССА, и как СИСТЕМЫ, и т.д. до ПРОЦЕДУР и АКТОВ, о которых упоминал Андрей Юрьевич Бахтин. Ну и регулирующие нормативно-правовыде документы будут совсем РАЗНЫЕ. В частноти, - по оценке, эспертизе и т.д. Об этом я коллег-виповцев и спрашиваю - "вы за красных или за белых? А если за палеатив, то за какой?"

Причем, только в случае принятия хода на "образовательную услугу" можно будет говорить о рынке "образовательных услуг", а, значит, и о появлении рыночных отношений Потребителя, Исполнителя и Заказчика. Но тогда, наверное, ПРОДУКТ услуги должен быть отчуждаем от ИСПОЛНИТЕЛЯ (кто бы он не был, - школа или педработник), а ПРОДУКТ деятельности учителя - отчужден от него самого? Учитель перестает работать "самим собой" и вынужден перейти на педагогические технологии?

Коллеги, проверьте мою логику, что-то она мне совсем не нравится sorry.gif
Roman Gataullin ( Пользователь )
Разумеется, в масштабах страны вряд ли образование можно считать услугой, это национальная политика. Когда же говорим об образовании как о услуге, имеем ввиду услугу, которую оказывают вам лично. Тогда и говорим о конкретной стоимости этой самой услуги.

Соответственно и Цели следует дифференцировать. Моя, как родителя Цель одна, - использовать возможности. Цель учителя, - иметь работу, предоставлять услугу(и) и зарабатывать себе на жизнь. Цель общества, - создать условия (Social Environment), когда поставщик и получатель услуги нашли друг друга. А чтобы общество имело то,на что рассчитывает, необходимо создать единую систему, координируюемую на соответствующем уровне(школа, муниципалитет, район, регион и выше). Правительство же координирует взаимодействие различных систем (здравоохранения, образования, промышленность, сельское хозяйство и т.д.).
На западе примерно так расставлены "силы" и разграничены интересы. Усиление роли государства, соответственно и отвественности за образование приводит к тому, что общество-потребитель освобождает себя от ответственности и порождает иждивенчество, что неприемлимо в рыночных условиях. Продолжу позже.
Роман
Татьяна Падалко ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 04.02.2006, 19:52) <{POST_SNAPBACK}>
Стартовали... Это плюс tongue.gif Но нет указания на позицию, чьими глазами мы смотрим и чьими устами описываем? Это минус tongue.gif Но..., легко устранимый...

С чьей точки зрения Вы стали бы строить показатели оценки и чего именно: ученика, учителя, руководителя, школы в целом как организации? Школы как социального института? Образования? Территории? Предложите... Это я ко ВСЕМ... И про ВСЁ...

А, может, чтобы ближе было прямо здесь друг друга начнем оценивать? По каким показателям и индикаторам? ar.gif




Один участник педсовета периодически всем напоминает, что он никого не учит, никого не оценивает, не воспитывает, не развивает... smile.gif)


Я рванулась было при открытии темы приготовить места для выражения точек зрения. а потом решила - пусть всё будет как будет. Будут участники обсуждения темы, будут точки зрения, обозначатся и позиции, роли.

Вот так всё и происходит пока.

Елена, спасибо за ссылки.
Владиславу Ивановичу спасибо за то, что помогает привести в какую-то систему кашу в голове (моей), кипящую после чтения обсуждения результатов международных исследований эффективности и результативности образования в разных странах мира ( TIMSS, PISA ).
Роману Николаевичу спасибо за свежий взгляд, который появляется у всех, получивших возможность "посмотреть на себя со стороны".

По поводу "сферы " и "системы" (эффективность чего оценивать может компетентно и в пределах своей компетенции наше собрание smile.gif) :

"Я испытываю желание объявить мораторий на обсуждение в педагогической среде темы модернизации образования. Исчерпан даже потенциал рефлексии этой проблематики в нашей среде. А общественности как таковой нет, она не структурирована. Где это гражданское общество? Какова его структура? Вот одна из самых серьезных задач нашей замечательной модернизации" - А.И.Адамский .Не надо играть в Мюнхгаузена. - Вестник РОСРО №11.

Мне кажется, учителя потому и пытаются (если пытаются) оценивать эффективность образования в национальных масштабах, что больше никто не пытается этого делать.

Я очень грубо сейчас выражу свой показатель оценки эффективности образования в национальных масштабах - но он у меня, как человека, имеющего гражданскую позицию, звучит так: На кого работает сфера, система, каждый включенный в эту работу специалист? На мою страну или на мифическое международное сообщество?
Если на него, то ничего и не надо менять - всё нормально. Получившие здесь образование и желающие жить комфортно, дети всегда найдут возможность устроиться там. "Я рад, что мои ученики уезжают в Германию - я не напрасно работал" - показатель и критерий оценки собственной профессиональной деятельности моего коллеги по педуниверситету.

В связи с "образовательной услугой" и "стратегической линией, политикой". Все, что является в образовании сферой национальных интересов и стратегической линией государства, не может быть "услугой" и пущено в рынок. На рынке я возьму только то, что хочу и могу в силу своей платежеспособности (на сегодняшний день -хорошую драматическую студию в доме детского творчества smile.gif)).
Если стратегия государства сделать окончательно и бесповоротно Россию страной контрастов, то тогда, конечно, -"рынок", "услуга", "попса", "биомасса", "дешевая рабочая сила" как перспектива большей части населения, которое никогда в силу этой перспективы не станет гражданами.
Татьяна Падалко ( Пользователь )
(Roman @ 04.02.2006, 22:27) <{POST_SNAPBACK}>
Для информации http://www.sde.state.ok.us/pro/criteria.html . Здесь, к примеру даются критерии оценки эффективности учителя штата Оклахомы (США). Просто, коротко и понятно. Есть стандарт, есть критерии.
С уважением,
Роман

Это там, у них. У нас нет стандартов и критериев оценки эффективности деятельности учителя. Как нет никаких стандартов образования вообще. За стандарт содержания образования выдается всё, что удается лоббировать то математикам, то гуманитариям. Об остальных стандартах говорить не берусь.
А за ссылку спасибо.

Как родитель я от школы ожидаю, что она разовьет способности моего ребенка (она безграмотный с точки зрения орфографии гуманитарий и возможный математик, творческая, не очень собранная натура... К сожалению, в школе не часто приходится говорить о ребенке. Больше о том, что мы должны сдать, собрать и т.д., но отнести это на счет непрофессионализма учителя я не могу). И еще я хочу, чтобы школа не сломала в ней человека, не сформировала отвращения к месту, где родилась и росла.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(wera @ 05.02.2006, 06:45) <{POST_SNAPBACK}>
Один участник педсовета периодически всем напоминает, что он никого не учит, никого не оценивает, не воспитывает, не развивает... smile.gif )


Ну вот, как тут промолчишь, когда тебя самого, по всем традициям и нормам RiSC.Net, за "жабры" подцепить пытаются и в ответ на это напряжение своей собственной мысли возникает. tongue.gif
Я рванулась было при открытии темы приготовить места для выражения точек зрения. а потом решила - пусть всё будет как будет. Будут участники обсуждения темы, будут точки зрения, обозначатся и позиции, роли.

Встречаются на мосту рядом с Манхетенским банком два... Чуть не написал сходу "еврея", потом "чукчи" и "лица кавказской национальности", но подумал и остановился на "новых американских русских" tongue.gif . Так вот, встречаются там два новых американских русских и один просит у другого, который торгует там на мосту горячими пирожками, пять долларов взаймы.

- Мойша, - отвечает тот, - ну, никак не могу я тебе дать пять долларов взаймы, - у меня партнерский договор с Манхетенским банком!

- ...?

- Я не даю денег взаймы, а Манхетенский банк не торгует пирожками...
Вот так всё и происходит пока.

Помимо уже вышеназванных терминов - "сфера деятельности образования", в которой и происходит всё связанное с воспитанием и обучением населения, граждан, жителей, личностой, и термина "система образования" (см. приложенный файл), понятие "образовательная система". Отвечу на ожидания...

Владиславу Ивановичу спасибо за то, что помогает привести в какую-то систему кашу в голове (моей), кипящую после чтения обсуждения результатов международных исследований эффективности и результативности образования в разных странах мира ( TIMSS, PISA ).


Разные образовательные системы требуют разных подходов к оцениванию. Образоательных систем в мире не так уж и много: классическая немецая (Дистервег) и сходные с ней по мировидению дидактика Я.А.Коменского и традиционная советская школа; школы Монтессори, Френе, Штайнера, Спока, Рождерса, Декроли, Дювалона... О типологии образовательных систем чуть попозже, но чтобы претендовать на статус образовательной системы образовательный подход должен иметь (исследования "Эврики") следующие составляющие:

- философские и методологические основания, отвечающие на вопросы "В чем смысл?", "Какую историческую, социокультурную проблему решает эта образовательная система? Это уровень концепции;

- ценностные, идеологические основания, отвечающие на вопрос "Почему это именно так?"

- теоретические основания, модельно представляюшие образование, дающие возможноть отвеить на вопрос постановки целей - "Зачем?";

- результативно описывающие поставленные цели и отвечающие на вопрос "Куда?"

- образовательные технологии, отвечающие на вопрос "Как?"

- содержание образования, отвечающее на вопрос "Что?"

- образ жизни и структуру повседневности людей, включенных в эту образовательную систему. Их согласие при ответе на вопрос - Это? - Да! Некую образовательную мифологию и педагогическую "религию", если хотите. "Верую, потому что недоказуемо" Постуклаты педагогической веры.

- соответтвующую структуру материальной среды, не требующую вопросов, но отвечащей на любыезапросы участников образовательной системы: от материалов Монтессори, - до компьютеров.

Вот таковы, навскид, семь атрибутивных уровней-ступеней идеальной образовательной системы. Проведенный ниже анализ Программы развития образования РФ до 2010 года показывает, насколько современное российское образование еще далеко от этого.

На каждой ступени "сидит" своя профессиональная позиция. Нужная и важная... Взаимодополнительная к другим позициям. Мамы разные нужны... Что происходит, когда мымы две? А три? А пять на одной ступени? Мы друг другу можем оказаться нужны, только если мы - РАЗНЫЕ. ВИР - концептуальный консультант по оргуправлению. Извините, если что не так...

Пока всё... А то и так уже многовато tongue.gif Спасибо Вам, Татьяна Васильевна за "инспирацию"... Пойду дальше про показатели и индикаторы писать... К вечеру постараюсь... И здесь опубликую. Если захотите...



[attachment=698:attachment]

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+