Личный кабинет

Школьные олимпиады

Илона Смирнова ( Пользователь )


…Какую раму мыла мама?



Началось все с олимпиады по математике, в которой участвовал мой ребенок. Одна из задач, решенная ею правильно (по ее мнению), не была зачтена. Читаю условие, решаю и понимаю, что не только ее мнение верно, но и всякий, кто имеет образование выше 3 классов, решит задачу так же. Тут не надо быть семи пядей во лбу. Чтобы убедиться, обзваниваю детей, участвовавших в олимпиаде. И у всех ответ такой же.

Ну, судите сами – дается задача: Торговка, сидя на рынке, соображала: «Если к моим яблокам прибавить половину их, да ещё десяток, то у меня была бы целая сотня!» Сколько яблок у неё было? Прибегнув к несложным арифметическим действиям и логическим размышлениям, получаем 60 яблок. (60 + 30) + 10 = 100. И другого ответа быть не может.

Ан, нет! Оказывается, может. Составитель данной задачи, решила, что торговка принесла на базар 45 яблок (!) Сколько же получится, если к 45 прибавить половину того, то есть 22,5, да еще 10? Никак не сотня. А главный вопрос – сколько классов закончила автор олимпиады? Получается, что меньше 3-х?

Заходим на сайт, с которого берутся задачи для наших школьников. Читаем – Олимпиадные задания по математике для 2-х, 3-х, 4-х классов. Составитель – Сортолова Зинаида Егоровна, учитель начальных классов. Редакция сайта, выслушав наше объяснение, дает контактный телефон данной учительницы, проживающей в Якутии. Только она может внести поправки в свой текст, написав в редакцию опровержение. Редакция, которая принимает печатный материал, ответственность за его корректность не несет.

Звоним в далекую Якутию. Связываемся с учителем. Просим прямо в эфире решить свою же задачу, которую вся страна решает уже два учебных года и не может решить. Точнее, может решить только правильно, согласно условию. Но не может одна задача иметь два правильных ответа.

С нашей помощью учительница приходит к верному решению. Но, это спустя два года! Не позвони мы сейчас, она и дальше бы спала спокойно.

Я вот подумала - а, сколько еще не замеченных никем ошибок хранит данный проект? Или какой другой….И, насколько профессиональны те, кто пишет для наших детей конкурсы и олимпиады, кои стали весьма популярны в наши дни?

Захожу на сайт конкурса « Русский медвежонок – языкознание для всех». Его организаторы – Центр образования для детей « Одаренный школьник» г. Киров, ООО «Слово», ООО «Игра». Пробежав взглядом по строчкам, ощущаю, как новые эмоции охватывают меня. Или я просто давно не интересовалась вопросами образования, или мир поменялся, а я и не заметила. Ну, например. Составители обращаются к учащимся 10-11 классов с вопросом: Какое слово - не просторечное? Варианты ответов: свойский, евойный, ейный, ихний, всехний? Позвольте, но все слова, кроме первого вообще в природе не существуют! Вероятно, в городе Кирове их часто произносят? Слышала порой я их и здесь, но этого же не должно быть. Их искоренять надо, они тащатся к нам откуда-то из слободы Покровской…Но, окультуриваться же надо ! Вместо этого авторы считают нужным пропечатать несуществующие слова, чтобы обучаемые считали, что просторечье допускает все? И это ориентировано кировчанами на своих одаренных школьников!

А вот еще задание, которое вызывает ностальгию по прошлому. По прежнему подходу к образованию и степени образованности тех поколений. Здесь вообще фантазия составителей не знает границ. Вопрос для учеников 2-3 классов: «В известном предложении из букваря «Мама мыла раму» не сказано, какую раму мама мыла. Что мама не могла мыть? а) тарелку, б)велосипед, в) окно, г)зеркало, д)картину.» Вот скажите мне , люди старшего поколения (да и не только), возникал ли у вас когда-нибудь в далеком детстве, когда вы водили пальчиком по буквам, произнося первые в своей жизни слоги , вопрос – а не велосипедную ли раму мыла мама??? Ну скажите – на кой это составителям конкурса? Какую логику развивают они у второклассников подобными вопросами? И при чем здесь тарелка?

Ответ на свой вопрос нахожу там же. Цитирую: «сами задания ориентированы не столько на механическое знание правил, сколько на логику, общую культуру, а порой и чувство юмора. Ведь, главная цель игры -показать красоту и богатство русского языка, преодолеть впечатление о нем, как формальном и скучном школьном предмете». Вот оно что?! Оказывается, авторы решили обучать развлекая, разбавляя скучный русский язык «ихними» креативными идеями, чтобы привлечь «всехнее» внимание сомнительным юмором! «Камеди клаб» эдакий! У меня вот даже компьютер подчеркнул красной волнистой линией все новые для него слова! И вот еще -одно словосочетание я не поняла в цитате - «механическое знание правил». Это как? И чем поднимается уровень культуры школьников – оттачиванием нелитературных слов, от которых следует срочно избавляться в просторечьи?

За что платят участники конкурса? Хотя, как утверждают устроители, плата эта не велика – 43 рубля ( за исключением Норильска и Магадана -44 рубля, республики Саха – 46 рублей и …. зарубежных стран (?!) И там играют в нашего Медвежонка? Ну, там-то, все «схавают» - и «евойное», и « ейное»..

Помню, участвовал мой ребенок в конкурсе «Золотое Руно». Дело было во 2 классе. Задания конкурса рассчитаны на 3-4 класс. Детям, скорость чтения которых зачастую составляла 30-50 слов в минуту, предложено было ответить на 50 вопросов из области архитектуры, мифов и легенд Древней Греции, естественных наук, литературы, астрономии, знания имен ученых, народных примет….Другими словами, участвовать в «Руно» реально (а порой, только теоретически) мог лишь человек страшно начитанный, жутко эрудированный, вооруженный незаурядными знаниями, проживший достаточное количество лет, чтобы уметь рассуждать логически… Сначала все родители пыхтели, уставившись после рабочего дня в мониторы компьютеров, дабы изучить честно вопрос в недрах Яндекса….Чадо при этом крутилось где-то в окрестностях письменного стола, не в состоянии даже понять, чего там хотят от него…А, наткнувшись на заготовленные ответы, скинутые каким-то добрым пользователем в социальную сеть, все вмиг справились с конкурсом.

Осталось только ждать «золото» от «Золотого Руно»….Ну, получили сотни детей ручки и закладки от устроителей конкурса. А вот сами получили из родительских карманов участников куда больше. Первоначальный взнос участия ведь тоже был предусмотрен.

Не знаю почему, но вот не прельщают меня такие олимпиады и конкурсы. Куда заманчивее сесть вместе с ребенком за бесплатный кроссворд, который заставляет залезть в энциклопедию или толковый словарь Ожегова. Тут и азарт какой-то спортивный, и тренировка мозга…И полтинники в чью-то копилку кидать не надо…

А те умы, что жаждут поделиться своими знаниями и навыками с учениками ( в чем я сильно сомневаюсь), придумали бы лучше, как облегчить физически их участь.. А то жалкое зрелище вызывают эти «ранцы на тонких ножках», которые по утрам , едва проснувшись, спешат в свои школы, сгорбившись от тяжести …Спешат получить знания. И….сколиоз.

















[/size]















[size=4]



footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+