Личный кабинет

Использование сервисов интернета учителем-предметником в работе с контентом предмета для получения воспитательных результатов применительно к технологии парного обучения

Здесь мы обсуждаем функции сервисов для учебной работы учителя и учеников по контенту предмета. Даём примеры использования. Объясняем и помогаем друг другу в работе с различными сервисами. Представляем учебные и воспитательные результаты
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Агеева Инна Алексеевна предложила открыть тему. Там же мы обсуждали, как её назвать, какое описание теме дать и в каком разделе форума разместить. Выбрали этот раздел "Воспитание детей и молоёжи".

Инна Алексеевна писала, -

Цитата (Агеева Инна Алекссевна, 30.01.2012, 09:55) <{POST_SNAPBACK}>
Эта тема сегодня весьма актуальна, т.к. школьники много времени проводят в сети, а если направить их времяпрепровождение в учебное русло или, что более сложно в воспитательный процесс, мы можем получить интересный результат. В качестве примера привожу команду - победительницу "Куцые детки" МОУСОШ № 3 имени Г.С.Куцего г.о.Спасск-Дальний в акции посвященной Дню рождения электронной почты.

ГО: Я так думаю, что для того, чтобы в школе реально осуществить это самое "если", нужно учителям-предметникам самим научиться грамотно пользоваться сервисами. Вот этим мы и предполагаем тут заняться.

Мой интерес к этим сервисам, конечно, связан с технологией парного обучения, так как я надеюсь, что если учителя-предметники профессионально научаться пользоваться этими сервисами, то они постепенно научат своих учеников на этих сервисах размещать учебные материалы, - желательно, самодельные материалы, то есть сделанные самими учениками. И в первую очередь меня интересуют лосы - листы опорных сигналов Шаталова и сопровождающие их компоненты.

Ну, что же? начнём? ))) !
Владимир Горбатюк ( Пользователь )
Вначале небольшая справка. Слово проект происходит от латинского слова proicere и употребляется в современном русском языке в значении «планировать, разрабатывать». Тем самым, под этим термином подразумевается и практическое осуществление плана. В данном случае под проектным методом подразумевается форма проведения занятий, базирующихся на возрастающей равноправной роли обучающих и обучаемых, когда учебная (проектная) группа, имея совместную целеустановку, планирует и осуществляет учебные и рабочие шаги и подводит итоги работы.

Исторические линии развития проектного метода прослеживаются до начала XX века. Они связаны с такими фамилиями как Девей, Килпатрик, Снедден, Ричардс. Причем Девей (John Dewey) считается теоретическим основоположником проектного метода. Источником мета-проектного обучения является традиционное проектное обучение, основу которого составляют ориентация на результат, выражение образа желаемого будущего и реализация того, что должно быть. Традиционное проектное обучение приходится адаптировать к условиям современного отечественного образования, расширять его границы. Интересен подход к обучению, включающий мета-знания, мета-умения, мета-идеи и т.д., и квалифицируемый как мета-проектное обучение (мета – «за», «через», «над»). Мета-проектное обучение с одной стороны, ограничивает традиционный предметоцентризм, с другой, – расширяет и углубляет его, делая учебный предмет полем межпредметных взаимодействий.

В результате мета-проектное обучение выступает и как фактор прагматизации отечественного образования, усиливающий его позитивизм, и как фактор его фундаментализации. Последнее согласуется с курсом образования на «фундаментальное ядро содержания», находящее отражение в разрабатываемых в настоящее время образовательных стандартах нового поколения.

При этом особая роль принадлежит смыслам. Смыслы, согласно становящейся смысловой дидактике, есть высшая инстанция регуляции жизнедеятельности человека, смысл является его «метой». Погружение мета-проектного обучения в смысло-дидактическое пространство существенным образом меняет его сущность, поднимает его на новый качественный уровень, вводит его в систему «человеческого», «личностного измерения». Более того, участвуя в проектировании учебной деятельности на смысло-образующей основе, обучаемый проектирует себя, свою собственную траекторию развития.



Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода мета-проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основе метода мета-проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод мета-проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов – индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод мета-проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных мета-проектов должны быть «осязаемыми».


Умение пользоваться методом мета-проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающими, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.


См.:

1. Горбатюк В.Ф. Некоторые результаты применения мета-проектного обучения при изучении физики и дисциплин специализации в педагогическом вузе. Интегративный подход в психолого-педагогической подготовке современного учителя. Сб. науч. трудов / под ред. проф. В.Т. Фоменко. – Таганрог: Изд. Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. – 316 с., с. 93-102.
2. Горбатюк В.Ф. Основы создания обучающих средств мультимедиа: учебное пособие /отв. ред. проф. И.А. Стеценко. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А.П. Чехова, 2011, – 200 с.
Олег Чебан ( Пользователь )
Согласен, что метод проектов является самым перспективным средством самостоятельного развития учащихся, преимущественно в СПО, ВПО. Вот только с "постиндустриальным обществом" перебор, нет в России никакого постиндустриального общества.
Владимир Горбатюк ( Пользователь )
Цитата (oleg, 27.02.2012, 19:52) <{POST_SNAPBACK}>
Согласен, что метод проектов является самым перспективным средством самостоятельного развития учащихся, преимущественно в СПО, ВПО. Вот только с "постиндустриальным обществом" перебор, нет в России никакого постиндустриального общества.

Речь идёт не только о России...


Инна Агеева ( Пользователь )
Цитата (Громыко Григорий Олегович, 27.02.2012, 20:46) <{POST_SNAPBACK}>
Ну, что же? начнём? ))) !


Начнем с мониторинга форума. Темы, близкие к обсуждению:



Имеет смыл ознакомиться с приведёнными ссылками, чтобы понять суть открытой темы.
Если мы собираемся использовать И-нет и устройства, позволяющие выйти в сеть, необходимо поговорить со школьниками о сетевом этикете, особенно для случаев коллективной работы в сети.

Цитата (Владимир Горбатюк, 28.02.2012, 03:12) <{POST_SNAPBACK}>
Умение пользоваться методом мета-проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающими, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.


Владимир, интересная справка, актуальная технология, но где ИТ и как, на каких этапах проекта Вы предлагаете их использовать?
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Агеева Инна Алекссевна, 28.02.2012, 03:39) <{POST_SNAPBACK}>
Имеет смыcл ознакомиться с приведёнными ссылками, чтобы понять суть открытой темы.

ГО: Скажу - очень смачно! Я погулял по этим ссылкам, - замечательно. Общее впечатление - темы "молчат" уже много-много лет. Занятно? В одной теме есть всего одно сообщение, но - какое! В ней я и нашёл вот этот сайт, из которого с трудом вырвался...))) Даже захотелось написать сообщение в сообщество "Любителей гнать халяву на уроках", но писать могут только зарегистрированные... Это и помогло мне оттуда вырваться.

В одной из тем обсуждаются возможности заработка для детей. Меня этот вопрос интересует с точки зрения организации дистанционного парного взаимного обучения детей, - за плату. Если найдётся такой сетевой ресурс, то с удовольствием приму участие в его работе. Про заработок детей на уроке у нас здесь на педсовете есть отдельная тема, - аналогично можно было бы сделать и дистанционное обучение.

Спасибо, Инна Алекссевна, за ссылки! Большое "СПАСИБО!".
Инна Агеева ( Пользователь )
Цитата (Громыко Григорий Олегович, 28.02.2012, 22:18) <{POST_SNAPBACK}>
Спасибо, Инна Алекссевна, за ссылки! Большое "СПАСИБО!".


Григорий Олегович, "смачные" благодарности, в мой адрес, оставьте при себе.
Сайт, с которого Вы с трудом вырвались, весьма смело позиционировался автором сообщения как ресурс интеллектуального досуга. Мы не будем обсуждать ресурс. Акцент хочется поставить на том, что времяпрепровождение на И-нет ресурсе можно рассматривать как интеллектуальный досуг.

Тему, которую Вы открыли, уже как-то обсуждали на форуме, как могли, так и обсуждали. Да, в предлагаемом Вами контексте, ещё никто И-нет технологии на уроке не обсуждал, но попытки были, например, тема "Компьютер-воспитатель" начата в 2005 году.
С тех пор и цифровые образовательные ресурсы появились, и И-нет технологии изменились.
Сегодня все проще. ИТ можно рассматривать:
  • как тренажёр каких-то, заранее выбранных, качеств;
  • как средство познания и оценки своих возможностей посредством тестирования;
  • как средство коммуникации;
  • как средство самопрезентации с последующей оценкой И-нет-активным пользователями.

Вы предлагаете всем составлять ЛОСы по предмету. ЛОС - полезная дидактика для актуализации субъективного опыта ученика. Григорий Олегович, какой воспитательный результат может дать ЛОС?
Ирина Антоновна Китаева ( Пользователь )
В медиатеке видела материалы.
Одну ссылку сохраняла, вторую пришлось восстанавливать.

Может быть, вам, Инна Алексеевна, пригодится.
1. статья про использование интернет-ресурсов для развития культуры речи.
2. методичка про использование сервисов интернет в обучении школьников.
Инна Агеева ( Пользователь )
Цитата (Ирина Антоновна Китаева, 29.02.2012, 01:01) <{POST_SNAPBACK}>


Благодарю, Ирина Антоновна. Эти ссылки пригодятся не только мне, но и тем, кто оставил сообщения в этой теме.

Ирина Антоновна, Вы достаточно опытный пользователь сети. Какой воспитательный результат от использования И-нет Вы ощущаете?
Ирина Антоновна Китаева ( Пользователь )
Цитата (Агеева Инна Алекссевна, 28.02.2012, 18:51) <{POST_SNAPBACK}>
Ирина Антоновна, Вы достаточно опытный пользователь сети. Какой воспитательный результат от использования И-нет Вы ощущаете?

Иногда кажется, судя по ряду учителей, то и дело конфликтующих между собой на портале, что - никакого :)

Очевидные эффекты:
1. Меняется структура мышления и памяти (хранения информации).
Раньше важно было помнить информацию, сейчас важно не помнить информацию, а помнить, где она лежит, или знать, где её быстрее можно найти. Сами знания некоторым образом обесцениватся.
2. Дети усваивают сетевое устройство мира (горизонтальное, а не вертикальное-иерархическое), договорные отношения и нормы.
3. Дети обладают свободой выбора. Выбора в общении и выбора информации. Значит, есть возможности для дистанционного сотрудничества и возможности для невменённого, инициативного самообразования (но испортить эту невменённость и свободу учителям очень легко).

Желательные эффекты:
1. Не только научить технически пользоваться интернетом, как средством, но и побудить у детей любовь к учению - даже без Интернета (и показывать, что с интернетом - возможностей больше).
2. Давать такие задания, чтобы детям становилось понятно, что найденные в интернете знания - не панацея, они не отменяют необходимости мыслить, рассуждать и принимать решения, руководствуясь своими нравственными принципами.
3. Интернет - виртуальная реальность, но виртуальная коммуникация - реальна (!) и весьма болезнена, поэтому в интернете надо вести себя так же порядочно, как и в реальной жизни.

Для любого воспитательного результата, который вы планируете получить (например, - альтруизм, ответственность, самостоятельность, социальные компетенции), можно пробовать использовать интернет, но не вместо, а наряду с традиционными испытанными воспитательными средствами.
имхо.

С уважением!

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+