Личный кабинет

Размышления о современном образовании...

Лариса Шейкина ( Пользователь )
Уважаемая Оксана, приветствую Вас в пространстве нашего обсуждения! Ваше выступление говорит о прекрасном понимании цели и смысла вашей деятельности в рамках вашего образовательного учреждения. Концептуально обосновано. Можно говорить о самоопределении учителя относительно целей и задач обучения. Вы знаете для чего заходите в класс. Это у меня вызывает уважение.

А за это отдельное спасибо!

"Советский период в развитии образования отличался неким феноменом, называемым «социологией невежества». Действовавшие методики «гарантировали» слабое владение иностранными языками как после шести лет обучения в школе, так и даже после дополнительных периодов обучения в ВУЗе. Такое невежество «закреплялось» не только изоляцией населения от международных контактов, но реальной невостребованностью иностранных языков в профессиональной деятельности. Этот уровень изучения языка, не будучи подкрепленным живым общением и организацией мыслительной деятельности на иностранном языке, быстро терялся."

И какой подходящий термин для данной ситуации "социология невежества".

А теперь можно выделить причины, приведшие к такой проблеме в системе отечественного образования как отсутствие языковой компетентности при многолетнем изучении ин.яз на разных ступенях обучения:

- отсутсвие живого общения (реальных возможностей, смоделированных ситуаций и т.д.);
-отсутствия организации мыслительной деятельности на ин.яз.;
-отсутствие технологий, способных обеспечить и организацию деятельности и ситуации живого реального общения и возможности овладевать языком (поиск, апробация и отбор, которых происходит на данном этапе как в современном языковом образовании, так и рамках нашего обсуждения);
-отсутствие возможности применить свои знания ни в личных целях, ни в профессинальных (здесь есть сдвиги, но процент тех, кому это доступно, ещё достаточно низок).
-наличие старого взгляда на преподавания ин.яз ещё у достаточного колличества учителей.

Но все-таки двигаемся!

Какие причины добавили бы вы, уважаемые коллеги! Заранее вас благодарю в четком формулировании причин!
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 11.02.2012, 03:54) <{POST_SNAPBACK}>
иностранный язык - ДЛЯ ОБЩЕНИЯ И НАЛАЖИВАНИЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ.
"Куда пошёл бабушка, смотри какой свежий рыбка". ...а особенно "опусканием" ниже плинтуса каждого, поставившего глагол в неправильном времени, роде, числе...

ГО: Браво, Дмитрий Валерьевич! Браво!

Цитата (Ольга Скорнякова, 11.02.2012, 06:03) <{POST_SNAPBACK}>
Как только для нас, учителей, создадут ПРИЕМЛЕМЫЕ условия работы - сразу и результат будет.

ГО: Чушь собачья! ...ой!? что это я? извините! - это поиск причины. Это и есть позиция всех учителей инязов. Вы её блестяще сформулировали, - собирательный автопортрет всего корпуса учителей инязов. Спасибо!

Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 11.02.2012, 08:48) <{POST_SNAPBACK}>
Примените парную технологию, рекомендуемую Громыко, и увидите, - сколько времени у Вас освободится.

ГО: Браво, Дмитрий Валерьевич! Браво!

Пока я писал своё сообщение, г-жа Шейкина свежий пример поиска причин подбросила, - замечательно! Продолжайте двигаться в эту же сторону - там тупик. Вперёд!

Цитата (Лариса Ткаченко, 11.02.2012, 10:19) <{POST_SNAPBACK}>
А простой учитель не может при 30 часах выкладываться полностью на каждом уроке чисто физически.

Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 11.02.2012, 08:48) <{POST_SNAPBACK}>
Примените парную технологию, рекомендуемую Громыко, и увидите, - сколько времени у Вас освободится.

ГО: Примените и Вы увидите, сколько Ваших сил к тому же высвободится!!!

Цитата (Оксана Гиллер, 11.02.2012, 12:27) <{POST_SNAPBACK}>
Актуальной стала проблема подготовки специалистов, способных изложить профессиональные знания на английском языке.

ГО: Ага. Чтобы они свалили в США преподавать в школах и университетах.

При всём при этом я очень люблю и уважаю всех преподавателей инязов. В школе моя любимая учительница была по инязу, в вузе - тоже, у обоих я получил в итоге "отлично". Вы все - очень хорошие люди! Я говорю вполне искренне. И не Ваша вина, что в вузе Вас зазомбировали, по каковой причине у Вас одни отговорки, - "сделайте приемлемые условия работы" и никакие результаты.

И сколько Вам ни повтори "примените-примените-примените", - Вы всё равно себе думаете "да кто он такой?! чтоб ещё тут меня уму-разуму учить!? он же в моём вузе не учился!! инженеришка какой-то лезет тут со свиным рылом в наш калашный ряд!" - это и есть результат зомбирования в инязном вузе. Там делают инъекцию снобизма на всю оставшуюся. Люди, которые избежали этой прививки, мне встречались, - они очень редки. Например, здесь на педсовете был учитель Коннов Сергей Вячеславович. Но он поработал в парах недолго, - школу закрыли. Что он теперь делает, не известно...
Лариса Шейкина ( Пользователь )
Григорий Олегович! Спасибо, что вот так " г-жа Шейкина ". Григорий Олегович, двигаемся, если есть такие удивитеьные умозаключения как Ваши, Дмитрия Валерьевича, Оксаны и других участников, раз понимаем, что надо многое менять. Я за этот путь и за это движение -туда к качественным изменениям и положительным результатам. Не понимаете Вы меня. А я на Вашем сайте была, получила огромное удовольствие, увидела человека неординарного, делающего много интересного, имеющего свой путь к достижению желаемого результата. Я бы сказала даже наличие своей авторской техноогии изучения, в данном случае, ин.яз. О технологиях хотелось бы поговорить чуть позже, как только с причинами будет все ясно и сформулировано тезисно (по-шагово, как Вы советовали).

Наши размышления должны иметь цель и единую для всех участников. На мой взгляд, могла бы родиться авторская (коллективная) концепция современного языкового образования. Но для этого нужно поменять формат обсуждений. У нас у всех разные понятийные аппараты, а нужно сформировать единое понятийное поле и мыслить в одном направлении. Желательно избегать оценочных личностных суждений, а относится непосредственно к содержанию и работать с ним. У теоретиков развивающего обучения (чем Вы напосредственно и занимаетесь) называется "выход за себя". Чтобы лучше увидеть себя и другого. Размышлять, а не спорить, не оппонировать, а задавать вопросы.

Сейчас мы пока на стадии анализа образовательной ситуации, хотя коммунальный характер мешает вывести размышления в аналитическое русло:" Где мы сейчас? Что имеем? Почему имеем это, а не другое? Что происходит там, где меня нет? Какое другое хотим иметь? Какими способами будем строить это другое? Какой результат хотим получить как желаемый? ".

Если цель -совместная деятельность по поводу чего-либо, то поиск ответов тоже результат совместной деятельности. Тогда ответ на каждый вопрос будет один, а не несколько вариантов. И тогда мы все знаем чего хотим и что будем делать для этого.
Иначе получится так: у одного цель- поделиться опытом и дальше ему идти может быть не захочется, у другого - презентация своего опыта в целях его распространения, у третьего - получить ответ на вопрос, следущий может просто явить свои позицию и взгляд на образовательное явление и биться за него как на поле боя. При наличии разных целей вряд ли получится конструктивный разговор и совместная деятельность (даже виртуальная). Пошумим, пошумим и разойдемся!

Отдельное спасибо за: "При всём при этом я очень люблю и уважаю всех преподавателей инязов.".

С глубоким уважением Л.Н.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Лариса Шейкина, 11.02.2012, 16:43) <{POST_SNAPBACK}>
У нас у всех разные понятийные аппараты, а нужно сформировать единое понятийное поле

ГО: Пожалуйста, зайдите на моём сайте paarschool.com в верхнем меню в раздел "Рассылки", там выберите рассылку "Парное обучение" и прочитайте выпуск рассылки от -

29.09.2000 - О двух науках - чистой и нечистой или реквием чистой науке

Пользуясь случаем, я и сам перечитал этот давнишний текст... Понятно, что любители чистой науки, которые хотят сформировать единое понятийное поле, встречаются мне по жизни довольно часто, поэтому я перечитываю мой давнишний текст регулярно. И, знаете ли, мне не хочется изменить в нём ничего, я и сегодня с ним вполне согласен.
Лариса Шейкина ( Пользователь )
Григорий Олегович, я имею представление, что такое технология парного обучения, в силу того, что это технология, несущая ценности развивающего образования. Значит имеет право и должна быть сегодня в инструментарии современного учителя, который, тем не менее, сам имеет право определять использовать данную технологию как форму граммотной организации учебной деятельности при работе в парах или использовать эту педтехнологию как систему своей педагогической деятельности. И насколько это ещё возможно в рамках того или иного учреждения относительно его концепции и условий в которых работает учитель. Или использовать другие.Я знакома с этой технологией не только теоретически. Мои близкие люди живут в Германии, непосредственно связаны с образованием. Делимся опытом. Я уважаю наличие у Вас собственной позиции относительно того, чему и как учить, чего не могу сказать о Вашем способе взаимодействия с коллегами.




С уважением Л.Н.
Ольга Евстифеева ( Пользователь )
Прочитала дискуссию/спор по теме и подумала… «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа….» Русско-турецкий лицей, миллионные вливания, создание условий учителю иностранного языка, современные УМК и их цели/содержание…. Какие вливания, какие условия….
Вот школа – деревянное (100-летнее?) здание в маленьком городке в таежной глуши. На город четыре средние школы, две библиотеки, один кинотеатр… благо – интернет – «окно в мир» в последние годы стал лучше, а то был dial up – то ветром снесет, то снегом заметет… На школу один компьютер с выходом в интернет и (о, радость) восемь еще по периметру в столовой (там отлично можно работать в перерывах между процессом принятия пищи, на компьютерный класс помещения отдельного нет!). Тексты и диалоги из учебников (современные УМК) скучные, надо наизнанку вывернуться, чтоб пробудить мотивацию у учеников (зачем мне английский, я трактористом буду?). «И еще при том, что помимо школы почти никто нигде с ин языком в жизни не сталкивается.» (М.Васильев)
Каков процент таких школ по России? Гораздо больший, чем вы представляете.
Что делать учителю иностранного языка? Вспомнить про радость от процесса (для того, кто учится и для того, кто обучает), о коммуникативном подходе и о таком важном виде коммуникации, как чтение. Кстати, «читаю и понимаю из прочитанного почти всё» в списке навыков стоит на первом месте. Вот, на мой взгляд, и для жизни навык чтения с пониманием важен в первую очередь - тот, кто читает, говорить научится быстрее. Что будем читать? Где брать чтиво? В том же интернете. Ищем, готовим тексты, если надо, адаптируем, снимаем трудность (частично). Создаем специальную папочку в каждом компьютере. Дети быстро привыкают и уже знают, где их брать и что делать, так как там же и план лежит и необходимые материалы, сопровождающие текст). Когда нужно распечатываем, но можно и с монитора читать. Читаем много (% не отслеживала, но в разы больше, чем предусмотрено УМК) – по нескольку текстов одновременно по темам, интересным детям или связанным с тем, что изучается по другим предметам - история, география, биология, и даже математика. Главное, чтоб текст нес новые знания (хорошо, если они дополняют знания по другим предметам, тут учителю нужно быть в курсе, что изучается на других предметах) и не был просто чтением ради чтения, тогда язык становится инструментом познания. Коммуникация есть? Есть. Смысл есть? По-моему, его тут больше, чем в заучивании диалогов. Радость? Если совпало с интересом ученика (ух ты, а я и не знал) – хорошо. Если учитель достаточно хорошо знает своих учеников, то и способ найдет эти интересы удовлетворить, значит и радость будет. Для обоих.
Кто станет время тратить на поиски и адаптацию текстов и задания к ним под интересы детей – другой вопрос. «Колхоз – Светлый путь» - ироническое восклицание директора одной из российских гимназий по поводу опыта школы…. Ну что ж, проглотили… И тем не менее, большинство выпускников потом признавались, что «проблем с английским» у них в ВУЗе не было.
Вы спросите, за счет чего успевали много читать (стандарт ведь тоже выполнять надо), где время взять? За счет парного обучения, в парах сменного состава. Иначе невозможно. Зато процент объема чтения и обсуждения вырастает в несколько раз (простите, повторю). Спросите еще раз Григория Олеговича Громыко.

Да, тут есть еще один немаловажный «побочный» продукт. «Что тебе дала школа?», - спросила я как-то одного из выпускников (парное обучение применялось не только на английском). «Умение трудиться» - был ответ.
Не поймите превратно, это не распространение опыта и не прославление самих себя. Это о том Зачем и Как? Эти зачем и как в разных условиях будут разными. (про стандарт и ЕГЭ тоже помним при этом, куда их денешь, надо, так надо).
Лариса Шейкина ( Пользователь )
Ольга Васильевна, спасибо за тезис:"Эти зачем и как в разных условиях будут разными"!
И огромное спасибо за Вашу статью "Сто шагов назад...". Читая вашу статью, сделала свои "сто шагов назад", когда мы со своими коллегами тоже "приобретали иной опыт: иной организации жизни в школе, иных взглядов на урок, ученика и учителя в нем, иных – понимающих, уважающих и бережных друг к другу – взаимоотношений." А в результате этого появились новые нормы, новый уклад жизни в школе, новые возможности  для развити и реализации, как ученика, так и учителя. А самое главное - это комфортные условия для всех субъектов образовательного пространства, но мы их создавали сами! В то время была прекрасная статья под названием: "Пока в Москве думают, в Каменск-Шахтинском уже осуществили!". 
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Я бы хотел вернуть нас в контекст, который Вы сами задали в этой теме, если позволите?
Вы написали, -

Цитата (Лариса Шейкина, 11.02.2012, 16:43) <{POST_SNAPBACK}>
У нас у всех разные понятийные аппараты, а нужно сформировать единое понятийное поле

Я Вам предложил, -

Цитата (Громыко Григорий Олегович, 13.02.2012, 18:37) <{POST_SNAPBACK}>
ГО: Пожалуйста, зайдите на моём сайте paarschool.com в верхнем меню в раздел "Рассылки", там выберите рассылку "Парное обучение" и прочитайте выпуск рассылки от -

29.09.2000 - О двух науках - чистой и нечистой или реквием чистой науке

Вы пишите на это -

Цитата (Лариса Шейкина, 13.02.2012, 19:34) <{POST_SNAPBACK}>
Я знакома с этой технологией не только теоретически. Мои близкие люди живут в Германии, непосредственно связаны с образованием. Делимся опытом. Я уважаю наличие у Вас собственной позиции относительно того, чему и как учить, чего не могу сказать о Вашем способе взаимодействия с коллегами.

ГО: То есть не пишите ничего о "сформировать единое понятийное поле", - тихо обходите этот (Ваш) вопрос молчанием. Надо ли Ваше (у)молчание понимать так, что мы отодвинули сформирование единого понятийного поля на потом? И если "да", то можем ли мы уже заняться чем-нибудь из программы, которую Вы сформулировали? а именно, -

Цитата (Лариса Шейкина, 11.02.2012, 16:43) <{POST_SNAPBACK}>
Наши размышления должны иметь цель и единую для всех участников. На мой взгляд, могла бы родиться авторская (коллективная) концепция современного языкового образования. Но для этого нужно поменять формат обсуждений.

ГО: Совершенно прелестные у Вас мысли, г-жа Шейкина! Если с понятийным полем мы покончили, то, - можеть быть? - можем порешать какую-нибудь из этих задачек? Какую именно? Чем займёмся? единой целью для всех? или концепцией? или форматом?
Лариса Шейкина ( Пользователь )
Цитата (ГО)" Если с понятийным полем мы покончили..."

Уважаемый Григорий Олегович, "МЫ" к сожалению у нас с Вами не состоялось, поскольку формат обсуждений не меняется. И прочитав рекомендованную Вами статью, сделала вывод, что вряд ли нам удастся что-то сделать относительно единого понятийного поля. Мне трудно представить своим единомышленником человека, у которого культура ассоциируется следующим образом: "в археологическом смысле «культура» есть физические какашки (по научному, экскременты) поколений" . В связи с этим считаю следующие вопросы излищними:

-Можем порешать какую-нибудь из этих задачек?Какую именно?

-Чем займёмся? Единой целью для всех? Или концепцией? "ли форматом?



 
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Ольга Евстифеева, 14.02.2012, 03:12) <{POST_SNAPBACK}>
Главное, чтоб текст нес новые знания (хорошо, если они дополняют знания по другим предметам, тут учителю нужно быть в курсе, что изучается на других предметах) и не был просто чтением ради чтения, тогда язык становится инструментом познания. Коммуникация есть? Есть. Смысл есть? По-моему, его тут больше, чем в заучивании диалогов. Радость? Если совпало с интересом ученика (ух ты, а я и не знал) – хорошо. Если учитель достаточно хорошо знает своих учеников, то и способ найдет эти интересы удовлетворить, значит и радость будет. Для обоих.

ГО: Спасибо, г-жа Евстифеева, за такую замечательную подсказку, - иняз как инструмент познания!
И не нужно никакого единого понятийного поля, и формат обсуждения не нужно менять, и одной для всех цели рассуждения тоже не нужно....)))

Цитата (Ольга Евстифеева, 14.02.2012, 03:12) <{POST_SNAPBACK}>
Вы спросите, за счет чего успевали много читать (стандарт ведь тоже выполнять надо), где время взять? За счет парного обучения, в парах сменного состава. Иначе невозможно. Зато процент объема чтения и обсуждения вырастает в несколько раз (простите, повторю).

ГО: Я совершенно уверен в том, что работа в парах позволяет много успевать не только в чтении! Я согласен с Вами в том, что "трактористу" для жизни хватит одного навыка "читать с пониманием по-английски". Но работа в парах может дать также навык "выражаю свои мысли на инязе устно". Этот навык, скорее всего, быстро утратится у многих учеников, но некоторым он может пригодиться практически в жизни и служить долго и хорошо.

Расскажите, пожалуйста, где, с кем, сколько времени и как Вы использовали (используете) парное обучение?

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+