Личный кабинет

Размышления о современном образовании...

Елена Скупенко ( Пользователь )
Вы много говорите о методах обучения иностранному языку, просто ответьте себе на вопрос: сколько времени ваши ученики дома занимаются языком, сколько по времени они смотрят английские программы, слушают радио на английском или просто читают? сколько минут вы разговариваете на английском языке на уроке, шутите на языке? Как вы сами учитетсь новинкам языка? У моих студентов на первых занятиях всегда открыт рот от удивления, возмущения они смеются, кривляются, и они ни слова не понимают простейшего языка, указаний учителя, даже если я заставляю их работать в паре и объясняю задание на английском, толку от этого - ноль! Их с 7 -9 лет не учили говорить и слушать на иностранном языке в школе, им объясняли грамматику, но не говрили зачем она нужна! Мне одна ученица заявила, за 9 лет она впервые учила тексты наизусть! для пересказа! Вот вам и модернизация образования. У нас в школах не только коммуникативные методы обучения не используют, но и даже стандартные методы позабыли. Дети есть очень разные, но почти 80 процентов учащихся понимает, что без знания языка они смогут добиться меньшего успеха в карьере.
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Елена Скупенко, 07.02.2012, 20:50) <{POST_SNAPBACK}>
Вы много говорите о методах обучения иностранному языку, просто ответьте себе на вопрос: сколько времени ваши ученики дома занимаются языком, сколько по времени они смотрят английские программы, слушают радио на английском или просто читают? сколько минут вы разговариваете на английском языке на уроке, шутите на языке? Как вы сами учитетсь новинкам языка? У моих студентов на первых занятиях всегда открыт рот от удивления, возмущения они смеются, кривляются, и они ни слова не понимают простейшего языка, указаний учителя, даже если я заставляю их работать в паре и объясняю задание на английском, толку от этого - ноль! Их с 7 -9 лет не учили говорить и слушать на иностранном языке в школе, им объясняли грамматику, но не говрили зачем она нужна! Мне одна ученица заявила, за 9 лет она впервые учила тексты наизусть! для пересказа! Вот вам и модернизация образования. У нас в школах не только коммуникативные методы обучения не используют, но и даже стандартные методы позабыли. Дети есть очень разные, но почти 80 процентов учащихся понимает, что без знания языка они смогут добиться меньшего успеха в карьере.

Учить тексты для пересказа - верх идиотизма из времён совкового языкового обучения.
Новинкам языка я учусь из общения с носителями языка, просмотра новостей и сериалов, чтения статей по специальности, новостных выпусков и сообщений на одном из форумов (гостиничный бизнес).
Про студентов - отдельный разговор.
Их в первый же день нужно сегрегировать по уровню владения языком.
И задания давать в зависимости от этого исходного уровня.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (михаил васильев, 07.02.2012, 19:40) <{POST_SNAPBACK}>
конечно, ЕГЭ проверяет грамматику. Там даже есть целый раздел - тест, куда свалена вся грамматика с 5 по 11 класс. Да и без знания грамматики не обойтись в задании на понимание текста, там гигантские тексты (в прошлом году был о безработице в Германии).

ГО: Понятно. Вот это и есть причина, почему невозможно обойтись только названными мною навыками, -

Цитата (Громыко Григорий Олегович, 07.02.2012, 18:24) <{POST_SNAPBACK}>
Людям нужны всего четыре автоматических навыка, -

- читаю и понимаю из прочитанного почти всё;
- слушаю речь и понимаю все смыслы;
- говорю слитно;
- пишу грамотно.


- придётся ещё и грамматику хорошо учить (в парах, г-н васильев! в парах!..))) ). Поэтому я совершенно согласен с Вами в том, что, -

Цитата (михаил васильев, 07.02.2012, 19:40) <{POST_SNAPBACK}>
но, все-таки, ваш подход чересчур все упрощает: одной методикой всех проблем не решить. Это такая же утопия, как мои мечты о "миллионных вливаниях".

ГО: Это не "мой" подход (в скобках замечу, - ему уже 2000 лет). И он ничего не упрощает, - технология парного обучения сложнее фронтального общения учителя с классом. Ваше сравнение парного обучения с Вашими мечтами не катит, - посадить детей в пары учитель (и Вы тоже) может хоть сейчас. Вам что-нибудь мешает это сделать завтра же на уроке? А вот "вливания" Вы сделать не можете.

Кстати, мой вопрос про "завтра посадить детей в пары" - совсем не риторический. Прошу дать ясный ответ на
него.

Есть ещё один к Вам вопрос, - приходится пользоваться справками специалистов, поскольку сам я ничего это не знаю... ))) Как Вы считаете, если 90% выпускников имеют названные выше четыре навыка в приличном качестве, то это им поможет сдать ЕГЭ? Пожалуйста, не будем сейчас детализировать, что значит "в приличном качестве"? хорошо? Пока оставим эту часть вопроса "как есть". Жду ответа.




Цитата (Елена Скупенко, 07.02.2012, 20:50) <{POST_SNAPBACK}>
... сколько времени ваши ученики дома занимаются языком, сколько по времени они смотрят английские программы, слушают радио на английском или просто читают?

ГО: Уважаемая г-жа Скупенко! Сначала я хочу поблагодарить Вас за прекрасную картинку с натуры, - в ней показаны и "успехи" школьного обучения, и примитивизм способа обучения, и линейное мышление преподавателей иностранных языков. Спасибо!

После такой благодарности я обращусь к конкретному фрагменту Вашего сообщения, в котором сделаю ударение на слове "дома". Здесь на педсовете Рязанов В.А. приводил "арифметику" Дьяченко В.К., который элементарно показал, что в сравнении с форонтальным учебным процессом, - в котором, как Вы нам замечательно рассказали, Вы качественно вещаете (издеваетесь) над учениками на своём прекрасном английском, - в парном учебном процессе ученики имеют возможность в 20 раз больше говорить на уроке.

Повторяю - в 20 раз больше!

Не на 20% больше, не в два, не в три раза, а в 20 раз! Проводя фронтальное обучение, Вы двадцатикратно обкрадываете их. И после этого спрашиваете "а сколько вы дома занимаетесь?", - для этого в могучем и великом есть много эпитетов, подберите сами подходящий, пожалуйуста.

Ну, ладно. Хватит ругаться. Поговорим конструктивно по теме, в которой мы находимся, - поразмышляем о... )))
Вы не возражаете? - то есть поговорить конструктивно?

Я могу и с удовольствием дам Вам алгоритмы парной работы, с помощью которых Вы легко сможете осуществить действительно современное языковое образование, одновременно разгрузив своих студентов и себя, любимую. Возьмёте?

===
( у г. васильева прошу прощения за продолжение рекламы парного обучения).
Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
Кстати о грамматике, Григорий Олегович.
Если некто обладает перечисленными Вами четырьмя навыками, то, следовательно, он УЖЕ знает грамматику, не так ли?
Он, возможно, грамматических терминов не знает. Так, их выучить - не так уж трудно, когда УЖЕ всё это знаешь и умеешь.

Так что, грамматику придётся подучить (в парах, да), но не так уж всё трагично.

Возможно, эта реплика тоже будет считаться рекламой парного обучения?
Лариса Шейкина ( Пользователь )
Григорий Олегович! Благодарю, что помогаете поддерживать и развиваете дисскуссию в форме "размышлений" о "современном" языковом образовании. Прочитав комментарии я могу теперь слово "современное" взять в ковычки, имея основания.

С уважением Л.Н.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Корнилов, 08.02.2012, 07:07) <{POST_SNAPBACK}>
Кстати о грамматике, Григорий Олегович. Если некто обладает перечисленными Вами четырьмя навыками, то, следовательно, он УЖЕ знает грамматику, не так ли?

ГО: Нет, не так
Например, я учил грамматику в школе, но я довольно часто делаю ошибки при письме (не считая опечаток). Об этом же свидетельствует и текст Вашего сообщения, - Вы ведь тоже учили грамматику родного языка в школе, не так ли? Что я этим хочу сказать? Этим я хочу показать, что реально нет необходимости на сто процентов всё делать ПО ВСЕМ ПРАВИЛАМ, даже если человек пишет статью в серьёзный научный журнал. Это - про письменную речь. В ней чтрезвычайно редки случаи, когда кто-то пишет на 100% правильно. Для выпускника школы мы (мысленно) можем сделать послабление, - пусть делает сколько угодно таких ошибок на 1000 знаков текста, подобных тем, что сделали Вы в своём сообщении. Ага?

Теперь про устную речь...))) Тут, - как это ни удивительно, - всё чуть-чуть труднее, чем в письменной. Тут нет времни на "подумать". Тут нужна быстрота. Конечно, достаточно той быстроты, которую можно считать "очень замедленной устной речью", - пусть даже специально замедленной из-за плохоро владения инязом! То есть человек говорит не спеша, далая это специально, - замедляя свою речь сознательно, чтобы иметь время на "конструирование" предложений. Всё равно, в этом случае времени значительно меньше, чем при письме, хотя если писать приходится при сдаче ЕГЭ, то там времени тоже на слишком много.

В устной речи нужен автоматизм, то есть бездумное употребление слов и оборотов и бездумное же, автоматическое конструирование из них более сложных мыслей (не текстов, заметьте!). В этом случае мы не можем говорить о "знаниях", а можем говорить только о навыках, которые достигаются только тренировкой. И тут работа в парах незаменима ничем (в том числе незаменима и работой в малых группах! - чушь собачья, кстати, эти малы группы).

Но Вы сказали ещё кое-что, -
Цитата (Дмитрий Корнилов, 08.02.2012, 07:07) <{POST_SNAPBACK}>
Он, возможно, грамматических терминов не знает. Так, их выучить - не так уж трудно, когда УЖЕ всё это знаешь и умеешь. Так что, грамматику придётся подучить (в парах, да), но не так уж всё трагично.

ГО: Здесь я бы одно Ваше предложение капельку изменил бы, - вместо "когда УЖЕ всё это знаешь и умеешь" я бы написал "когда УЖЕ всё это и умеешь", то есть я бы согласился только с "когда всё это умеешь". А что "это"? Ну, те самые четыре навыка имеешь уже. Тогда объём необходимой грамматики несколько (в разы?) уменьшается, как мне кажется.

Но тут есть одна психологическая ямка, про которую не стоит забывать. Представим себе группу учеников, уже владеющую перечисленными выше навками, - они уже прилично умеют понимать на слух, связно говорить, бегло читают с пониманием и неплохо пишут. И представим их учителя в этой группе. Учитель натренировал им эти навыки. Теперь учитель говорит "э? уважаемые! теперь нам надо немножко заняться знаниями по грамматике, - вот алгоритм работы в парах, вот материал". Что отвечает ему группа (хором)? Вот и я о том же.

Я, конечно, утрирую слегка. ТАКОЙ учитель не будет ждать, он встроит грамматические мелочи в тренировочный процесс "по ходу" тренировок, - это понятно. Трудность лишь в одном, - на всём педсовете за три года интенсивной работы мне пока встретился лишь ОДИН учитель, который начал парную работу. по иностранному языку. К сожалению, он с июня прошлого года не был на педсовете, так как их малокомплектную школы закрыли. Поэтому у меня есть основания думать, что убогие результаты по инязам у выпускников школ обеспечены не плохим оборудованием или низкой зарплатой учителей, а их снобизмом и вытекающим из него консерватизмом! (!!!...!)

Я уже здесь как-то приводил слова одной учительницы, -

===
Я сама знаю (лучше Вас! - это она мне говорила лично), как научить английскому языку! Если Вы обеспечите, чтобы, когда я говорю ученику "встань на стол и кукарекай!", чтобы он сразу это делал, - тогда я сама знаю, как его научить английскому!!!
===
- при этом глаза у неё горели огнём, а руками она размахивал у меня перед лицом...)))

Цитата (Дмитрий Корнилов, 08.02.2012, 07:07) <{POST_SNAPBACK}>
Возможно, эта реплика тоже будет считаться рекламой парного обучения?

ГО: Возможно, г-н Корнилов, возможно. Только вот у учителя, про которого я сказал выше, всё получалось без розги, легко и просто, - с помощью работы в парах.

Кстати, учителя инязов часто используют работу в парах и говорят мне "э? в парах? да я и так использую работу в парах! что тут нового? что тут (у Вас) особенного? это всем давно известно!". На это я отвечал и отвечу здесь, - ничего нового, лишь системность, больше ничего. А что такое "системность" в данном случае? В данном случае системность состоит в том, что не достаточно сказать "теперь делайте в парах", - нужно, чтобы при этом в паре присутствовали все необходимые и достаточные компоненты технологии. Мне не трудно привести их здесь (уже в который раз на педсовете), - пожалуйста, -

  • имеется ровно два партнёра (Р1 и Р2),
  • у каждого партнёра есть свой кусочек контента, который часто называют «карточка» (К1 и К2),
  • коммуникация партнёров регламентируется явно заданным алгоритмом,
  • имеются другие участники (один или более - показаны пунктиром), с которыми можно меняться в паре,
  • листки учёта проделанной работы (на схеме не показаны).
На этом я, пожалуй, закончу (приостановлю))) ) мои рассуждения о современном языковом образовании...



Цитата (Лариса Шейкина, 08.02.2012, 15:38) <{POST_SNAPBACK}>
я могу теперь слово "современное" взять в ковычки, имея основания.

ГО: ...)))... Это - что? Кокетство с целью получить просьбу - "ну, давайте Ваши основания, выкладывайте!". А можно без этих игр? просто выложить основания? Или Вы, создавая тему, хотели поговорить о языковом образовании во всём мире? Например, в Чили? Мне это не интересно, - меня беспокоит качество образования в России. Или Вы хотели больше про теорию? Тут я Вам в помощники не подхожу, - я эмпирик. И пользуюсь трудами эмпириков, - можете посмотреть на них прямо на картинке, - фотографии эти Большие Эмпирики прислали мне сами.

Для меня рассуждения сводятся к простым фактам "вот так делаем, - получается вот это". Годится? Вот и хорошо. А !почему вот это даёт вот такой результат?" - это вопрос бесконечного разговора, так как там поле непознанного и непознаваемого... Болото-с, так сказать. Ходить по болоту я не охотник.

Понимаете ли, г-жа Шейкина, если Вас человек спрашивает "Какое такое "новое содержание" появилось во французском языке за последние 30 лет?", а Вы ему отвечаете "Совместными усилиями всех перечисленных участников был создан «Мир Франкофонии»...", то это о многом говорит. Ну, лично мне это говорит о том, что Вы вообще пролетаете мимо вопроса. Увы. Вы просто не знаете, о чем Вас спросил Дмитрий Валерьевич. В такой ситуации, - уж извините! - никакие "размышления" просто невозможны... Это, опять же, по моему, как всегда ошибочному, мнению.
Лариса Шейкина ( Пользователь )
Никакого кокетства! Никакой игры! А основания - это Ваши тезисы:

"А теперь пару слов по теме....." и "Мои размышления о современном языковом образовании простые....", которые увязывают комментарий с темой ветки, что позволяет придать высказываниям определенный характер. Тема-это рамка. Размышления-это ключевое слово. А образование действительно ещё далеко не современное или "современное". Все просто. И просто спасибо Вам и всем участникам, участвующих в "размышлениях".
Павел Широков ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Корнилов, 08.02.2012, 08:07) <{POST_SNAPBACK}>
Кстати о грамматике, Григорий Олегович.
Если некто обладает перечисленными Вами четырьмя навыками, то, следовательно, он УЖЕ знает грамматику, не так ли?
Он, возможно, грамматических терминов не знает. Так, их выучить - не так уж трудно, когда УЖЕ всё это знаешь и умеешь.
Так что, грамматику придётся подучить (в парах, да), но не так уж всё трагично.
Возможно, эта реплика тоже будет считаться рекламой парного обучения?

А в ЕГЭ и не требует знания грамматической терминологии. Там просто нет таких вопросов, там ничего и не спрашивают про модальные или сильные глаголы.


Цитата
Знания школьника не зависят от денег, вложенных в образование.

Это верно почти для каждого школьного предмета. Но как раз в случае с иностранным языком хорошие деньги (порядка 10 тыр вечнозеленых) могут с легкостью за один год очевидным образом блестяще решить данный вопрос для ребенка 10-12 лет. С другими предметами такой номер уже не пройдет. ))
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Павел Широков, 08.02.2012, 17:23) <{POST_SNAPBACK}>
порядка 10 тыс. вечнозеленых могут с легкостью за один год очевидным образом блестяще решить данный вопрос для ребенка 10-12 лет.

ГО: Про экстенсивные методы решения задачи, -

- чтобы в группе было не 15, а 7 учеников,
- чтобы не 3 урока в неделю, а 6,
- чтобы обвешать каждого ребёнка всевозможной техникой,
- чтобы в каждом классе два-три носителя языка,
- чтобы нанять репетитора,
- что вложить в одного ребёнка 10 тыс. вечнозелёных,

- про всё про это говорить не интересно. Это и дурак может сделать, если у него денег немеряно. Деньги выключают мозги. Мы же находимся на педсовете. И, - надеюсь? - говорим о массовой школе.

Инетереснее говорить про -

- класс в 25 учеников, а лучше в 40,
- про отсутствие лингафонного кабинета,
- про учителя, не блестяще владеющего инязом,
- про детей, не делающих ничего дома,

- и чтобы в этой ситуации получить 90% учеников владеющих инязом хотя бы на уровне, который когда-то давали гувернантки в дворянских семьях, - ну, в позапрошлом уже веке...))) Чтобы выпускник школы мог сесть в самолёт и поехать учиться в любой заграничный университет, не испытывая никаких затруднений с языком.

Всё это гарантирует технология парного обучения. Дело за малым, - проверить практически.

===
Рефлексивное примечание для г-жи Шейкиной.
Обратите внимание, что здесь нет ни одного учителя инязов, кроме Вас. Знаете, почему их нет? Потому, что они снобы и зазнайки! Для них "какие-то там инженеры" - это просто ноль без палочки! Они сами всё знают, вот в чём беда.
Лариса Шейкина ( Пользователь )
Несколько тезисов о том, что такое рефлексия .....


В личностной сфере человека рефлексия охватывает как коммуникативные процессы, так и процессы самоосмысления, самосознания:

-рефлексия является гарантом позитивных межличностных контактов, определяя такие партнерские личностные качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость, безоценочное принятие и понимание другого человека и др. (С.В.Кондратьева, В.А.Кривошеев, Б.Ф.Ломов);

-рефлексия обеспечивает взаимопонимание и согласованность действий партнеров в условиях совместной деятельности, кооперации (В.А.Лефевр, Г.П.Щедровицкий);

-рефлексия как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению стимулирует процессы самосознания, обогащает "Я-концепцию" человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования (А.Г.Асмолов, Р.Бернс, В.П.Зинченко);

-рефлексия способствует целостности и динамизму внутренней жизни человека, помогает стабилизировать и гармонизировать свой эмоциональный мир, мобилизовать волевой потенциал, гибко управлять им (В.В.Столин, К.Роджерс).

Хотелось бы выдержать пространство "Размышлений" в рамках рефлексивной культуры.



footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+