Личный кабинет

О методе Шаталова

Константин Лебедев ( Пользователь )
Уровень образования падает. Вместе с тем, математика одна из самых структурированных дисциплин, по идеи её легче учить чем другие предметы, чем физику например или химию или историю. Для этого требуется соответствующая методика. Она есть. Это метод Шаталова, позволяющий выучить весь школьный курс за 9 лет, вместо 11, т. е. к 16, 17 годам школьник вполне может овладеть всем школьным курсом на очень высоком уровне.

Метод Шаталова:
1. В. Шаталов Соцветие талантов. Часть первая М.: 2001. 380с. Часть 1
2. В. Шаталов Соцветие талантов. Часть вторая М.: 2001. 350с.
3. С.В. Виноградов Открытие Шаталова. (опора на механизмы понимания.). М.:2010. 60с.

Ссылка на школу Шаталова:
http://www.shatalovschools.ru


В этих книгах отражён весь метод Шаталова. Чтобы иметь полное и верное представление надо прочитать все три книги.. Обойдется всего рублей в 500. Но и кратко познакомится полезно. Поэтому задачей на этой ветке, мне виделось, краткое изложение его метода, и попутно, изложить некоторые мои результаты, которые позволяют, некоторым образом, добиться ещё большей системности и последовательности в применении его метода, именно, в математике. Если говорить только о математике, то мне удалось дополнить систему некоторыми принципиальными положениями, принципами, которые усиливают и без того довольно эффективную систему обучения. Так мне представляется. Эти дополнения оформлены в виде 16 работ, в виде тезисов и методических разработок, за последние 20 лет.
Речь идет о трудных учениках о самых рядовых и слабоватых, у которых мотивация и интерес понижен в силу отсутствия каких либо знаний, умений, навыков. Предлагаю всем заинтересованным преподавателям вникнуть в суть метода и применять.
У меня возникло намерение кратко изложить суть метода Шаталова. Начинать обучение по Шаталову, чем раньше тем лучше, но наверно, в 10 классе уже поздно. Учитель не владея хорошо, не справится. А с 9 класса и меньше успех гарантирован., причем тем больший , чем раньше. Многие ли готовы перенять эти методы? Есть ли интерес? Или у большинства заинтересованность ставить двойки?
Татьяна Кочерова ( Пользователь )
Цитата (Константин Лебедев, 30.11.2011, 23:30) <{POST_SNAPBACK}>
Если говорить только о математике, то мне удалось дополнить систему некоторыми принципиальными положениями, принципами, которые усиливают и без того довольно эффективную систему обучения. Так мне представляется. Эти дополнения оформлены в виде 16 работ, в виде тезисов и методических разработок, за последние 20 лет..
В результате применения этой системы у учеников появляется интерес к учению и заинтересованность в самом процессе познания. Речь идет о трудных учениках о самых рядовых и слабоватых, у которых мотивация и интерес понижен в силу отсутствия каких либо знаний, умений, навыков. Предлагаю всем заинтересованным преподавателям вникнуть в суть метода и применять.У меня возникло намерение изложмить суть метода Шаталова кратко. ?


Где можно прочитать Ваши работы?
Константин Лебедев ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Кочерова, 15.12.2011, 21:13) <{POST_SNAPBACK}>
Где можно прочитать Ваши работы?


Я могу выслать. Но конечно требуется вникнуть. Сейчас на форуме ЕГЭ по математике идёт как раз диалог с Владиславом Ворониным (Вороннн) как раз об этом.Знакомы ли вы с методом Шаталова, сутью этого метода?
Может здесь как раз и будем обсуждать, с целью познакомиться с его творчеством за короткий промежуток времени. Правда его метод требует сверхотдачи от педагога. Это единственный минус.

Что касается моих наработок, то можно их здесь здесь представить и в виде диалога с вами и другими заинтересованными учителями. С Владиславом я дедуктивно, здесь можно индуктивно, это дольше сложнее, но более интересно.
Мы изучаем натуральные числа с 1 по 11 классы и в университетах. Поэтому эта структура исходна для математического образования. В ней семь действий, 3 прямых сложение умножение, возведение в натуральную степень. и 4 обратных. - вычитание, деление, извлечение корня и логарифмирование. Понятия об этих операциях давалось в позапрошлом веке для учеников возраста 7-14 лет на таблице сложения, умножения и возведения в натуральную степень. Теперь все эти подходы утеряны. Учат почему то логарифмированию в 11 классе. Ясно, что и представление об этой операции у них потусторонние.
1 тезис.
Надо возрадить эту парадигму 150 летней давности и учить во множестве натуральных чисел все семь операций в 1-6 класс, что создает необходимую и прочную базу для дальнейшего движения. Но это только первый тезис., необходимый, но недостаточный. Их много, несколько десятков. Как вы относитесь к этому первому тезису.
Давайте обсудим.
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Константин Лебедев, 30.11.2011, 23:30) <{POST_SNAPBACK}>
Уровень образования падает. Вместе с тем, математика одна из самых структурированных дисциплин, по идеи её легче учить чем другие предметы, чем физику например или химию или историю.

Школьную математику легче учить тем, у кого "математическое мышление".
Однако, большая часть школьной математики - бесполезный балласт.
А то, что является жизненно необходимым, психически здоровый шестиклассник может освоить за 2-3 месяца занятий.
И незачем на это тратить 8 лет по 4 часа в неделю (или сколько там математики себе выбили).

Многим, кстати, физику и химию учить легче, чем математику, поскольку там всё можно "пощупать".
Владислав Воронин ( Пользователь )
Цитата (Константин Лебедев, 16.12.2011, 02:54) <{POST_SNAPBACK}>
... семь действий, 3 прямых сложение умножение, возведение в натуральную степень. и 4 обратных. - вычитание, деление, извлечение корня и логарифмирование. Понятия об этих операциях давалось в позапрошлом веке для учеников возраста 7-14 лет на таблице сложения, умножения и возведения в натуральную степень. Теперь все эти подходы утеряны. Учат почему то логарифмированию в 11 классе. Ясно, что и представление об этой операции у них потусторонние.

Если говорить о "среднем" школьнике, то у него практически обо всём представление "потустороннее", за что ни возьмись. И о доказательстве числовых неравенств, и о функциях-графиках, и о тригонометрических функциях (не говоря уж об обратных тригнометрических), и о свойствах делимости, и о геометрических доказательствах, и о геометрических построениях, и о логике -- следствиях-равносильностях....
В чём состоят "утерянные" подходы -- я, честно говоря, не в курсе. Ибо не изучал (даже не видел) задачников, по которым некогда что-то делали. Поэтому куда кто шёл и до чего доходил -- просто не знаю.
Цитата
1 тезис.
Надо возрадить эту парадигму 150 летней давности и учить во множестве натуральных чисел все семь операций в 1-6 класс, что создает необходимую и прочную базу для дальнейшего движения. Но это только первый тезис., необходимый, но недостаточный. Их много, несколько десятков. Как вы относитесь к этому первому тезису.

Хоть Вы (формально) и не меня сейчас спрашиваете -- но позволю от себя ответить. Я отношусь -- ну, скажем, добродушно. Можно так. А можно и этак. И по-третьему тоже можно.
Необходимости учить ещё до 6-го класса этим семи операциям -- честно, признаюсь, я не нахожу. Сейчас, по крайней мере -- ибо остаюсь непросвящённым.
Главное (для меня): какой именно круг ЗАДАЧ будет связан с этими понятиями в младшей школе. Будут ли они достаточно интересными, развивающими, имеющими выходы в какие-то приложения? Или останутся "искусством для искусства"?
Ибо "знание", не подкреплённое самостоятельным и содержательным оперированием с ним... пролетают, как солома на ветру.
Поэтому, увижу круг тех ЗАДАЧ -- смогу, хотя бы осторожно, делать предположения о том, "стоит или не стоит". Я учился, приятели-коллеги учились БЕЗ этих тем в 1-6 классах. Понимаю, это не критерий истины -- возможно, с наличием этих тем в программе 1-6 кл. мы выучились бы куда лучше.

Таким образом, отдельный ПУНКТ в этой схеме образовательных траекторий -- мало что решает. Как бы увидеть некую систему, в которой этот пункт увязан с целым (блок-схемой, графом работ, если хотите). Понимаю, задачка... как бы это сказать.... обширнейшая -- аж целую систему выстраивать.

Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 16.12.2011, 17:24) <{POST_SNAPBACK}>
Однако, большая часть школьной математики - бесполезный балласт.
А то, что является жизненно необходимым, психически здоровый шестиклассник может освоить за 2-3 месяца занятий.

Жизненно необходимым -- на кухне или в магазине? Что необходимо "жизненно" -- в чём та "жизнь?
Считать сдачу в магазине -- допускаю, за 2-3- месяца можно научиться............
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Что-то в сельской теме эта задачка затерялась.
А мне было бы интересно почитать объяснения по её поводу именно от учителя математики.

загадка:
я одолжила у Вики 100р....пока шла,потеряла....Чтобы вернуть Вике 100р, я попросила их у Юли ....но она дала мне только 50...Пока шла вернуть Вике эти 50р, купила 2 шоколадки по 10р.....В итоге отдала Вике только 30р...Осталась должна 70р.....В итоге я должна Вике 70р и Юле 50р....На руках 2 шоколадки на сумму 20р....Итого: 70+50+20=140....но я занимала 100+50=150....вопрос: ГДЕ ДЕСЯТКА?????))

Цитата (воронн, 16.12.2011, 14:49) <{POST_SNAPBACK}>
Жизненно необходимым -- на кухне или в магазине? Что необходимо "жизненно" -- в чём та "жизнь?
Считать сдачу в магазине -- допускаю, за 2-3- месяца можно научиться............

За 2-3 месяца можно 12-ти-летку научить решать уравнения с одним неизвестным, решать системы линейных уравнений (до трёх неизвестных), строить графики основных функций, разобраться с процентами (простыми и сложными), научиться решать тригонометрические уравнения, освоить школьный курс геометрии. Некоторые даже со стереометрией успевают справиться.
При чём исходно попадавшиеся мне 6-ти-клашки даже уравнение 2+х=4 не могли решить. (Позавчера ПТУ-щник (местный) такой попался. На электрика учится).
ДУмаю, такого багажа с лихвой хватит человеку, который не планирует посвятить свою дальнейшую жизнь науке.
Поймайте школьного учителя литературы и дайте ему (ей) решить тригонометрическое уравнение.
Хорошо, если он (она) поймёт, - о чём её спрашивают. (Бывают и исключения. Но именно как исключения)
А считать сдачу в магазине 4-х-летний ребёнок научается за 3 дня МАКСИМУМ (есть такая детская игра "Магазин").
Константин Лебедев ( Пользователь )
Цитата (воронн, 16.12.2011, 14:49) <{POST_SNAPBACK}>
Хоть Вы (формально) и не меня сейчас спрашиваете -- но позволю от себя ответить. Я отношусь -- ну, скажем, добродушно. Можно так. А можно и этак. И по-третьему тоже можно.
Необходимости учить ещё до 6-го класса этим семи операциям -- честно, признаюсь, я не нахожу. Сейчас, по крайней мере -- ибо остаюсь непросвящённым.

Таким образом, отдельный ПУНКТ в этой схеме образовательных траекторий -- мало что решает. Как бы увидеть некую систему, в которой этот пункт увязан с целым (блок-схемой, графом работ, если хотите). Понимаю, задачка... как бы это сказать.... обширнейшая -- аж целую систему выстраивать.

Владислав, на этот вопрос будет получен ответ, когда дойдем дедуктивно, (справа налево) до конца цепочки и начнём синтезировать, слева направо от натуральных чисел. Вообще то окончательно ответ может дать только практика, обширная, (она уже была 150 лет назад, зачем велосипед изобретать? Есть книга Молодший В.И. Очерки по философским вопросам математики. 1969 г. Там кроме философии есть ещё и добросовестно подобранный фактический материал, который вообще то удивителен, нам просто не докладывают, мы урывками что то знаем, а систематическихисторичеких исследований просто вчистую нет, сознательно или бессознательно, но все эти великолепные наработки педагогов позапрошлого века утеряны) , но и опыт же у нас многолетний, и он позволит тогда при движении слева, кое что и прогнозировать, опираясь на личный опыт. Но надо сначала до конца дойти дедуктивно, чтобы иметь ясное понятие о строении математического знания. После чувственного созерцания, всегда следует анализ, потом синтез. Иначе можно никогда ни до чего не договориться, ибо абсолютная истина только тогда абсолютна, когда оговариваются все условия при которых велся анализ, и осуществляется синтез. Если изменить условия, то абсолютную истину можно немедленно превратить в абсолютную ложь. Только тогда отдельным суждениям можно приписывать истину или ложь, когда они в какой то системе взглядов (как вы и отметили, если один пункт, то ровным счетом ничего) рассматриваются. В одной они ложны, а в другой истины.




Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 16.12.2011, 14:24) <{POST_SNAPBACK}>
Школьную математику легче учить тем, у кого "математическое мышление".
Однако, большая часть школьной математики - бесполезный балласт.
А то, что является жизненно необходимым, психически здоровый шестиклассник может освоить за 2-3 месяца занятий. И незачем на это тратить 8 лет по 4 часа в неделю (или сколько там математики себе выбили).
Многим, кстати, физику и химию учить легче, чем математику, поскольку там всё можно "пощупать".


Большая часть балласт, а что там тогда в меньшей? Да у нас все в балласт превращается и физики и химия, биология где их применять? и литература и искусство? зачем потребителю Пушкин? Байрон? Бальзак? Штраус? Чайковский ? История зачем? Художники зачем нам нужны, лишние зарплаты платить? Всё это можно за борт. В истории было сжигали книги: Гёте, Кестнера, Маркса, Каутского, Ремарка и других.
Книги лучших немецких писателей просто так сжигались. Зачем все это? Зачем лишние знания? Зачем Гёте читать? Можно и не сжигать, но только на интернет и TV заменить, эффект тот же. Или я не так вас понял? Вы этого не имели, конечно, ввиду? Если почти вся математика балласт, и это в эпоху компьютеров вы говорите, то остальное и подавно балласт. Ломоносов дал ответ давно. Я скажу другими словами, математику нужно учить для тогов, чтобы не было чудаков (вроде гитлера, он по математике всегда неуд имел, но рисовал так средне-талантливо).
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Константин Лебедев, 16.12.2011, 19:06) <{POST_SNAPBACK}>
Большая часть балласт, а что там тогда в меньшей? Да у нас все в балласт превращается и физики и химия, биология где их применять? и литература и искусство? зачем потребителю Пушкин? Байрон? Бальзак? Штраус? Чайковский ? История зачем? Художники зачем нам нужны, лишние зарплаты платить? Всё это можно за борт. Только интернет и TV. Нацисты сжигали книги Гёте, Кестнера, Маркса, Каутского, Ремарка и других. Книги лучших немецких писателей просто так сжигались. Зачем все это? Зачем лишние знания? Зачем Гёте читать?
Или я не так вас понял? Вы этого не имели, конечно, ввиду? Если почти вся математика балласт, и это в эпоху компьютеров вы говорите, то остальное и подавно балласт. Ломоносов давно дал ответ на этот вопрос, зачем учить математику? Я скажу другими словами, математику нужно учить для тогов, чтобы не было чудаков (вроде гитлера, он по математике всегда неуд имел, но рисовал так средне-талантливо).

Типичная реакция пожилого математика.
Я где-то призывал что-то сжигать?
Я призывал не насиловать детей тупым сидением в классе вместо интенсивного изучения материала.
На нас в физмат-школе тоску наводили обязательные произведения по литературе (кроме "Энеиды" Котляревского и "Поднятой целины" Шёлохова)
Мы много читали, но совсем не то, что задавали.
По поводу Гитлера - не знаю. Но атомную бомбу создали люди, которые очень хорошо знали математику. Не так ли?
И оружие создают люди, замечательно знающие математику.
И бизнес на вакцинах делают люди, которые замечательно знают математику, физику, химию, биологию.
И появляется "птичий грипп" и прочие "случайно" возникшие болезни от которых "вдруг" находится вакцина.
Вы могли заметить, что я тоже преподавал математическое моделирование, закончил МФТИ, и Технион (Хайфа), мои дети учатся в универе (отличники, старший почти закончил) и лет 20-25 я натаскиваю школьников и студентов для сдачи экзаменов по физике, химии и математике.
Так что я "немного" в курсе, того, о чём говорю.

Большая часть школьной математики была балластом и в докомпьютерную эру.

Потому я и возвращаюсь к необходимости определить "необходимый минимум", отсутствие которого затруднит социализацию человека. Его общество вправе требовать.
Остальное - обязано предоставлять (согласно Конституции).
И тригонометрия в этот минимум никак не входит.
Моя попытка привлечь учителей и родителей, посещающих "Педсовет" к решению проблемы создания списка "чему и как учить детей" пока не привела к созданию списка.
Будем продолжать пытаться.
Для своих детей я его составил. Жизнь показала, что им его вполне хватает и ЗУНы (или компетенции) из "списка" помогли им получить желаемую профессию и успешно занять своё место в социуме.
Константин Лебедев ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 16.12.2011, 20:23) <{POST_SNAPBACK}>
Большая часть школьной математики была балластом и в докомпьютерную эру.


Ясно, что мы исходим и имеем ввиду какие то разные посылки. Долго бы было выяснять. Хотя мне очевидно в чем дело.

Лучше ближе к нашей теме.
Как вы слабых учеников готовите по математике?
Вот приходит совсем слабый, ему бы в 1-4 классы. И как вы его натаскиваете? Или стараетесь просветлить?
Дать знания или привить компетенции?
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Константин Лебедев, 16.12.2011, 20:34) <{POST_SNAPBACK}>
Ясно, что мы исходим и имеем ввиду какие то разные посылки. Долго бы было выяснять. Хотя мне очевидно в чем дело.

Лучше ближе к нашей теме.
Как вы слабых учеников готовите по математике?
Вот приходит совсем слабый, ему бы в 1-4 классы. И как вы его натаскиваете? Или стараетесь просветлить?
Дать знания или привить компетенции?

Зависит от цели.
Обычно приходят готовиться к конкретному экзамену.
Даю при мне прорешать пробный вариант. Обнаруживаю пробелы и начинаю действовать в стиле дантиста с кариесом.
Углубляемся, пока не дойдём до крепкой основы.
На неё начинаем наращивать новые знания. Получается вполне пристойная пломба, позволяющая сдать экзамен и перестать бояться математики.
Попадались ученики, не умеющие решать простейшие уравнения. С такими заниматься приходилось больше.
А бывают те, которые хотят знать.
Есть один. Сейчас проходим электричество по физике.
Так стараемся на каждой задаче обсуждать суть процесса, а не только механически решать её по выданной им в школе (или на курсах) схеме.
Есть ещё один, который не хочет знать.
Ему бы "проползти" через экзамен и всё.
Поскольку он учится в школе, готовящей авиационных техников, то я стараюсь привить ему точность и аккуратность в процессе решения достаточно простых примеров и задач. Ибо не хочется мне летать на самолёте, который проверял техник, не знающий элементарной математики и физики, а, значит, не способный осознать ответственность своей работы в полной мере.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+