Личный кабинет

Как поддерживать дисциплину и порядок на уроке?

Валерий Стариков о результатах социометрических исследований.
Валерий Стариков ( Пользователь )
На основании многолетних социометрических исследований в школе, мной были сделаны следующие выводы и рекомендации, которые позволяют помочь учителю при поддержании дисциплины и порядка на уроке, научить строить успешную карьеру.

Малая группа – это клика или, другими словами, шайка. Состав шаек внутри школьного класса незаметен для новичка, но этот состав имеет огромное значение в жизни класса. Целью борьбы клик является борьба за власть и влияние. Средством для достижения этой цели в школе служит срыв урока, давление по отношению к противникам из других шаек и т.д. Успешный срыв урока показывает, что власть неформального лидера больше власти преподавателя. С другой стороны, клики преподавателей ведут между собой соперничество за власть и ключевые посты в учебной организации. Члены проигравшей клики преподавателей теряют в размере нагрузки и оплаты, а затем и место работы. Объединение в клики позволяет людям более успешно делать карьеру в рамках вертикальной мобильности, поэтому одиночка не способен иметь успех в административной карьере. Борьба за власть является главной целью бюрократических клик, а вспомогательной целью является получение удовольствия от общения и совместного отдыха. Главная преподавательская клика формируется вокруг директора. Иногда возникает соперничество между кликами за влияние на директора. Социолог может визуально выявить состав преподавательских клик не только с помощью социометрического исследования, но и косвенно по частоте их встреч во время перемен и близости мест при рассаживании во время педсоветов и вечеров отдыха. Борьба преподавательских клик в школе иногда достигает большого накала. Это положение усугубляется часто из-за отсутствия мужчин в составе педколлектива, т.к. женщины по своей природе являются более искусными при распускании сплетен и при разыгрывании сцен унижения противника.

Без хорошей дисциплины на уроке нельзя добиться отличных знаний у учащихся. С другой стороны, безынициативность и пассивность учащихся на уроке свидетельствует об отсутствии интереса к изучаемому предмету, что тоже приводит к плохим знаниям. Поэтому преподаватель должен стремиться к «золотой середине» и поддерживать оптимальный уровень «шума» во время урока. Преподаватель может косвенно получить информацию об уровне интереса к своей лекции через обратную связь со слушателями в форме диалога, по большому количеству реплик и встречных вопросов. При этом следует пресекать все попытки учащихся увести диалог в сторону от изучаемой темы, затеять пустую болтовню и галдёж под шумок вопросов к лектору. Такое поведение учащихся является одним из приёмов срыва урока. Хороший способ контроля над поведением учащегося – это наблюдение за тем пишет он конспект лекции или нет. Если неопытный преподаватель видит класс в форме безликой враждебной массы, то интуиция опытного преподавателя позволяет ему видеть персоны лидеров и примерный состав групп без всяких социометрических исследований. Члены одной клики школьников стараются садиться за парты в непосредственной близости друг от друга и подальше от врагов. Поэтому самое серьёзное наказание для лидера состоит в том, чтобы пересадить его подальше от группы, например, на первую парту или в стан его врагов. Это означает «обезглавить» группу, после чего она некоторое время находится в состоянии растерянности. Попытка наказать их лидера встречает дружное сопротивление его группы и одобрение враждебной им группы, т.к. наказанный лидер – это и их злейший враг. Таким образом, преподаватель получает возможность играть на противоречиях внутри класса в процессе наведения порядка. Размах протестов и сопротивления группы зависит от размеров этой группы. Если наказанный лидер продолжает обострять конфликт против преподавателя, то его нужно вызвать на индивидуальную беседу после уроков, где он лишён поддержки своей группы и ведёт себя гораздо скромнее. Но, всё-таки, лучший способ поддержания дисциплины – это интересная лекция, т.к. тогда цели преподавателя и большинства клик полностью совпадают. Редко, но бывает, что в классе существует только одна большая группировка во главе с очень влиятельным лидером и вне её несколько униженных учеников. Преподавателю становится очень сложно наказать такого лидера, потому что подобная попытка превращается в войну против всего класса. В таком случае неопытные преподаватели пытаются ставить всем ученикам в классе за урок неудовлетворительные отметки. Этот приём является совершенно неэффективным. Поставить неудовлетворительную отметку всем – это означает не поставить её никому. Учащихся нужно отсортировать, одному – неудовлетворительную отметку, другому – отличную отметку. В случае бунта следует наказывать только лидеров и наглецов, которые входят в восставшую группу, а членам других групп, которые не участвовали в бунте, сделать поблажки. Кстати, лидер бунтующей группы часто стремится спрятаться за спины послушных исполнителей и уйти от ответственности. Но этого лидера можно легко выявить с помощью социометрического теста. После завершения конфликта и показательных санкций следует попробовать договориться с лидером бунтовавшей группы об условиях перемирия и даже пойти с ним на компромисс. В отношениях с лидером нужно чередовать «кнут и пряник». Без наказаний неформальный лидер воспринимает любую награду как слабость преподавателя. Неформальных лидеров следует уважать за их способности и влияние, они часто являются ключевыми фигурами в классе. Следует помнить, что пустые предупреждения и угрозы без показательных санкций на подчинённых не действуют. Если преподаватель много грозит, но не решается применить реальные наказания, то школьный, класс делает вывод, что у преподавателя наступил паралич воли.

Лидер имеет обычно сангвинический темперамент. Холерик не способен стать лидером из-за излишней конфликтности, даже с друзьями, флегматик – из-за ригидности, т.е. из-за неспособности приспособиться к новым людям или к новой обстановке окружающей среды, меланхолик – из-за излишней ранимости и слабости в конфликтах. Именно меланхолик часто оказывается третируемым и отверженным. Больше всего сил преподаватель тратит на борьбу с холериками, ибо они имеют склонность быть зачинщиками всяческих бессмысленных конфликтов и ссор из-за своей прирождённой эксцентричности. Именно их выбирает неформальный лидер на роль исполнителя срыва урока и именно им лидер даёт команду «фас».
Светлана Машкина ( Пользователь )
Для поддержания дисциплины на уроке преподаватель должен в совершенстве владеть материалом, приёмами и методами организации деятельности учащихся на уроке. Необходимо знать возрастные особенности учеников класса, уметь мотивировать учащихся на изучение данной темы. Конечно преимущество имеют учителя, обладающие чувством юмора.
Маридат Ярасханова ( Пользователь )
Знаете, Валерий! Все это, конечно, правильно, найти индивидуальный подход. И теоретически каждый учитель понимает это. Но скажите мне, как вы это применяете на практике?!? Потому что за первые два года работы в школе, когда я пыталась найти с психологической точки зрения к каждому индивидуальный подход, в итоге выходило, что кто-то вообще оставался без внимания, т.к. в школе около 2000 учеников и больше 1000 из них изучают информатику.
Тамара Князева ( Пользователь )
Не будет у учителя времени думать на уроке о приёмах, способствующих "налаживанию " дисциплины, в том случае, если педагог действительно заинтересован в конечном результате. Азарт учителя, одержимость, его профессионализм, умение признать свои ошибки (как правило, касающиеся выбора методов воспитания), признание права на чувство собственного достоинства ученика и просто доброе слово всегда найдут отклик в душе каждого ребёнка.
Марина Трусова ( Пользователь )
Почему традиционная педагогическая коррекция поведения ребенка часто имеет деструктивный результат? Потому что внимание педагога направлено на поведенческую норму: как нужно вести себя. Но для развития личности важно вовсе не поведение (взрослые столь же часто выстраивают ошибочное поведение), а проживаемое отношение. Корректировать следует отношение, предоставив ребенку свободный поиск соответствующего гуманистическому отношению поведения. Коррекция поведения - это последствие корректируемого педагогом отношения.
Вера Матюш ( Пользователь )
Светлана Машкина'
Полностью согласна с мнением Светланы Машкиной. Только у хорошо подготовленного учителя может быть дисциплина на уроке.
Лидия Дредитова ( Пользователь )
Для поддержания дисциплины на уроке преподаватель должен в совершенстве владеть материалом, приёмами и методами организации деятельности учащихся на уроке. К нарушителям приходится применять индивидуальный подход, где то применить чувство юмора
Юлия Бежаева ( Пользователь )
Уважаемые коллеги, по моему, вы слишком идеализируете современный урок, а конкретнее поведение и деятельность учащихся. На современном этапе преподавания, мы, учителя, остаемся в меньшинстве. Наши детки становятся слишком грамотными в вопросах правового пространства, совершенно забывая свои прямые обязанности. Поэтому основной момент, который должен присутствовать во взаимоотношениях между учителем и учеником для установления рациональных дисциплинарных норм, способных нормализовать работу на уроке, это знание законодательства РФ об образовании. Это первый этап. А затем, естественно, совершенство владения материалом, приемами и методами организации учебного процесса. По сути, я сформулировала систему образования до 1991 года, но немного модернизированную и переведенную на современный лад. Спасибо.
Айгуль Шайхрамова ( Пользователь )
Для поддержания дисциплины учитель, в первую очередь, должен быть оратором, пусть и не таким искусным, но все же должен уметь заинтересовать учащихся своим предметом. Во-вторых, соглашусь с Юлией Бежаевой, важную роль играет знание закона РФ "Об образовании". Ну и к третьему, я думаю, можно отнести знание предмета, возрастных особенностей и приемы и методы организации деятельности учащихся.
Светлана Гущина ( Пользователь )
Цитата (Светлана Машкина, 27.11.2011, 18:21) <{POST_SNAPBACK}>
Для поддержания дисциплины на уроке преподаватель должен в совершенстве владеть материалом, приёмами и методами организации деятельности учащихся на уроке. Необходимо знать возрастные особенности учеников класса, уметь мотивировать учащихся на изучение данной темы. Конечно преимущество имеют учителя, обладающие чувством юмора.


Согласна со Светланой Машкиной. Считаю, чтобы предотвратить дисциплинарные проблемы на уроках, учителю нужно уметь "владеть ситуацией", т.е. вовлечь как можно больше учащихся в работу, если кто-то выполнит задание, наготове иметь интересную дополнительную работу. Должна быть занятость каждого ученика делом.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+