Личный кабинет

проектная деятельность в начальной школе

Марина Диденко ( Пользователь )
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования - это умное руководство со стороны взрослых.

Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. Под творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.

Можно выделить два уровня способностей: репродуктивный и творческий. Ребенок, находящийся на первом уровне, проявляет умение быстро усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, осуществляя ее по образцу. На втором уровне ребенок способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное.

Для формирования творческой деятельности школьника необходима система. Что составляет систему творческой деятельности в начальной школе?

  1. Это воспитание у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности, которые полезны для познавательной, учебной деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь - в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы. Творчество можно расценивать как одно из проявлений разностороннего, гармонического развития личности школьника.
Указанные предпосылки творческой деятельности школьников формируют такие средства обучения русскому языку как сказки и загадки; урок чтения; урок риторики; языковые игры и различные олимпиады, конкурсы, викторины, сочинения разных типов, выступления учащихся на утренниках и т.д.

2. Это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество, главным образом, через различные виды искусства. При иллюстрировании: школьник рисует сюжетную картинку, отражающую момент действия в рассказе, на основе воображения и, разумеется, знание жизни вносит что-то свое, что-то от своей личности, от своего видения жизни, от своего понимания героя или события – это самовыражение.

Самовыражение – это сочинение, даже самое, казалось бы, простое: школьник рассказывает о радостных днях каникул или описывает картину природы. В сочинении всегда выражается личность пишущего, хочет того автор или нет: это может быть тонкое эстетическое восприятие прекрасного, может быть любовь к человеку или четвероногому другу, восхищение добрым поступком.

Самовыражению служат самые разнообразные типы сочинений; из личных жизненных наблюдений, по картинкам. И в сочинениях, и в детских рисунках, в их лепке обычно бывают элементы самовыражения личности, индивидуальности. Собственный рисунок с натуры или по воображению, собственное стихотворение, рисование по прочитанному – все эти виды работы, доступные младшим школьникам, дают возможность творческого самовыражения. (например, сочинение, рисунки).

  • Это элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе.




Условия эффективного развития творческих способностей младших школьников.

  • Создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учётом воображения;
  • Организуется сотворчество в детском коллективе с целого проявления и развития творческих способностей каждого;
  • Используются технологии развития творческого мышления;
  • Производится систематическое отслеживание результатов диагностики.
У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы.

Каковы же способы стимулирования творческих способностей?

Способы стимулирования творческих способностей.

  • обеспечение благоприятной атмосферы;
  • доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;
  • обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
  • поощрение высказывания оригинальных идей;
  • обеспечение возможностей для практики;
  • использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Важность развития творчества младшего школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидным. Соотнося процесс творчества и обучения, очевидно, надо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемые как характерные черты творческой личности. Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к жизни в обществе.

Таким образом, можно заключить, что творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический смысл, но и практический смысл. Знание педагогов, что подразумевается под творческими способностями учащихся, расширит границы их проявления у детей.

Творчество – это самостоятельная, индивидуальная деятельность, и чтобы ребенок раскрыл свою индивидуальность, необходимо предоставить ему свободу, а УМК "Начальная школа ХХI века" имеет достаточно фактов и понятий, заданий творческого и исследований творческого характера. Творческая деятельность только тогда считается успешной, когда ее результаты у всех детей разные.

Уже с первых уроков грамоты и слушания в первом классе постепенно включаются задания творческого характера, требующие самостоятельной деятельности учащихся: выделение и чтение отдельных эпизодов, характеристика героев, их сравнение, речь, поступки.

В первом классе по "Литературному слушанию" дети учатся моделировать обложки книги. Создают книжки-самоделки, при этом сами выступают и в роли авторов, и в роли художников-оформителей.

В учебниках и тетрадях есть специальная рубрика "Проверь себя", задания которой позволяют детям самостоятельно проверить свои учебные достижения. В рабочих тетрадях "Учимся познавать мир" и "Дружим с математикой" даны конкретные оценочные критерии, которыми с удовольствием пользуются дети. Кроме того, мы часто оцениваем работу тремя параметрами: я – друг – учитель.

Проблемные ситуации поджидают его постоянно. Ежедневно осуществляется на уроках индивидуальный подход к ученику, считаясь с их интересами, особенностями, склонностями, темпам работы, для этого специально подобраны задания во всех учебниках и тетрадях УМК "Начальная школа ХХI века". Все это сохраняет устойчивый интерес к учению, потому что оно приносит радость, удовольствие и успех.

Для развития логического мышления успешно используем предусмотренную авторами рубрику "Выскажи предположение" - она ставит детей перед необходимостью выдвинуть гипотезу, поспорить, сравнить свое мнение с мнением других и с текстом учебника.

Дети с удовольствием откликаются на призыв рубрики "Давай подумаем", ведь она учит их отбирать доказательства истинности своего высказывания, выделять существенные признаки явления или объекта действительности (в языке, математике, в природе).

УМК "Начальная школа ХХI века" выполняет свою главную задачу - развитие младшего школьника и является инновационным комплектом традиционной начальной школы.

Наше внимание привлек метод проектов.

Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них- исходи из ребенка . Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя).

Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы:

I. Творческие проекты (1-4 классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) будут являться выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки.

II. Исследовательские проекты (4 класс) – по структуре напоминающие подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, статьи в школьной газете.

Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а дети, в рамках учебной и внеучебной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком или одной-двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.

Хочется отметить , что овладение школьниками проектной деятельностью происходит и в процессе изучения образовательной области «Технология» (программа «Начальная школа 21 века», автор Е.А.Лутцева), ведущим методом обучения которой является метод творческих проектов.

Обучать проектированию мы начали с 1-го класса (ведение в проектную деятельность). Вначале это были лишь элементы проектной деятельности, но для первоклассников это проект. ( Наблюдения за домашними животными, за делами человека , сравнение времен года – итогом наблюдений был устный рассказ или рисунок). Самым интересным и масштабным стал проект «Мои любимые буквы». (см. Приложение).

Во 2-м классе работа по обучению проектам продолжилась. Мы составили план проектной деятельности, «банк проектов» - проекты, которые хотелось бы осуществить.



Елена Саморядова ( Пользователь )
По УМК "Начальная школа ХХI века" я работая много лет, действительно этом комплект способствует творческому развитию детей и это часто реализуется через проектные работы.
Любовь Карпова ( Пользователь )
В современном образовании особое место занимает проектная деятельность. В ее основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке.
Елена Шехирева ( Пользователь )
Работаю про программе "Школа 2100", использую проектную деятельность во время уроков и на внеклассных мероприятиях. В этом году подготовила для родителей на собрании памятку по написанию исследовательской работы, но из 18 человек эту тему с детьми обсудили только 8 и выбрали тему. Жалко, что родители не хотят помогать детям и ко всем нововведениям относятся скептически. С детьми работать проще.....
Наталья Сарпова ( Пользователь )
Тему «Проектная деятельность в начальной школе» я считаю актуальной, так как сегодня необходимо вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. На мой взгляд, именно проектная деятельность позволяет учащимся добывать знания, помогает связать их с реальной жизнью. Метод учебного проекта способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Елена Самородова ( Пользователь )

Один из первых учебно- методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов это УМК Планета знаний. Проектная деятельность в контексте УМК «Планета знаний» обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике. Разворот содержит не только тему проекта, но и своеобразную подсказку, облегчающую подготовку проекта. Дети уже в 1 классе на страницах « Букваря» знакомятся с проектной деятельностью. По завершении изученной темы им предлагаются несложные, но очень интересные задания: « Придумай свою азбуку на пальцах», « Составь фруктовую азбуку», « Буквы из природного материала». Защита проектов по завершении темы « Наша речь» проходила в несколько этапов.
Алла Маховых ( Пользователь )
Проектная деятельность в начальной школе постепенно перерастает в межпредметное обучение.
В гимназии города Мценска , которая работает по программе развивающего обучения Эльконина-Давыдова это апробировано. Есть много разработок уроков с использованием ИКТ и окружающего мира, музыки, математики. Организация ресурсного центра на базе нашего учреждения открывает большие возможности по обмену опытом между учителями-предметниками.
Наталья Дерябина ( Пользователь )
Очень хорошо метод проектов просматривается в УМК "Школа 2100" (особенно по математике - на протяжении всего года, каждая тема заканчивается проектом). Не забывайте, уважаемые коллеги, что и урок может быть уроком - проектом.
Людмила Федорова ( Пользователь )
Работаю в образовательной системе "Школа 2100". Считаю, что проектная деятельность занимает ведущее место. В нашей школе традиционным стал конкурс исследовательских проектов "Будущее России". Мои обучающиеся каждый год занимают призовые места. Но этому предшествует большая кропотливая работа. Нельзя полагаться на родителей и на массовое участие учеников в проектной деятельности в начальной школе. Здесь нужен индивидуальный подход. Обучение данному виду деятельности начинаю с первого класса. Опираюсь на группу детей и родителей, заинтересованных в подготовке проектов. Итогом работы становятся различные конкурсы. Использую проектную технологию на урока. Она развивает универсальные учебные действия. А как вы, коллеги, на уроках работаете по данной технологии?
Жанна Дацюк ( Пользователь )
Впервые познакомилась с проектной деятельностью ещё работая по программе "Сообщество" в 90-ых годах.Работа увлекательна не только для детей и родителей. Прежде всего она интересна и нам - учителям. Обсуждая с детьми окружающий нас мир во всех аспектах, ребёнок учиться видеть взаимосвязи внешнего мира и анализировать их.Сейчас работаю по программе " Школа 2100". Авторы программы предусмотрели много интересных идей для творчества и самореализации учащихся.Уже с первого класса каждый ребёнок может по желанию принять участие в проекте.Результатом проектов чаще всего бывают праздники, спектакли, книго-издательская деятельность,презентации.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+