Личный кабинет

программы по литературе

не актуально, но может быть интересно
Юрий Андреев ( Пользователь )
Здравствуйте!

Было бы интересно сравнить школьную программу по литературе разных лет?
И СССР и Российскую, по разным регионам, и т.п.
И, если занятие не оказывается бессмысленным, наверняка кто-то уже делал такое сравнение.
Знаете ли Вы что-нибудь об этом?

Спасибо!
Юра
Андрей Тихов ( Пользователь )
Начинайте, Юрий... А мы постараемся поддержать...)
Наталья Жеглова ( Пользователь )
Почему не актуально? Готова пообщаться на эту тему! Прекрасно помню уроки литературы в 1987-1989 г, когда сама была ученицей. Изучали произведения основательно, несколько уроков уходило на работу с текстом, даже цитировали наизусть. А стихи как учили! До сих пор на встречах с одноклассниками читаем хором! Всегда любила литературу, может быть, поэтому стала учителем-словесником. А теперь? Программа составлена так. что мы не только не успеваем подробно изучить произведение, но и прочитать его не хватает времени. Практически каждый урок- новая тема, новый автор, новые герои. Дети не успевают читать, знакомятся с текстами в кратком изложении. Отсюда - в головах каша! Результат видим на ЕГЭ : выпускники не могут вспомнить ни названий произведений, ни их авторов , а об именах героев и говорить нечего. Строчки стихотворений - большая редкость в работах. Из самой читающей страны в мире, которой был СССР, постепенно превращаемся в.....Может, старое не всегда плохое и нуждающееся в замене?
Юрий Андреев ( Пользователь )
Цитата (Наталья Жеглова, 04.11.2011, 13:31) <{POST_SNAPBACK}>
Почему не актуально? Готова пообщаться на эту тему! Прекрасно помню уроки литературы в 1987-1989 г, когда сама была ученицей. Изучали произведения основательно, несколько уроков уходило на работу с текстом, даже цитировали наизусть. А стихи как учили! До сих пор на встречах с одноклассниками читаем хором! Всегда любила литературу, может быть, поэтому стала учителем-словесником. А теперь? Программа составлена так. что мы не только не успеваем подробно изучить произведение, но и прочитать его не хватает времени. Практически каждый урок- новая тема, новый автор, новые герои. Дети не успевают читать, знакомятся с текстами в кратком изложении. Отсюда - в головах каша! Результат видим на ЕГЭ : выпускники не могут вспомнить ни названий произведений, ни их авторов , а об именах героев и говорить нечего. Строчки стихотворений - большая редкость в работах. Из самой читающей страны в мире, которой был СССР, постепенно превращаемся в.....Может, старое не всегда плохое и нуждающееся в замене?


Если бы иметь программы по литературе разных годов, то можно было бы произвести сравнительный анализ. Анализ бы этот показал: когда и какие авторы добавлялись, когда были вычеркнуты из программы, как на программе отражалась политическая ситуация в стране. Следует ожидать, что в годы советской власти программа была более стабильной, а в годы перестройки и 90-х переписывалась часто (так?).
- И это первая задача
И, совершенно верно, есть и вторая - таким анализом может мы действительно поймем, чем вам/нам нравится программа по которой мы учились. Дело в отведенных часах для занятий или в списке самих занятий.

Должно быть, уже сравнивали программы. Но если никто о таком не слышал, можно сравнить самим - были бы программы. У Вас есть программы разных лет?
Татьяна Макарова ( Пользователь )
Тема очень актуальная. Почему идет сокращение уроков литературы? Несколько лет назад в 5 классе было 4 урока, проводились уроки внеклассного чтения, уроки по развитию речи почти каждую неделю. А сейчас только 2 урока. Как все успеть пройти.
А в 6 классе на изучение повести "Тарас Бульба" 2 урока. Что у детей останется в памяти после такого изучения?
Вера Волжанина ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Макарова, 04.11.2011, 17:33) <{POST_SNAPBACK}>
Тема очень актуальная. Почему идет сокращение уроков литературы? Несколько лет назад в 5 классе было 4 урока, проводились уроки внеклассного чтения, уроки по развитию речи почти каждую неделю. А сейчас только 2 урока. Как все успеть пройти.
А в 6 классе на изучение повести "Тарас Бульба" 2 урока. Что у детей останется в памяти после такого изучения?

Полностью разделяю вашу точку зрения. Сегодня уроки литературы сводятся к формальному запоминанию названий произведений. Глубокий анализ содержания - это мечта учителя, загнанного в рамки программы. Современный ученик - это не читатель, а в лучшем случае слушатель. И, может быть, в скором времени литературу введут в факультативный курс.
Андрей Тихов ( Пользователь )
Коллеги, Юрий Александрович просит сравнить ПРОГРАММЫ...)
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Макарова, 04.11.2011, 17:33) <{POST_SNAPBACK}>
Тема очень актуальная. Почему идет сокращение уроков литературы? Несколько лет назад в 5 классе было 4 урока, проводились уроки внеклассного чтения, уроки по развитию речи почти каждую неделю. А сейчас только 2 урока. Как все успеть пройти.
А в 6 классе на изучение повести "Тарас Бульба" 2 урока. Что у детей останется в памяти после такого изучения?

Уроки по развитию речи, безусловно, нужны.
А вот от "Тараса Бульбы", которого мы, возможно, изучали дольше (не помню, чес. слово) у меня осталось только "Нет уз святее товарищества".
Уже даже и сюжет не очень хорошо помню.
Занудно как-то всё это было описано. А нам в те годы хотелось динамики.

Цитата (Вера Волжанина, 04.11.2011, 19:51) <{POST_SNAPBACK}>
Полностью разделяю вашу точку зрения. Сегодня уроки литературы сводятся к формальному запоминанию названий произведений. Глубокий анализ содержания - это мечта учителя, загнанного в рамки программы. Современный ученик - это не читатель, а в лучшем случае слушатель. И, может быть, в скором времени литературу введут в факультативный курс.

А это уж полный бред.
Кому нужны названия произведений?
Оставить парочку на четверть, зато уж пройтись по всем оттенкам текста!
А количество человек и сам потом наберёт, если будет интересно.
АМИ . ( Пользователь )
А вот это действительно серьёзная тема.
К сожалению, правда, с источниками весьма проблематично: в основном, бумажные, а сканировать и править (ведь не в jpg же выкладывать)...
Да и действительно серьёзные из них придётся в хотя бы серьёзных бумажных (не публичных конца прошлого века, а - с историей, хотя бы полувековой и не сжигавшей фонды при каждой через 3-10 лет "перестройке) искать...
У меня в наличии лишь хрестоматия по методике преподавания литературы годов 80-х, хотя и там есть кое-что даже и не между строк, но - мало, да пара учебников по литературе/чтению годов 50-х из списанных и предназначавшихся к сожжению в 90-е, да в памяти некоторые моменты из истории преподавания грамоты / литературного языка...
С другой стороны, хотя бы так - и то хлеб.
Насущно важный.
Скинемся, кто что помнит/видел/знает/слышал по ОБС ("одна баба сказала"; как термин, не в уничижение, а наоборот!)?..
Ссылки не обязательны (причины ясны), хотя если клочки источников возможны - был бы весьма благодарен: тема важна и интересна.
Юрий Андреев ( Пользователь )
Все расплывется в тумане. Прошлое подчищено, подчистка забыта, ложь стала правдой. Лишь однажды в жизни он располагал - после событий, вот что важно - ясным и недвусмысленным доказательством того, что совершена подделка.
Оруэлл, "1984".

Вспомнилось.
Если все так, как говорит АМИ - то это сложная работа...Но jpg обычно не такой большой, как кажется.Так что можно, думаю, фотографию (если удачно сжать, можно меньше 100Кб получить) и на форум кинуть, да и мне присылайте на почту. Из учебников интересно оглавление. Попробуем переделать в удобный формат.

Дмитрий Валерьевич, - тут вопрос баланса между количеством изучаемых произведений и часами, отведенными на каждое из произведений. И как этот баланс достичь - непростой вопрос.


footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+