Личный кабинет

Зубрёжка - за и против

Как зубрить и что зубрить?
Аркадий Захаров ( Пользователь )
Валерий Чернухин:Владислав Владимирович, Вы первый, от кого я так открыто услышал, что зубрёжка - это хорошо.
Полностью поддерживаю. Личный опыт самообразования и обучения других людей это подтверждает.
Разумная зубрёжка, конечно.
Например, когда мне нужно было сделать первое (и не только) знакомстсво с каким-то разделом математики, я выучивал наизусть все теоремы, леммы и большинство определений (кроме самых очевидных). Это были как опорные точки.
Правда практически никогда не заучивал способ решения или доказательства - здесь они как раз практически не нужны.
Доходило до маразма - от махровых лодырей слышал, что теоремы и определения не нужно выучивать - это же, дескать, "зубрёжка". Итог - неспособность сформулировать толком теоремы. Это напоминает, как если бы изучающий английский заявил, что не нужно учить стихотворения.

Зубрить лучше вслух, проговаривая, так как при этом задействуются не только мысленный монолог, но и другие системы восприятия.
Здесь зубрёжка тренирует язык: если не достигнуть определённого уровня владения им, то не возможно легко изъясняться, например, в доказательствах.
Принижение этого процесса мне видится очень неадекватным, некой данью моде. Важен баланс, и у той самой зубрёжки есть своё очень немаловажное место.


ПРИМЕРЫ определений "Зубрежки": Зубрёжка - многократное повторение с целью воспроизвести текст без ошибок.(Шишкалов Д.В.)
Примеры
Электронный зубритель "Абсолютная грамотность"
Наталья Ермолаева ( Пользователь )
Цитата (Аркадий Аркадьевич Захаров, 24.10.2011, 15:05) <{POST_SNAPBACK}>
Валерий Чернухин:Владислав Владимирович, Вы первый, от кого я так открыто услышал, что зубрёжка - это хорошо.
Полностью поддерживаю. Личный опыт самообразования и обучения других людей это подтверждает.
Разумная зубрёжка, конечно.
Например, когда мне нужно было сделать первое (и не только) знакомстсво с каким-то разделом математики, я выучивал наизусть все теоремы, леммы и большинство определений (кроме самых очевидных). Это были как опорные точки.
Правда практически никогда не заучивал способ решения или доказательства - здесь они как раз практически не нужны.
Доходило до маразма - от махровых лодырей слышал, что теоремы и определения не нужно выучивать - это же, дескать, "зубрёжка". Итог - неспособность сформулировать толком теоремы. Это напоминает, как если бы изучающий английский заявил, что не нужно учить стихотворения.

Зубрить лучше вслух, проговаривая, так как при этом задействуются не только мысленный монолог, но и другие системы восприятия.
Здесь зубрёжка тренирует язык: если не достигнуть определённого уровня владения им, то не возможно легко изъясняться, например, в доказательствах.
Принижение этого процесса мне видится очень неадекватным, некой данью моде. Важен баланс, и у той самой зубрёжки есть своё очень немаловажное место.


Я тоже считаю, что зубрежка эффективна. Это мой личный опыт, в школе у меня туго шла геометрия, физика. Зубрила.Полностью с вами согласна. При зубрежке задействованы система восприятия, память, тренируется язык, развивается внимание
Серж Андреев ( Пользователь )
А я, напротив, никогда ничего такого не зубрил. Если было интересно, то запоминалось само, а если неинтересно - даже зубрежка не помогала запомнить что-либо надолго. А зачем мне знания в кратковременной памяти?

А вот географические названия, слова редкие - это до сих пор "зубрю", т.е. постоянно проговариваю в памяти. Всякие там "Эйяфьятлаёкудль", "капаситет", ... При том языки программирования - а я владею многими: Assembler (x86, z80, Macro-11 + восьмеричный машинный код), С, С++, Pascal, Object Pascal, PHP, Python, 1C:6-7-8-, JavaScript, SQL (My, M$, Pg, ...) - я не зубрил ни разу. При небходимости заглядываю в справку и с каждым разом делаю это все реже и реже. Все функции всех библиотек и модулей никогда не выучишь - бесполезное занятие. Ещё не видел ни одного инженера, который бы не пользовался справочниками, ГОСТами и прочими материалами.

Т.е. зубрежка - это, может быть, и эффективный способ "войти в тему", но остаться в теме этот способ не поможет - как вошел, так и вылетишь вперед ногами ))) Понимания зубрежка не добавит ни на йоту, а запутаться вполне можно.

Так что "заучивание наизусть" - это для отдельных слов (даже не понятий), стихотворений, монологов. Но и стихотворение, и монолог - если ты их понял, осознал, проникся - гораздо легче выучатся. Если же ты просто заучиваешь без понимания, то эффект этого никакой. Особенно у ребенка. Я, кстати, только тогда стихи стал учить, когда сам их стал писать. До этого достаточно трудно было хоть что-то выучить - внутреннее отторжение не давало никаких шансов.
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Аркадий Аркадьевич Захаров, 24.10.2011, 15:05) <{POST_SNAPBACK}>
Валерий Чернухин:Владислав Владимирович, Вы первый, от кого я так открыто услышал, что зубрёжка - это хорошо.
Полностью поддерживаю. Личный опыт самообразования и обучения других людей это подтверждает.
Разумная зубрёжка, конечно.
Например, когда мне нужно было сделать первое (и не только) знакомстсво с каким-то разделом математики, я выучивал наизусть все теоремы, леммы и большинство определений (кроме самых очевидных). Это были как опорные точки.
Правда практически никогда не заучивал способ решения или доказательства - здесь они как раз практически не нужны.
Доходило до маразма - от махровых лодырей слышал, что теоремы и определения не нужно выучивать - это же, дескать, "зубрёжка". Итог - неспособность сформулировать толком теоремы. Это напоминает, как если бы изучающий английский заявил, что не нужно учить стихотворения.

Зубрить лучше вслух, проговаривая, так как при этом задействуются не только мысленный монолог, но и другие системы восприятия.
Здесь зубрёжка тренирует язык: если не достигнуть определённого уровня владения им, то не возможно легко изъясняться, например, в доказательствах.
Принижение этого процесса мне видится очень неадекватным, некой данью моде. Важен баланс, и у той самой зубрёжки есть своё очень немаловажное место.

Насчёт маразма Вы правы.
Если как следует вникнуть в формулировку теоремы, леммы, определения, и того, как доказательство теоремы связано с её формулировкой, - ничего зазубривать не понадобится.
То же и со стихами.
Прочувствованный стих сам ложится в память. А "зазубренный" выветривается после сдачи экзамена.
Этот метод наша учительница математики проверила на нашем классе.
Приёмщики экзаменов из МФТИ удивлялись, - как это так: "выпускники физмата, а умеют формулировать теоремы и т.п."
Тренировать "язык" лучше на упражнениях для развития артикуляции, как в фильме "Моя прекрасная леди" и под строгим контролем специалиста.


Цитата (Серж Андреев, 25.10.2011, 11:17) <{POST_SNAPBACK}>
А я, напротив, никогда ничего такого не зубрил. Если было интересно, то запоминалось само, а если неинтересно - даже зубрежка не помогала запомнить что-либо надолго. А зачем мне знания в кратковременной памяти?

А вот географические названия, слова редкие - это до сих пор "зубрю", т.е. постоянно проговариваю в памяти. Всякие там "Эйяфьятлаёкудль", "капаситет", ... При том языки программирования - а я владею многими: Assembler (x86, z80, Macro-11 + восьмеричный машинный код), С, С++, Pascal, Object Pascal, PHP, Python, 1C:6-7-8-, JavaScript, SQL (My, M$, Pg, ...) - я не зубрил ни разу. При небходимости заглядываю в справку и с каждым разом делаю это все реже и реже. Все функции всех библиотек и модулей никогда не выучишь - бесполезное занятие. Ещё не видел ни одного инженера, который бы не пользовался справочниками, ГОСТами и прочими материалами.

Я бы добавил "инженера, давно работающего по своей специальности".
Потому как действительно, в процессе работы все эти данные автоматически оседают в активной памяти.

Цитата (Наталья Ермолаева, 25.10.2011, 09:39) <{POST_SNAPBACK}>
Я тоже считаю, что зубрежка эффективна. Это мой личный опыт, в школе у меня туго шла геометрия, физика. Зубрила.Полностью с вами согласна. При зубрежке задействованы система восприятия, память, тренируется язык, развивается внимание

Видимо, Вам плохо изложили основы геометрии и физики. Потому как при изложении, соответствующем восприятию ученика, аксиомы, теоремы и их доказательства укладываются в такую стройную и красивую картину, что её невозможно забыть.
Инна Иванова ( Пользователь )
Запоминать человеку иногда приходится. При запоминании текста необходимо его глубокое осмысление, И тогда запоминание текста происходит автоматически
" Не презирай совета ничьего,
но прежде рассмотри его... "
И. А. Крылов
.
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Инна Иванова, 25.10.2011, 23:18) <{POST_SNAPBACK}>
Запоминать человеку иногда приходится. При запоминании текста необходимо его глубокое осмысление, И тогда запоминание текста происходит автоматически
" Не презирай совета ничьего,
но прежде рассмотри его... "
И. А. Крылов
.

Согласен с И.А.Крыловым.
"зубрёжка" (с проговариванием) - худший из возможных методов запоминания.
Пробовал его (по совету и под наблюдением родителей) - редкая дрянь.
Пробовал многие другие методы. В том числе и визуальное запоминание целых страниц перед экзаменом.
Они существенно лучше.
Валерий Чернухин ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 26.10.2011, 00:02) <{POST_SNAPBACK}>
Согласен с И.А.Крыловым.
"зубрёжка" (с проговариванием) - худший из возможных методов запоминания.
Одно дело - умозрение. Другое - опыт.
Проговаривание всех теорем и определений вслух (делал это часто в автобусе) помогло мне, будучи студентом биологического отделения за несоколько месяцев освоить монографию Чёрча "Введение в математическую логику". Заученные утверждения стали опорной точкой для запоминания. Запомнил на всю оставшуюся жизнь.
Специально проверял - если не заучивать теоремы, то в случае таких больших монографий, как у А. Чёрча - эффективность прорубливания сквозь учебник существенно снижается. Придерживаюсь правила - заучивать достаточно только формулировки теорем и определения. Доказательства никогда не заучиваю - очень часто это - картинка, даже если в доказательствах используются только формулы, и нередко вижу доказательства без проговаривания - как у индийцев в их замечательном "СМОТРИ". Это немалый личный опыт.
С тех пор этот метод стал одним из сущетсвенных. Можно сказать, что к пользе зубрёжки я пришёл уже после школы.
В случае относительно небольших брошюр можно обходиться и без заучивания - так быстрее, но оседает меньше. Создаётся впечатление, что вроде понимаешь, но слова не всегда вовремя приходят. В случае больших монографий - заучивание неизбежно.

Кстати у великого Алонзо Чёрча я нашёл одну существенную ошибку при изложении функционального исчисления первого порядка (глава 3 - как-нибудь напишу потом).

Заученные формулировки до сих пор в моей памяти и по алгебре Ван-дер-Вардена, и по учебнику Ершова, Палютина "Математическая логика". В результативном смысле очень много значит.

Заучивание вслух существенне эффективнее заучивания про себя.
На работе, чтобы не сбиться в работе, часто тихо шепчу про себя (это явление массовое).

Отрицание зубрёжки и связанные с ним всевозможные передёргивания - это просто дань моде и общественному мнению.


Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 25.10.2011, 23:03) <{POST_SNAPBACK}>
Видимо, Вам плохо изложили основы геометрии и физики. Потому как при изложении, соответствующем восприятию ученика, аксиомы, теоремы и их доказательства укладываются в такую стройную и красивую картину, что её невозможно забыть.
Да Вы просто экстрасенс, поскольку временами РАЗ - и с ходу оцениваете плохо или хорошо кому-то, что-то изложили. Или "Математика - это не Ваше дело". Не стоит ПОДМЕНЯТЬ методы. Речь не об этом.


Цитата (Наталья Ермолаева, 25.10.2011, 09:39) <{POST_SNAPBACK}>
Я тоже считаю, что зубрежка эффективна. Это мой личный опыт, в школе у меня туго шла геометрия, физика. Зубрила.Полностью с вами согласна. При зубрежке задействованы система восприятия, память, тренируется язык, развивается внимание
Я в школе, хотя и зубрил, но тоже только формулировки теорем и определения. Но не доказательства. Их просто запоминал по смыслу. Математика мне вообще очень легко давалась (к 9-му классу просто скучал, поскольку вышел уже за рубеж школьной математики), но и тогда зубрёжка мне очень помогала расставлять опорные точки.
Часто, чтобы вспомнить теорему, я её просто СЛЫШАЛ и ВИДЕЛ. Чем эмоциональнее проговаривал, тем чётче слышал и видел.
А доказательства, которые не заучивал, я в основном больше ВИДЕЛ, слышал, но фрагментарно.
Роль зубрёжки формулировок и определений я хорошо осознал, когда стал студентом. Это особенно помогло именно при изучении математики.
(Биологию и химию почти никогда не зубрил). Как ни странно - математику вузовскую я помню намного лучше и чётче себе представляю, чем большинство биологических и химических предметов (кроме молекулярной биологии, в которую "погружён" до сих пор).
Считаю зубрёжку - ценнейшим методом. Спорщики любят ПОДМЕНЯТЬ тезиз тем, что зубрёжка ЗАМЕНЯЕТ другие способы запоминания. Это - очередной расространённый семантический вывих. Речь не о подмене, а об очень существенном ДОБАВЛЕНИИ.
Напротив - эффективное запомнинание - почти исключительно всегда полимодально.
Мнемоника мне не чужда, поскольку также не прошёл мимо моды 90-х годов по запоминанию за минуты по 100 и более цифр.
Пишу лишь о том, в чём имею опыт, и немалый. Что касается зубрёжки в гуманитарных предметах, то тут я не спец.

Ценное добавление в этом блоге

Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 26.10.2011, 00:02) <{POST_SNAPBACK}>
Пробовал многие другие методы. В том числе и визуальное запоминание целых страниц перед экзаменом.
Они существенно лучше.

Ваша ошибка в противопоставление методов. Основа запоминания - полимодальность. Это - азбука мненоники.
Валерий Столов ( Пользователь )
По поводу зубрёжки. Я играю в нашем школьном театре, и, поскольку возраст всё-же уже приличный (особенно по сравнению с другими актёрами - учениками), запоминание текста роли частенько превращается в проблему. Так наша режиссёр категорически против зубрёжки в этом случае! Требует вспоминать общий рисунков роли находить нужные слова самосоятеьлно, без подглядывания в шпаргалку.
С другой стороны, согласен с Валерием в том, что тренировать память зубрёжкой всё же необходимо. Как раз вчера говорили со школьным психологом о том, что повсеместное распространение всех этих гаджетов напрочь убивает навык запоминать цифры, к примеру. А ведь раньше и телефоны друзей в уме держали и другую полезную информацию. А теперь - всё в этом смартфоне. Телефоны - в телефонной книге, цены, расписания, другую актуальню информацию просто фотографируешь или наговариваешь на диктофон. А память в результате растренировывается...
Валерий Чернухин ( Пользователь )
Цитата (Валерий Столов, 26.10.2011, 07:58) <{POST_SNAPBACK}>
Я играю в нашем школьном театре
Завидую. Когда был учителем - тоже играл роли. Незабываемое.

Цитата (Валерий Столов, 26.10.2011, 07:58) <{POST_SNAPBACK}>
...тренировать память зубрёжкой всё же необходимо.
Не оставлять эту прерогативу только литературе. Правильно говорят, что математику нужно не заучивать, а понимать. Но именно для математики, в школьной - особенно геометрия - это всё-таки крайне желательно. И вслух - эффективнее. Раньше в советской школе был такой замечательный экзамен - устный по русскому. Я выучил ВСЕ правил наизусть. И не жалею. Мало того, что тренировал память, эти навыки мне пригодились потом, при изучении английского с нуля.
Было бы большой ошибкой учителя воспринимать ученика, что-то вызубрившего в негативном оттенке. Не дай бог.
Елена Попова ( Пользователь )
Зубрежка"- это многоразовое механическое повторение текста, т.е. повторение без осмысления. Результатом подобного запоминания являются следующие "прелести"

Во-первых, большие затраты времени и сил, вызывающие протест у человека. Особенно точно это описал К.С. Станиславский в своих дневниках: "…Я никогда не умел зубрить; непосильная работа, задаваемая памяти … У меня и по сие время ноет сердце, когда я вспоминаю мучительные ночи, проведенные за зубрением грамматики или греческого и латинского текста поэтов: двенадцать часов ночи, свеча догорает, борешься с дремотой, мучительно напрягаешь свое внимание, сидя над длинным списком ничем не связанных между собой слов, которые нужно запомнить в установленном порядке.

Но память не принимает больше ничего, точно губка, переполненная влагой. А надо еще вызубрить несколько страниц. Если же нет - то впереди крик, плохой балл, может быть, и наказание, но, главное, ужас перед учителем с его унизительным отношением к человеку!



Во-вторых, сложно вспомнить весь "вызубренный материал", как говорится от А до Я, не делая длительных пауз и не возвращаясь к началу пересказа. Наверняка, каждый из вас знает, что достаточно забыть какое-то слово, как "цепочка слов" рвется, и дальнейший пересказ материала становится невозможен. Как в этой неприятной ситуации мы беспомощно ждем подсказки, наводящего вопроса или начинаем рассказ с самого начала. А в ответ слышим насмешки одноклассников, упреки со стороны учителя, а потом и родителей.



В-третьих, невозможно кратко и ясно ответить на дополнительные вопросы по "вызубренному материалу" и сформулировать мысли автора своими словами, т.к. невозможно глубинное понимание текста. "Зубрежка" - это запоминание последовательности слов и выявление поверхностного смысла. Психологам хорошо известен закон: "Как запомнишь - так и вспомнишь!". Если Вы запоминали текст целиком слово в слово, то и вспомните его только так. Если же Вы запомнили текст осмысленно, применяя эффективные приемы запоминания, то вспомните текст с любого места, ответите на дополнительные вопросы, сможете проанализировать и обобщить текст по-своему, что как раз и отвечает глубинному пониманию.



В-четвертых, объем текста, который мы можем запомнить с помощью "зубрежки" ограничен. Мы не можем "вызубрить" сразу, за один присест, как говорится, несколько параграфов или учебник целиком. Всем известно, что даже один большой по объему параграф так выучить сложно. Это связано с ограниченным объемом кратковременной памяти.



В-пятых, "вызубренный" материал, если его регулярно не повторять, быстро забывается. Примером тому может служить состояние перед экзаменом, когда приходится практически все учить заново.



В-шестых, "зубрежка" формирует неуверенность в себе и своих способностях, что негативно сказывается на дальнейшем обучении и ведет к формированию "комплекса неполноценности". И действительно, какие эмоции и чувства вызывает у нас "зубрежка"? Отвращение, неприязнь, страх, тревога, вина и т.п. Кроме того, наши неудачи у доски сильно ранят самолюбие и заставляют сомневаться в себе и своих способностях, что приводит к отказу учиться вообще или же к обучению с явным (скрытым) неверием в результат. Этим и объясняется низкая успеваемость старшеклассников и их нежелание учиться…

Итак, можно сделать вывод, что "зубрежка" - это опасный для здоровья и психики и неэффективный прием запоминания текстов.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+