Личный кабинет

Русская православная Педагогика

Русская православная педагогика - педагогика духовная
Владимир Уралов ( Пользователь )
Вопрос об основах русской педагогики важен для современного учительства, поскольку выявление и определение этих отечественных основ позволяет правильно и эффективно построить образовательный процесс.

Исторический опыт свидетельствует, что в своей основе и по своему содержанию русская педагогика — педагогика православная.

После Крещения Руси жизнь русского народа, включая и образовательный процесс, строилась на учении Православной Церкви, святоотеческом наследии.

Основы русской педагогики нашли свое отражение в трудах отечественных святых — замечательных русских педагогов: святителей Тихона Задонского, Димитрия Ростовского, Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника, глинских и оптинских старцев, святого праведного Иоанна Кронштадтского и других подвижников.

В наши дни это богатейшее наследие обобщил и систематизировал выдающийся русский пастырь и педагог схиархимандрит Иоанн (Маслов).

В его трудах раскрыты цель, принципы, методы православного воспитания и показано, что основой русской педагогики является именно православное воспитание.

Интерес современной системы образования к православной педагогике обусловлен теми высокими результатами, которых она достигла, явив миру людей высокой нравственности, самоотверженности, героев Отечества.

Христианство облагородило мир и дало ему правильное направление во всех сферах деятельности.

Именно Россия — как никакая другая страна — явила миру тысячи святых, то есть тех людей, которые являются нравственным образцом для всех поколений, живущих на земле.

Не случайно в дореволюционной школе учили на житиях святых — «учитесь у них, подражайте им!»

Меняются правительства, системы образования, наконец, политический строй, а нравственный идеал остается неизменным — вечным!

Святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский - великие русские святые, патриоты, много сделавшие для созидания русского государства.

Это были люди просвещенного ума, хорошо понимавшие, что надо делать, когда делать и как делать.

Говоря о свойствах святых, святитель Феофан Затворник указывает, какими сверхъестественными способностями они обладали:

— зрение раскрывалось до способности видеть далекое и сокрытое (например, преподобный Сергий Радонежский встал и поприветствовал находившегося за десять верст от него святого Стефана Пермского);

— слух - до способности слышать пение ангельское (это отмечали многие русские святые);

— обоняние — до способности чувствовать в вещи запах страсти, с которой она дана (многие святые не принимали приносимые им вещи);

— движение — до способности быть в другом месте, не сходя со своего; ходить по воде как посуху (преподобный Иоанникий Великий, глинский настоятель схиархимандрит Иоанникий в 1912 г.);

— возможность жить почти без пищи. Пример святитель Гурий, архиепископ Казанский.

Будучи ещё в миру, Гурий приобрёл честностью любовь своего господина, и тот поручил ему всё управление домом.

Но это возбудило зависть в сослуживцах, и они оклеветали Гурия перед князем, обвинив в прелюбодеянии с его женою.

Князь, поверив клеветникам, посадил невинного Гурия в глубокий ров.

Два года провёл в нём блаженный почти без еды, так как ему подавалась пища непригодная для человека: раз в три дня ему бросали по одному снопу овса и давали немного воды.

Уже второй год заключения в темнице был на исходе, когда один из прежних друзей Гурия пришел ночью к нему и предложил доставлять ему приличную пищу.

Но Гурий отказался от принятия всякой иной пищи, кроме той, какая ему доставляется, сказав, что «его питает многая и преизобильная благодать Божия».

Гурий просил своего друга, чтобы он вместо пищи приносил ему бумагу, чернила и перья для писания азбук, по которым обучают детей грамоте.

Эти азбуки Григорий поручил своему другу продавать, а деньги просил раздавать нищим.

Известно, что и дикие звери покорялись святым. Например, преподобный Серафим Саровский кормил медведя, так же как и преподобный Сергий.

Таким образом, у святых мы видим многие сверхъестественные свойства.

А в каком состоянии находится обычный человек?

С какими свойствами человека сталкивается каждый день педагог?

Православная педагогика рассматривает человека в трех его состояниях: естественном, неестественном и сверхъестественном.

Она исходит из того, что человек был создан Богом как существо совершеннейшее во всех отношениях как по телесной, так и по духовной природе.

Первые люди не знали, что такое грех, и поэтому ум их был проницателен, чист и способен к быстрому восприятию истин.

Он легко проникал в сущность явлений.

Главное, ум человека был способен различать добро и зло.

У любого из нас каждый день возникает множество проблем, и мы мучительно принимаем решения, не зная, как правильно поступить.

А первозданному человеку было присуще понимание сути вещей, и он не знал этих мучений.

Воля человека всегда была направлена к добру, она была сильной, крепкой, человек мог владеть собой.

Сердце человека было добрым, он не знал злых, терзающих душу чувств.

Это - естественное состояние человека.

Что же произошло, когда человек нарушил первую заповедь, которая ему была дана Богом для духовно-нравственного совершенствования?

Произошло грехопадение.

Грех нарушил целостность природы человека и лишил его Божественных дарований.

Падение первого человека нарушило гармонию, отравило и расстроило все его существо, отразилось на всех свойствах и способностях.

1. Утратилась ясность и проницательность ума, извратились все познавательные силы и способности, ум человека стал слеп и неспособен отличать добро от зла, истину от лжи.

2. Немалый вред грехопадение причинило воле человека. Вместо стремления к добру и правде у него появились злые желания. Воля постепенно ослабела.

3. Сердце стало жестким, невосприимчивым к добру, бесплодным. Вместо любви оно стало источать зло.

Святитель Тихон Задонский сравнивает сердце человека с каменистой землёй, на которую, хотя и сеются семена, но они остаются бесплодными и часто погибают.

Как этот образ понятен каждому учителю, который старается каждый день сеять «разумное, доброе, вечное», а всходы бывают редкими.

Таким образом, первородный грех внес в существо человека полную дисгармонию, порвал те нити, которые соединяли человека с Богом, с Добром и заставил его служить злу и страстям.

Такое состояние человека, по учению святых отцов, называется неестественным.

Что важно знать каждому педагогу?

Губительные следствия первородного греха не ограничились первыми людьми.

Они распространились на весь род человеческий путем естественного рождения.

До грехопадения человек находился в естественном состоянии, в нем все было прекрасно и гармонично.

Состояние неестественное — это состояние после грехопадения, то, в котором находится человечество сейчас и для которого характерна полная дисгармония всех сил и способностей.

С пришествием Христа для человека открылась возможность восстановить способности, которые у него были первоначально, вернуть утраченный образ Божий, который был дан человеку.

Это состояние является сверхъестественным.

Такого состояния достигали святые.

Учение о трех состояниях человека является ключевым для определения цели образования и методов педагогического воздействия.

Цель православной педагогики — научить человека, как из неестественного состояния перейти в состояние естественное.

Это значит — дать человеку правильное понятие и направление во всех сферах деятельности, облагородить земное общество, научить человека так проводить земную жизнь, чтобы ему стала доступна жизнь вечная.

Православное воспитание необходимо, «чтобы человек мог удобнее достигнуть доступного ему совершенства».

Эта цель неизменна во все времена.

Теперь мы можем выделить концептуальное отличие православной педагогики:

Во-первых, православная педагогика исходит из знания свойств и качеств человека в его естественном состоянии.

Во-вторых, не только указывает все страсти и пороки, присущие человеку, но и предлагает средства их искоренения.

В-третьих, православной педагогикой разработаны методы воспитания, которые позволяют человеку сделать главное в его жизни, то есть перейти из неестественного состояния в естественное.

Важно отметить, что если педагог не признает сам факт грехопадения человека, то считает состояние человека после грехопадения со всеми его страстями и пороками естественным, и поэтому не искореняет их, а наоборот, развивает и усиливает.


Он призывает человека к совершенствованию, к восстановлению утраченного гармоничного состояния.

С другой стороны, не указывая на естественное состояние человека, педагог не указывает идеал воспитания.

И, таким образом, оставляет человека в его падшем состоянии.
Виктор Кошкин ( Пользователь )
Цитата (Владимир Уралов, 18.09.2011, 23:28) <{POST_SNAPBACK}>
…в своей основе и по своему содержанию русская педагогика — педагогика православная.
Ух ты, вижу ближайшие мечты попов… Православной педагогики никогда не было, в православии детей за людей никогда не считали. А уж тем более детей крепостных.
В этом контексте особенно забавно наблюдать их шевеление с ОПК, которое они административными методами пропихнули, а преподавать-то собственно нечего, за 20 последних лет ничего, кроме унылого говна не придумали. А время уже подпирает, скорее всего попы в этой ситуации пойдут проторенной дорогой – сопрут у других конфессий (свидетелей Иегова, католиков, баптистов, мормонов и т.д…).



Цитата (Владимир Уралов, 18.09.2011, 23:28) <{POST_SNAPBACK}>
После Крещения Руси жизнь русского народа, включая и образовательный процесс, строилась на учении Православной Церкви, святоотеческом наследии.
Ну, если Вы имеете ввиду восстания монастырских рабов (крепостных) – самые массовые восстания на Руси. То – о да…
В целом же жизнь русского народа никогда не строилась на учении Православной Церкви, даже народные праздники, и те, попы у язычников своровали и себе как бы присвоили. Меня и сейчас умиляет как они свечку в кулич (к которому, кстати, еще положено два яйца) втыкают. :)



Цитата (Владимир Уралов, 18.09.2011, 23:28) <{POST_SNAPBACK}>
Интерес современной системы образования к православной педагогике обусловлен теми высокими результатами, которых она достигла, явив миру людей высокой нравственности…
Интерес современной системы к РПЦ связан исключительно тем, что РПЦ является проституткой современных властей. А власть представляет коррумпированную чиновничью верхушку. Собственно их интересы ПРЦ и призвана продвигать.


Цитата (Владимир Уралов, 18.09.2011, 23:28) <{POST_SNAPBACK}>
Именно Россия — как никакая другая страна — явила миру тысячи святых.
Правильно было бы сказать, что попы плодотворно нафантазировали тысячи баек. Просто собственно самопиар, не имеющий ничего общего с действительностью. Просто примазываются везде, типа "и мы пахали". На самом деле "подвиги" попов в ином, достаточно посмотреть не редактированную ими историю страны.


Цитата (Владимир Уралов, 18.09.2011, 23:28) <{POST_SNAPBACK}>
С пришествием Христа для человека открылась возможность восстановить способности, которые у него были первоначально, вернуть утраченный образ Божий, который был дан человеку.
Христос – это литературный персонаж, такой же как, например, чебурашка.

Цитата (Владимир Уралов, 18.09.2011, 23:28) <{POST_SNAPBACK}>
Говоря о свойствах святых, святитель Феофан Затворник указывает, какими сверхъестественными способностями они обладали.
Ну, если вы про якобы “нетленные мощи”, то нет ничего сверхъестественного в сушеных попах, обычный некрофильский фетишизм. Который вобщем-то незачем детям.
Серж Андреев ( Пользователь )
Цитата (Man, 19.09.2011, 14:47) <{POST_SNAPBACK}>
Христос – это литературный персонаж, такой же как, например, чебурашка.


Нет, не такой же. Хотя некоторая связь вполне может быть.
Валерий Столов ( Пользователь )
Христос - это, несомнено, литературный песонаж. Но я бы сравнил его не с Чебурашкой, а с Чапаевым (собственно, об этом и писал в другой теме). Т.е. эт - такой персонаж, который, во-первых, имеет исторического прототипа; во-вторых, имеет облик человека, а не зверушки; а в-третьих - служит примером для подражания, а не просто объектом жалости.
Серж Андреев ( Пользователь )
Валерий, замечательно, на мой взгляд, сказали.
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Валерий Столов, 19.09.2011, 14:29) <{POST_SNAPBACK}>
Христос - это, несомнено, литературный песонаж. Но я бы сравнил его не с Чебурашкой, а с Чапаевым (собственно, об этом и писал в другой теме). Т.е. эт - такой персонаж, который, во-первых, имеет исторического прототипа; во-вторых, имеет облик человека, а не зверушки; а в-третьих - служит примером для подражания, а не просто объектом жалости.

Очень спорный персонаж.
Не совсем понятно, - чему там можно подражать (и с какой целью)
Ведь миссию свою он провалил. Не "спаслось" человечество через него.
Не мир он принёс, но меч.
Серж Андреев ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 19.09.2011, 17:30) <{POST_SNAPBACK}>
Очень спорный персонаж.
Не совсем понятно, - чему там можно подражать (и с какой целью)
Ведь миссию свою он провалил. Не "спаслось" человечество через него.
Не мир он принёс, но меч.


Дмитрий, очень интересный взгляд. "Преподобный" Сен Сён Мун (лидер мунитов-мунистов) примерно так учит )))
Но есть и иное мнение. Рай на земле - это и не было в планах "спорного персонажа". По крайней мере Евангелия об этом молчат. "Если скажет вам кто: вот царствие небесное - не верьте, ибо оно внутрь нас есть". Не стоит духовное экстраполировать на материальное - несовместимо ни разу.
Виктор Кошкин ( Пользователь )
Цитата (Валерий Столов, 19.09.2011, 15:29) <{POST_SNAPBACK}>
Христос - это, несомнено, литературный песонаж. Но я бы сравнил его не с Чебурашкой, а с Чапаевым (собственно, об этом и писал в другой теме). Т.е. эт - такой персонаж, который, во-первых, имеет исторического прототипа; во-вторых, имеет облик человека, а не зверушки; а в-третьих - служит примером для подражания, а не просто объектом жалости.
Ну Вы бы сравнили его с Чапаевым, а я с Чебурашкой, а кто-то сравнит его с Терминатором или кем-то еще. Ну и что.
Во первых. Литературный Чапаев действительно имеет исторический прототип, подтвержденный свидетельством современников. Христос же чисто литературный персонаж, не имеющий исторического прототипа, подтвержденного свидетельством современников.
Во вторых. Облик Чебурашки хоть и зверюшки, но как художественный образ - вполне человеческий. Облик же Христа хоть и человеческий, но в христианской мифологии – это сверхъестественное существо – бог. (Отдельное, хоть и аргументированное, мнение Свидетелей Иегова, как я понял, мы сейчас не рассматриваем). Так что – кто из них человечнее, это открытый вопрос.
В третьих. Почти любой персонаж может выступать как примером для подражания, просто объектом жалости, так и чем-то иным. Это лишь отношение субъекта к персонажу. И зависит оно от конкретного субъекта, а не от литературного персонажа.


Валерий Столов ( Пользователь )
Цитата (Man, 19.09.2011, 19:48) <{POST_SNAPBACK}>
Христос же чисто литературный персонаж, не имеющий исторического прототипа, подтвержденного свидетельством современников.

Ну, это совершенно не так.
Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
Сердце "первых людей" никак не могло быть добрым, а воля никак не могла быть направлена к добру, ибо первые люди не различали "добра" и "зла". Именно различение добра и зла, стремление к одному и отвращение к другому, при вечной путанице, где же одно, а где другое - и есть признак греховного состояния человека.
Именно различением добра и зла, как "божественной" способностью искушал змий первых людей. И они пали. Вот, с тех пор и мучаемся.
Поэтому, путь бесконечного нагнетания добра - это тупиковый путь в воспитании.
Единственное, к чему он приведёт - это к осуждению всех, кто недостаточно добр, самоосуждению, тяжелейшим неврозам и самоубийствам.
Христос (неважно, реальный или вымышленный, неважно!) им про Любовь - а они уже 2000 лет по-прежнему, про добро и зло.
Настоящий путь всегда индивидуален, Дмитрий. По-моему, Вам наврали про миссию Христа. И не только Булгаков. :)

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+