Личный кабинет

Компетенции и компетентность: ученика, учителя, руководителя

Владислав Редюхин ( Пользователь )
Если звезды зажигаются, - значит это кому-то нужно? Если вводится какое-то новое понятие и на нем строятся различения, то это кому-то и для чего-то необходимо?

Забудем на время про ЗУНы и компетентностный подход к оценке качества образования обучающихся и воспитанников. Не будем торопиться разрабатывать профессиональный стандарт учителя-педагога-преподавателя. Как внизу - так и наверху... Как оценивать качество профессиональной деятельности руководителя? На разных уровнях: образовательного учреждения, муниципальных, региональных и федеральных органанах исполнительной власти. Что-то там про рыбу и голову на ум приходитsmile.gif

Эксперты утверждают, что все нынешние беды порождены недостатками управления. Какое решение принимается, - такие последствия так или иначе и настают. Но как "объективно" отличить «хорошего» управленца от «плохого»? Как ввести градацию между уровнями профессиональной грамотности управленца и руководителя, как «лица, принимающего решение» - ЛПР?

Во введенном год назад ФЗ 79 о государственной гражданской службе упомянуты, но не раскрыты (как и в законе об образовании), термины «компетенция» и «компетентность». Однако из контекста употребления этих терминов в этом и других нормативно-правовых актах госслужбы можно предположить, что "компетенции в них понимаются как описанные в должностном регламенте уровни разрешенных госслужащему «вопросов ведения».

Один госслужащий, разрабатывает стратегические концепции и формирует политики. Другой, тактик, - разрабатыает программы и проекты, третий пишет на основании готовой нормативно-правовой базы положения и регламенты, четвертый – занимается оперативной «рутинной работой» безпрекословно и точно исполняет приказы и поручения.

Таковы уж особенности чиновничье-бюрократической службы. Презумпция административой вертикали звучит жестко : «Все что не предписано, - то и не разрешено!». "Компетенции" в этом случае неумолимы - так и только так. Ни шагу в сторону. Такова, конечно, идеальная, в принципе неосуществимая, желаемая картинка идеал-модели госслужбы.

Каковы внешние требования, - такими свойствами, качествами, социальными характеристиками и должен обладать человек на государственной (гражданской или военной) службе. Таковы квалификационные требования к образованию, к стажу и к его личности. Третье - «компетентности». Это зафиксировано в его должностном регламенте.

В свободном гражданском обществе все наоборот, - «то, что не запрещено, - то разрешено». Поэтому социальные компетенции, как возможность, шанс и право влиять на внешний социальный мир, - совсем иные. Они взыскуют к совсем другим, отличным от "административных", "гражданским" свойствам, качествам, «компетентностям» как социальным характеристикам «гражданского» человека в многообразии его социальных ролей и статусов.

Так как решение о зачислении на административную должность или отнесении себя к гражданскму обществу человек в каждой ситуации принимает самостоятельно, ответственно, с осознанием (или нет?) собственных рисков при самоопределении, то особенности "компетенций-компетентностей" оказываются связаны с вводимой типологией самопределения субъекта.

Каковы бытующие в образовании представления о виде, роде и типе самоопредения? Не просто "человека", и даже, не "субъекта", а о типе самоопределения "лица, принимающего решение" - ЛПР?

Ответив на этот вопрос, связанный, на мой взгляд, с уровнями "компетенцией" ЛПР, можно будет попытаться увязать его и с ключевыми компетенциями обучающегося и воспитанника (так по Закону), и с профессиональными стандартами педагогичекой деятельности.

Обсудим?
Елена Зачесова ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 21.01.2006, 11:10) <{POST_SNAPBACK}>
Если звезды зажигаются, - значит это кому-то нужно? Если вводится какое-то новое понятие и на нем строятся различения, то это кому-то и для чего-то необходимо?
*************************

Каковы бытующие в образовании представления о виде, роде и типе самоопредения? Не просто "человека", и даже, не "субъекта", а о типе самоопределения "лица, принимающего решение" - ЛПР?

Ответив на этот вопрос, связанный, на мой взгляд, с уровнями "компетенцией" ЛПР, можно будет попытаться увязать его и с ключевыми компетенциями обучающегося и воспитанника (так по Закону), и с профессиональными стандартами педагогичекой деятельности.

Обсудим?


Ув. Владислав Иванович!
Если позволите, я бы хотела продолжить обсуждение немного под другим углом wink.gif

Больше приносит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем обучение десяти разным предметам с одной стороны.
А. Дистервег
Как оценивать качество профессиональной деятельности руководителя?


С точки зрения подчиненного.
Лучший начальник тот, который не мешает мне работать wink.gif .

С точки зрения коллег того же уровня.
Лучший коллега тот, который качественно делает свое дело, связанное в единый комплекс с остальными.

С точки зрения начальника.
Лучший подчиненный тот, который квалифицированно выполняет функционал, в случае необходимости может заменить коллегу, а в исключительных случаях - и своего начальника, НО НЕ ДЕЛАЕТ ЭТОГО без прямых указаний!

Из фольклора:

ОФИСНАЯ АРИФМЕТИКА
Умный начальник + умный работник = прибыль
Умный начальник + глупый работник = производство
Глупый начальник + умный работник = продвижение по службе
Глупый начальник + глупый работник = сверхурочные

biggrin.gif

Елена
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Если позволите, я бы хотела продолжить обсуждение немного под другим углом wink.gif


Так именно это и требуется... Потому что, обыватель, находящися в мифе существования; госслужащий на административной службе; профессионал, опирающийна на ценности профессионального сообщества; социальный сумашедший, творящий или вытворяющий; или сетево устроенная социальная сваха, тип ВИРа biggrin.gif , по-разному будут ОЦЕНИВАТЬ и ситуацию, и состояние дел, и персональную позицию, и идущие процессы...

Но мы то с Вами "здесь и теперь" педагоги и образователи... Вот я и задаюсь вопросом, а как они такими СТАЛИ? Ведь эти СОЦИАЛЬНЫЕ характеристики "компетенции" и "компетентности", хоть и покоятся на психолого-личностных основах, но "втюханы", "врощены" или сформированы ИСКУССТВЕННЫМ образом... В школе, дома, на улице, через СМИ? Через разные образовательные подходы сформирован тип (род, вид?) самоопределения. Он и воспроизводится. По привычке... В том числе, и в описанных Вами случаях оценки...

Мое утверждение - "все начинается с самоопределения". А вот какой тип самоопределения возникает к каком типе образоовательного подхода - это я бы совместно обсудил...

Сначала, - какие есть подходы в образовании, откуда они возникают и чем отличаются? А потом можно "отрутить" все назад, к тому, о чем Вы сказали и к "компетенциям"и "компетентности. Убежден, что ключевой вопрос "компетенции" - это вопрос о "самоопределении". Или...?
Nick Scosyrev ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 21.01.2006, 12:10) <{POST_SNAPBACK}>
Каковы бытующие в образовании представления о виде, роде и типе самоопредения? Не просто "человека", и даже, не "субъекта", а о типе самоопределения "лица, принимающего решение" - ЛПР?

Ответив на этот вопрос, связанный, на мой взгляд, с уровнями "компетенцией" ЛПР, можно будет попытаться увязать его и с ключевыми компетенциями обучающегося и воспитанника (так по Закону), и с профессиональными стандартами педагогичекой деятельности.
Обсудим?

Господствует представление, что самоопределение личности дискретное. Есть порог - только выпускнику не отказывают в принятии решения (когда достигаются пределы манипуляции). А обучающиеся или воспитанники - только будущие люди (в Вашем контексте - будущие ЛПР), а пока - взрослым виднее.
Второе господствующее в образовании представление - что в мире больше закономерного, чем случайного. Удивительным образом противоположный естественнонаучный вывод никак не распространяется на общеинформационную "картину мира". Поэтому самоопределение ЛПР происходит в условиях "фатальной обречённости". Фактически, ситуация в образовании мне представляется такой, что ЛПР долго-долго не подозревает, что оно ЛПР. Типичные лозунги: "Всё со всем взаимосвязано" (В контексте "У всего есть причины, всё предопределно, нечего принимать решения"). И это как-то неуловимо уживается с шаблоном "Всё в мире относительно". Люди (ЛПР)думают, что они свободны, потому что свои решения (поступки) видят, а их причин не знают. Эта идея за несколько сотен лет не проникла, мне кажется, в критическое основание образования.
Ещё сильным основанием мне представляется "измерительная концепция" - наставление "пытаться измерить даже то, что не поддаётся измерению" в сочетании с упрощённым отношением к диалектике количественного и качественного.
Ещё популярным является представление о возможности чёткого разделения задач обучения (для школы) и воспитания (для семьи). А также распространённое отнесение моральной сферы, вопросов нравственности и совести исключительно к сфере религиозной.
Представление о школе как о производстве, где дети - сырьё, подлежащее формированию, - Вам интересно?
А представление о педагогике, как "недонауке", или чистом "искусстве" влияют на тип самоопределения ЛПР?

Но я не понял, почему Вы считаете "социальные характеристики искусственно втюханными". Мне кажется это до такой степени опосредованным уже в культуре, что уже естественное.

Ваше утверждение, что всё начинается с самоопределения, я продолжаю, что всё и продолжается самоопределением, и заканчивается им же. Ваша (любимая?) синергетика работает везде, хотя в школе дальше возврата основ теории вероятности в математику дело не пошло.

Может сумеете объяснить мне, что я такое сказал, Владислав Иванович? :-) Может, вообще Вас не понял и Вы ищете какие-то другие представления?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(scosyrev @ 04.09.2006, 01:51) <{POST_SNAPBACK}>
Может сумеете объяснить мне, что я такое сказал, Владислав Иванович? :-) Может, вообще Вас не понял и Вы ищете какие-то другие представления?


Так все что сказали, я двумя руками поддерживаю... И не только я... Вот на ВИПе ссылка появилась на моего давнего приятеля-тризовца из Белоруси Анатолия Гина

http://www.trizway.com/show.php?id=145#ref1bИ в Ростове-на-Дону, и А.П.Уваровкий, и Т.В.Дедюлькина с коллегами про то же самое в школе для одаренных детей "Надежда" пишут и делают... Объединяться надо... Как ЛЕС с ВИПом Искать партнеров в виртуале, а работать вместе - в реале. А я Вас даже по имени-отчеству не смог величать tongue.gif
Анна Хамардюк ( Пользователь )
Необратимая сила поступка... Опять этот призрак оперыwink.gif Что же это так по-штольцевски нас тянет конкретизироваться и самопределиться? Вон Илья Ильич отказался от нешнего самоопределения, зато внутренний диван его никому не сдвинуть.smile.gifВот как самоопределяться надо. А разделить полномочия семьи и школы - как это старо и нафталинно, и утопично, и ни к чему. Доошибаться нужно до состояния личности, довыделываться. А для этого надо создавать условия - в наших не терпящих права на ошибку школах, циркулярно-директивных сетках мероприятий. Это тоже утопия, но более теплая, я так думаю. rolleyes.gif
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Вот что появилось за прошедшее время на Википедии про компетенцию. Может обсудим?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 17.02.2007, 01:14) <{POST_SNAPBACK}>
Вот что появилось за прошедшее время на Википедии про компетенцию. Может обсудим?


Зашел по традиции "вслед за гостем". Ох, сколько произошло за это время.... Четко обрисовались уровни компетенции в соответствии с системой (и иерархией) вопросительных слов естественного языка (с английским корелирует, не знаю, как с китайским).

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+