Личный кабинет

Учебник эры Интернета

чем он принципиально отличается от предшественников?
Валерий Столов ( Пользователь )
Хочу предложить для обсуждения эту тему. Подобную проблематику я пытался "продвигать" в теме про электронные учебники, но, к сожалению, там она полностью "утонула" в рассуждениях о технических характеристиках электронных книг.
Меня же интресуют в первую очередь методологические, а не технические аспекты. Итак, "Учебник эры Интернет" - что это за зверь? В чём его структурные, концептуальные отличия от тех учебных книг, которые выходят сегодня, и созданы в рамках "доинтернетовской" идеологии?
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Валерий Столов, 11.09.2011, 12:14) <{POST_SNAPBACK}>
Хочу предложить для обсуждения эту тему. Подобную проблематику я пытался "продвигать" в теме про электронные учебники, но, к сожалению, там она полностью "утонула" в рассуждениях о технических характеристиках электронных книг.
Меня же интресуют в первую очередь методологические, а не технические аспекты. Итак, "Учебник эры Интернет" - что это за зверь? В чём его структурные, концептуальные отличия от тех учебных книг, которые выходят сегодня, и созданы в рамках "доинтернетовской" идеологии?

Мне кажется, он должен быть электронным и напоминать форум или "Диалоги" Платона.
Т.е. больше обсуждения, чем собственно информации. Информация - по ссылкам, не затрудняющим восприятие основной идеи параграфа.
По естественным наукам ещё хорошо бы сделать электронные рабочие тетради-тренажёры по каждой теме.
Например: "В этой главе мы тренируем умение производить расчёты связанные с движением тела, брошенного под углом к горизонту" и далее - задачи разного уровня сложности (с указанием уровня сложности для каждой задачи) и т.д. и т.п.
Галина Фефелова ( Пользователь )
Сейчас издательство "Просвещение" апробирует в линии "Сферы" новый тип учебника - учебник-навигатор. В его концепции заложены идеи, близкие тем, о которых пишет Дмитрий Валерьевич.

Во-первых, сжатая информативная часть темы - одна электронная страница, по формату напоминающая книжный разворот.
Дополнительная информация - по ссылкам, причем это не только текстовые материалы, но и презентации, и видео.
Подшиты интерактивные игры по тематике, выполняющие роль тренажеров.
У нас с таким учебником в прошлом году начали работать биологи и историки - учебник нравится и детям, и учителям.
Что бы еще я добавила? Обязательно первоисточники, и лучше если будут предложены различные, подчас взаимоисключающие взгляды на проблему.
Валерий Столов ( Пользователь )
Галина Владимировна, очень интересно. Любопытно было бы подержать в руках.
А по поводу концепции учебника эры Интернета, то мне понравилась мысль, которую я прочитал в одной современной книге, посвящённой истории авиационных двигателей. Её автор - аваиационный констурктор пишет, что главное, что должно быть в литературе и что не найдёшь, самостоятельно "юзая" Интернет - это пока связей. Связи - это главное , без чего ты не можешь постичь суть любого явления. А вот всё остальное: факты, определения, описания, и т.д., можно уже самостоятельно найти в Интернете.
Мне кажется, что эта идея должна быть определяющей в разработке современных учебников.

Цитата (Галина Фефелова, 12.09.2011, 18:36) <{POST_SNAPBACK}>
Сейи лучше если будут предложены различные, подчас взаимоисключающие взгляды на проблему.


Если говорить об учебниках по истории, то наш президент, как известно, недавно выступил категорически против такого подхода.
Впрочем, к самой по себе концепции современного учебника это имеет отдалённое отношение.
Михаил Крекин ( Пользователь )
Цитата (Галина Фефелова, 12.09.2011, 17:36) <{POST_SNAPBACK}>
Во-первых, сжатая информативная часть темы - одна электронная страница, по формату напоминающая книжный разворот.
Дополнительная информация - по ссылкам, причем это не только текстовые материалы, но и презентации, и видео.
Подшиты интерактивные игры по тематике, выполняющие роль тренажеров.

Как у этого учебника с многоплатформенностью?
Галина Фефелова ( Пользователь )
Цитата (Михаил_К, 12.09.2011, 18:25) <{POST_SNAPBACK}>
Как у этого учебника с многоплатформенностью?


Михаил Евгеньевич, нашла описание на сайте издательства "Просвещение" (это оно запустило проект "Сферы" с учебниками-навигаторами) - не знаю, ответила ли на Ваш вопрос, поскольку филолог со всеми вытекающими последствиями...

"Мы рады сообщить о начале выпуска дисков серии "Сферы" в новой кроссплатформенной оболочке "Windows + Linux". Данные диски будут работать как в операционных системах семейства Windows, так и в системах семейства Linux".

Цитата (Валерий Столов, 12.09.2011, 18:14) <{POST_SNAPBACK}>
Галина Владимировна, очень интересно. Любопытно было бы подержать в руках.

Валерий Борисович, можно посмотреть УМК по истории на сайте spheres.ru. Уточню, что речь идет об учебнике на бумажном носителе и электронном приложении к нему. Автор А.А. Данилов.

А концепцию электронной версии авторы сформулировали следующим образом:
"Это электронный продукт, в основу которого положен учебник «История. Россия с древнейших времен до конца XVI века», разработанный в соответствии с современными требованиями к базовому содержанию образования. Содержание учебника расширено в электронном приложении за счет разного типа медиаресурсов, которые взаимодействуют в едином информационном поле с учебником с помощью единой программной оболочки. Это позволит каждому пользователю выбрать индивидуальный путь освоения учебного материала, научиться работать с разного вида информацией, а также сделает уроки истории более увлекательными".


По поводу связей - согласна. Мне кажется, это и должно быть тем "фундаментальным ядром,"по поводу которого сломано столько копий.
Михаил Крекин ( Пользователь )
Цитата (Галина Фефелова, 12.09.2011, 18:41) <{POST_SNAPBACK}>
Михаил Евгеньевич, нашла описание на сайте издательства "Просвещение" (это оно запустило проект "Сферы" с учебниками-навигаторами) - не знаю, ответила ли на Ваш вопрос, поскольку филолог со всеми вытекающими последствиями...

"Уважаемые пользователи!
Мы рады сообщить, о начале выпуска дисков серии "Сферы" в новой кроссплатформенной оболочке "Windows + Linux". Данные диски будут работать как в операционных системах семейства Windows, так и в системах семейства Linux.

Спасибо.
Правда, пока что, судя по информации на сайте, отправлен в печать тираж кроссплатформенного диска только по биологии, но лиха беда начало. ;-)
Артемий Шмелёв ( Пользователь )
Цитата (Валерий Столов, 11.09.2011, 13:14) <{POST_SNAPBACK}>
Хочу предложить для обсуждения эту тему. Подобную проблематику я пытался "продвигать" в теме про электронные учебники, но, к сожалению, там она полностью "утонула" в рассуждениях о технических характеристиках электронных книг.
Меня же интресуют в первую очередь методологические, а не технические аспекты. Итак, "Учебник эры Интернет" - что это за зверь? В чём его структурные, концептуальные отличия от тех учебных книг, которые выходят сегодня, и созданы в рамках "доинтернетовской" идеологии?


Я думаю, что такой учебник должен соответствовать нескольким критериям:

  1. Интерактивность, причём не только в виде гиперссылок, но и в виде аудио/видео/3D вставок, и т.п.
  2. Изменчивость — возможность быстрого редактирования и обновления данных, например как в Вики.
  3. Стркутурированность — отделение оформления от содержания и возможность автоматизированной обработки.

Также можно учесть дополнительные сервисы, как например живая консультация с учителем, живая конференция и т.п.
Владимир Анненков ( Пользователь )
В Открытом Классе создают подшивку (собрание материалов на разных вебсервисах) "Опыт использования мультимедийных электронных учебников". Развитие подшивки поддерживает сообщество-лаборатория "Апробация в школах интерактивных мобильных электронных устройств"" Выделены проблемы использования разных гаджетов, работы с контнентом (в том числе закрытость контента или сочетание закрытого предустановленного контента с возможностью закачки дополнительных материалов по выбору учителя и школьника) и др

Один из главных вопросов апробации - приспособление контента, софта и технического устройства к требованиям ФГОС и учебного процесса в конкретной школе, классе. Не на всех поставляемых в пилотные школы гаджетах это возможно.
Валерий Столов ( Пользователь )
Как я и предполагал, разговор всё равно скатился на обсуждение мультимедийных электронных учебников.
При этом вопрос методологического, структурного отличия современных учебников (которые, разумеется ,могут быть и "бумажными", а не обязательно электронными) от учебников XX века ,никого, похоже, не интересует... :-(

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+