Личный кабинет

Цели ученика, учителя, родителя в личностно-ориентированном обучении

Как научить ребенка осознавать и ставить собственные цели, не подменяя их целями взрослых? Как согласовать позиции трех главных участников образовательного полилога: ученика, родителя, учителя?
Владислав Воронин ( Пользователь )
Цитата (Александр Гольдин, 01.09.2011, 18:34) <{POST_SNAPBACK}>
Ну так не с первого же дня у ребенка эта цель появляется. Она появляется как результат совместной кропотливой работы ребенка с руководителем студии, с другими детьми.


Или не появляется.

Вот и некий А.Гольдин о том же писал, помнится.

Алеша – очень сложный ребенок, который у нас в “парке” только-только оттаял и стал учиться не на грани нервного срыва, как было до этого, – долго убивался, что ему нужно по математике пятерку, иначе бабушка не купит ему пулемет. С позиций традиционного учителя он математику знает на три с плюсом. В конце концов, естественно, мы нашли, за что ему поставить эту пятерку, и поставили ее. Счастью Алеши не было предела, но он тут же потерял всякий интерес к математике и искренне недоумевает, зачем ему теперь вообще ходить на студию математики, если отметка уже стоит.
Аналогичная история у старательной и послушной девочки Юли, тоже шестиклассницы. Она сдала большинство предметов и пришла с вопросом, на какие студии ей теперь ходить. Мой ответ – иди туда, где просто нравится, где интересно, – поверг ее в полное недоумение. Она ответила, мол, как вообще эта школьная дребедень может кому-либо нравиться?! В итоге она принесла заявление о том, что мама разрешает Юле ходить, куда ей (Юле) хочется, и сама отвечает за ее жизнь и здоровье. Девочка теперь крайне редко появляется в школе, а в основном сидит дома (с компьютером и играми) или гуляет на улице.
Та же история с десятиклассником Сергеем, который “всю программу 10 класса закончил” и теперь не знает, что ему делать. Наши призывы идти вглубь, вширь (вперед он не хочет), работать с товарищами, так как это ему же самому и нужно, встречают убийственный ответ: “А зачем мне вообще эти ваши школьные предметы, хоть вглубь, хоть вширь, хоть вперед, хоть куда? Я же программу своего класса прошел, и отстаньте от меня!”


http://ps.1september.ru/article.php?ID=200205840

То есть, целями являются: получение пулемёта (надеюсь, игрушечного), "сдача" некоего куска предначертанной (кем-то сверху) программы -- и в итоге: "Чтоб они от меня отстали!". То есть, покупка себе некоего личного комфорта путём конформизма.
Грустно, девочки!
Михаил Кушнир ( Пользователь )
Цитата (воронн, 01.09.2011, 15:52) <{POST_SNAPBACK}>
То есть, целями являются: получение пулемёта (надеюсь, игрушечного), "сдача" некоего куска предначертанной (кем-то сверху) программы -- и в итоге: "Чтоб они от меня отстали!". То есть, покупка себе некоего личного комфорта путём конформизма.
Грустно, девочки!

Конечно, грустно! Перестраивать старый дом гораздо сложнее, чем строить новый.
Яркая антиреклама доблестной началки, которая "не западает", если верить замечательным обзорам: важно получить "пятерку" - и гулять в свое удовольствие.
Серж Андреев ( Пользователь )
Цитата (воронн, 01.09.2011, 16:52) <{POST_SNAPBACK}>
То есть, целями являются: получение пулемёта (надеюсь, игрушечного), "сдача" некоего куска предначертанной (кем-то сверху) программы -- и в итоге: "Чтоб они от меня отстали!". То есть, покупка себе некоего личного комфорта путём конформизма.
Грустно, девочки!


В ряде случаев - да. Но этот ряд очень маленький. В обычной школе вообще дети часто прогуливают. хоть и "нельзя". а учителя тянут их за уши в следующий класс, "чтобы не нарушать отчетности" (с) - вот это куда грустнее. Более того, предположу, что проблемы, описанные Александром Мироновичем - это определенный временной срез. Предположу, что в будущем у этих детей отношение к "урокам" стало иное.
Галина Фефелова ( Пользователь )
Цитата (МЭК, 01.09.2011, 15:30) <{POST_SNAPBACK}>
это к научной работе никакого отношения не имеет

Галина Владимировна, я никого конкретного не имел в виду. Такого рода провокации на форумах бывают. Кто-то по этому поводу переживает, но все шире точка зрения, что продуктивнее поделиться знаниями, чем их прятать. Даже если кто-то их "приватизирует".

Принимается:)

Цитата (воронн, 01.09.2011, 15:52) <{POST_SNAPBACK}>
Или не появляется...
Вот и некий А.Гольдин о том же писал, помнится...
То есть, целями являются: получение пулемёта (надеюсь, игрушечного), "сдача" некоего куска предначертанной (кем-то сверху) программы -- и в итоге: "Чтоб они от меня отстали!". То есть, покупка себе некоего личного комфорта путём конформизма.
Грустно, девочки!


Владислав Владимирович, все-таки хотелось бы, чтобы дискуссия велась корректными методами. Да, Александр Миронович честно рассказал о неудачах. А у Вас разве их не было? И Вы, наверное, тоже о них где-то рассказывали.

А теперь поставьте себя на место своего оппонента: кто-то нашел Ваш рассказ о системе работы, выбрал из него абзац о трудностях и неудачах и на основании только (!) этого фрагмента сделал отрицательное заключение о всей Вашей педагогической деятельности. С логикой, извините, в этом случае явные проблемы.

Я как автор темы не хочу, чтобы она превратилась в очередную виповскую перепалку, как русский бунт,"бессмысленную и беспощадную". Ими и так,как мусором, засорен весь форум. Поэтому убедительно прошу Вас такого рода аргументы в дискуссии больше не использовать.

А вот в посте № 67 Вы обратили внимание на действительно содержательную проблему постановки и вербализации цели. Но это потребует развернутого комментария, и я отвечу немного позже. Мне кажется, что это позволит внести в обсуждение смыслы, которые еще не звучали. За этот комментарий - спасибо.
Алексей Петровский ( Пользователь )
Цитата (воронн, 01.09.2011, 15:52) <{POST_SNAPBACK}>
Или не появляется. ... То есть, целями являются: получение пулемёта (надеюсь, игрушечного), "сдача" некоего куска предначертанной (кем-то сверху) программы -- и в итоге: "Чтоб они от меня отстали!". То есть, покупка себе некоего личного комфорта путём конформизма. Грустно, девочки!


Как раз мне от описания таких вот случаев радостно. Я принимаю этот случай как удачу!

Ребёнок вынес вполне справедливый приговор эрзац-решению, эмулирующему жизнь.

Галина априори полагает, что есть какая-то система образования, и можно и нужно её изменять, доводить надфилем до рабочего состояния. Ей, как мне видится, интересно обсуждать - надо ли надфиль менять на рубанок, или лучше замазать заподлицо грунтовкой? (Посмотрите, как меняется отношение к тексту, когда я перевожу его в третье лицо и обращаюсь - намеренно - к Галине именно так. Здесь есть момент инверсии - на детях работает иначе, не срабатывает опережающе обида.)

Но рамки этого обсуждения валидны только в том случае, когда договорились о том - что, собственно, находится за этими рамками?

Аналогия. В изобразительном искусстве есть понятие негативного пространства, которое опоясывает, обнимает объект (т.е. - позитивное пространство). Без негатива нет и позитива, т.к. для взаимного их существования необходим контраст.

Мы всё как-то говорим о технологиях, методиках - но это все мимо ребёнка, который находится в субъект-субъектном пространстве, в зоне негативного пространства - в третьем лице.

Разговоры о личностно-ориентированном образовании всё равно тянут за собой шлейф субъект-объектного отношения. Ребенок (или его личность) помещается в позитивное пространство и над ним производятся какие-то манипуляции.

История про старую юбку повторяется: муж скопил и купил жене новую юбку, чтобы та выбросила старую, залатанную. Та поцеловала мужа и разрезала новую юбку на лоскуты - обновить старую. Ей виднее.

Может быть, я слишком эмоционально реагирую на загрязённость слов "образование", "обучение"?
Пару слов о третьем лице. Старый мастер в Федоскино учит молодого в том числе и в третьем лице: "из-под руки". Делает сам свою работу, а новый берёт частицы опыта и усваивает в меру своих возможностей и желаний.

Ровно как и в реальной, т.е. внешкольной жизни. Точно как ребенок учится говорить, ходить и смеяться, наблюдая за миром в третьем лице. А мир дает ему гарантии безопасности и защиты от крупных ошибок (угрозы жизни) в виде близких людей.

Владиславу Владимировичу за пример большое спасибо.

Михаил Кушнир ( Пользователь )
Цитата (Алексей Петровский, 01.09.2011, 18:17) <{POST_SNAPBACK}>
Как раз мне от описания таких вот случаев радостно.

Все правильно: эмоция - индикатор достижения цели!

Если рассматривать ситуацию под углом зрения интересов ребенка - действительно радостно: он может жить так, как считает нужным, никого не обманывая и не испытывая насилия.
Если рассматривать ситуацию под углом зрения государственных интересов - не профукаем ли мы с такой системой образования свои научные и кадровые проблемы,- эмоции другие. Сразу возникает вопрос: с насильственной и "плохой" системой мы уже сжились и можем ее прогнозировать (пока и все хуже), а новая-то, оказывается, не лучше (еще не "оказывается", но повод для сомнения налицо).
Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
Цитата (воронн, 01.09.2011, 15:18) <{POST_SNAPBACK}>
Цитирую.
О.Леонтьева. Представитель идеологии парк-школы.

На мой взгляд, отказ от внушения со стороны взрослых и самоустранение от ребенка (а иначе как его можно оставить в покое) – совершенно разные вещи. Как лозунг эта фраза хороша, так как емко призывает взрослых перестать навязывать детям свои истины. Как руководство к действию – бесполезна. Почти буквально приняв этот призыв, мы допустили ошибку в самом начале эксперимента: даже на студиях постоянно спрашивали учеников, зачем они пришли и чем хотят заниматься. Оказалось, что такой подход – тупиковый как для взрослых, так и для детей. Ведь дети чаще всего сначала приходят, чтобы себя «попробовать», начать что-то делать, а вовсе не для того, чтобы добиться заранее намеченной цели.


http://ps.1september.ru/article.php?ID=200007512

Как-то это криво ложится на рассуждения о "целеполагании". Под которым понимается сознательное, рациональное, вербальное формулирование той самой "цели".


Можно, я буду время от времени выкладывать эту цитату? Я прям балдею от неё!


Цитата (Алексей Петровский, 01.09.2011, 09:52) <{POST_SNAPBACK}>
Я скорее склоняюсь к позиции Дмитрия Борисовича. Заменять самих детей наукообразными терминами типа "целеполагание ученика" (с целью сделать самому себе облегчение) - это какое-то недоразумение.

Не думаю, что позицию Дмитрия Борисовича можно так легко интегрировать в проект через словесное декларирование.


Алексей, было бы классно, если бы Вы попытались СЛОВЕСНО пояснить, почему так. Заранее благодарен, я думаю, это будет важно для обсуждения.
Алексей Петровский ( Пользователь )
Цитата (МЭК, 01.09.2011, 18:33) <{POST_SNAPBACK}>
Если рассматривать ситуацию под углом зрения государственных интересов - не профукаем ли мы с такой системой образования свои научные и кадровые проблемы,- эмоции другие. Сразу возникает вопрос: с насильственной и "плохой" системой мы уже сжились и можем ее прогнозировать (пока и все хуже), а новая-то, оказывается, не лучше (еще не "оказывается", но повод для сомнения налицо).


Смотря о чьих интересах мы говорим.


Пианист Петров, недавно почивший, в одном из последних интервью говорил, что выпуск профессиональных пианистов надо прекратить, невзирая не негодование педагогов: пианистов переизбыток в мире, и их обучение по инерции обрекает новых пианистов на голодную жизнь. Им просто негде устроиться. Перепроизводство.

Так и со школой: государство на десять лет отбирает у ребенка жизнь, кормя непрактичными враками - чтобы не вызвать в учительской среде голодных бунтов на фоне ревизии своего положения на социальной лестнице.

Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
Цитата (Сергей Михайлович (sermivoz), 01.09.2011, 10:33) <{POST_SNAPBACK}>
Декларируемая цель может быть, скажем так, некорректной, но давать замечательный результат. Конкретный пример - отплытие Колумба в Индию.

Это я к тому, что выбор цели условие необходимое, но недостаточное. Надо представлять себе ещё а) "планшет" или карту местности между собой и целью; б) собственный маршрут по этой карте. И надо быть готовым к корректировке маршрута.


Хотите, я раскрою тайну, какая у меня была декларируемая цель, когда я начинал учить итальянский?
(Просто, я тогда ещё не осознал, что мне эти декларируемые цели по барабану, не мог ещё не придумывать себе какой-то цели, воспитание, блин!)
Так вот: я решил (всерьёз), что хочу быть католическим священником.
Вот какие глупости могут иногда "давать замечательный результат".
И это я был уже взрослым!
Галина Фефелова ( Пользователь )
Цитата (Сергей Михайлович (sermivoz), 01.09.2011, 10:33) <{POST_SNAPBACK}>
Почти дословно это происходило так:
- мы сидим с замечательной Олей Поповой в уголке класса. Пьём чай, разговариваем. Дети работают.
- подходит этот замечательный ученик*, и говорит: "Ольга Владимировна, я на сегодня запланировал то и это. С тем я разобрался, а вот с этим - ну никак. Я хочу это отложить на попозже, а сейчас хочу взять вот это, ли вот то".
- далее они приступили к обсуждению кусочка образовательной траектории, а я не стал мешать, пошёл фотографировать работу остальных.

Для монтессори-групп ситуация скорее типичная. Полагаю, что в той или иной форме она типична для личностно-ориентированных школ.
То есть, типична для нетипичных ;))

*) я назвал его второклассником "по привычке", его возраст соответствовал 2 классу - 8 лет. Группа была разновозрастная, и какому месту обычной программы и по какому предмету соответствует его уровень в тот момент - я не уточнял.

Сергей Михайлович, про монтессори-группы необыкновенно интересно!

Дело в том, что у нас почему-то преимущественно в детских садах такие группы существует. А вот в начальной школе я не видела сама ни разу. А нельзя ли подробнее, как они организуют само начало работы? Т.е. какие формулировки используются при разговоре с ребенком, "тело" беседы на каком языке выстраивается? Употребляется ли само "пугающее" слово "цель" или как-то иначе это проговаривается?

Если Вам это приходилось видеть, проанализируйте с этой точки зрения,пожалуйста.

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+