Личный кабинет

Цели ученика, учителя, родителя в личностно-ориентированном обучении

Как научить ребенка осознавать и ставить собственные цели, не подменяя их целями взрослых? Как согласовать позиции трех главных участников образовательного полилога: ученика, родителя, учителя?
Александр Гольдин ( Пользователь )
Цитата (Галина Фефелова, 01.09.2011, 08:08) <{POST_SNAPBACK}>
Сын в старших классах часто спрашивал: "Мама, почему ты работаешь в школе? Почему не сделала научной карьеры? Ты же умная женщина".

Какая прелесть :) Умные должны уходить из школы, и в школе должны оставаться лишь НЕ-умные. Умным в школе не место. Сын лишь озвучил то, что витает в общественном сознании, к сожалению... Может, в этом стереотипе корень всех бед?
Галина Фефелова ( Пользователь )
Цитата (Александр Гольдин, 01.09.2011, 07:37) <{POST_SNAPBACK}>
Какая прелесть :) Умные должны уходить из школы, и в школе должны оставаться лишь НЕ-умные. Умным в школе не место. Сын лишь озвучил то, что витает в общественном сознании, к сожалению... Может, в этом стереотипе корень всех бед?


Вы правы, Александр Миронович! Ирония в том, что ведь и я Вам по сути аналогичный вопрос задала. То есть еще и мы сами эти являемся носителями этих стереотипов...

Дорогие коллеги-единомышленники!
Я обращаюсь как автор темы ко всем участникам обсуждения. Благодаря содержательной реплике Дмитрия Борисовича, мне пришла в голову, как мне кажется, хорошая мысль. На ветке наступил новый этап развития обсуждения. Если сначала мы видели в суждениях друг друга общее, то чем дальше, тем больше проступает различие и индивидуальность интересов.
Это абсолютно естественный процесс.Мне нравится, как Вильгельм Гумбольт об этом сказал: «Всякое понимание есть вместе с тем непонимание», в том смысле, что всегда есть зазор, несовпадение между тем, что имел в виду говорящий и что воспринял его визави.

Почему бы нам не построить общение, позаимствовав отчасти принцип организации парк-школы? Давайте те участники обсуждения, у кого есть личная идея, откроют тематические студии в рамках общей ветки и обозначат направление и тот результат, который им хочется получить на выходе. При этом все могут являться участниками разных студий по желанию и состав студий все время может меняться.
Виртуальное общение при этом избавляет нас от проблем перемещения во времени и пространстве: полилог может вестись параллельно, в несколько слоев, фиксируясь в промежуточных рефлексиях.
Я не вижу смысла расходиться по разным веткам, потому что нас совсем немного, надеюсь, пока. Я не знаю, сколько времени проживет эта ветка, но если мы, совместным решением закрывая ее, выложим образовательные продукты, полученные в тематических студиях, будь то манифест, типология целей, элементы технологии организации целеполагания детей, это будет очень достойный результат нашей совместной работы.

Коллеги, я прошу всех высказаться по поводу этого предложения, и, если Вы его поддерживаете, обозначайте свою виртуальную студию и тот результат, который Вы хотите получить.
Александр Миронович может открыть студию, а может помочь методологически и методически грамотно построить эту виртуальную модель взаимодействия. И, кстати, мне кажется,что работа аналогичной детской виртуальной парк-школы - вполне осуществимая идея.
P.S. А у Михаила Эдуардовича появится уникальный шанс не только увидеть процесс работы парк-школы, но и принять в нем непосредственное участие:)
Михаил Кушнир ( Пользователь )
Цитата (Галина Фефелова, 01.09.2011, 01:05) <{POST_SNAPBACK}>
нам важно на этом этапе разговора определиться, какие названия целей мы будем употреблять и в каком значении

Я ориентируюсь на теорию А.Н.Леонтьева. Первая же ссылка на запрос в Гугл "Леонтьев цель" дала вполне вменяемый текст:
http://psylist.net/obh/00007.htm

Цитата (Дмитрий Корнилов, 01.09.2011, 03:58) <{POST_SNAPBACK}>
вы, действительно, уверены, что цели - это так важно?

Это зависит от наших целей :)))
Я считаю, что практическая педагогика практически игнорирует достижения когнитивной науки, включая психологию середины прошлого века (той же теории Леонтьева и его последователей, даже его предшественника Выготского чаще цитируют, чем руководствуются в реальной деятельности). Как следствие, отсутствует осознание системного кризиса образования и вместо попытки осознать новые реалии на уровне психологии ученика и учителя происходит концентрация на процедурных мероприятиях. Мероприятия сами по себе неплохи, но без осознанной цели они повисают в воздухе и, несмотря на приличное финансирование, вызывают негативную реакцию.
Есть ощущение, что цель деятельности системы - как осознанный факт - формируется ложная. Возникает подозрение о сомнительных мотивах этой деятельности тех, кто отвечает за ее организацию.

Моя личная цель - в общении с заинтересованными и разумными собеседниками, разделяющими мои сомнения и интересы, нащупать продуктивный выход из системного тупика системы образования. Даже если ОИВ этим не заинтересуются, понимание этого решения доставит мне интеллектуальное удовольствие.

А дальше будет политический мозахизм, который нам хорошо знаком еще по советским временам :)))

Цитата (Галина Фефелова, 01.09.2011, 08:18) <{POST_SNAPBACK}>
Почему бы нам не построить общение, позаимствовав отчасти принцип организации парк-школы? Давайте те участники обсуждения, у кого есть личная идея, откроют тематические студии в рамках общей ветки и обозначат направление и тот результат, который им хочется получить на выходе. При этом все могут являться участниками разных студий по желанию и состав студий все время может меняться.

Идея красивая, но меняет стиль деятельности и, прежде всего, уровень ответственности:
- пока мы просто обмениваемся мнениями, пока это интересно
- в новой версии выпадение будет более негативным для общей деятельности
Надо понимать, ради чего накладывать на себя новые обязанности. Разве, кому-то это может помочь в научной работе :)
Алексей Петровский ( Пользователь )
Галина, при всей подробностях описания Вашей игры "ума сердца" (а я думаю, что ум должен быть игрив) - меня не покидает ощущение какой-то хромоты в Ваших рассуждениях.

Вы сейчас в некотором роде представили себя в роли "толмача детства" - дескать, представляете (себе) интересы и цели (у кого есть) детей.

Но без участия самих детей тема все равно будет хромая, выхолощено-академичная. И в самой своей внутренней цели она имеет неминуемое сближение с тем, от чего она на словах должна отдалиться.

Взрослые решают "проблемы" детей. Можно закрыть на эту хромоту глаза и продолжать обсуждение.

Но это будет игра "ума ума", с ощущением неполноты участия.

Я скорее склоняюсь к позиции Дмитрия Борисовича. Заменять самих детей наукообразными терминами типа "целеполагание ученика" (с целью сделать самому себе облегчение) - это какое-то недоразумение.

Не думаю, что позицию Дмитрия Борисовича можно так легко интегрировать в проект через словесное декларирование.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Цитата (МЭК, 01.09.2011, 02:18) <{POST_SNAPBACK}>
Это я могу понять. Но даже на 2 дня - это круто. Если 2-классник реально может ставить такую цель и рефлексировать ее реализацию (включая негативную оценку), это блестящая образовательная перспектива.
Насколько такая ситуация типична? Или это уникум?

Почти дословно это происходило так:
- мы сидим с замечательной Олей Поповой в уголке класса. Пьём чай, разговариваем. Дети работают.
- подходит этот замечательный ученик*, и говорит: "Ольга Владимировна, я на сегодня запланировал то и это. С тем я разобрался, а вот с этим - ну никак. Я хочу это отложить на попозже, а сейчас хочу взять вот это, ли вот то".
- далее они приступили к обсуждению кусочка образовательной траектории, а я не стал мешать, пошёл фотографировать работу остальных.

Для монтессори-групп ситуация скорее типичная. Полагаю, что в той или иной форме она типична для личностно-ориентированных школ.
То есть, типична для нетипичных ;))

*) я назвал его второклассником "по привычке", его возраст соответствовал 2 классу - 8 лет. Группа была разновозрастная, и какому месту обычной программы и по какому предмету соответствует его уровень в тот момент - я не уточнял.

Цитата (Виталий Лебедев, 01.09.2011, 07:32) <{POST_SNAPBACK}>
цель не может быть бессознательной

Любимая шутка игротехников - "Дадим клиенту не то, что он хочет, а то, что ему нужно".
Правило прохождения сквозь стены - "Видеть цель, верить в себя, не замечать препятствий"
Декларируемая цель может быть, скажем так, некорректной, но давать замечательный результат. Конкретный пример - отплытие Колумба в Индию.

Это я к тому, что выбор цели условие необходимое, но недостаточное. Надо представлять себе ещё а) "планшет" или карту местности между собой и целью; б) собственный маршрут по этой карте. И надо быть готовым к корректировке маршрута.
Галина Фефелова ( Пользователь )
[quote name='МЭК' date='01.09.2011, 09:26' post='208057'

Идея красивая, но меняет стиль деятельности и, прежде всего, уровень ответственности:
- пока мы просто обмениваемся мнениями, пока это интересно
- в новой версии выпадение будет более негативным для общей деятельности
Надо понимать, ради чего накладывать на себя новые обязанности. Разве кому-то это может помочь в научной работе :)
[/quote]
Михаил Эдуардович, спасибо за честный ответ. Идея ведь спонтанно возникла и может быть реализована только в том случае, если отвечает интересам всех участников. Поэтому и коллективно обсуждается. Вы же видели, что точно так же мы обсуждали саму необходимость открытия этой ветки. Только когда все высказались, что она нужна, чтобы продолжить незавершенный разговор, тема была открыта.
И это к научной работе никакого отношения не имеет. Так получилось, что я включилась в интересное для меня обсуждение, что тему совершенно неожиданно для всех закрыли из-за того, что все мы стали объектом манипуляций топикстартера, что всем еще хотелось сказать что-то важное.

Тему открыла я, но это наша общая площадка и только в этом качестве она будет существовать. Если мы почувствуем, что ветка перестала быть местом объединения сторонников лично-ориентированного обучения, то точно так же после общего обсуждения ее закроем. Все предельно просто и открыто.


На пост 64.
Алексей Аликович, Вы лично имеете право доверять или не доверять мне: я ведь все равно не могу повлиять на это отношение.

Что касается позиции остальных участников, то она была высказана в предварительном обсуждении по поводу открытия этой ветки. Вы можете прочитать об этом в теме "Зачем и чему учить детей", страницы 55 -59. И коли мы все вместе собрались на этой ветке, значит, доверяем друг другу, даже если имеем разные точки зрения на обсуждаемые проблемы.

На пост 59.

Рафаэль Зиннурович, я понимаю и разделяю Вашу горечь. Но мы не будем обсуждать финансовую составляющую в рамках данной ветки, потому что она активно обсуждается в параллельной теме "Школа. Открываем кошелек". Зачем дублировать обсуждение?

А вот к разговору о личностно-ориентированном обучении - присоединяйтесь.
Владислав Воронин ( Пользователь )
Цитирую.
О.Леонтьева. Представитель идеологии парк-школы.

На мой взгляд, отказ от внушения со стороны взрослых и самоустранение от ребенка (а иначе как его можно оставить в покое) – совершенно разные вещи. Как лозунг эта фраза хороша, так как емко призывает взрослых перестать навязывать детям свои истины. Как руководство к действию – бесполезна. Почти буквально приняв этот призыв, мы допустили ошибку в самом начале эксперимента: даже на студиях постоянно спрашивали учеников, зачем они пришли и чем хотят заниматься. Оказалось, что такой подход – тупиковый как для взрослых, так и для детей. Ведь дети чаще всего сначала приходят, чтобы себя «попробовать», начать что-то делать, а вовсе не для того, чтобы добиться заранее намеченной цели.


http://ps.1september.ru/article.php?ID=200007512

Как-то это криво ложится на рассуждения о "целеполагании". Под которым понимается сознательное, рациональное, вербальное формулирование той самой "цели".
Михаил Кушнир ( Пользователь )
Цитата (Галина Фефелова, 01.09.2011, 11:19) <{POST_SNAPBACK}>
Цитата (МЭК, 01.09.2011, 09:26) <{POST_SNAPBACK}>

Надо понимать, ради чего накладывать на себя новые обязанности. Разве кому-то это может помочь в научной работе :)

это к научной работе никакого отношения не имеет

Галина Владимировна, я никого конкретного не имел в виду. Такого рода провокации на форумах бывают. Кто-то по этому поводу переживает, но все шире точка зрения, что продуктивнее поделиться знаниями, чем их прятать. Даже если кто-то их "приватизирует".
Александр Гольдин ( Пользователь )
Цитата (воронн, 01.09.2011, 17:18) <{POST_SNAPBACK}>
Как-то это криво ложится на рассуждения о "целеполагании". Под которым понимается сознательное, рациональное, вербальное формулирование той самой "цели".

Ну так не с первого же дня у ребенка эта цель появляется. Она появляется как результат совместной кропотливой работы ребенка с руководителем студии, с другими детьми. Сначала он приходит в студию попробовать себя, потрогать, пощупать, как и написала Ольга. И постепенно, шаг за шагом, в совместной деятельности студии мы помогаем ему эту цель для себя определить и артикулировать. Вот "криво" было бы как раз, если бы ребенок пришел с уже ясной целью -- такое встречается, но крайне редко.
Михаил Кушнир ( Пользователь )
Цитата (воронн, 01.09.2011, 15:18) <{POST_SNAPBACK}>
Как-то это криво ложится на рассуждения о "целеполагании". Под которым понимается сознательное, рациональное, вербальное формулирование той самой "цели".

Я "кривости" не вижу. Возможно, стоит четче расставить акценты.
Целеполагание - один из важнейших элементов социализации. Ребенок им обладает на очень ограниченном временном отрезке. Но продуктивное использование этого навыка позволяет его эффективно развивать. Одним из отличительных признаков теории Гальперина по отношению к французам был перенос акцента этапности научения с возраста на деятельность: Пиаже утверждал диапазон возрастов, характеризующих этапы развития детей, а Гальперин предъявил технологию, позволяющую сместить эти сроки на основе научения.

Основной акцент, по крайней мере у меня, был не на целеполагании, а на мотивации (увлечении). Именно поэтому меня волнует общая схема мотивации, т.к. на догосрочное целеполагание опираться невозможно до старшего школьного возраста (да и там в традиционной школе не на всех и не всегда можно с этим положиться). В этом я и вижу сложность иного подхода, чтобы без глобальных целей "стать космонавтом" обеспечить круг интересных и разносторонних для изучения вопросов "здесь и сейчас", которые в совокупности обеспечать "всестороннее и гармоничное развитие личности".

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+