Личный кабинет

Цели ученика, учителя, родителя в личностно-ориентированном обучении

Как научить ребенка осознавать и ставить собственные цели, не подменяя их целями взрослых? Как согласовать позиции трех главных участников образовательного полилога: ученика, родителя, учителя?
Серж Андреев ( Пользователь )
Цитата (МЭК, 31.08.2011, 17:18) <{POST_SNAPBACK}>
Насколько такая ситуация типична? Или это уникум?


Она на столько типична, на сколько типично, например, кидать слабых детей с обрыва. Где-то это типично, где-то в других местах в силу отличных "религиозных" воззрений - нет. В России сейчас "типично" брать взятки. Но дело не в типичности, а в правильности (истинности). Например, взятки брать типично, но не правильно. А цели ставить правильно, но не типично. Итог: массовость нетипичному, хоть и правильному, вряд ли светит.
Александр Гольдин ( Пользователь )
Цитата (Галина Фефелова, 30.08.2011, 21:01) <{POST_SNAPBACK}>
Александр Миронович, это очень важно и очень сложно.

Да. Но другого пути нет.

Цитата (МЭК, 30.08.2011, 21:28) <{POST_SNAPBACK}>
Чем мне идея парк-школы показалась интересной, что теоретически обсуждаемый здесь подход там был реализован. Было бы любопытно увидеть процесс, отследить результат.

Процесс увидеть уже, к сожалению, невозможно. Но всё описано, и процесс в том числе, а результаты опубликованы (у нас был весьма глубокий мониторинг). Библиография есть на нашем сайте ps.psag.ru, там же лежит моя монография с описанием "процесса".

Цитата (Галина Фефелова, 30.08.2011, 23:25) <{POST_SNAPBACK}>
Поэтому и в один урок не впишешься: пока все цели для себя определят, пока содержание и форму работы выберут, пока выполнят намеченное, пока представят результаты, пока каждый отрефлексирует личное приращение - очень времяемкий процесс.

Да, но процесс важнейший (в массовой школе, как правило, он отсутствует полностью). И на него не надо жалеть времени.


Цитата (Виталий Лебедев, 31.08.2011, 02:14) <{POST_SNAPBACK}>
Галина Владимировна, не могли бы Вы определить, что Вы имеете в виду под словом «цель»?!

Я не Галина Владимировна, но попробую ответить :) Меня вполне устраивает та экспликация, которую дает Википедия: цель — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс
Михаил Кушнир ( Пользователь )
Цитата (Александр Гольдин, 31.08.2011, 17:52) <{POST_SNAPBACK}>
Процесс увидеть уже, к сожалению, невозможно. Но всё описано, и процесс в том числе, а результаты опубликованы (у нас был весьма глубокий мониторинг). Библиография есть на нашем сайте ps.psag.ru, там же лежит моя монография с описанием "процесса".

Спасибо, скачал.
Поправьте ссылку - там запятая вместо точки, поэтому впрямую не работает.
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Цитата (Серж Андреев, 31.08.2011, 14:58) <{POST_SNAPBACK}>
А что есть "цель" ("Target")? У евреев понятие слова "грех" равно нашему понятию "промах", т.е. стрельба мимо цели. Что есть "ЦЕЛЬ" в данной конкретной теме? Что есть "ОБРАЗЕЦ ЦЕЛИ"? Мимо чего можно "пролететь"? Во что можно не попасть?

Ребенок к чему-то стремится? Да, однозначно. Сознательно или бессознательно - неважно. Финальный результат будет ещё не скоро (а лет в СТО), его определить до сих пор ни у кого не получилось. Так что есть "ЦЕЛЬ"???

Серж, если вопросы не риторические, то прежде чем отвечать на них, я бы рекомендовал Вам посмотреть на понятие цель с иной точки зрения и в другом английском значении.
Если вопросы остануться, то я, конечно же, на них отвечу.


Цитата (Александр Гольдин, 31.08.2011, 17:52) <{POST_SNAPBACK}>
Меня вполне устраивает та экспликация, которую дает Википедия: цель — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс

Меня, в первую очередь, интересует единое понимание используемых понятий. Я понял: как минимум трое из участников дискуссии используют для определения понятия «цель» вариант Вики. Что ж, понятно, буду иметь в виду и использовать в данной ветке именно такое определение (если в процессе дискуссии ее участники не предпочтут сменить это определение на другое). Сам же предпочитаю другую модель, которая принципиально отличается от вышеприведенной только тем, что цель не может быть бессознательной, так как в случае с бессознательным у цели сразу пропадают несколько, на мой взгляд, важных характеристик, на основе которых весьма удобно строить методики создания образовательной среды для развития детского целеполагания, в частности, уже упомянутые измеримость, ориентация на время и так далее.
Михаил Кушнир ( Пользователь )
Цитата (Виталий Лебедев, 31.08.2011, 21:32) <{POST_SNAPBACK}>
цель не может быть бессознательной

А.Н.Леонтьев тоже так считает :)
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Цитата (Галина Фефелова, 31.08.2011, 15:43) <{POST_SNAPBACK}>
Виталий Викторович, я, честно говоря, думала, что Вы всю статью сначала прочитаете по указанной ссылке, тогда некоторые вопросы отпали бы сами собой...

Прочитал…
Если честно, то это первая «моя» статья Хуторского, до этого я читал только переложение его идей. Сказать по-правде, я в некотором недоумении (если не сказать в шоке)… Складывается ощущение, что статья «склеена» из разных кусков, одни из которых просто противеречат другим (но об этом, если возникнет интерес позже), отдельно меня удивило, на мой взгляд, вольное обобщение рефлекса цели Павлова до способности постановки целей своей деятельности Хуторского. Рефлекс преодоления раздражителя, потребность в двигательной, познавательной и прочих активностях далеко еще не способности, тем более в постановке целей. (Тем более, что Павлов, насколько я понял, имеет в виду под целью стремление к, зачастую, весьма размытому, неопределенному результату, к незавершенному образу цели, а вовсе не «предвосхищаемый результат деятельности» по Хуторскому, который на основе работы Павлова и выводит свою модель целеполагания.)
Короче, беру паузу для осмысления.
Галина Фефелова ( Пользователь )
Продолжая разговор о понятии "цель, хочу обратить внимание еще на одну проблему. Если мы ставим перед собой задачу научить ребенка ставить цели и достигать их, то мы по умолчанию включаем в это понятие SMART- критерии: конкретность, измеримость, достижимость,значимость, время (не останавливаюсь на расшифровке, полагая, что термин общеизвестный).

Если речь идет о познавательных (когнитивных) целях, то ученик среднего звена достаточно уверенно может продиагностировать свою цель по этим параметрам, особенно если цель ближняя, охватывающая несколько занятий или дней, как в примере, который привел Сергей Михайлович. Мне представляется правильным предложение Хуторского представлять результат в виде индивидуального образовательного продукта (например, своя версия, проведенное и оформленное мини-исследование, самостоятельно разработанный алгоритм, проект и т.д.).

Однако если эта цель направлена .на познание и преображение внутреннего мира (цель личностного совершенствования), то здесь сразу возникают сложности.
Например, семиклассник уже осознает, что добиться предметного результата ему мешает неуверенность в своих силах. Цель значимая для него и в принципе достижимая. Но как проверить ее измеримость? Как определить реальное время, небходимое для ее достижения, даже если он освоит возможные способы достижения этой цели и выберет подходящие именно для него?

Сразу предупреждая вопросы, скажу, что начиная с 7 класса у нас в учебном плане стоит курс "Психология общения (я среди людей)". Курс носит практикоориентированный характер, проводится в активных формах: тренинги, психологические игры. По результатам мониторинга на протяжении нескольких лет у учеников 7-8 классов это самый любимый предмет в школе.Что и понятно: в этом возрасте взгляд ребенка обращен внутрь себя.

Но даже в таком варианте поставить ребенку такую цель можно (и нужно !), а измерить и вписать во времени очень трудно. Ведь "продуктом" в данном случае являются изменения структур психики, которые проявляются, конечно, в динамике поведения, во внешних признаках, но опосредованно, не напрямую.
А дети хотят ставить такие личностные цели и ставят - в реальной практике с этим очень сложно работать, и далеко не каждому педагогу это под силу, тем более в большой школе.

Проблему такого рода при организации целеполагания помогает решить введение тьюторства, но это, конечно, должна быть маленькая школа. Из тех,с которыми мы общаемся, это томская "Эврика-развитие" и новосибирская "Умка" (обе примерно по 250-300 человек).
У нас есть такая финансовая и кадровая возможность только во вновь открытых специализированных физико-математических классах. Но это старшая профильная школа - поздновато...

Я бы хотела попросить Александра Мироновича немного подробнее остановиться на "дереве целей" детей, которое помогали выстраивать тьюторы в парк-школе, потому что предполагаю, что предметники больше работали в поле познавательных (когнитивных) целей.
И второй вопрос - о существовавшей в парк-школе типологии целей. Я опираюсь на терминологию Хуторского, но есть и другие варианты.

Если у других участников есть наработки в этом плане, это тоже было бы интересно.И нам важно на этом этапе разговора определиться, какие названия целей мы будем употреблять и в каком значении. Собственно, мы сами эту типологию можем и создать. Пока общим полем, без выделения возрастной специфики.

Цитата (Виталий Лебедев, 01.09.2011, 00:58) <{POST_SNAPBACK}>
Прочитал…
Если честно, то это первая «моя» статья Хуторского, до этого я читал только переложение его идей. Сказать по-правде, я в некотором недоумении (если не сказать в шоке)… Складывается ощущение, что статья «склеена» из разных кусков, одни из которых просто противеречат другим (но об этом, если возникнет интерес позже), отдельно меня удивило, на мой взгляд, вольное обобщение рефлекса цели Павлова до способности постановки целей своей деятельности Хуторского. Рефлекс преодоления раздражителя, потребность в двигательной, познавательной и прочих активностях далеко еще не способности, тем более в постановке целей. (Тем более, что Павлов, насколько я понял, имеет в виду под целью стремление к, зачастую, весьма размытому, неопределенному результату, к незавершенному образу цели, а вовсе не «предвосхищаемый результат деятельности» по Хуторскому, который на основе работы Павлова и выводит свою модель целеполагания.)
Короче, беру паузу для осмысления.

Есть такой момент, Виталий Викторович, соглашусь. Поэтому и оговорила выше специально, что это поле экспериментальных разработок, которые ведутся три последних года на базе экспериментальных школ -площадок. На самом деле статья 2006 года, и с тех пор они многое доработали и довели до ума. Больше, насколько я знаю, на данный момент так плотно этой проблемой никто не занимается.

Я прежде чем входить в эксперимент, год с идеями Хуторского разбиралась, не из вторых рук, а по первоисточникам. Мне лично легче оказалось войти через разработанную им теорию эвристического обучения, поскольку двигаюсь в понимании от общего к частному, а целеполагание и рефлексия - лишь элементы этой теории, хотя и структурообразующие.
У него по той ссылке, что я назвала, на сайте ЦДО "Эйдос" есть его собственный сайт. Он хорошо структурирован, ключевые позиции тезисно обозначены.Можно там почитать.

Т.е. вся статья на самом деле тоже фрагмент...:)
Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
Цитата (Галина Фефелова, 01.09.2011, 01:05) <{POST_SNAPBACK}>
Если у других участников есть наработки в этом плане, это тоже было бы интересно.


Дорогие коллеги, Вы так увлечённо и серьёзно занялись обсуждением понятия "цели", уточнением его содержания, что аж неловко вмешиваться (НЕ ирония).
Сомневался и сомневаюсь, что это кого-то из вас заинтересует, но всё же:

вы, действительно, уверены, что цели - это так важно?
По-вашему, каждая деятельность должна быть "для чего-то", иначе она... неполноценна, что-ли.
А если не "для чего" а "почему"?
Что, по-моему, и характерно для детей, которых не заставляют непременно ставить цели, что им, детям, вообще-то, не свойственно.
И даже есть один наиболее характерный ответ на "почему": потому что, интересно.

Вам непременно нужно, глубоко уважаемые коллеги, научить детей жить сегодня ради завтра?
Может, пусть живут сегодня ради сегодня? Ведь завтра не наступит. Никогда.
А вот, если интересно сегодня и важно сегодня... и опять сегодня... и снова сегодня - то и результат придёт.
Хотя никто его заранее не планировал.

Меня всегда повергали в грустное недоумение вопросы типа "зачем ты учишь то или другое".
Я подозревал, что задающим его недоступна радость труда как такового, безотносительно к "результату".

Подпись: индивид с ослабленным целеполаганием. Один из.

Постскриптум: я вовсе не думаю, что вы, дорогие коллеги, ерундой занимаетесь. Просто, вот вам другой взгляд. ТОЖЕ имеющий место.
Для полноты и стереоскопичности картины.

Рафаэль Зарипов ( Пользователь )
Это не ирония. Другая позиция: хочу понять.
"Как согласовать позиции трех главных участников образовательного полилога: ученика, родителя, учителя?"

По-моему, позиции прекрасны согласуются вот здесь: http://pedsovet.org/forum/index.php?showto...9013&st=120
"1. Если не оговаривать суммы - то 99% школ Москвы"
И все довольны. Главное: отвечает интересам государства. Когда станет нормой, высвобождает значительные бюджетные средства. Можно "сделать" ещё одного (несколько) миллиардера.
Галина Фефелова ( Пользователь )
Замечательный вопрос, Дмитрий Борисович, умница, что вмешались, хотя и не без чувства неловкости (я тоже, кстати, без иронии).
Вот мы когда с детьми "Войну и мир" читаем, задумываемся над толстовской антитезой "ум ума" и "ум сердца". И это Вы совершенно правильно сказали о ПОЛНОТЕ жизни: по Толстому, герой, отягощенный "умом ума" (Болконский) тяготеет к выстраиванию жизни через череду последовательно сменяющихся планов. Герой , наделенный "умом сердца" (Наташа Ростова), отдается упоению жизни, не задумываясь над ее смыслом.
Их встреча в романе и начинается с удивления Андрея, что, оказывается, можно жить совсем иначе.
Помните? Среди стайки бегущих девчонок он выхватывает взлядом Наташу, беспечную, поражающую полнотой ощущения жизни, и внезапно начинает завидовать, как мальчишка, и спрашивать себя:" Почему она так беспечно счастлива? И почему мне неведомо это счастье и эта радость?"
Это в самом деле два разных мироощущения, каждое из которых имеет равное право на существование.
И вопрос, всех ли детей нужно учить целеполаганию, далеко не праздный.
Я 15 лет работаю на разных профилях и разницу между гуманитарным и физматовским классом не умом даже - всей существом своим чувствую. У первых и логика часто ассоциативная, и движение по жизни какое -то "перелетное", что ли. Вот как отдаться порыву ветра и чутко слышать потоки и парить над жизнью, над над всеми рациональными построениями и планами, и слушать только себя и ветер...
Физматовские построят себе стратегию жизни на полжизни вперед - и, что удивительно, как поезд по расписанию, окажутся на станции в положенный срок. Есть, конечно, и исключения, но десять лет наблюдения за выпусками - это статистика серьезная.

Я в свое время серьезно соционикой увлеклась в попытке понять, а где в этой антитезе я сама?
Судите сами: два года готовилась поступать на физмат НГУ, постоянная призерка всяких олимпиад - за две недели до начала вступительных экзаменов сорвалась в Томский университет, на филологический. До сих пор этого шага объяснить не могу, словно толкнуло меня что-то.
В университете опять всякая отличница, направление в аспирантуру с одним непреодолимым по тогдашним временам условием: три года отработать в сельской школе.
Ехала с тоской, конечно, а вспоминаю - как о годах бесконечного счастья и радости. Такой живой жизнью встретила меня школа, такой до краев эмоционально полной, что, когда пришла пора возвращаться в Томск и сдавать экзамены в аспирантуру, я тихо собрала чемоданы и сбежала домой в Новосибирск.
Хотя иллюзий по поводу школы я питать уж никак не могла : учила--то все классы с 5 по 11 и еще родителей ребятишек в вечерней школе.Поселок был при кирпичном заводе, и завод на время каникул снимал взрослых учеников и сажал за школьную парту. А я должна была за две недели научить, опросить, оценки поставить - и не дай бог кто-нибудь из моих великовозрастных учеников не приготовится к зачету. Начальнику цеха ведомость относили и штрафников на работу не пускали, пока не отчитаются по всей форме. При этом они очень хорошо ко мне, девчонке 22 -летней, относились. Прямо в глазах до сих пор стоит: сидят большие такие за детскими партами, слушают меня и в усы улыбаются, женатые, с детьми - лет по 30-40 им было.
Потом новое поманило - тогда только открывали "Океан" на Дальнем Востоке,это лагерь типа знаменитого "Артека", и собирали по Союзу вожатых на 3 года работы.Меня пригласили в районо: дескать, кому как не Вам,с Вашим опытом. А опыт у меня действительно был - несколько лет работы вожатой в лагере комсомольского школьного актива. Был такой в Томске популярный тогда лагерь: все отряды только старшие дети, школьный актив. Песня!
Кто коммунарское движение прошел, тот всю жизнь об этом помнит. На это раз в последний момент наоборот не поехала: опять что-то внутреннее остановило, может быть, нежелание с любимой филологией расставаться.
Потом еще раз поступление в аспирантуру, уже заочную, но родился сын, и я пошла создавать для него школу - об этом я уже писала.

Сын в старших классах часто спрашивал: "Мама, почему ты работаешь в школе? Почему не сделала научной карьеры? Ты же умная женщина".
Умная - но "умом сердца". Для меня открытость жизненной ситуации, способность откликнуться на перемены оказалась большей ценностью, чем размеренная, последовательная карьера ученого, вузовского преподавателя. Хотя мне всегда интересно: а как бы все сложилось, поступи я не так, а иначе. Хоть бы глазком заглянуть в ту, другую, возможную реальность...

К чему я все это рассказываю? К тому что я слушаю прежде всего детей и свое сердце и никогда не стану навязывать того, что им не нужно. А что при этом досконально стараюсь разобраться во всем, за что берусь, до скрупулезности, до занудства - так это из главной педагогической заповеди "Не навреди".
Ну и перфекционизм с младых ногтей - если берешься что-то делать, делай хорошо. Я взялась - вот и разбираюсь.

Это моя такая личная цель на этой ветке. А у Вас другая личная цель, тоже очень интересная - мы об этом уже говорили с Вами. Ну нам же хватит пространства здесь всем. А не хватит - еще ветки откроем, какая проблема.
Для меня одно важно - уважать и принимать "инакость" личных целей Другого. Даже если я их совсем при этом не понимаю...

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+