Личный кабинет

Цели ученика, учителя, родителя в личностно-ориентированном обучении

Как научить ребенка осознавать и ставить собственные цели, не подменяя их целями взрослых? Как согласовать позиции трех главных участников образовательного полилога: ученика, родителя, учителя?
Михаил Кушнир ( Пользователь )
Вопрос о целях важен, т.к. пример "целей" 6-летнего ребенка очень неоднозначен. Нельзя забывать особенностей возрастной психологии, которая ориентирует ребенка не на собственные цели, а на цели взрослого: ему важно, чтобы взрослый его одобрил.
А как отделить из приведенного перечня "правильные" цели от личных и есть ли личные вообще в этом перечне - для меня вопрос.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Цитата (МЭК, 31.08.2011, 18:55) <{POST_SNAPBACK}>
Вопрос о целях важен, т.к. пример "целей" 6-летнего ребенка очень неоднозначен. Нельзя забывать особенностей возрастной психологии, которая ориентирует ребенка не на собственные цели, а на цели взрослого: ему важно, чтобы взрослый его одобрил.

Михаил Эдуардович, не понял :(
Кто/что ориентирует ребёнка не на собственные цели - возрастная психология или взрослые?

Для меня возрастная психология говорит следующее - человеку (ребёнку) помощь (одобрение) нужны тогда, когда он ну никак не может справиться сам. По объективным обстоятельствам.
Серж Андреев ( Пользователь )
Цитата (МЭК, 31.08.2011, 09:55) <{POST_SNAPBACK}>
Вопрос о целях важен, т.к. пример "целей" 6-летнего ребенка очень неоднозначен. Нельзя забывать особенностей возрастной психологии, которая ориентирует ребенка не на собственные цели, а на цели взрослого: ему важно, чтобы взрослый его одобрил.
А как отделить из приведенного перечня "правильные" цели от личных и есть ли личные вообще в этом перечне - для меня вопрос.


А вы помните себя в шестилетнем возрасте? "Детство" Лва Николаевича читали? В этом возрасте дети очень любопытны, постоянно ищут ответы на постоянно возникающие вопросы. Они очень активны (даже сверхактивны) в познавательном плане. Их ещё не надо заставлять познавать, а вот сидеть и молчать - уже "кому-то надо" (с). Сначала взрослые заставляют детей сидеть и молчать, а потом приодится заставлять и всему прочему,...
Галина Фефелова ( Пользователь )
Сергей Александрович, полностью с Вами согласна.
Жаль, что немногие помнят, какими они сами были в детстве...
Вы выложили очень интересный пост о детских целях - я немножечко попозже об этом напишу. Не успеваю, а комкать не хочется.

Цитата (МЭК, 31.08.2011, 08:55) <{POST_SNAPBACK}>
Вопрос о целях важен, т.к. пример "целей" 6-летнего ребенка очень неоднозначен. Нельзя забывать особенностей возрастной психологии, которая ориентирует ребенка не на собственные цели, а на цели взрослого: ему важно, чтобы взрослый его одобрил.
А как отделить из приведенного перечня "правильные" цели от личных и есть ли личные вообще в этом перечне - для меня вопрос.


Михаил Александрович, я тоже что-то незнакома с такими особенностями возрастной психологии, как ориентация ребенка не на собственные цели, а на цели взрослого. А могу я попросить Вас привести ссылку, аналогичную моей: какого именно автора Вы имеете в виду, какой фрагмент его работы позволяет прийти к такому выводу? Тогда нам будет проще вести содержательное обсуждение.

Что касается отделения "правильных" целей от личных, то с точки зрения личностно-ориентированного обучения единственно "правильные" цели - это цели самого ребенка. В этом смысле все цели в ответе девочки личные и потому "правильные".

Но поскольку Вы слово взяли в кавычки, уточните, пожалуйста: что Вы имели в виду? "Правильные" с чьей точки зрения и на основании какого критерия? А "неправильные" - это какие? И, если можно, в рамках какого педагогического подхода это противопоставление задано ?

Т.е. чтобы отделить собственное "знание" от "незнания", лучше осмыслять не отдельные понятия, а систему координат, в которой они заданы.По крайней мере, я учу детей именно так делать.:)
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Цитата (Галина Фефелова, 31.08.2011, 04:51) <{POST_SNAPBACK}>
Вот фрагмент из его работы "Проблемы и технологии образовательного целеполагания"…

…еще один фрагмент…


Галина Владимировна, у меня еще вопрос: кто автор второй цитаты?
Дело в том, что при полном согласии с первой, вторая цитата вызывает у меня искреннее недоумение, так как в ней, на мой взгляд, смешаны в кучу приоритеты, установки, цели… «Любить животных», «стать взрослой» и так далее (из приведенного списка) по определнию, данному в первой цитате, ну, никак нельзя назвать целями, так как в них отсутствуют, как минимум, так называемые time-based (или time-bounded) и measurable.
При подходе, когда под целью подразумевается практически все, что угодно: мотивы, желания, мечты, размытые образы целей, потребности и так далее, на мой взгляд, конструктивного обсуждения не получится…

Цитата (Галина Фефелова, 31.08.2011, 04:51) <{POST_SNAPBACK}>
То есть Вы были абсолютно правы в том, что дети, даже младшего школьного возраста, имеют собственные цели, нужно только уметь их выслушать и понять, как на основе личных целей организовать обучение ребенка. Поэтому я и назвала тогда Ваше интервью "замечательным" - Вы интуитивно его выстроили на принципах личностно-ориентированного обучения. Мне кажется, именно с этого момента дискуссия на ветке перешла на иной содержательный уровень: те, кто отрицал саму возможность постановки детьми личных целей, услышали их собственный голос. И это оказалось решающим аргументом.

Я писал не о целях у младших школьников, а, напротив, о том, что у них целей (и умения ставить цели) еще нет, а есть образы целей (то есть, некие представления о том, «что бы было бы хорошо бы такого получилось бы», прошу не путать с предвосхищаемым результом Де)… Однако это, конечно, не означает, что невозможно создать педагогическую среду, в которой из этих самых образов целей рано или поздно вырастут действительно цели.
Еще раз спасибо за оценку интервью (пусть будет, интуитивно :) ). Мне кажется, что для всех, кто считает личностно-ориентированную педагогику значимой — очевидно, что она начинается с «голоса» ребенка (и в прямом и в переносносном смысле).
А чтобы беседа была дискуссия была содержательной надо просто чтобы обсуждение было по теме (то есть, о целях, как заявленно в заголовке, а не о том, хорошо ли личностно-ориентированное образование или нет, возможно ли его добиться в массовой школе или нет и не путать сам личностно-ориентированный подход с формой в которой он может реализовываться).
Серж Андреев ( Пользователь )
Цитата (Виталий Лебедев, 31.08.2011, 15:11) <{POST_SNAPBACK}>
Я писал не о целях у младших школьников, а, напротив, о том, что у них целей (и умения ставить цели) еще нет, а есть образы целей (то есть, некие представления о том, «что бы было бы хорошо бы такого получилось бы», прошу не путать с предвосхищаемым результом Де)… Однако это, конечно, не означает, что невозможно создать педагогическую среду, в которой из этих самых образов целей рано или поздно вырастут действительно цели.


А что есть "цель" ("Target")? У евреев понятие слова "грех" равно нашему понятию "промах", т.е. стрельба мимо цели. Что есть "ЦЕЛЬ" в данной конкретной теме? Что есть "ОБРАЗЕЦ ЦЕЛИ"? Мимо чего можно "пролететь"? Во что можно не попасть?

Если скопипастить с ВИКИ, то вот "цель":

--------------
Цель — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс[1].
-------------

Ребенок к чему-то стремится? Да, однозначно. Сознательно или бессознательно - неважно. Финальный результат будет ещё не скоро (а лет в СТО), его определить до сих пор ни у кого не получилось. Так что есть "ЦЕЛЬ"???
Михаил Кушнир ( Пользователь )
Коллеги, я не готов искать цитаты, подтверждающие общие особенности возрастной психологии.
Если под целями понимать руководство к действию, ребенок даже в среднем школьном возрасте не всегда может иметь долгосрочные цели.
Ребенок в начальной школе ориентируется, прежде всего, на учителя. Именно поэтому учитель начальной школы без особых изысков может получать вполне приличный результат обучения. Для этого достаточно мотивировать ученика отметками, что прекрасно вписывается в общепринятую "школьную культуру", включая родителей и всех знакомых ребенка. Поэтому даже в условиях запрета отметок учитель их "творчески" заменяет на "зайчиков" и "белочек", не меняя логики отметочной мотивации по сути. А потом ахаем, что в среднем звене школа проваливается. Хотя все банально: приоритеты возрастной психологии сместились на сверстников и отметка учителя как мотиватор учебной деятельности превратилась в негативную мотивацию по защите от родителей.
На вопросы о целях ребенок выдает то, что, как ему кажется, одобрит учитель. Собственные цели даже на ближайшие день-два - проблема. Это легко доказывается обычными бытовыми наблюдениями, когда на долгосрочные вопросы ребенок задумывается, что-то выдает, а потом (довольно быстро) может передумать.
Реальной целью ребенка являются оперативно достижимые цели: выпросить игрушку, достать конфету, что-то нарисовать. Не вообще, а именно сейчас.

PS. Чтобы не возникло недопонимания, уточню:
я не считаю труд учителя начальной школы простым, но с точки зрения мотивации учителю начальной школы проще всего, т.к. на него работает возрастная психология. Но именно поэтому он является важнейшим звеном всей цепочки образования:
- если он, пользуясь психологическим моментом, выстраивает мотивацию на образовательный интерес, прогресс, он закладывает продуктивный фундамент для обучения в среднем звене;
- если он злостно эксплуатирует психологические особенности и развивает мотивацию на отметку, он закладывает мощнейшую мину под среднее звено, удалять которую крайне сложно.
Галина Фефелова ( Пользователь )
Цитата (Виталий Лебедев, 31.08.2011, 14:11) <{POST_SNAPBACK}>
Галина Владимировна, у меня еще вопрос: кто автор второй цитаты?
Дело в том, что при полном согласии с первой, вторая цитата вызывает у меня искреннее недоумение, так как в ней, на мой взгляд, смешаны в кучу приоритеты, установки, цели… «Любить животных», «стать взрослой» и так далее (из приведенного списка) по определнию, данному в первой цитате, ну, никак нельзя назвать целями, так как в них отсутствуют, как минимум, так называемые time-based (или time-bounded) и measurable.
При подходе, когда под целью подразумевается практически все, что угодно: мотивы, желания, мечты, размытые образы целей, потребности и так далее, на мой взгляд, конструктивного обсуждения не получится…

Виталий Викторович, я, честно говоря, думала, что Вы всю статью сначала прочитаете по указанной ссылке, тогда некоторые вопросы отпали бы сами собой...
Автор списка - девочка Настя 6,5 лет, у которой брали интервью так же, как это делали Вы. Сама формулировка вопроса звучала несколько иначе "Что для тебя самое главное?" Т.е.,собственно, вопрос задан о смысле, а не о цели. Я не знаю, почему он был сформулирован именно так, но предполагаю, что по той причине, о которой Вы пишете, - у детей этого возраста нет еще собственно целей, есть их образы, слитые со смыслами. Отсюда и двойная размытость ответа:опосредованный через смысл вопрос и сращение смыслов и целей, характерных для этого возраста.
Хуторский, на мой взгляд, в интерпретации этого опроса это подробно объясняет. Далее в его статье приводятся цели старшеклассников, и там действительно картина уже другая - это я так коварно заманиваю Вас прочитать статью полностью:)

Цитата (Виталий Лебедев, 31.08.2011, 14:11) <{POST_SNAPBACK}>
Еще раз спасибо за оценку интервью (пусть будет интуитивно :) ).

Правда, самой смешно читать:) Простите великодушно:)


Цитата (Виталий Лебедев, 31.08.2011, 14:11) <{POST_SNAPBACK}>
А чтобы дискуссия была содержательной надо просто чтобы обсуждение было по теме (то есть, о целях, как заявлено в заголовке, а не о том, хорошо ли личностно-ориентированное образование или нет, возможно ли его добиться в массовой школе или нет и не путать сам личностно-ориентированный подход с формой в которой он может реализовываться).

Да, Вы правы, пора напомнить о формулировке темы - не зря же мы ее вместе обсуждали. Спасибо.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Цитата (МЭК, 01.09.2011, 01:09) <{POST_SNAPBACK}>
Если под целями понимать руководство к действию, ребенок даже в среднем школьном возрасте не всегда может иметь долгосрочные цели

«Долгосрочные цели» - это сколько и чего? Мне кажется, правильнее было бы говорить о некотором характерном «горизонте цели». Характерный размер, естественно, меняется с возрастом. Требовать от первоклассника реального целеполагания не то что на годы, но и на месяцы, бесполезно. Если честно, он ничего ответить не может. Если ответ будут вымогать, он начнёт играть одновременно в «любимые школьные игры» - в поддавки и в угадайку.

Реально я видел (лично наблюдал процедуру) ученика 2 класса в монтесори-школе, который сам планировал свою учебную траекторию на ближайшие день-два. И к учителю обращался только за согласованием вариантов.
Михаил Кушнир ( Пользователь )
Цитата (Сергей Михайлович (sermivoz), 31.08.2011, 16:09) <{POST_SNAPBACK}>
Реально я видел (лично наблюдал процедуру) ученика 2 класса в монтесори-школе, который сам планировал свою учебную траекторию на ближайшие день-два.

Это я могу понять. Но даже на 2 дня - это круто. Если 2-классник реально может ставить такую цель и рефлексировать ее реализацию (включая негативную оценку), это блестящая образовательная перспектива.
Насколько такая ситуация типична? Или это уникум?

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+