Личный кабинет

Цели ученика, учителя, родителя в личностно-ориентированном обучении

Как научить ребенка осознавать и ставить собственные цели, не подменяя их целями взрослых? Как согласовать позиции трех главных участников образовательного полилога: ученика, родителя, учителя?
Татьяна Дубинкина ( Пользователь )
Как научить ребенка осознавать и ставить собственные цели, не подменяя их целями взрослых?
Да, вопрос, конечно интересный. В свое время я ставила этот вопрос перед собой, когда мои собственные дети были ещё маленькими. Наверное я все-таки справилась, потому что вижу, что мои дети довольны своими успехами и я тоже их успехами довольна. Но это свои, их у меня всего двое. А в школе 150-200 каждый год - часть уходит, часть приходит. Успею ли я что-то сделать за те 4 года, которые их учу? Встает вопрос - а с какого возраста нужно учить ребенка ставить собственные цели. С целью занятий с внуком начала читать Звонкина А.К. "Малыши и математика".
Вот выдержки:
"Если почитать труды психологов, можно узнать, что в возрасте до полутора лет основная интеллектуальная задача, которая стоит перед ребенком, заключается в том, чтобы открыть закон постоянства объектов. То есть что вещи не исчезают, когда мы перестаем их видеть, а остаются существовать там же, где были, - существовать без нас".

"Самый распространенный прием, которым пользуются почти все взрослые, состоит в том, чтобы начать детям изо всех сил что-то втолковывать...
Все это, на мой взгляд, никуда не годится. Во-первых, не надейтесь, что ваша логика в чем-либо убедит ребенка: логические рассуждения не кажутся убедительными тому, кто еще не умеет логически мыслить. Убедительной является только интонация вашего голоса. А она покажет ребенку лишь то, что он опять оказался не на высоте и что-то сделал не так. Дети сдаются не
так-то легко, у них здоровый дух. Но если насесть как следует, можно добиться того, что они перестанут опираться на собственный ум, а будут пытаться угадать, чего желает от них взрослый".

И еще
Не могу найти в тексте, но смысл в том, что самый любознательный человек на земле - это младенец. Никто его не заставляет, не убеждает и даже не учит, он учится сам, но почему-то со временем эта любознательность исчезает.
Это и есть причина того, что дети не хотят учиться. Мы взрослые сами отбиваем охоту у них.
Михаил Кушнир ( Пользователь )
Чем мне идея парк-школы показалась интересной, что теоретически обсуждаемый здесь подход там был реализован. Было бы любопытно увидеть процесс, отследить результат.
Я на собственном опыте точно знаю, что объем знаний, самостоятельно осваиваемый учеником, гораздо меньше объема, изучаемого совместно с учителем. Несомненно, уровень (компетентность) самостоятельного освоения несопоставимо выше, но объем имеет немаловажное значение - от него зависит уровень задач, которые человек в состоянии решать. Тем более, сегодня, когда времени на повторение траектории развития науки уже нет - практически все вышли на другой уровень.
Поэтому я и говорю о "вилке": между объемом и компетентностью, самостоятельно и с участием.
А если говорить о соучастии, нужно понимать, как ученик выйдет на интерес к чему-то, что не находится в прямом окружении, т.к. практически все науки давно ушли с простого предметного восприятия.
Говорить просто об интересе к обучению и "свободном плавании" в нем мне сложно. Я хочу увидеть эффективную глобальную модель. Я ее вижу в содружестве ученых, педагогов, психологв с деятелями культуры и искусства. Чтобы эмоциональные изыски сместились от индивидуально-психологических проблем к научно-познавательным. Программы типа "Дискавери" и т.п. могут оказаться гораздо продуктивнее иных "школьных предметов". Но обучение невозможно без рефлексии, без дискуссии, без интеллектуальных конфликтов. Одного наблюдения явно недостаточно - зато такое наблюдение дает почву для интеллектуальной кухни с "гуру".
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Викторовна Дубинкина, 30.08.2011, 19:14) <{POST_SNAPBACK}>
///начала читать Звонкина А.К. "Малыши и математика".
Вот выдержки:
"Если почитать труды психологов, можно узнать, что в возрасте до полутора лет основная интеллектуальная задача, которая стоит перед ребенком, заключается в том, чтобы открыть закон постоянства объектов. То есть что вещи не исчезают, когда мы перестаем их видеть, а остаются существовать там же, где были, - существовать без нас".

"Самый распространенный прием, которым пользуются почти все взрослые, состоит в том, чтобы начать детям изо всех сил что-то втолковывать...
Все это, на мой взгляд, никуда не годится. Во-первых, не надейтесь, что ваша логика в чем-либо убедит ребенка: логические рассуждения не кажутся убедительными тому, кто еще не умеет логически мыслить. Убедительной является только интонация вашего голоса. А она покажет ребенку лишь то, что он опять оказался не на высоте и что-то сделал не так. Дети сдаются не
так-то легко, у них здоровый дух. Но если насесть как следует, можно добиться того, что они перестанут опираться на собственный ум, а будут пытаться угадать, чего желает от них взрослый".

И еще
Не могу найти в тексте, но смысл в том, что самый любознательный человек на земле - это младенец. Никто его не заставляет, не убеждает и даже не учит, он учится сам, но почему-то со временем эта любознательность исчезает.
Это и есть причина того, что дети не хотят учиться. Мы взрослые сами отбиваем охоту у них.

Совершенно верно.
Очень редко какие родители это осознают.
То же происходит и с желанием помочь.
Детям зачастую говорят: "Не лезь под руки, мне некогда, лучше мультик посмотри" и другие "отделывающиеся" фразы.
А потом удивляются, - почему дети не помогают.
Михаил Кушнир ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Корнилов, 30.08.2011, 17:33) <{POST_SNAPBACK}>
Есть такой рассказ, кажется, у Варшавского, про планету, где учёные по заданию правительства добились, чтобы половой акт сопровождался крайне неприятными и болезненными ощущениями, а не наслаждением.
Зачем?

А Вы не знаете, что опыт в сексе небесполезен?
Любая деятельность подразумевает навык, если мы говорим о продуктивной, эффективной деятельности. Выйти на наслаждение от интеллектуального мозахизма, когда несколько дней бьешься над задачей и вдрунг она сдается - это далеко не сразу происходит. Меня из спецшколы в свое время чуть не выгнали, т.к. я не мог выйти на решение группы задач, хотя честно хотел это сделать. Не было бы нашей группы, учителя (который как учитель был для меня не слишком полезен, но он был и были все вокруг, кто сумел порог переступить, а я нет), я бы этот барьер не взял на том этапе. Возможно, я взял бы его позже, но это существенно снизило мою продуктивность в жизни.
Наконец, я смог. Это до сих пор воспринимается мною как интеллектуальный порог, который самостоятельно я бы не взял.
И тут тоже слово "самостоятельно" очень неоднозначно:
- я сам решил задачи (вроде, "самостоятельно")
- без учителя, задач, группы я бы этого не сделал, т.к. даже не знал бы, что такие задачи есть, что решить их реально, в том числе и мне.
Я могу и другие примеры привести - из туризма.
Пока люди не освоили каких-то преград, считалось, что они непреодолимые. Лиши меня этого знания - и эти преграды снова станут непреодолимыми. И так во всем.
Поэтому под "самостью" в обучении я понимаю мотивацию. И абсолютизировать ценность "самообучение" я не склонен.
Галина Фефелова ( Пользователь )
Цитата (МЭК, 30.08.2011, 19:28) <{POST_SNAPBACK}>
Программы типа "Дискавери" и т.п. могут оказаться гораздо продуктивнее иных "школьных предметов". Но обучение невозможно без рефлексии, без дискуссии, без интеллектуальных конфликтов. Одного наблюдения явно недостаточно - зато такое наблюдение дает почву для интеллектуальной кухни с "гуру".

Михаил Эдуардович, соглашусь лишь отчасти. Слово "гуру" меня здесь как-то смущает - символ всезнающего и всеведающего Учителя. А в субъект-субъектном подходе нет этой иерархии, нет Учителя и ученика-неофита. Есть грамотное целеполагание педагога, которое позволяет ребенку ставить личные образовательные цели.
Слово "рефлексия" тоже имеет особое значение. Под рефлексией понимается осмысление ребенком оснований собственной деятельности: личных целей и выбранной стратегии их реализации ( в том числе содержания, форм деятельности, способа представления результата и способа его измерения).
На основе рефлексии происходит корректировка целей или возникает новое целеполагание, т.е. "закольцовывается" схема: целеполагание - рефлексия - новое целеполагание.

Вот сижу теперь и думаю: можно ли этот перманентный процесс назвать интеллектуальной кухней?:)

Цитата (МЭК, 30.08.2011, 19:42) <{POST_SNAPBACK}>
Меня из спецшколы в свое время чуть не выгнали, т.к. я не мог выйти на решение группы задач, хотя честно хотел это сделать. Не было бы нашей группы, учителя (который как учитель был для меня не слишком полезен, но он был и были все вокруг, кто сумел порог переступить, а я нет), я бы этот барьер не взял на том этапе. Возможно, я взял бы его позже, но это существенно снизило мою продуктивность в жизни.
Наконец, я смог. Это до сих пор воспринимается мною как интеллектуальный порог, который самостоятельно я бы не взял.
И тут тоже слово "самостоятельно" очень неоднозначно:
- я сам решил задачи (вроде, "самостоятельно")
- без учителя, задач, группы я бы этого не сделал, т.к. даже не знал бы, что такие задачи есть, что решить их реально, в том числе и мне.
Я могу и другие примеры привести - из туризма.
Пока люди не освоили каких-то преград, считалось, что они непреодолимые. Лиши меня этого знания - и эти преграды снова станут непреодолимыми. И так во всем.
Поэтому под "самостью" в обучении я понимаю мотивацию. И абсолютизировать ценность "самообучение" я не склонен.

Михаил Эдуардович, на самом деле Вы привели замечательный пример именно самореализации. Только с терминами давайте разберемся.
Я не понимаю, на каком этапе обсуждения вместо "самореализации" возникло "самообучение," против которого Вы так протестуете. Никакого самообучения при личностно-ориентированном подходе нет: есть учитель, который рамочно организует образовательную среду, есть группа детей одного или разных возрастов, есть монопредметное или интегрированное погружение.

Что здесь "само - реализация"? Во-первых, личная цель, которую ставит перед собой ученик, во-вторых, выбор содержания с которым он будет работать, в-третьих, выбор способа деятельности, который ему интересен, в-четвертых, формулировка результата, который он для себя определяет как значимый, в-пятых, рефлексия личного продвижения: какие цели ставил? получил ли планируемый результат? какие способы деятельности помогли продвинуться вперед при решении именно этой задачи, а какие не сработали и почему?

Теперь на Вашем примере. Пусть выбора содержания не было, но была общая предметная рамка - решение определенного типа задач. Все продвигались на своем уровне темпа и сложности. Вы знакомились со способами решения других ребят, но не могли их по каким-то причинам применить.
И Вы поставили свою ЛИЧНУЮ образовательную цель - освоить способы решения этого класса задач. Вы пишете о ее достижении образно, возвышенно: "интеллектуальный порог", "вершина". Так именно потому и эмоции такие яркие, и помните Вы эту историю всю жизнь, что это была Ваша личная цель, что путь ее решения Вы искали сами, что сами определили, что будет являться результатом достижения этой цели.

Это, безусловно, не самообучение, но это пример самореализации. Дело-то ведь не в предмете было, правда? Вам самому себе нужно было доказать, что интеллектуально и эмоционально справитесь с препятствием. Вот с точки зрения личностно-ориентированного обучения Ваша победа над собой и есть главный результат. А задачи, над которыми Вы бились, - средство достижения этого результата.
Михаил Кушнир ( Пользователь )
Галина Владимировна, логично и естественно в такого рода обсуждении доопределять термины, используемые участниками. В моем примере разводить самообучение и самореализацию сложно, хотя в общем случае это разные понятия:
- самореализация может выражаться в чем угодно, включая самообучение
- самообучение неизбежно связано с самореализацией, но острота этой связи может быть различна в зависимости от актуальности учебной задачи.
В моей истории конкретная задача обучения (уровень его "само" отложим а сторону, т.к. это тоже очень неоднозначно - на что я и обращаю внимание) стала проблемой самореализации ("тварь ли я дрожащая ..." :))), поэтому, действительно, эмоциональный фон остался на всю жизнь. Но, что важнее, сам факт победы и ТРУДОВОЙ опыт выхода на нее стали мощнейшим подспорьем в последующих интеллектуальных победах. Некоторые из них стали и более трудоемкими, но подходы уже были разведаны, поэтому их значение было менее ценным. Возможно, без описанного прорыва и тех бы не было.
Теперь о "гуру".
Во-первых, обращаю внимание на кавычки.
Во-вторых, я имею в виду личность, которая значима для обратной связи - оценки, - без которой обучения не существует. Рефлексия с самим собой лучше ее отсутствия, но продуктивность совместной рефлексии с заинтересованными товарищами и/или с "гуру" намного выше. Как совершенно справедливо отметил Владислав Владимирович, обучение - процесс социальный, поэтому ценность совместной рефлексии весьма высока.
Галина Фефелова ( Пользователь )
Принимается:)

А рефлексия при работе с группой или с классом именно групповая. Сначала об общем результате, а потом о личном продвижении каждого. Поэтому и в один урок не впишешься: пока все цели для себя определят, пока содержание и форму работы выберут, пока выполнят намеченное, пока представят результаты, пока каждый отрефлексирует личное приращение - очень времяемкий процесс. Потому и предпочтительны формы предметных студий, как в парк-школе, или погружений, как у нас.
Серж Андреев ( Пользователь )
Цитата (Галина Фефелова, 30.08.2011, 17:36) <{POST_SNAPBACK}>
Сергей Александрович, а Вы можете поделиться на основе своего опыта семейного обучения, какие образовательные цели ставят дети в "оставшееся" время? Было бы очень интересно.


В такой постановке вопроса я могу говорить исключительно о себе, т.к. мои старшие дети все же посещали школу (в то время я ещё не особо интересовался образованием). С "младшей старшей" был период, когда мы хотели оставить ее на год дома, чтобы она смогла нагнать два класса, но т.к. девочка провела два года в детском доме, то у нее была явно выраженная фобия в освоении любого предмета самостоятельно, хотя несколько рассказов она с интересом написала, а несколько книжек с интересом прочитала. Через год мы оставили ее в покое (перестали контролировать домашнюю работу и вообще учебу), что ни на йоту не уменьшило её успеваемости (которой, к счастью, и не было почти).

Говоря о "старшей старшей", то у нее сложно формировался интерес к чему-либо вообще, но она по природе очень амбициозна, что определенным образом компенсировало отсутствие познавательного интереса. Она была и предельно индивидуалисткой, и, одновременно, весьма "конформируюимся" индивидуумом. Участвовала в школе во всех олимпиадах, но всегда занимала где-то последние места (исключением являлся конкурс чтецов). При том в школе большую часть всяких там концертов вела именно она. Как-то поймал ее на английском языке: постоянные пятерки, но, как оказалось, ни одного английского слова из текста она не знала, кроме слова "and", которое перевела как "конец". При моем (сейчас уже понимаю, что несправедливом) возмущении сослалась на то, что их учительница английского по-совместительству мама одного из учеников и ставит им отметки просто за красивые глаза. На мое предложение поучить язык отреагировала крайне холодно. Изменения наступили после того, как ко мне приехал друг после путешествия по Европе и принципиально с ней говорил только на английском. После чего у нее что-то щелкнуло, и она пошла на курсы языка.



-----------



Говоря о себе, то школа мне мешала. А ещё сильнее мешало то, что расти пришлось в весьма неблагополучной семье и, соответственно, не то что книжки покупать - кушать иногда было нечего. Но это так - детали.

Где-то в шестом классе я у друга взял книжку о Бейсике, поломал голову недельки две и осознал некоторые базовые вещи. Пошел на кружок (преподаватель которого нужны была только для сбора денег и включения компьютера), где познакомился с ребятами, которые умели программировать. Один паренек был вообще очень продвинут - знал паскаль, си, бейсик и основы ассемблера (мой ровесник - шестой класс). Через полгода я уже знал не сильно меньше. Вот это меня и занимало. Уроки я вообще ни разу не делал класса с шестого, предпочитая выдумывать какой-нибудь алгоритм. Например, нарисовал круг на ассемблере (даже на машинном коде), используя принцип следующего квадрата, который сам вывел. Т.е. получил целочисленный алгоритм для вывода круга. Потом был интересный алгоритм для рисования линии, заливки замкнутой области (все в десятки раз быстрее, чем обычные команды Бейсика УКНЦ). Вот это и был мой интерес.
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Галина Владимировна, не могли бы Вы определить, что Вы имеете в виду под словом «цель»?!
Галина Фефелова ( Пользователь )
Ну вот, исписав сотни страниц о целях разных субъектов образования, участники обсуждения задались главным вопросом: а что же обозначает само слово "цель"?:)

Виталий Викторович, прежде всего очень рада Вас видеть на этой ветке: по-моему, теперь уже все "изгнанники" собрались вместе.
Вы задали хороший вопрос. Действительно, если речь идет не о досужих разговорах, а о реальной организации целеполагания детей (опять-таки неважно, какую форму обучения мы имеем в виду), то надо определиться с единым понятийным полем.Я,собственно, в первом своем посте еще на старой ветке сразу обозначила, что под целью я буду понимать предвосхищаемый результат деятельности.
Это одно из наиболее распространенных в современной педагогической практике значений, по крайней мере, в проектных заявках на различного рода гранты я указываю именно это определение. А поскольку гранты мы выигрываем, значит, оно"правильное.":)
Но коли вопрос возник, я думаю, есть смысл обратиться к первоисточнику.Я уже писала, что наша гимназия - одна из экспериментальных площадок Научной школы А.В.Хуторского. Андрей Викторович полагает (и я разделяю его убеждения), что в личностно-ориентированном обучении целеполагание и рефлексия - ключевые понятия. Вот фрагмент из его работы "Проблемы и технологии образовательного целеполагания":
"Согласно главному дидактическому принципу, регламентирующему личностно-ориентированный образовательный процесс, обучение каждого учащегося должно происходить на основе и с учётом его личных учебных целей.
Данный принцип опирается на врожденное качество человека - способность постановки целей своей деятельности. Великий русский учёный И.П.Павлов в своей работе "Рефлекс цели" называет акт стремления человека к цели одним из главных условий его жизни, а условием плодотворного проявления рефлекса цели считает наличие напряжения в виде определённых препятствий: "Если каждый из нас будет лелеять этот рефлекс в себе как драгоценнейшую часть своего существа, если родители и все учительство всех рангов сделает своей главной задачей укрепление и развитие этого рефлекса в опекаемой массе, если наши общественность и государственность откроют широкие возможности для практики этого рефлекса, то мы сделаемся тем, чем мы должны и можем быть, судя по многим эпизодам нашей исторической жизни и по некоторым взмахам нашей творческой силы".
Перед тем, как рассмотреть проблемы образовательного целеполагания, определим понятие цели. Имеются, по крайней мере, три трактовки этого понятия. Цель:
1) предвосхищаемый результат деятельности;
2) предметная проекция будущего;
3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
В дальнейшем изложении под целью в образовании мы будем понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который может быть внутренним или внешним, но он должен быть создан за определенный промежуток времени и его можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема.
Отметим также, что цель отличают от задачи. Задача – часть цели. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели".
Хуторской А.В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 22 августа.http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm.

Вам, как автору знаменитого интервью, да и остальным участникам дискуссии тоже, я думаю, будет небезынтересен в этой работе еще один фрагмент:
"Диагностика ученических целей проводится с помощью устного собеседования, письменного анкетирования, тестирования, наблюдений, экспертных опросов и др.
Дети уже в младшем школьном возрасте способны определять для себя не только оперативные кратковременные цели, но и выражать жизненные установки, определяющие их смысловое целеполагание. Приведем пример стратегических целей, которые названы первоклассницей Настей (6,5 лет) в качестве ответов на вопрос "Что для меня самое главное?". Время на ответы 5 минут.
• Любить животных (зверей).
• Стать взрослой.
• Жить больше.
• Быть умной.
• Быть красивой.
• Хорошо относиться к другим людям.
• Хорошо делать гимнастические упражнения.
• Достигать свои цели.
• Любить растения.
• Не губить природу.
• Работать в заповеднике, когда стану взрослой.
• Любить своих детей.
Отсутствие изначальной заданности (перечня готовых целей) для ученического целеполагания позволяет выявить действительные личностно-значимые цели ребенка с тем, чтобы составить образ его мотивированных действий и учесть этот образ при формировании индивидуальной образовательной программы. Так, анализ содержания приведенных выше целевых установок ученицы позволяет классифицировать их по следующим тематическим блокам:
1. Отношение (любовь) к живой природе (цели 1, 9, 10, 11);
2. Отношение к себе:
2.1. Цели-устремления - 2, 3;
2.2. Цели саморазвития - 4, 5, 7;
2.3. Цели по отношению к целям - 8;
3. Отношение к другим людям (цели 6, 12).
Разумеется, полученный результат не является окончательным и всесторонним образом образования ребенка; названные ученицей установки могут измениться в зависимости от условий проведения опроса, текущего состояния опрашиваемой и других факторов. Но учесть полученные данные для проектирования занятий с ребенком возможно и необходимо.
Так, при составлении индивидуальной образовательной программы этой ученицы учитываются выявленные приоритеты: к образовательным областям (природа, гимнастика), к доминирующим видам деятельности (работать в заповеднике), к отношениям с людьми (хорошо относиться), желание самосовершенствования (быть умной, красивой), способность к целеполаганию и целеустремленности (достигать свои цели)".

То есть Вы были абсолютно правы в том, что дети, даже младшего школьного возраста, имеют собственные цели, нужно только уметь их выслушать и понять, как на основе личных целей организовать обучение ребенка. Поэтому я и назвала тогда Ваше интервью "замечательным" - Вы интуитивно его выстроили на принципах личностно-ориентированного обучения. Мне кажется, именно с этого момента дискуссия на ветке перешла на иной содержательный уровень: те, кто отрицал саму возможность постановки детьми личных целей, услышали их собственный голос. И это оказалось решающим аргументом.

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+