Личный кабинет

Цели ученика, учителя, родителя в личностно-ориентированном обучении

Как научить ребенка осознавать и ставить собственные цели, не подменяя их целями взрослых? Как согласовать позиции трех главных участников образовательного полилога: ученика, родителя, учителя?
Михаил Кушнир ( Пользователь )
На Пушкина не претендую, но попробую сформулировать проблему короче :)
Не может отдельно взятый ребенок самостоятельно выбрать траекторию продуктивного освоения знаний, накопленных цивилизацией, за отведенное на общее образование время.
Построенные "умными дядями и тетями" учебные курсы, проверенные многолетними терзаниями поколений, обеспечивают возможность такого освоения, если ученик готов следовать этим курсам.
Но ученик не готов.
Проверенные курсы включают в себя некоторую долю сопротивления.
Поэтому заинтересованный ученик может эти "проверенные курсы" изучить гораздо быстрее и с большим эффектом.
Т.е. вилка между "эффективно" и "само" стоит довольно остро. Кроме просто "интересно", еще и навык учебного труда надо приобрести.

Значит, стоит задача (как я ее понимаю) - построить процесс так, чтобы ученик был заинтересован освоиться в подготовленных ему условиях, не выходя "в минус" далеко за рамки существующего объема школьных знаний по содержанию.
Как искать этот баланс между "само" и "эффективностью"?
Можно положиться на "само" и, возможно, ребенок окажется доволен (надолго ли, если его ровестники окажутся продуктивнее в жизни?). Но обеспечит ли это детское "удовольствие" необходимое стране кадровое обеспечение?
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Цитата (МЭК, 30.08.2011, 23:07) <{POST_SNAPBACK}>
Не может отдельно взятый ребенок самостоятельно выбрать траекторию продуктивного освоения знаний, накопленных цивилизацией, за отведенное на общее образование время.

Михаил Эдуардович, а стоит ли перед ним такая цель вообще? Нужно ли ему это из неких объективных соображений/обстоятельств?
Не буду цепляться к тому, что именно собирается осваивать ребёнок - "знания", или что иное, об этом можно говорить отдельно.

Хотел бы отметить необходимость уточнить - о каком возрасте ребёнка идёт речь?
Первоклассник, пятиклассник, восьмиклассник - качественно разные личности, с качественно разными собственными целями...
Александр Гольдин ( Пользователь )
Цитата (Галина Фефелова, 30.08.2011, 09:59) <{POST_SNAPBACK}>
Александр Миронович, я только сейчас начала понимать, что Вам пришлось вернуться из уже созданной и востребованной новой школьной реальности Парк-школы в прежнюю. В чем Вы черпаете силы работать в КУС, зная, что это можно делать совсем иначе?
Поймите меня правильно: я спрашиваю не из праздного любопытства. На мой взгляд, это уникальный случай личного опыта с точки зрения преподавания не просто в разных школах - в разных системах, разных мирах, по сути. И потом: Парк-школа и ее история - это значимая страница педагогического движения конца 90 -начала 2000 -х .
Многие ведь просто ушли после сворачивания школ-экспериментальных площадок : в лучшем случае - в науку, в худшем - из профессии. Что побудило Вас остаться?

За добрые слова в адрес парк-школы спасибо. Что побудило остаться в профессии... любовь к профессии, наверно :) А в чем я черпаю силы... я сейчас работаю в СУНЦ УрФУ — это не совсем школа, а точнее совсем не школа. У нас как бы есть программы, но за их выполнением никто особо уж не следит (почти по Гоголю), каждый преподаватель делает то, что считает нужным, исходя именно из задачи работы с конкретными детьми. Но всё равно, безусловно, классно-урочная система, темы, параграфы, обязательные контрольные... чувство, что служу дьяволу, есть. Терплю и стараюсь в этих условиях как-то смягчить вот эти планово-программные эффекты. У нас это возможно, хоть и не в такой степени, как в парк-школе, конечно.

Цитата (МЭК, 30.08.2011, 15:07) <{POST_SNAPBACK}>
Не может отдельно взятый ребенок самостоятельно выбрать траекторию продуктивного освоения знаний, накопленных цивилизацией

Так никто не призывает самостоятельно. Вместе со взрослыми, конечно. Но именно вместе. А "освоить знания, накопленные цивилизацией", вряд ли возможно, особенно сегодня, когда количество информации удваивается каждые 7 лет. Задача другая — научить ребенка самостоятельно двигаться (всю жизнь после школы) в мире большой культуры.
Галина Фефелова ( Пользователь )
Цитата (МЭК, 30.08.2011, 13:07) <{POST_SNAPBACK}>
На Пушкина не претендую, но попробую сформулировать проблему короче :)
Не может отдельно взятый ребенок самостоятельно выбрать траекторию продуктивного освоения знаний, накопленных цивилизацией, за отведенное на общее образование время.



Михаил Эдуардович, тут ведь дело не только в краткости, но и точности, иначе "краткость - сестра таланта" нам совсем другой родственницей будет приходиться.:)

Целям всегда предшествуют смыслы, ценности, миссии. Если смысл отвечает на вопрос "зачем," то цель обозначает предвосхищаемый результат деятельности. Образно говоря, это альфа и омега, начало и конец пути. Смысл и цель всегда (!) соположены в рамках одной парадигмы. Давайте вычленим смысл, ценности и цель на основе Вашей цитаты.

Что является ценностью при таком понимании? Знания, но не сам ребенок, он всего лишь их хранитель и носитель. Смысл образования - освоение знаний, накопленных человечеством. Цель - освоенная за период обучения определенная сумма знаний. Причем поскольку общая сумма знаний, накопленных человечеством становится все больше, то и пресловутый определенный объем все возрастает и возрастает...
Интересна ли ребенку такая цель? Очевидно, что нет. Она задана по отношению к нему извне и уже в силу этого никакой самостоятельной траектории движения не предполагает.

Честно скажу, что в молодости, после окончания классического университета, и я отдала дань увлечению этой идеей (была такая концепция литературного образования "Восхождение по ступеням культуры" с попыткой закрепить за каждым классом литературу определенной эпохи: 5 - античная литература, 6 - средневековая и т.д.).
Знаете, что меня остановило? Я увидела, что на самом деле детям этого возраста интересны совсем другие книги. ..А поскольку в плане методики, как все университетские, была первозданна, я поверила детям, а не методистам.

Теперь как соотносятся смысл, ценности и цели в личностно-ориентированном обучении?
Ценность - ребенок. Смысл - создание условий для его самопознания и самореализации. Цель - обретение ребенком собственного образа и выстраивание отношений с миром в системе лично значимых ценностей и координат.

Что означает в этой системе самостоятельность траектории продвижения? Выбор на каждом возрастном этапе личных целей: познавательных (что хочу узнать о мире), креативных (хочу создать в мире что-то свое), организационных (хочу научиться разными способами организовывать свою деятельность).
Согласитесь, что даже при общих типах целей движение каждого ребенка к самому себе будет глубоко индивидуально.

От взрослого же требуется, как сказал Сергей Михайлович еще в самом начале разговора на ветке "Цель ученика", самое главное - "научить ребенка ставить собственные цели и достигать их".
Серж Андреев ( Пользователь )
Цитата (МЭК, 30.08.2011, 14:07) <{POST_SNAPBACK}>
На Пушкина не претендую, но попробую сформулировать проблему короче :)
Не может отдельно взятый ребенок самостоятельно выбрать траекторию продуктивного освоения знаний, накопленных цивилизацией, за отведенное на общее образование время.


А сколько времени отведено? Есть практика того, как дети, занимаясь самостоятельно (по учебникам), осваивали программу средних и старших классов в общей сложности за два-три месяца (вместо девяти). Самостоятельно выбирать траекторию продукутивного освоения знаний и не нужно - достаточно для отмазки придерживаться последовательности, изложенной в учебном пособиию. Но это все - шелуха, и к действительным интересам ребенка относится мало. У ребенка свои интересы, свои причины делать то или иное. Потратив два-три месяца на освоение программы определенного класса, оставшееся время он может потратить для достижения своих целей. В школе же редкий ребенок и за девять месяцев (минус каникулы - восемь) осваивает основы. При том ему в старших классах часто приходится заново вспоминать какие-то давно забытые примитивы (проценты, дроби, даже начальные математические законы: сочетательный, переместительный, распреелительный). Это прямо указывает на бессистемность и несвязанность програм КУС.
Галина Фефелова ( Пользователь )
Цитата (Сергей Михайлович (sermivoz), 30.08.2011, 14:06) <{POST_SNAPBACK}>
Хотел бы отметить необходимость уточнить - о каком возрасте ребёнка идёт речь?
Первоклассник, пятиклассник, восьмиклассник - качественно разные личности, с качественно разными собственными целями...

Сергей Михайлович, я уже писала в ветке "Цель ученика", какими мне видятся цели детей разного возраста. А какими их видите Вы?

Цитата (Серж Андреев, 30.08.2011, 16:30) <{POST_SNAPBACK}>
У ребенка свои интересы, свои причины делать то или иное. Потратив два-три месяца на освоение программы определенного класса, оставшееся время он может потратить для достижения своих целей.

Сергей Александрович, а Вы можете поделиться на основе своего опыта семейного обучения, какие образовательные цели ставят дети в "оставшееся" время? Было бы очень интересно.
Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
Цитата (МЭК, 30.08.2011, 13:07) <{POST_SNAPBACK}>
Не может отдельно взятый ребенок самостоятельно выбрать траекторию продуктивного освоения знаний, накопленных цивилизацией, за отведенное на общее образование время.


Ясное дело.
Иванов не знает французского, Петров не умеет играть на трубе, Сидоров, наоборот, не может написать простейшего уравнения окислительно-восстановительной реакции - и что?
Где она - эта общая единая траектория осовоения, да ещё и продуктивного?
У каждого эта траектория и так своя, несмотря на все усилия принудмассшколы всех поставить в одну колею.
Несмотря на все усилия врачей, больной остаётся жив.
Так не лучше ли обратить усилия на пользу больного, а не на то, чтобы загнать его в рамки единой траектории, которой, всё равно не существует?
Если лучше - так именно для этого создана данная тема.


Цитата (МЭК, 30.08.2011, 13:07) <{POST_SNAPBACK}>
Построенные "умными дядями и тетями" учебные курсы, проверенные многолетними терзаниями поколений, обеспечивают возможность такого освоения, если ученик готов следовать этим курсам.


Ничто в мире не в состоянии обеспечить такую возможность, иначе мы с Вами умели бы одинково программировать и одинаково играли бы на гитаре одинаковые произведения.
Многолетними терзаниями поколений проверено и доказано, что принудмассшкола в любом виде оставляет человека с гулькиным носом реальных знаний и умений, и с огромным возом выброшенных на зарплату работников системы образования времени и сил.



Цитата (МЭК, 30.08.2011, 13:07) <{POST_SNAPBACK}>
Но ученик не готов.

Ясное дело.
Он же раб!
И отношение ко всему этому у него соответствующее.


Цитата (МЭК, 30.08.2011, 13:07) <{POST_SNAPBACK}>
Кроме просто "интересно", еще и навык учебного труда надо приобрести.


Есть такой рассказ, кажется, у Варшавского, про планету, где учёные по заданию правительства добились, чтобы половой акт сопровождался крайне неприятными и болезненными ощущениями, а не наслаждением.
Зачем?
Чтобы сексом занимались исключительно в целях продолжения рода.


Цитата (МЭК, 30.08.2011, 13:07) <{POST_SNAPBACK}>
Значит, стоит задача (как я ее понимаю) - построить процесс так, чтобы ученик был заинтересован освоиться в подготовленных ему условиях, не выходя "в минус" далеко за рамки существующего объема школьных знаний по содержанию.


Да, добрый рабовладелец может постараться сделать для рабов труд более привлекательным. Что и делают все "хорошие учителя", и сам я этим занимался. Вон Александр Миронович пишет, что у него остаётся стойкое ощущение служения дьяволу. Я менее склонен к компромиссом, и, когда окончательно всё понял (попозже, чем Александр Миронович), то развернулся и ушёл.

Рамки существующего объёма школьных знаний ни для кого не рамки.
Я и моя одноклассница Лена. Оба отличники или почти.
Я ни фига не знаю математики. Она - гуманитарных предметов.
Учились в одном классе, рядышком.


Цитата (МЭК, 30.08.2011, 13:07) <{POST_SNAPBACK}>
Можно положиться на "само" и, возможно, ребенок окажется доволен (надолго ли, если его ровестники окажутся продуктивнее в жизни?). Но обеспечит ли это детское "удовольствие" необходимое стране кадровое обеспечение?


Если положиться на "само", это даст, помимо прочего, ещё и тот эффект, что ребёнок будет меньше оглядываться на окружающих, и прочнее стоять на собственных ногах. У него не будет одиннадцатилетнего опыта бесконечного помыкания им и манипулирования, а будет опыт самостоятельного движения и достижений.

А вот это никак не согласуется с необходимым (только не стране, а государству) кадровым обеспечением.

Поэтому свободное образование нужно людям, а государству не нужно.
Александр Гольдин ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Корнилов, 30.08.2011, 19:33) <{POST_SNAPBACK}>
Я и моя одноклассница Лена. Оба отличники или почти. Я ни фига не знаю математики. Она - гуманитарных предметов. Учились в одном классе, рядышком.

Балабан любил повторять, что реформа (перестройка, модернизация — хоть горшком назови) школы должна начаться не с компьютеризации, не с зарплаты учителя и даже не с педагогических технологий. Она должна начаться с нравственного очищения. Надо перестать врать. Сегодня 90% школьников делают вид, что учатся, а школа делает вид, что она учит. А на самом деле все просто играют в такой ритуал, понимаете? И врут. Делают вид. Я даже когда-то статью написал на эту тему (Пора перестать лгать! // Управление школой (прил. к газ. «Первое сентября»). — 2000. — № 40.).
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Цитата (Галина Фефелова, 31.08.2011, 02:36) <{POST_SNAPBACK}>
Сергей Михайлович, я уже писала в ветке "Цель ученика", какими мне видятся цели детей разного возраста. А какими их видите Вы?

Ребёнок приходит в школу ещё со «впитывающим сознанием» и его целью пока остаётся непосредственное исследование/освоение мира.
Он накапливает опыт, и «вдруг» понимает, что не обязательно весь опыт приобретать самому, можно пользоваться опытом других. Самое счастливое время для учителя – ребёнок хочет учиться.
Но счастье, как всегда, быстролётно. Очередное «вдруг», и он осознаёт себя как отдельную личность, самоценную и пр. И его стремлением становиться найти/утвердить своё место в этом мире.
И тут уж учёба становится постылой обузой.

Галина Фефелова ( Пользователь )
Цитата (Александр Гольдин, 30.08.2011, 18:06) <{POST_SNAPBACK}>
Балабан любил повторять, что реформа (перестройка, модернизация — хоть горшком назови) школы должна начаться не с компьютеризации, не с зарплаты учителя и даже не с педагогических технологий. Она должна начаться с нравственного очищения. Надо перестать врать.


Александр Миронович, это очень важно и очень сложно. По целому ряду причин.

Во-первых, одна из самых тяжелых профессиональных деформаций учителя - это низкая культура рефлексии. Он, собственно, и не играет даже - просто не задумывается над тем, что происходит на самом деле.
И складывается это "бездумье" исподволь, медленно. Кем-то разработанные методички, по которым можно и не готовясь вести урок. Сверху спускаемые бесконечные отчеты, в смысл которых вдумываешься только первое время, а потом пишешь отписки на "автомате." Тесты ЕГЭ, которые направлены на бездумное натаскивание...
В этом очень сложно сохранять остроту рефлексирующей мысли. Так что прежде чем перестать врать, надо остановиться и понять,что "живешь по лжи".

Во-вторых, давайте будем справедливыми: а что, ложь бравит бал только в профессиональном учительском мире? Она льется бесконечным потоком отовсюду: из масс-медиа, с государственных трибун, из лозунгов разномастных партий.
И это еще одна проблема: а кому нужно признание во лжи в мире, где лгут все?

И, наконец, где критерий правды и лжи в педагогическим мире, построенном на символе веры, на субъективном чувстве?
Вот финал нашумевшей статьи Д. Быкова "Сентябрь. Достать чернил и плакать."
"Противопоставить этим печальным вещам мы можем только одно: государство никогда нас уважать не станет, общества нет — но у нас есть прочная, проверенная профессиональная корпорация. Мы нужны друг другу, рыбак рыбака видит издалека, мы должны ощущать себя тайным обществом, привилегированным классом, орденом меченосцев, если хотите (таких красных, аквариумных). Мы последний оплот, последнее препятствие на пути в пропасть дикости, куда страна сползает все быстрее. Важнее нас в сегодняшней России никого нет — потому что мы последние, кто работает не за деньги. Мы не просто так спешим по ледяным улицам (и часто в такие же ледяные классы). Мы единственные, кому действительно нужен вон тот, забитый, на «камчатке» — тот, у кого иногда, когда мы читаем вслух стихи, мелькает в глазах что-то такое.
Не дадим ему пропасть. Господь нас не оставит."

Посмотрите, как сталкивается гольдинское ощущение "богооставленности" ("чувство, что служу дьяволу, есть") и быковское "богоизбранничества"(Господь нас не оставит")
И тот, и другой, на мой взгляд, предельно искренен. Где ложь и где правда?

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+