Личный кабинет

Цели ученика, учителя, родителя в личностно-ориентированном обучении

Как научить ребенка осознавать и ставить собственные цели, не подменяя их целями взрослых? Как согласовать позиции трех главных участников образовательного полилога: ученика, родителя, учителя?
Галина Фефелова ( Пользователь )
Фридриху Шиллеру принадлежит замечательный афоризм: «Человек вырастает по мере того, как растут его цели». Заметьте: его собственные цели, а не навязанные из самых лучших побуждений родителями и учителями.

Казалось бы, даже на уровне здравого смысла такое понимание предполагает необходимость индивидуальных (личных) целей ученика в школьном образовании. Однако парадокс состоит в том, что и сегодня эта мысль не для всех очевидна. Она вызывает самый широкий диапазон реакций: от недоумения и даже неприятия этого утверждения как абсурдного до признания его краеугольным камнем современного образования.

Очевидно, однако, что идея индивидуального целеполагания ученика может существовать только в определенной системе педагогических координат, в рамках образования, цель которого создать условия для наиболее полной самореализации ребенка, наиболее полного развития тех социально и ценностно значимых задатков, что даны ему природой.

Дискуссия в ветке «Цель школьного образования (цель ученика)» позволила увидеть, что на виртуальном педсовете немало участников, которым близок этот подход в образовании. И что еще более важно: их опыт очень разнопланов и многообразен. Это и педагоги, стремящиеся к обновлению института современной массовой школы, и представители альтернативных педагогических движений, и «образовательные фрилансеры», и родители, занимающиеся семейным обучением своих детей.

Было бы очень интересно попытаться через обсуждение осмыслить и объединить этот опыт, выделить точки пересечения, найти ответы на общие вопросы и проблемы.

Например, такие:

Какие вообще индивидуальные образовательные цели может ставить ребенок?

В каком возрасте это происходит на интуитивном уровне, а в каком осознанно и осмысленно?

Меняется ли «дерево целей» ученика по мере его взросления? И каким именно образом «растут» его цели – количественно? Или качественно – углубляясь и усложняясь?

Как учителю или родителю согласовать в формате общего занятия индивидуальные цели группы детей или целого класса?

Как координировать цели ученика, родителя, учителя, даже если соединены ценностными основаниями? А как быть, если во взрослой паре «родитель - учитель» нет этого единства?




footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+