Личный кабинет

Компьютерные технологии в географии

Владимир Мартемьянов ( Пользователь )
Ау, есть ли географы, которым интересно обсудить новинки в этой области? Я занимаюсь разработками компьютерных моделей для уроков в разных технологиях.
Создано свыше 100 программ. Но что-то случилась остановка в новых направлениях и идеях. Может у кого - то есть свежие направления и мысли?
Владимир
Сергей Ларичев ( Пользователь )
ИМХО, исключительно ИМХО.

На мой взгляд, компьютерные мультимедиа не облегчают, а расширяют возможности урока. Т.е.− усложняют задачи учителя, обогащая его профессиональную палитру.
Конечно, можно и микроскопом гвозди забивать. Пару недель назад беседовал с внуком соседским, приехавшим погостить. "Географичка проверит "домашку", даст задание и включит на экран "Кирилла и Мефодия". А у меня у самого эта энциклопедия есть!". Понятно, если предмет ведет человек, которого загрузили географией, т.к. учить некому, то ничего другого из компьютера он и не стремится извлечь.

Наверное, всю компьютерную составляющую географии можно разделить на две части: для работы учителя и для работы ученика. Но можно и на три: для работы на уроке, для обязательной внеурочной работы и дополнительные материалы. Получается такая матрица 2Х3. И для каждой позиции должен быть свой набор продуктов. (Можно еще подготовить кейс для проверяющих и прочих спектаклей. Но это уже другая тема)

Содержание каждого раздела определяется самим учителем, его видением и пониманием предмета, тем, где, когда и как он расставляет "реперные точки" курса и выстраивает его траекторию, да и многими другими объективными и субъективными факторами.

Но в любом случае, на мой взгляд, сейчас при изучении географии (в особенности − географии!) возникает два главных фокуса: урок и сайт учителя-предметника (по существу виртуальный кабинет географии). Через сайт возникает интерактивное общение учителя с учениками. Если в докомпьютерную эпоху учитель, с помощью методических ухищрений, руководил процессом познания (так сказать − "менеджмент познания") только на уроке, то с помощью сайта это можно делать и на других этапах учебного труда: самостоятельном выполнении домашнего задания и внеклассной работе по предмету. Сайт поможет упорядочить учет знаний и достижений ребят (и по количеству, и по качеству, и по времени) и сделать это максимально открытым. Именно на сайте можно сосредоточить все свои (и заимствованные) компьютерно-педагогические опусы по разным направлениям работы.

Поэтому разработку "типового сайта учителя географии" я бы поставил во главу угла заявленной темы.
Я сам уже давно думаю об этом. С тех пор, как появился у меня компьютер. А так как это произошло уже на пенсии, то и досуга у меня было больше. Но всё же компьютерную диалектику учил я не только не по Куну, да и не по Гегелю, а "самотыком", потому даже не знаю, как к этому подступиться. Хотя некоторые материалы для базы данных сайта уже поднасобирал. И общую архитектуру в голове держу. Так что, если кто на "подвиг сподвигнется", то к вашим услугам, господа!

Но по поводу компьютерного обучения у меня мнение очень противоречивое. Да, сейчас я могу показать как выглядит любой примечательный клочок Земли: хоть мыс Горн, хоть Марианскую впадину. Могу в реальном времени смотреть на извержение Везувия. Но не кажется ли вам, коллеги, что компьютер стал стеклом, отгораживающим мир реальный от ребят?

Рядом с нашим кабинетом географии расположен кабинет химии. Но в нашем углу только запахи из соседнего туалета (очень незначительные, к слову). А вспомните, было время, когда кабинет химии можно было в любой школе найти с закрытыми глазами по ароматам химических реактивов. И не делают нынче опыты не только потому что лабораторные работы по химии − это дорого, хотя и наглядно, но это очень сложно. Зато все заморочки легко снимаются компьютерными мультимедиа. Помню, что когда проходили практические лабораторные по физике, об этом знала вся школа: шарики и пружинки прыгали по коридорам. А сейчас все это просто "моделируют" на экране.

Никакой компьютер не сможет и не должен заменять практические работы на местности. Определение длины своего шага, определение азимута, составление плана школы, пусть и с привлечением спутниковых снимков, -- все это должно быть в реале, на земле. Ту порнографию, что мы называем "Дневник погоды" (я говорю это про городские условия), конечно, нужно сменить на мониторинг приличных (отнюдь не только ГисМетео) метеосайтов, но основные метеоэлементы ребята должны прочувствовать своим телом: глазами, ушами, обонянием и осязанием, и, под руководством учителя, соответственно измерены приборами и отрефлексированы. Практические экскурсии необходимы во всех классах, в том числе и старших. Администрация школы должна это знать и принять/смириться, как с неизбежностью.

Да! В заключение: ни в коем случае нельзя совмещать сайт учителя с сайтом классного руководителя − это две совершенно разные песни, у каждой свои слова, свои интонации и мелодика.
Любовь Шапель ( Пользователь )
Уважаемый Владимир, я являюсь экспертом и членом метододического совета сообщества учителей географии на портале "Сеть творческих учителей". Главная цель: накопление и систематизация опыта использования ИКТ на уроках географии и в дистанционном обучении. Приглашаю Вас к нам в сообщество http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no...6&tmpl=com.. Поделитесь своим опытом. С уважением, Шапель Любовь Николаевна.
Владимир Мартемьянов ( Пользователь )
[quote name='Шапель Любовь Николаевна' date='25.08.2011, 11:34' post='205873']
Уважаемый Владимир, я являюсь экспертом и членом метододического совета сообщества учителей географии

По вашей ссылке выход на рекламу!

[quote name='Ларичев С.В.' date='24.08.2011, 12:50' post='205659']
ИМХО, исключительно ИМХО.

На мой взгляд, компьютерные мультимедиа не облегчают....

Речь идёт не о сайтах а о компьютерных программах для проведения уроков, когда ребята работая на уроке географии в этих программах создают, исследуют модели природы.

А работу на реальной метеостанции я заменил работой на виртуальной станции, когда измерения производятся виртуальными приборами, а данные можно обрабатывать в электронных таблицах в графики.
Наталья Черных ( Пользователь )
Я бы сказала так - вопрос спорный, как палка о двух концах. Да, применение ИКТ на уроках, мероприятиях - это своеобразное облегчение работы учителю, т.к. можно самому не делать, а скачать в Интернете. И при этом можно и особо не усердствовать - проверять что и как. А с другой стороны - чтобы не было как у всех (типа энциклопедии Кирилла и Мефодия) надо потрудиться, сделать своё, необычное, новое.
Ирина Никифорова ( Пользователь )
Цитата (Наталья Черных, 09.04.2012, 09:24) <{POST_SNAPBACK}>
Я бы сказала так - вопрос спорный, как палка о двух концах. Да, применение ИКТ на уроках, мероприятиях - это своеобразное облегчение работы учителю, т.к. можно самому не делать, а скачать в Интернете. И при этом можно и особо не усердствовать - проверять что и как. А с другой стороны - чтобы не было как у всех (типа энциклопедии Кирилла и Мефодия) надо потрудиться, сделать своё, необычное, новое.

Уважаемая Наталья Витальевна,согласитесь,что ИКТ технологии необходимо вводить не вместо, а наряду с другими технологиями.

Цитата (Наталья Черных, 09.04.2012, 09:24) <{POST_SNAPBACK}>
Я бы сказала так - вопрос спорный, как палка о двух концах. Да, применение ИКТ на уроках, мероприятиях - это своеобразное облегчение работы учителю, т.к. можно самому не делать, а скачать в Интернете. И при этом можно и особо не усердствовать - проверять что и как. А с другой стороны - чтобы не было как у всех (типа энциклопедии Кирилла и Мефодия) надо потрудиться, сделать своё, необычное, новое.

Уважаемая Наталья Витальевна,согласитесь,что ИКТ технологии необходимо вводить не вместо, а наряду с другими технологиями.
Любовь Ревуцкая ( Пользователь )
Я согласна с высказыванием , что компьютер не может заменить практической работы на местности.Дети должны уметь делать это сами.Развивать свои навыки и умения на местности.

Работа на уроке с мультимедиа- это интересно.наглядно, современно.Уроки получаются интересными,увлекательными,разнообразными.Есть возможность совершить заочное путешествие в любую страну мира.
Людмила Дорохина ( Пользователь )
Здравствуйте, коллеги!
Есть ли географы, которые занимаются в рамках новых образовательных стандартов ЭОРами. Для меня это важно!
ЛИДИЯ СЕЛИВАНОВА ( Пользователь )
Здравствуйте, коллеги географы.Работа на уроке с мультимедиа- это интересно.наглядно, современно.Уроки получаются интересными,увлекательными,разнообразными.Есть возможность совершить заочное путешествие в любую страну мира. Учащиеся 8-9 классов сами с удовольствием создают презентации по заданным темам, работая на опережение. Очень интересно смотреть за учениками, когда они сами стараются преподнести материал, который они проработали и уже точно не забудут о чем этот материал, хоть через месяц спроси, они его помнят. Конечно заменить полностью работы с пользованием ИКТ нельзя, практические занятия они тоже очень ценны. А что делать если школа расположена вокруг многоэтажек и какое здесь изучение местности?
Людмила Протасова ( Пользователь )
Мультимедиа довольно хорошо помогает в подготовке к урокам. Уроки насыщенны наглядностью, визуальны и интересны для учащихся.

Цитата (Людмила Дорохина, 11.04.2012, 15:07) <{POST_SNAPBACK}>
Здравствуйте, коллеги!
Есть ли географы, которые занимаются в рамках новых образовательных стандартов ЭОРами. Для меня это важно!


В рамках образовательных стандартов ЭОР делаем попытки, но пока уровень подготовки недостаточен. Протасова.Л

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+