Личный кабинет

Технология работы в парах . . П А Н А Ц Е Я . . для решения всех проблем образовательного процесса. . Нажмите на эту "скрепочку" ==>>

Слово "панацея" в русскоязычной культуре давно стало клеймом зазнайства и сумасшествия. Оно используется одновременно как неоспоримый аргумент и как окончательный приговор чему угодно. В этой теме мы пробуем с этим разобраться детально
Вячеслав Рязанов ( Пользователь )
Цитата (Ольга Евстифеева, 17.02.2012, 01:01) <{POST_SNAPBACK}>
... Все по Соловейчику - три силы, которые заставляют ученика учиться: в начальной школе – сила послушания, в средних классах – сила интереса, в старших – сила цели. Вот с интересом у нас хорошо получалось на соответствующем этапе, а силу цели вырастить не смогли….


Рад Вашему появлению здесь, Ольга Васильевна! Все Вы пишете правильно, со знанием дела.
А чего же все-таки, на Ваш взгляд, не хватает для выращивания "силы цели"?
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Ольга Евстифеева, 17.02.2012, 01:01) <{POST_SNAPBACK}>
Думаю, что это иллюзия...

ГО: Да, так и оказалось...))) В самом деле я себе этого не представлял. Спасибо Вам большое-при-большое, Ольга Васильевна!

Цитата (Ольга Евстифеева, 17.02.2012, 01:01) <{POST_SNAPBACK}>
Просто все должно быть в разумных пропорциях – учение/творение; границы/свобода...

ГО: Ага. Я бы даже сказал "в гармоничных пропорциях".

А теперь я присоединяюсь к вопросу Рязанова про "силы цели" и хочу спросить немножко иначе, - может быть, не получилось именно потому, что думали не ту мысль "сила цели"? Может быть, - чтобы получилось, - нужно думать другую мысль "зажечь уже наполненный факел"? (по-Шаталову))) ) Может быть, правильная мысль "вырастить интерес"? Хоть к чему-нибудь? Ну, не "к чему попало", - это понятно, на то и учитель тут...)))

Наблюдая за детьми уже много лет, я пришёл к выводу, что главный результат воспитания успешного человека, - не погасить в нём зародыши интереса, которые в каждом ребёнке есть изначально. И пусть он "хочет" всё, что угодно! Лишь бы хотел по-настоящему! А чтобы не "хотел" что попало... Ну, и так далее.

Я чуть-чуть разверну мой вопрос побольше. Любой тренер (коучер) в группе первым делом говорит "возьмите бумажку и напишите Ваши цели!", - это бред. С целями у людей (и у меня в том числе) большие трудности... Я не знаю моих целей... Они то есть, то их нету... Они то "вот такие", то "совсем не такие"...)))

Ещё есть такая фишка у тренеров "повесьте на стенку большой плакат океанского лайнера, на котором Вы хотите поехать в путешествие вокруг Европы и смотрите на него утром и вечером!", - фигня полнейшая!

Это я называю внешней мотивацией, то есть мотивацией "ради чего-то, лежащего вне меня", - найти хорошо оплачиваемую работу, выгодно выйти замуж, купить "вот такенное" платье, - всё это внешние мотивы, они работают краткосрочно и требуют постоянной подкачки.

Тренеры всю эту ерунду называют самомотивацией. Она очень близко лежит рядом с самовнушением.

А есть настоящая внутренняя мотивация, которая в человеке не угасает ни под каким проливным дождём. И когда она есть, тогда и учёба спорится и в радость. И вообще, тогда любое дело не в тягость и нет усталости. Вот что это такое? У меня есть кое-какие предположения, но я хочу послушать Ваше мнение. Можно?
Ольга Евстифеева ( Пользователь )


Нууу, Вячеслав Александрович и Григорий Олегович, у кого ж есть конкретный рецепт?.....


ГО: А теперь я присоединяюсь к вопросу Рязанова про "силы цели" и хочу спросить немножко иначе, - может быть, не получилось именно потому, что думали не ту мысль "сила цели"? Может быть, - чтобы получилось, - нужно думать другую мысль "зажечь уже наполненный факел"? (по-Шаталову))) ) Может быть, правильная мысль "вырастить интерес"? Хоть к чему-нибудь? Ну, не "к чему попало", - это понятно, на то и учитель тут...)))

О.В. Абсолютно верно, так. Потому что парное обучение все-таки больше направлено на эффективное усвоение стандарта – никуда от этого не уйдешь – и его первая задача – помочь детям усвоить то, что иным способом не очень-то и усваивается. Здесь интерес «побочный продукт» (если возникает). Потому мы обратились и к другим методам. А как известно, одно приобретешь, другое потеряешь…. ну или «ежели в одном месте чего и прибудет, в другом столько же и убудет».

Г.О. Наблюдая за детьми уже много лет, я пришёл к выводу, что главный результат воспитания успешного человека, - не погасить в нём зародыши интереса, которые в каждом ребёнке есть изначально. И пусть он "хочет" всё, что угодно! Лишь бы хотел по-настоящему! А чтобы не "хотел" что попало... Ну, и так далее.

О.В. Ряд авторских школ и работают «от интереса» детей. Есть очень интересная книга А.Нилла Воспитание свободой (возможно читали), она о том же. Лаборатория вероятностного образования - А.М.Лобок, развитие творческой одаренности – А.В.Хуторской, лицей «Ковчег» - Р.И.Курбатов (я поразилась, как просто (но и не просто) и как мудро они формировали свои программы обучения)…. Но это исключения. Массовым такой опыт никогда не станет. Но я все равно верю, что какие бы рамки школе не ставили, думающий и неравнодушный учитель найдет способы поддерживать интерес детей. Только ведь он у всех разный и в рамках одного предмета под своими знаменами всех не сохранишь. Был у нас один (вообще-то не один) интересный мальчик. Учился играючи, возможностями обладал (да и сейчас конечно обладает) прекрасными, помимо цепкой памяти умел интересно мыслить, читаемую страницу ему достаточно было «просканировать» глазами по диагонали, язык усваивал вообще мимоходом, а главное, все вроде делал с интересом, но в определенных границах. Предпринимались нами разные попытки, чтоб какой-то интерес в нем закрепился, чтоб «захотел по-настоящему»…. Но он «знал одной лишь думы всласть, одну, но пламенную страсть» - футбол. После школы поступил на экономический факультет, держал первый рейтинг по ВУЗу, сейчас уж благополучно его закончил. Вырос ли в нем интерес к чему-то (внутренняя мотивация), что бы приобрело силу цели – не знаю, связь с ним утратила.

Г.О. Я чуть-чуть разверну мой вопрос побольше. Любой тренер (коучер) в группе первым делом говорит "возьмите бумажку и напишите Ваши цели!", - это бред. С целями у людей (и у меня в том числе) большие трудности...

О.В. Согласна абсолютно (за исключением тех случаев, когда конкретно знаешь, что хочешь от этого тренера/тренинга получить). Но таким образом они подталкивают людей к попытке осмысления «чего хочу», т.е. целей. У ряда авторов разных педагогических концепций есть разработанные подходы по обучению школьников целеполаганию. Но чаще всего речь об образовательных целях настоящего этапа (урока, темы). У А.В.Хуторского (Современная дидактика, Развитие одаренности школьников) свои методы и подходы к формированию умений у детей осмысливать свои потребности и ставить цели. Но насколько это эффективно в детстве? Да и у взрослых…
В жизни какой процент (где-то читали - 95%) плывет по течению? И только остальные ставят себе цели, которые «по-настоящему».


Г.О. А есть настоящая внутренняя мотивация, которая в человеке не угасает ни под каким проливным дождём.

О.В. Это мечта, переросшая в силу цели, которая затем подчиняет себе все (я так думаю). Увы так мечтать умеют далеко не все… Откуда она берется….перефразируя известное - все бесцельно живущие плывут одинаково, все, живущие целью, обретают ее по-разному и плывут в разных потоках.



Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Рязанов Вячеслав Александрович, 17.02.2012, 17:37) <{POST_SNAPBACK}>
А чего же все-таки, на Ваш взгляд, не хватает для выращивания "силы цели"?

ГО: По моим эмпирическим наблюдениям над самим собой получается, что сила цели (во мне - про других могу лишь делать предположения) возникает тогда, когда у меня появляется моя собственная идея. Она, конечно, всегда не полностью "моя", - в какой-то мере её помогает кто-то внешний выродить... Но "искра эврики" проскакивает именно у меня самого! Тогда факел зажигается и горит устойчиво. Например. Как я втюхался в парное обучение? (...)))...)

Дело было так. Я учился на курсах повышения квалификации... (расскажу кратко, без подробностей). В группе 30 инженеров со стажем работы примерно пять лет, то есть все молодые, умные. Курсы очные, времени достаточно, чтобы учиться. Кандидат наук каждое утро, - на первой паре! - шесть дней в неделю, два месяца подряд читает "самый главный" курс этой специальности. Проходит неделя, - я ничего не понимаю. Спрашиваю у коллег - они тоже не врубаются. Проходит ещё неделя - та же картина. Проходит два месяца, перед зачётом - та же картина. Вот тогда я и сказал себе "о! это нужно прекратить! если не я, то кто же!???" и занялся педегогикой всерьёз. Через пять лет на моём Пути случайно (?) встретился Соколов А.С., сотрудник лаборатории Архиповой В.В., который рассказал мне о парном обучении.

Аналогично было и с иняз-спортом. Приехал жить на постоянно в Германию с нулём немецкого. Попробовал мои студенческие способы изучения английского, - ни фига! всё вываливается из меня через пять минут! ничего запомнить не получается никаким способом. Я загрустил. У меня было на руках направление на шесть месяцев бесплатно на курсы немецкого. Я подержал его дома неделю и отнёс обратно, сказал "не, я туда не пойду". И собрал у себя дома группу таких же несчастных, которые имели ноль памяти. К тому времени я уже семь лет профессионально владел парным обучением. Я посадил нас всех в пары и!... Мы стали изобретать по ходу дела. Через пять лет я начал продавать в сети иняз-тренировки.

Григорий Перельман отказался от премии в размере $1 млн, присужденной ему за доказательство гипотезы Пуанкаре. В сети есть хорошее видео об этом, - в нём его учитель рассказывает, что Гриша ходил к нему в математический класс, был очень сильным учеником. На олимпиаде рассчитывал надёжно на первое место, но... Тогда он засучил рукава и... На следующей олимпиаде рассчитывал надёжно на первое место, но... Тогда... И так далее... Восемь лет он потратил на доказательство и ещё 10 лет на ожидание признания этого доказательства.

Мой сын вернулся из армии, начал немножко делать бизнес (1988). Говорит мне "папа, хочу купить авто, не хватает вот столько-то, дашь?". Я был кооператором, у меня в шкафу лежало намного больше, чем ему было нужно. Я сказал "знаешь, (а он знал) у нас в кооперативе есть деньги, но нас же трое, да и деньги все в обороте, вынуть их я не могу". Через некоторое время я приехал к нему в гости, он встретил меня на "Жигулях", - очень гордился! А отказ мой вспоминает мне до сих пор. Но это не конец истории. Когда его сыну было три года, он звонит мне и говорит "папа, посоветуй, что делать? не знаю, как его воспитывать, - на какую игрушку ни покажет пальцем, тут же она у него есть! Что делать?". Я рассмеялся от всей души! А он всё понял.

Но тут нужна точная мера... Помните "Финансист. Титан. Стоик"? Там такой "эксперимент" закончился трагически. И ещё одна "мелкая" трудность есть в этом деле, - нужно владеть этим искусством, а вот этого я не люблю. Мне хочется иметь технологию, чтобы обходиться без этой тонкой материи. Хотя, пожалуй, у этой задачки есть простое решение, - в парах обучить всех детей этому искусству.
Людмила Громакова ( Пользователь )
Цитата (Ольга Евстифеева, 17.02.2012, 01:01) <{POST_SNAPBACK}>
Но вот дети доросли до 9-10-11 класса. Опытные стали, поняли, какой это труд – делать все (добывать знания) самому и стало проявляться следущее:

- время от времени раздавалось в классе: «а давайте вместе это сделаем…, а лучше вы объясните….» и т.п.

- работа в паре стала менее ответственной, более поверхностной, наступил период уставания;

- выделились те, кто хотел работать просто индивидуально, не объясняя ничего и никому, но самому быстрее дальше идти,

- выделились те, кто при отличных способностях и возможности работать в своем темпе (ограничений не ставилось, можешь завершить программу за полгода – ради бога) никуда не торопился и работал на уровне гораздо ниже своих возможностей. Мотивы затухали… и тогда требовалась смена декораций и сценария: проекты, творческие мастерские и проч.

И все-таки, при этом, парное обучение, КСО пока лучшая альтернатива. На этапах сил послушания и интереса работает гораздо продуктивнее, кто попробовал, уже к фронтальному возвращаться не хотел. Просто все должно быть в разумных пропорциях – учение/творение; границы/свобода;

Мне понятны и близки Ваши мысли: новизна, интерес-двигатели учебного процесса, но период уставания, также имеет место в парной технологии. В начале дети с удовольствием начали осваивать работу в парах, затем появились те, кто хотел идти дальше, опережая всех и не желая делиться с другими своими мыслями. Это в сильном классе наблюдала такую картину. Что пришло в голову?
Дать ученику возможность обогнать всех своих одноклассников и перейти к изучению материала следующего класса, чтобы помочь мне, учителю, подтянуть "слабо успевающих детей" , Учащихся в старших классах. На лицо - удовлетворение личностных потребностей в лидерстве. Появилась возможность доказать свое право быть истинным лидером, вложив усилия в учебную работу. Это полезно: легко не будет, но амбиций возможно станет меньше, а осознание своей пользы больше, чем осознание своего превосходства. Психология парного взаимообучения- это, наверное отдельная тема.
Ольга Евстифеева ( Пользователь )
Цитата (Громакова Людмила Николаевна, 01.03.2012, 16:59) <{POST_SNAPBACK}>
Что пришло в голову?
Дать ученику возможность обогнать всех своих одноклассников и перейти к изучению материала следующего класса, чтобы помочь мне, учителю, подтянуть "слабо успевающих детей" , Учащихся в старших классах. На лицо - удовлетворение личностных потребностей в лидерстве. Появилась возможность доказать свое право быть истинным лидером, вложив усилия в учебную работу. Это полезно: легко не будет, но амбиций возможно станет меньше, а осознание своей пользы больше, чем осознание своего превосходства. Психология парного взаимообучения- это, наверное отдельная тема.


Да, Людмила Николаевна, Вы правы.

Именно так мы и поступали. Были дети, кто отрывался от класса по всем предметам и мы не сдерживали их, позволили им переходить в следующий класс, были и такие, кто переходил только по одному-двум предметам. И тут оказались свои подводные камни, не все из них мы были в состоянии предусмотреть. К тому же очень многое зависит от личности самого ребенка. ДЛя некоторых большой отрыв от класса стал "демотиватором", им стало скучно в одиночку на такой большой дистанции от всех. У других (кто перешел в другой класс)акценты сместились от учения к упрочению собственного социального статуса. Не у всех, конечно. Нашей проблемой было то, что это не носило массовый характер - т.е. ВСЯ школа не переходила на разновозрастные группы. Попытки предпринимались, но слишком много разных факторов в нашем случае сыграли отрицательную роль, включая и наши собственные сомнения - то ли мы делаем и туда ли идем.

Хотя я уверена, что шли "туда".

Что касается психологии парного обучения, абсолютно с Вами согласна. Но думаю, многих проблем можно избежать, если парное обучение станет не "социализмом в отдельно взятой стране", а нормой школы, тогда у коллектива появятся идеи, как избежать проблем, обозначенных выше.... или я оптимист (т.е."плохо информированный" пессимист)?
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Ольга Васильевна Евстифеева, 01.03.2012, 17:50) <{POST_SNAPBACK}>
...многих проблем можно избежать, если...

ГО: Здесь у нас, в нашем подразделе форума, есть ещё тема "Процесс жизни парной школы". Я думаю, что там уместнее продолжить эту веточку разговора, - там мой ответ. Вообще, я бы попросил заинтересованных коллег прерваться не на долго в этой теме и поработать, - то есть сообща подумать, - в той теме. Спасибо за понимание.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Сюда я перенёс ответ на сообщение, которое было сделано в теме "Технология парного обучения - Дистанционное взаимное обучение", поскольку разговор ушёл слишком далеко от темы, а в данной теме он как раз в самый раз.

Цитата (Громакова Людмила Николаевна, 08.04.2012, 17:23) <{POST_SNAPBACK}>
Парное обучение, может помочь ученику стать прихожанином в этом храме.

ГО: Спасибо, Людмила Николаевна, спасибо! Всё правильно. Только тут есть мелкая деталь-подробность... Сначала Захаров А.А. написал сообщение, -

Цитата (Аркадий Аркадьевич Захаров, 17.12.2011, 21:21) <{POST_SNAPBACK}>
Приглашаю обсудить тему виртуальной школы в парном обучении.

- и приложил к нему файл "Виртуальный_класс_Word2-1.doc". Я читал-читал этот файл - ничего не смог понять, - что, куда, зачем? На это сообщение Личик А.А. ответил, -

Цитата (Александр Анатольевич Личик, 06.03.2012, 22:17) <{POST_SNAPBACK}>
Тогда целью нашей деятельности может выбрать такую модель, которая позволит каждому ученику и учителю найти себя, как говориться, научиться учиться, понять красоту знания...??? Уважаемые коллеги, как считаете вы???

ГО: И это тоже правильно, но при чём тут дистанционное взаимное обучение? Если оно тут "при чём", тогда надо как-то это объяснить и связать понятным образом.

Вот, например, я перенёс ответ на Ваше сообщение в тему "Панацея". Почему именно в эту тему? Я могу это объяснить очень просто, - потому я это сделал, что Личик пишет про красоту знания, а Вы написали о том, что парное обучение поможет ученику войти в храм знания. Вот я и перенёс этот разговор сюда, - здесь мы обсуждаем вопрос о том, является ли парное обучение панацей для школы или не является. Вот тут, если хотите, можете продолжить.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Лариса Пасечникова, 16.05.2011, 16:04) <{POST_SNAPBACK}>
Господин Громыко! Панацеи от всех бед не бывает, как и не бывает единственно правильной образовательной технологии. Все замыкается на личности учителя.

ГО: Понимаете ли, какое дело... Личность учителя... Хммм... Это уверенность самих учителей? Они уверены, - как и Вы, - в том, что на них всё замыкается? Да, легко в это верю, - в то, что они в этом и уверены, и в это верят! Как и множество других разнообразных групп людей, которые про свою группу в чём-то таком же твёрдо уверены.

А вот тут мне от очень мною уважаемого человека влетели результаты исследований. Потратьте, пожалуйста, три минут и прочтите это внимательно. В книге Симона Соловейчика "Учение с увлечением" (публикация 1985 года) читаем:

===
"Американский социолог Коулмен Джеймс и его сотрудники провели грандиозное исследование. Они изучили работу шестисот тысяч учеников. Они хотели раз и навсегда ответить на вопрос: что больше всего влияет на успеваемость учеников — квалификация учителя, затраты на одного ученика, уровень развития остальных учеников в классе? Или, скажем, количество книг в школьной библиотеке?

Это интересный вопрос. Можно подумать над ним — как бы ответили мы? Результаты исследования оказались однозначными. Все важно — и квалификация учителя, и оборудование кабинетов… Но больше всего — класс!

Успеваемость, жизненные планы, развитие товарищей по классу важнее, чем затраты средств на одного учащегося, число учеников в классе, количество книг в библиотеке и даже квалификация учителя. И чем меньше развит ученик, тем больше его успеваемость зависит от окружения в классе.

Если все вокруг нас стараются учиться, болеют за свои отметки и знания, берутся решать задачи потруднее, хорошо отвечают у доски, много читают, то и мы поневоле начинаем тянуться. То, что интересно всем, интересно и каждому..."
===

Отсюда вовсе не следует, - и я далёк от такой мысли!!! - что личность учителя не играет роли. Играет. Но совсем не такую, о какой говорите Вы.

Теперь про панацею. Расхожее "не бывает от всех бед" - просто штамп. И про "единственно правильную" - тоже штамп. А технология парного обучения создаёт высококачественный коллектив. Всегда создаёт. Неукоснительно создаёт. Чем я могу это доказать? У меня нет, - и их нигде нет, - фундаментальных исследований об этом, опубликованных в "солидных, уважаемых" журналах. У меня есть всего лишь мнения сотен учителей, которые я аккуратно собираю с 1988-го года. Я доверяю им. Они не врут. Они говорят, что так есть. И мне этого достаточно для уверенности в том, что технология создаёт коллектив, - дружный и желающий учиться.

При этом если в этом коллективе есть ещё и качественный учитель, то это будет в плюс. А если учитель будет не очень качественный, но будет соблюдать технологическую дисциплину, то процесс сам сделает высококачественный коллектив.

Значит, если исследования Коулмена не враньё, то

технология парного обучения создаёт надёжный - главный! - компонент, -
класс, обеспечивающий качественное
обучение
.
Людмила Громакова ( Пользователь )
Согласна, с Григорием Олеговичем! Я до некоторого времени тоже считала, что яркий, самобытный учитель-это главное! Купалась в лучах "своего тщеславия", когда получала от своих учеников большие порции восхищения по поводу своих интересных уроков, запоминающихся бесед, влияющих на ход жизни моих учеников.
И тут пришел ОН, мой вечно ерепенящийся класс, не признающий никаких авторитетов, раздражающийся по поводу моего нового костюма или моей новой прически или новой тирады о добре, справедливости и милосердии, без которых мир сереет и глупеет.
И каждый урок я шла к ним , как в клетку к тиграм и выходя с урока, говорила про себя или шутя в учительской:"Дайте, мне три стакана валерьянки!"
20 минут в напряжении и потом 25 минут успеха, работы, ученического потения результат: золотая медалистка, успешная сдача ЕГЭ и гипертонический криз у учителя.
И я поняла, что надо идти другим путем. Загрузить учеников.Известно издавна, что чаще всего наш мозг ржавеет от неупотребления, чем от перегрузок.
Привить интерес к учебной работе, организовывая обучение друг друга- можно и нужно в классе. Именно в процессе такой работы, меняется и коллектив и результат обучения.
Классно-урочная менее эффективна, чем парная технология.
Пока я в своей системе работы сочетаю их.

footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+