Личный кабинет

Технология работы в парах . . П А Н А Ц Е Я . . для решения всех проблем образовательного процесса. . Нажмите на эту "скрепочку" ==>>

Слово "панацея" в русскоязычной культуре давно стало клеймом зазнайства и сумасшествия. Оно используется одновременно как неоспоримый аргумент и как окончательный приговор чему угодно. В этой теме мы пробуем с этим разобраться детально
Константин Лебедев ( Пользователь )
Цитата (Громакова Людмила Николаевна, 14.02.2012, 23:51) <{POST_SNAPBACK}>
Работу в парах буду практиковать и в других, в том числе успешных классах, а не только в самом слабом звене школы, как это предполагалось с самого начала.

Сколько детей в классах?
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Громакова Людмила Николаевна, 14.02.2012, 23:51) <{POST_SNAPBACK}>
Максим, перейдя к другому партнеру, с той же дотошностью исправлял его ошибки. Вот Вам и жесткая работа. Я считаю - это революционный, то есть более который путь личностного роста таких незаурядных учащихся.

ГО: Тут у Вас опечатка? поправьте, пожалуйста, в самом сообщении. Видимо, там должно было быть написано "короткий"?

А по существу примера, который Вы привели, хочу спросить, как бы Вы связали свой пример с панацеей? Ведь у нас в этой теме разговор о том, решает ли технология парного обучения все проблемы учебного процесса или не решает. Так решает или нет, как Вы считаете?
Константин Лебедев ( Пользователь )
Цитата (Громыко Григорий Олегович, 14.02.2012, 02:16) <{POST_SNAPBACK}>
Парная работа - очень жёсткая в психологическом смысле.

Цитата (Лебедев Константин Андреевич, 13.02.2012, 21:28) Этот тезис из армии, казармы пошёл, там так и было, но в школе-то как его применять?
ГО: Вы совершенно правильно и очень точно сказали, Людмила Николаевна! А Вы, Константин Андреевич, акцент поставили немножко не туда, -


Ну..., если в таком плане, тогда лучше бы такой лозунг:
"Делай как мы, Делай с нами, Делай лучше нас...".
Людмила Громакова ( Пользователь )
Цитата (Лебедев Константин Андреевич, 15.02.2012, 18:15) <{POST_SNAPBACK}>
Ну..., если в таком плане, тогда лучше бы такой лозунг:
"Делай как мы, Делай с нами, Делай лучше нас...".

В советские времена я бы приняла и сформулировала именно так как Вы, Константин Андреевич, принцип взаимодействия при взаимообучении. Но, сейчас время более жесткое. В классных коллективах положительно ориентированных ярких лидеров нет, да, и отрицательных тоже , почти нет. Приходится выражаться экспрессивно! Суть одна, но окраска гуще! В обществе нет ОБЩНОСТИ, и лозунг с местоимением "МЫ" не воспринимается современниками адекватно.

Цитата (Лебедев Константин Андреевич, 15.02.2012, 12:26) <{POST_SNAPBACK}>
Сколько детей в классах?

Детей в классе от 4 до 7. Но, ... "Вы не смотрите, что нас "трое", мы привыкли себя вести так, как-будто нас- 33"-, вот такое заявление сделал ученик 7 класса, когда я проходила практику ( работала полгода) в маленькой сельской школе. Это было почти 35 лет назад. И он сказал правду.
В классах с малой наполняемостью , это я говорю о сельских школах, процесс обучения имеет свою специфику: сельских детей надо учить еще лучше, чем продвинутых городских школьников. Школа для них единственное место, где пока еще говорят о культуре и что-то требуют.

Цитата (Громыко Григорий Олегович, 15.02.2012, 14:03) <{POST_SNAPBACK}>
ГО: Тут у Вас опечатка? поправьте, пожалуйста, в самом сообщении. Видимо, там должно было быть написано "короткий"?

А по существу примера, который Вы привели, хочу спросить, как бы Вы связали свой пример с панацеей? Ведь у нас в этой теме разговор о том, решает ли технология парного обучения все проблемы учебного процесса или не решает. Так решает или нет, как Вы считаете?

Да!

Цитата (Громыко Григорий Олегович, 14.02.2012, 02:16) <{POST_SNAPBACK}>
Парная работа - очень жёсткая в психологическом смысле.



[attachment=40188:Гин_А.А...._системе.doc]

К статье есть два дополнения о больших циклах Кондратьева и об анализе современного мирового кризиса.
На мой взгляд, статья имеет прямое отношение к теме о панацее, о чём я хотел бы поговорить дальше. Хорошо?

Большие циклы Кондратьева, я как физик , связываю , именно с этапами развития техники. Технический прогресс, в первую очередь, приводит к конфликту между производственными отношениями и производительными силами (это уже марксистская трактовка причин революций) , а в системе образования нужна революция. Я согласна, если она пройдет под знаменами парного обучения.)). Главным звеном революции станет ученик, его ценность интеллектуальная и нравственная. Системно мыслящий и, как можно раньше дошедший до этого состояния молодой человек, должен стать продуктом, порожденным этой революцией. (К сожалению со статьей не познакомилась. Не смогла скачать.) А хотелось бы.

Цитата (Рязанов Вячеслав Александрович, 15.02.2012, 08:55) <{POST_SNAPBACK}>
Обратите внимание, что работа Артема с Максимом не имела взаимообразный характер. Работа учеников, если я правильно понял, велась по одному учебному контенту. При этом Артем, хорошо выполнивший задания учителя и получивший его одобрение, мог выполнять роль учителя в отношении другого. Максим, выполнив позже ту же работу и ответив впереди идущему Артему, стал учителем для третьего. Это и есть сотрудничество "по вертикали". Поздравляю Вас, Людмила Николаевна!
Интересно, а чем Артем стал заниматься, когда проверил Максима?

У меня без дела не посидишь.Он приступил к выполнению самостоятельной работы. Успешно справился с ней, и стал консультантом для Алеши. Дети получают удовольствие от работы и рвутся решать задачи.Уроки готовят систематически. Они меня радуют.
Константин Лебедев ( Пользователь )
Цитата (Громакова Людмила Николаевна, 15.02.2012, 18:58) <{POST_SNAPBACK}>
В советские времена я бы приняла и сформулировала именно так как Вы, Константин Андреевич, принцип взаимодействия при взаимообучении. Но, сейчас время более жесткое. В классных коллективах положительно ориентированных ярких лидеров нет, да, и отрицательных тоже , почти нет. Приходится выражаться экспрессивно! Суть одна, но окраска гуще! В обществе нет ОБЩНОСТИ, и лозунг с местоимением "МЫ" не воспринимается современниками адекватно.


Вы правы. Хоть бы образованный индивидуализм, нет наглый беспринципный индивидуализм насаждается. Как в диком лесу.
Но у Макаренко тоже были такого плана проблемы, хотя за ним тогда стояло государство и направляло его работу.

Хорошо, тогда так
"Делай как Я, Делай со Мной, делай лучше Меня...".
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Громакова Людмила Николаевна, 15.02.2012, 18:58) <{POST_SNAPBACK}>
ГО: Ведь у нас в этой теме разговор о том, решает ли технология парного обучения все проблемы учебного процесса или не решает. Так решает или нет, как Вы считаете?
Громакова Л.Н.: Да!

ГО: Вы там пишете, -

Цитата (Громакова Людмила Николаевна, 15.02.2012, 18:58) <{POST_SNAPBACK}>
... в системе образования нужна революция.

ГО: Нужна-то она нужна, но эмпирика революций показывает, что после них всё опять приходит на круги своя...((( Ничего не меняется. Социум похож на супертанкер, имеющий вместо нормального руля, - площадью в десятки квадратных метров, - обычную штыковую лопату. Сколько ни рули, танкер себе плывёт прямо! И поворачивает очень медленно и плавно.

Поэтому я и занимаюсь технологией парного обучения.

Цитата (Громакова Людмила Николаевна, 15.02.2012, 18:58) <{POST_SNAPBACK}>
Дети получают удовольствие от работы и рвутся решать задачи.Уроки готовят систематически. Они меня радуют.

ГО: Вот в этом "радуют" и есть содержание "моей" "революции", - приходится оба слова брать в кавычки, так как она вовсе даже не моя и вовсе даже и не революция, но преобразовывает образование надёжно и качественно без особых катаклизмов. Вот так вот...)))

Цитата (Громакова Людмила Николаевна, 15.02.2012, 18:58) <{POST_SNAPBACK}>
... сейчас время более жесткое. В обществе нет ОБЩНОСТИ, и лозунг с местоимением "МЫ" не воспринимается современниками адекватно.

ГО: Меня часто спрашивают "а какие есть недостатки у технологии парного обучения?", на что я всегда отвечаю "пока что я их не обнаруживаю", но на самом деле несколько лет тому назад я понял один недостаток, - Вы как раз о нём говорите, что "в обществе нет ОБЩНОСТИ". Парное взаимное обучение воспитывает взаимную поддержку и кооперацию, в выживание сегодня требует "оттолкнуть ближнего, чтобы он не занял моё место"... Получается, что дети, обучающиеся в парах, выйдя в жизнь, получат много стрессов из-за того, что они привыкли помогать друг другу, а тут... (((

То есть проблема технологии парного обучения в том, что

дух взаимопомощи парного обучения противоречит конкурентной реальности социума
.

Но меня утешает всё же один факт. На производстве любой руководитель мечтает о духе коллективизма в своём коллективе. И его мечта очень редко сбывается... А вот люди, прошедшие школу парного взаимного обучения, изначально этим духом обладают.


Цитата (Громакова Людмила Николаевна, 15.02.2012, 18:58) <{POST_SNAPBACK}>
К сожалению со статьей не познакомилась. Не смогла скачать.) А хотелось бы.

ГО: Понимаю, у Вас там скорость связи маленькая, - я послал Вам полный текст статьи Гина с дополнениями в личном письме. Надеюсь, дойдёт!
Константин Лебедев ( Пользователь )
Цитата (Лебедев Константин Андреевич, 15.02.2012, 19:45) <{POST_SNAPBACK}>
Вы правы. Хоть бы образованный индивидуализм, нет наглый беспринципный индивидуализм насаждается. Как в диком лесу.
Но у Макаренко тоже были такого плана проблемы, хотя за ним тогда стояло государство и направляло его работу.

Хорошо, тогда так
"Делай как Я, Делай со Мной, делай лучше Меня...".

ГО:Меня часто спрашивают "а какие есть недостатки у технологии
парного обучения?", на что я всегда отвечаю "пока что я их не
обнаруживаю", но на самом деле несколько лет тому назад я понял один
недостаток, -
"в обществе нет ОБЩНОСТИ".

Парное взаимное обучение воспитывает взаимную поддержку и кооперацию, в
выживание сегодня требует "оттолкнуть ближнего, чтобы он не занял моё
место"... Получается, что дети, обучающиеся в парах, выйдя в жизнь,
получат много стрессов из-за того, что они привыкли помогать друг другу,
а тут... (((

То есть проблема технологии парного обучения в том, что
дух взаимопомощи парного обучения противоречит конкурентной реальности социума

Противоречие между индивидуальным и коллективным всегда было.
При социализме правда призывали к коллективизму, теперь не призывают но фактически подталкивают только индивидуализму. Но в Японских фирмах и даже американских воспитается корпоративный дух, что по похоже на коллективное.
А если посмотреть на требования фирм берущих молодых на работу, то требуется умение работать в группе, в коллективе, проявлять в коллективе свой индивидуальность. Коллектив и индивидуальность это всегда было и есть противоречие. Поэтому работа в парах и в коллективе должно, напротив, помогать в будущем избежать стрессов.И здесь нет недостатка. А стрессы будут в нашем государстве теперь будут всегда.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Лебедев Константин Андреевич, 16.02.2012, 08:22) <{POST_SNAPBACK}>
При социализме правда призывали к коллективизму, теперь не призывают, но фактически подталкивают только к индивидуализму. А если посмотреть на требования фирм, берущих молодых на работу, то требуется умение работать в группе, в коллективе, проявлять в коллективе свою индивидуальность.

ГО: Вот и получается, что для того, чтобы тебя взяли на работу, нужно превзойти других в чём-то, то есть именно "оттолкнуть локтем" остальных. А уже там, внутри фирмы, уметь работать в группе. А парное взаимное обучение воспитывает в духе взаимопомщи, то есть не учит "отталкивать локтем". Значит, получается, что дети, 11 лет учившие друг друга взаимно, не попадут на фирму, где их коллективизм понадобится.

Мне вот вспомнился такой пример... Я сам с давних пор занимаюсь дистрибьюторством, с 1993-го года, люблю и уважаю многоуровневый маркетинг, написал много статей о том, как его следует делать "на самом деле". Меня привлёк к нему тогда мой старший сын Никита, - теперь он весьма известные лидер в млм (multi level marketing). Так вот, мне вспонилось, что у них на фирме (не буду называть её) одно время был такой показатель "этика структуры". Он определялся очень просто, - сколько жалоб и разборок доходило до высшего руководства фирмы от дистрибьюторов данной структуры, - структура моего сына практически всё время по этому показателю была на фирме первой, - имела минимум конфликтов.

Вот что-то типа такого показателя нужно иметь в школе, использующей технологию парного обучения. Мне сейчас захотелось поискать дальнейшие аналогии парного учебного процесса с млм-деятельностью. Занятно!

Понятно, что тот дистрибьютор хорош, кто имеет больший чек (заработок). Но там можно разными способами иметь большой заработок, - в том числе, можно его "выжимать" из своей структуры...))) И это не есть хорошо! Вот если бы мы нашли какой-то критерий для группы, обучающей ся в парах?? Скажем, из здравого смысла понятно, что тот парный процесс хорошо и хорошо учитель, его организующий, при котором сумма отметок отдельных учеников больше. Вроде бы так, да не так!

Из здравого смысла то парное взаимное обучение лучше, которое даёт всем ученикам более высокие баллы. То есть нужно смотреть не на сумму отметок, а на их разброс. К примеру, при одинаковой сумме баллов в группе я бы посчитал тот парный процесс более качественным, в котором совсем нет двоек и все тройки - твёрдые.

Вроде бы логично? Но при этом не понятно, как оценивать быстрых учеников, ведь это они берут на себя работу по обучению медленных... Ясно, что их отметки нужно увеличивать на некоторый коэффициент, который отражает отсутствие в группе отстающих.

На этом пока прервусь в поиске интегральных показателей коллективного взаимного обучения... Надо подумать... Пусть "полежит" мысля, пусть отдохнёт немножко.
Людмила Громакова ( Пользователь )
Цитата (Громыко Григорий Олегович, 16.02.2012, 11:48) <{POST_SNAPBACK}>
ГО:
не понятно, как оценивать быстрых учеников, ведь это они берут на себя работу по обучению медленных... Ясно, что их отметки нужно увеличивать на некоторый коэффициент, который отражает отсутствие в группе отстающих.

На этом пока прервусь в поиске интегральных показателей коллективного взаимного обучения... Надо подумать... Пусть "полежит" мысля, пусть отдохнёт немножко.

Про коэффициент для быстрых тоже думала. Повышаю им балл за желание обучить напарника хорошо.
А как учителя оценить?
Не очень приятно , когда тебя все время оценивают. Сумма баллов - это хорошо. Но потенциал, который закладывается учителем в учеников, не всегда может проявиться так скоро. Не зря говорится: " Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется" и дело тоже.Повивальное искусство учителя раскрывается иногда через десятилетия.

Цитата (Лебедев Константин Андреевич, 15.02.2012, 19:45) <{POST_SNAPBACK}>
Хорошо, тогда так
"Делай как Я, Делай со Мной, делай лучше Меня...".

Это, наверное, девиз "батяни-комбата" или старшины). Я говорила о психологической подоплеке лозунга. Именно процесс взаимодействия в парах заставляет учить, чтобы не ударить в грязь лицом, но не сразу это приходит. Разгильдяйство и безответственность само не уйдет. Сначала схитрил, завысил оценку партнеру,чтобы он также поступил с тобой, но затем процесс учения затягивает и отпадает необходимость необъективно оценивать себя и других.
Ольга Евстифеева ( Пользователь )
Цитата (Громыко Григорий Олегович, 14.02.2012, 02:16) <{POST_SNAPBACK}>
Когда в группе всего двое, такое невозможно! Слушающий вынужден уделять внимание тому, кто говорит. Ему просто деваться некуда. А у детей с этим очень просто! Если говорящий видит, что партнёр отвлёкся, он ему просто либо скажет "эй! ты чего это??!", либо под ребро ткнёт, - ну, как-то приведёт его в сознание.


Думаю, что это иллюзия, Григорий Олегович. Очень даже возможно. Невозможно до тех пор, пока парное обучение носит элемент новизны для ребят. Как только граница из нового в обыденное пересечена, они (ученики) при желании находят момент обменяться новостями под маркой работы, так что тут за ними глаз да глаз и ухо нужны и своевременное направление в нужное направление J. Парное обучение - необходимость. Фронтальное развращает ничегонеделанием, парное вырабатывает привычку работать. Был у нас в школе такой момент: приходили в школу новые учителя, окунались в нашу атмосферу, молодые потом делились: «дети меня учат, как их учить» (с искренним любопытством и доброжелательностью, не с иронией последней инстанции!), те, кто со стажем отмечали такие высказывания детей: «да вы нам не объясняйте, мы сами это прочитаем, лучше расскажите нам то-то и то-то». Замечательный момент! Педагогика сотрудничества торжествовала! Но вот дети доросли до 9-10-11 класса. Опытные стали, поняли, какой это труд – делать все (добывать знания) самому и стало проявляться следущее:

- время от времени раздавалось в классе: «а давайте вместе это сделаем…, а лучше вы объясните….» и т.п.

- работа в паре стала менее ответственной, более поверхностной, наступил период уставания;

- выделились те, кто хотел работать просто индивидуально, не объясняя ничего и никому, но самому быстрее дальше идти,

- выделились те, кто при отличных способностях и возможности работать в своем темпе (ограничений не ставилось, можешь завершить программу за полгода – ради бога) никуда не торопился и работал на уровне гораздо ниже своих возможностей. Мотивы затухали… и тогда требовалась смена декораций и сценария: проекты, творческие мастерские и проч.

Все по Соловейчику - три силы, которые заставляют ученика учиться: в начальной школе – сила послушания, в средних классах – сила интереса, в старших – сила цели. Вот с интересом у нас хорошо получалось на соответствующем этапе, а силу цели вырастить не смогли…. Хотя, все-таки стоит заметить, в моменты определенных познавательных трудностей все равно предпочитали в паре разбираться – в привычку вошло (чего мы собственно и добивались).

Еще один момент: постоянная работа в парах, объяснение одного и того же несколько раз друг другу превращает детей в роботов, твердящих одно и то же. С одной стороны, многократность "употребления» новых знаний повышает их «усвояемость», что очевидно, но с другой теряется что-то… .



И все-таки, при этом, парное обучение, КСО пока лучшая альтернатива. На этапах сил послушания и интереса работает гораздо продуктивнее, кто попробовал, уже к фронтальному возвращаться не хотел. Просто все должно быть в разумных пропорциях – учение/творение; границы/свобода;

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+