Личный кабинет

Технология работы в парах . . П А Н А Ц Е Я . . для решения всех проблем образовательного процесса. . Нажмите на эту "скрепочку" ==>>

Слово "панацея" в русскоязычной культуре давно стало клеймом зазнайства и сумасшествия. Оно используется одновременно как неоспоримый аргумент и как окончательный приговор чему угодно. В этой теме мы пробуем с этим разобраться детально
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Громыко Григорий Олегович, 27.09.2011, 17:33) <{POST_SNAPBACK}>
Могли бы Вы ответить вот на такой вопрос "обеспечивает ли парный учебный процесс в разновозрастных группах освоение всеми участниками, - учениками и учителями, - всех универсальных учебных навыков, перечисленных в стандартах?".


Цитата (Громакова Людмила Николаевна, 07.12.2011, 21:00) <{POST_SNAPBACK}>
Нет такой технологии, которая бы это обеспечивала...

ГО: Спасибо, Людмила Николаевна, за хороший и яркий ответ на вопрос. Я хотел бы добавить к Вашему "нет" парочку соображений.

Просто работа в парах, - это даже не надводная часть айсберга...))) Это всего лишь маленький кусочек от этой верхней части. Но и она сама по себе, как Вы сами, Людмила Николаевна, говорите, даёт импульс к освоению довольно большого спектра универсальных навыков.

По мере освоения группой учеников и учителем работы в парах у них появляются кое-какие задачи другого уровня, - уровня организации этой деятельности в рамках одного класса. В решение этих задач вовлекаются ученики, которые вкладывают в них свой юный творческий потенциал. Это вызывает к жизни, освоению и использованию совершенно иные универсальные навыки, чем "просто работа в парах".

Далее в парный учебный процесс вовлекаются другие учителя школы и их ученики. Здесь появляется такой вид деятельности, как обмен опытом, - между учителями и (!) между учениками. Вот, например, здесь Ситдикова Ф.М. познакомила своих коллег с парным обучением, - читайте там сами, что из этого получается (в том числе, читайе приложение к сообщению). И прикиньте в уме, какие универсальные навыки учителя и учеников здесь будут задействованы? Может быть, кто-нибудь из Вас составит список этих навыков? - буду благодарен, а то самому думать не охота что-то.

Постепенно значительная часть школы начинает использовать работу в парах на регулярной основе. Появляются разновозрастные группы... Часть быстрых учеников уходит по коненту далеко вперёд... Учебный процесс сильно динамизируется, становится турбулентным... Задачи координации и планирования выходят на первый план... Это уже задачи менеджмента крупного производства... Функции учителей меняются, - не учить, а консультировать по контенту, осуществлять мониторинг (по-настоящему, а не для галочки!)... Постоянная доквалификация... Вам и не снился перечень универсальных навыков, которыми при этом нужно пользоваться всем участникам учебного процесса, - пользоваться каждый день, каждый час, каждую минуту!

Может быть, Вы подумали, что на этом иерархия уровней задач в парном учебном процессе заканчивается?!? Отнюдь! Дальше я могу описать ещё несколько уровней, но пока сам себя "схвачу за руку" и не стану этого делать, - с лихвой хватит и этого. Список УУН-ов, используемых при выполнении названных задач, далеко превосходит список, - сам по себе фантстически обширный! - который есть во ФГОС и ПООП.

Мне могут приписать склонность к беспочвенным фантазиям... Возможно. Но уже сегодня есть такие, - далеко не единичные! - школы. Всё, что я написал выше, я просто срисовал с натуры. Да я бы и не мог это придумать "из головы", нету у меня таких способностей.

Цитата (Громакова Людмила Николаевна, 07.12.2011, 21:00) <{POST_SNAPBACK}>
Три кита успешности организации учебной деятельности теперь бы я укрепила на трех глаголах: ОЧАРОВАТЬ, ЗАИНТРИГОВАТЬ, ОРГАНИЗОВАТЬ. Т .е. - личность педагога, способность заинтересовать подачей материала и умение организовать самообучение и самоконтроль - верный путь к развитию личности учащегося.

ГО: Неее... Не пойдёт! "Подачу контента" выбросьте на помойку... Очаровать, заинтриговать и организовать взаимным обучением (не подачей контента). А взаимное обучение само (ну, "как бы само"))) ) требует и создаёт такую подачу материала, которую ни один педагог не сочинит.

Поэтому у меня есть полная уверенность в панацейности технологии парного обучения, Людмила Николаевна.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Ну, что, Людмила Николаевна? что же Вы молчите? что Вы на это скажете?
Людмила Громакова ( Пользователь )
Практическая работа затянула, поэтому не выходила на форум пообщаться. Соскучилась по единомышленникам. Поразительный результат получила в первый день занятий в классе, который занимается по технологии КСО. С радостью обнаружила, что после многодневного отдыха (каникул) в очень слабом классе(8), дети на первом по счету уроке были наиболее интеллектуально настроены на осмысление и восприятие учебного материала, чем в других (более сильных классах). Они с радостью "набросились" на изучение новой темы, объясняли друг другу и теорию , и разъясняли решение примеров, которые они самостоятельно разобрали по учебнику. Второй урок по этой теме тоже отличался самостоятельностью, мои консультации парам и отдельным ученикам были минимальны, обучение в парах шло в нормальном режиме взаимоуважения и взаимоконтроля. Лишь один ученик выпал из общего ритма. Переутомление от компьютерных игр, с папой любят этим занятием заняться, не способствовало его нормальной работе. Спешил, поверхностно цеплялся за знания, сам в этом признался.Фильм снимала о работе в этом классе сама. Сюжетная линия урока такова: 1этап: Целеполагание( Я излагаю главные моменты теории и нацеливаю каждого на конкретные элементы, которые он должен изучить по учебнику, чтобы затем обучить других).2этап: Пробный шар. Два ученика по желанию решают примеры на новый материал.Уточняю и корректирую их ответы. 3 этап: Самостоятельная работа с учебником. 5 этап: Защита права на передачу знаний другому. 6 этап: Работа в парах (берег -ручеек). 7 этап: Коррекция и выставление отметок. Мелкие детали опускаю.(На тему отводится 3 часа. Описанным способом работали 2 часа). В понедельник продолжим работу в пара. 8 этап: Защита на пристани (терия по вопросам-опорным, которые есть в конце параграфа) и решение ключевых задач (по выбору учителя).
Фильм просмотрела.Мнение двоякое: показалось, что голос немного менторский у меня на некоторых этапах урока. (Внутри у меня другое эмоциональное состояние было). С другой стороны , ребята отвечали лучше, чем мне это казалось в момент нашего взаимодействия. Вес ролика 127 Мбайт. Не получается сжать больше.

Написала о том, как работается. А на Вашми вопросы, Григорий Олегович , ответила бы так: соглашусь со всем, что Вы написали. Свои эмоциональные фразы оставлю для методистов и педсоветчиков (не посетителей нашего сайта), а тех, кто проводит школьные педсоветы и говорит о личностно -ориентированном обучении потому, что это "новомодное веяние" времени. Назвать все универсальные учебные действия нереально. Никто не скажет какой поворот мысли формирует их у конкретного Ванечки И Манечки. А то, что парное обучение сглажывает острые проблемы в школьном обучении: агрессию, завышенную или заниженную самооценку, помогает личностному интеллектульному росту и формирует мотивацию-не вызывает сомнения. Спасибо, за прекрасную нить расуждений и деликатность при обсуждении проблем , связанных с реальным процессом оптимизации учебной деятельности школьников.

А жаль, что Вы, Григорий Олегович , не заметили, что именно организовать-тоже ключевое слово в моей педагогической деятельности.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Громакова Людмила Николаевна, 14.01.2012, 23:05) <{POST_SNAPBACK}>
Поразительный результат получила в первый день занятий в классе, который занимается по технологии КСО. С радостью обнаружила, что после многодневного отдыха (каникул) в очень слабом классе(8), дети на первом по счету уроке были наиболее интеллектуально настроены на осмысление и восприятие учебного материала, чем в других (более сильных классах). Они с радостью "набросились" на изучение новой темы, объясняли друг другу и теорию , и разъясняли решение примеров, которые они самостоятельно разобрали по учебнику.

ГО: Скажите, Людмила Николаевна, а как давно они уже работают в парах? Интересно было бы знать не только "с какого числа и месяца", но также и сколько, - ну, хотя бы примерно! на глазок? - сколько всего часов за это время в парах они проработали. Зная эти цифры, мы сможем лучше ориентироваться на оси времени.

Цитата (Громакова Людмила Николаевна, 14.01.2012, 23:05) <{POST_SNAPBACK}>
Фильм просмотрела.

ГО: Пожалуйста, уточните, о каком фильме Вы говорите? если он есть в сети, то дайте туда ссылку, а то не понятно...)))

Цитата (Громакова Людмила Николаевна, 14.01.2012, 23:05) <{POST_SNAPBACK}>
Мнение двоякое: показалось, что голос немного менторский у меня на некоторых этапах урока. (Внутри у меня другое эмоциональное состояние было). С другой стороны , ребята отвечали лучше, чем мне это казалось в момент нашего взаимодействия. Вес ролика 127 Мбайт. Не получается сжать больше.

ГО: Значит, Вы говорите о каком-то фильме, который Вы сами сделали? Это фильм или это просто сырой отснятый материал? Его не нужно сжимать нисколько! А сколько весит не сжатый? Давайте, попробуем его выложить на файлообменник? Это совсем не сложно сделать. Вот, например, на этот. Единственное, что нужно, чтобы связь была с большой скоростью. Если у Вас лично такой связи нет, то попросите кого-нибудь, у кого есть быстрый канал связи, для Вас этот материал переслать на файлообменник. На днях я таким образом получил видео весом в 150 Мб.

Цитата (Громакова Людмила Николаевна, 14.01.2012, 23:05) <{POST_SNAPBACK}>
Назвать все универсальные учебные действия нереально. Никто не скажет, какой поворот мысли формирует их у конкретного Ванечки и Манечки.

А то, что парное обучение сглаживает острые проблемы в школьном обучении: агрессию, завышенную или заниженную самооценку, помогает личностному интеллектуальному росту и формирует мотивацию - не вызывает сомнения
.

ГО: Выделил в отдельный абзац и увеличил размер шрифта, - замечательная экспертная оценка, Людмила Николаевна! У меня возникло острое желание увидеть это мнение. Буквально - увидеть! На видео. Понимаете? То есть получить это же самое в виде видеозаписи! и не только Ваше собственное мнение, но также и учеников, - они ведь тоже для нас эксперты! Причём, эксперты самой высшей инстанции. Можете это сделать?

Я понимаю, что получить "говорение в камеру" очень сложная задача. Говорение в камеру, - дело непривычное. Человек напрягается... Путает слова... К тому же нужно спрашивать "в камеру" сразу же, как только работа в парах закончилась... Без подготовки и какой-либо репетиции... А это сложно... Всё это - очень не просто сделать. Это я понимаю.

Можно, конечно, и с подготовкой, но в этом случае каждый эксперт должен написать (САМ написать) текст, который он скажет в камеру. Он должен этот текст не только выучить наизусть, но и так его произносить, чтобы это была естественная речь... А это ещё сложнее, чем первый вариант!

Цитата (Громакова Людмила Николаевна, 14.01.2012, 23:05) <{POST_SNAPBACK}>
Спасибо, за прекрасную нить рассуждений и деликатность при обсуждении проблем , связанных с реальным процессом оптимизации учебной деятельности школьников.

ГО: И Вам - спасибо! Такие сообщения поддерживают меня в этой жизни очень сильно. Жаль, что они случаются так редко...)))

Цитата (Громакова Людмила Николаевна, 14.01.2012, 23:05) <{POST_SNAPBACK}>
А жаль, что Вы, Григорий Олегович , не заметили, что именно организовать - тоже ключевое слово в моей педагогической деятельности.

ГО: Неее...))) Очень даже заметил! Просто виду не показал. Но если там почитать внимательно, то можно найти, что очень даже заметил. Привожу оттуда цитату, -

===
Цитата (Громакова Людмила Николаевна, 07.12.2011, 21:00) <{POST_SNAPBACK}>
Три кита успешности организации учебной деятельности теперь бы я укрепила на трех глаголах: ОЧАРОВАТЬ, ЗАИНТРИГОВАТЬ, ОРГАНИЗОВАТЬ. Т .е. - личность педагога, способность заинтересовать подачей материала и умение организовать самообучение и самоконтроль - верный путь к развитию личности учащегося.

ГО: Неее... Не пойдёт! "Подачу контента" выбросьте на помойку... Очаровать, заинтриговать и организовать взаимным обучением (не подачей контента). А взаимное обучение само (ну, "как бы само"))) ) требует и создаёт такую подачу материала, которую ни один педагог не сочинит.

Поэтому у меня есть полная уверенность в панацейности технологии парного обучения, Людмила Николаевна.
===

Видите? Я лишь возражал против того, чтобы заинтересовывать подачей контента. Возражаю я против этого давно и буду дальше возражать. Причина? Очень простая причина. Если педагог это умеет, то это хорошо. Пусть делает "подачу" искусно. Кто же против? я - за! А если педагогу этого таланта Бог не дал? Тогда вместо него заинтересует сам процесс парного взаимного обучения. Согласны ли Вы со мною?

Спасибо Вам, Людмила Николаевна, за отношение к парному взаимному обучению! Вы поддерживаете мнение о том, что оно есть панацея. Ура. Это уже очень много и имеет большое, - очень большое! - значение. Я думаю, что другие учителя, практикующие парную работу, выскажут своё мнение об этом сами.
Людмила Громакова ( Пользователь )
Там, где я проживаю "скоростным интернетом" и не пахнет, не только у меня дома, но и в ближайшем радиусе в несколько десятков км. У меня связь с миром через флэш-модем, и скорость очень маленькая(около 200 мбит/с), мы живем в глухой зоне. У подавляющего большинства жителей и такого интернета нет. Часов работы в парах сменного состава не так много, точно сказать не могу, но около 20, возможно набежало. Сырость отснятого материала в том, что я делала в Movie Maker ролик, отразила этапы, которыми идем. Одной рукой снимала, другой писала, голос слышен, а "картинка" не сфокусирована на подходящее расположение работающих в классе : то окно с пейзажем, то шкаф, а ребята сбоку-это я и назвала сыростью материала.В целом структура организации урока просматривается. Естественно был обычный урок, без дублей и исправления "речевых ляпсусов". В райцентр к методистам попасть проблема, да и захотят ли они уделить мне время, еще вопрос. Пока думаю, как разместить в интернете ролик.

Согласна что педагогов много, образование держится , все же на ремесленниках, а не на тех, кому от бога дано идти по педагогической тропе. Поэтому удачная технология, парная к такой категории относится, спасение для системы образования.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Громакова Людмила Николаевна, 16.01.2012, 19:50) <{POST_SNAPBACK}>
...образование держится , все же на ремесленниках, а не на тех, кому от бога дано идти по педагогической тропе. Поэтому удачная технология, парная к такой категории относится, спасение для системы образования.

ГО: Почти со всем согласен. "Почти" относится к двум небольшим словечкам "удачная" и "технология". В чём тут моё несогласие? Сейчас поясню, а заодно и спрошу у Вас кое-что...

Технология парного обучения не есть "удача". Удача есть элемент везения, случайность, - в парном взаимном обучении этого нет ни грамма! Она базируется на самом главном природном процессе, - на диалоге. Диалог был и есть испокон веку! Он так же естествен, как и привычка есть руками, а ходить ногами. Тут нет никакой удачи, тут всё фундаментально и вросло корнями в саму природу человека и человечества. Поэтому она так сильна, - она питается природными силами. Вы согласны со мною, Людмила Николаевна?

Теперь про технологию. Вы написали, что технология парного обучения "относится к такой категории"... Для меня в этой связке с категорией звучит как бы за кадром, за текстом "есть другие технологии", - ведь раз есть целая категория удачных, то это значит, что удачных технологий есть несколько, а это совершенно не так по той причине, что в педагогике нет других технологий. В ней есть "методы", "системы", "способы", а технологий нет. Ну, - разумеется! - по моему ошибочному мнению. А Вы со мною согласны, Людмила Николаевна?
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Хочу вернуться к теме "панацея" и осветить её с точки зрения учителя, ведущего урок в классе.

В нашем подразделе форума по парному обучению (перечень всех тем можно посмотреть вот здесь) приведено вполне достаточно свидетельств учителей-практиков о том, что парное взаимное обучение в самом деле решает все проблемы образовательного процесса. Сами эти проблемы тоже назывались многократно, поэтому не буду здесь приводить их список.

В этом сообщении я хочу дать общую картину освоения учителем технологии парного взаимного обучения, чтобы с её помощь можно было окинуть одним взглядом весь путь освоения учителем парного обучения. Получится ли? Ну, посмотрим...)))

Лос - лист опорных сигналов
Освоение учителем парного взаимного обучения

стр. 1 - в виде опорных сигналов,
стр. 2 - описание к сигналам.
стр. 3 - практические задания на отработку теории

Лос доработан благодаря сообщению Громаковой Л.Н., приложение заменено.
До замены приложение было скачано 2 раза.

[attachment=39909:Громыко_...обучения.doc]
Людмила Громакова ( Пользователь )
Цитата (Громыко Григорий Олегович, 20.01.2012, 16:20) <{POST_SNAPBACK}>
Технология парного обучения не есть "удача". Удача есть элемент везения, случайность, - в парном взаимном обучении этого нет ни грамма! Поэтому она так сильна, - она питается природными силами. Вы согласны со мною, Людмила Николаевна?

"есть другие технологии", - в педагогике нет других технологий. В ней есть "методы", "системы", "способы", а технологий нет. Ну, - разумеется! - по моему ошибочному мнению. А Вы со мною согласны, Людмила Николаевна?

Наверное, та кочка, на которой я стою), не позволяет мне говорить о том, что нет еще каких-то, не удачных, а скорее эффективных технологий. Возможно, я не знаю о таких , и возможно они есть (удачные технологии), по крайней мере, пока их нет. Но взаимообучение , интегрированное с системой Шаталова, возможно , и есть та новая технология, которая будет востребована в будущем, которая гармонично может слиться с технологией взаимообучения. По крайней мере, я ищу эту технологию, именно в таком варианте "взаимообучение" и "шаталовская система".
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Громакова Л.Н.: возможно они есть - удачные технологии.
ГО: Сказав, -
"в педагогике нет других технологий, кроме парного взаимного обучения",
- я имел в виду очень простую мысль, -
в педагогике есть всё, что угодно, но ничего из имеющегося технологией не является.

Расшифрую для Вас мою мысль. Здесь на педсовете уже много раз заезжали на тему "а что есть технология в педагогике?". И ни к чему путному не пришли. Написали очень много, а путного ничего не нашли. Я там тоже писал, высказывал признаки технологии, - не хотят слышать. Здесь я этот вопрос не хочу и не буду обсуждать, так как для моих нужд вполне достаточно факта, что

технология парного взаимного обучения в практике проявляет все основные свойства обычной инженерной производственной технологии.

Мне достаточно самого этого факта. Скажите, Людмила Николаевна, а как Вы считаете? Просто "да" или "нет" без объяснений? Я не хочу объяснений, мне хватит краткого ответа, поскольку мне достаточно Вашего (пусть сто раз размытого и неопределённого!) представления о том, что такое технология и какие у неё свойства.

Громакова Л.Н.: ..взаимообучение, интегрированное с системой Шаталова, возможно, и есть та новая технология, которая будет востребована в будущем, которая гармонично может слиться с технологией взаимообучения. По крайней мере, я ищу эту технологию, именно в таком варианте "взаимообучение" и "шаталовская система".
ГО: Не, никакой новой технологии не предвидится.

Для примера я напомню Вам взаимную связь и соотношение КСО - коллективного способа обучения с технологией парного обучения. Как Вы, наверное, знаете, в КСО входят три способа обучения, - фронтальное, парное и самообучение. Если из него убрать парное, то всё развалиться. Поэтому я считаю, что базовым процессом КСО является парное обучение. Парное обучение не есть новое название КСО. КСО - это КСО. А я занимаюсь лишь его частью, так как думаю, что двумя другими и без меня занимается полно всякого народу.

Исходя из этого, я думаю, что интеграция системы Шаталова и парного обучения сохранит ведущую роль за парным взаимодействием людей. А Вы как думаете?
Николай Мимеев ( Пользователь )
Цитата (Громыко Григорий Олегович, 09.02.2012, 22:43) <{POST_SNAPBACK}>
Исходя из этого, я думаю, что интеграция системы Шаталова и парного обучения сохранит ведущую роль за парным взаимодействием людей. А Вы как думаете?

В методической системе Шаталова "работа в парах" имеет строго ограниченный характер. Увеличивать её масштабы - значит РЕЗКО снизить КПД обучения.

footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+