Личный кабинет

Технология работы в парах . . П А Н А Ц Е Я . . для решения всех проблем образовательного процесса. . Нажмите на эту "скрепочку" ==>>

Слово "панацея" в русскоязычной культуре давно стало клеймом зазнайства и сумасшествия. Оно используется одновременно как неоспоримый аргумент и как окончательный приговор чему угодно. В этой теме мы пробуем с этим разобраться детально
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
С 30 по 5 июля 2014 под Москвой в Этномире мы работаем в парах на форуме ответственных родителей. Приглашаю к участию - ссылка.


Цитата (Рязанов Вячеслав Александрович, 18.08.2011, 05:59) <{POST_SNAPBACK}>
Таким образом Вы готовы выслушать в отношении парного обучения окончательный приговор? или готовы представить неоспоримые аргументы "за"? Что ж, в любом случае эта дискуссия была бы весьма интересна.

ГО: Слова "выслушать приговор" или "неоспоримые аргументы", - это слова из лексикона конфронтации, противостояния, спора. Я спорами не интересуюсь, так как давно понял, что
в спорах истина не рождается
,
хотя люди бездумные сплошь и рядом это утверждают, - в спорах рождаются конфликты, драки и войны. А истина рождается в обсуждении (и даже не в дисскуссии!).

Поэтому тема про панацею - для обсуждения.

Я думаю, что вполне резонно будет вспоминать и привлекать в эту тему материалы из других тем форума, в которых парное обучение фигурирует как средство решения отдельных проблем или задач образовательного процесса.

Я думаю, что разговор о панацее лучше всего начать с вот этой статьи, -
(файл заменён 23.08.11 - до замены его прочитали 9 раз)

3 стр.
[attachment=31962:Громыко_...ля_людей.doc]
Людмила Громакова ( Пользователь )
Была не Всероссийском слете учителей в Сочи. Съехались учителя из 31 региона России. Это был сбор мотивированных учителей мотивированных учащихся. Возможно, для таких мотивированных детей, учителя нашли хорошо зарекомендовавшую систему обучения, и нет у них желания пробовать работу в парах сменного состава. Для массовых же школ, КСО нужно внедрять. В моей маленькой сельской школе, которая возможно доживает свои последние годы, я считаю это выходом и выводом детей на иную школьную орбиту. Туда, где можно от учебы получать удовольствие. 2011-2012 уч. год начну работать используя при обучении алгебре именно КСО. Понимаю, что нельзя наследовать чужой опыт формально. КСО в моей работе будет , наверняка, интерпретирован мною под те условия, в которых приходится работать. Многое придется открывать самостоятельно. Но я уже настроилась.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Громакова Людмила Николаевна, 22.08.2011, 00:53) <{POST_SNAPBACK}>
...и нет у них желания пробовать работу в парах сменного состава. Для массовых же школ, КСО нужно внедрять. В моей маленькой сельской школе, которая возможно доживает свои последние годы, я считаю это выходом и выводом детей на иную школьную орбиту.

ГО: Спасибо, Людмила Николаевна, за такое позитивное сообщение!

Одна "мелочь" в нём мне не понравилась, на которую хотел бы обратить внимание всех, кто нас читает, - это слово "внедрять", - думаю, что оно пришло к нам в наследство от "победившего социализма", где было много всяких завиральных слов. По своей эмоциональной окраске оно означает нечно насильственное, какое-то силовое действие по насильному запихиванию во что-то, что сопротивляется. Мелочь? да ой ли! ))) Человек так хитро устроен, что он как говорит, так и действует. Поэтому, давайте, будем внимательны к глаголам, которыми мы пользуемся, хорошо?

Теперь про "вывод детей на иную школьную орбиту". Вы, возможно, прочитали приложение к моему сообщению? В нём я кратко перечислил выгоды от парной работы для различных людей, - ученика, родителя, учителя, директора школы, предпринимателя и политика. Мне было бы очень интересно послушать Ваше мнение об этих выгодах с практической точки зрения, а именно с точки зрения "в самом ли деле работа в парах даёт эти выгоды?" и "за счёт чего в парной работе эти выгоды получаются?". Ваше мнение учителя-практика, без всяких этих научных измов?

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


Я тут вчера обнаружил у себя статью про радость, которую я написал в марте 2010-го, -

3 стр.
[attachment=32285:Технолог..._радости.doc]
Вячеслав Рязанов ( Пользователь )
Цитата (Громыко Григорий Олегович, 22.08.2011, 13:12) <{POST_SNAPBACK}>
ГО: ...Одна "мелочь" в нём мне не понравилась, на которую хотел бы обратить внимание всех, кто нас читает, - это слово "внедрять", - думаю, что оно пришло к нам в наследство от "победившего социализма", где было много всяких завиральных слов. По своей эмоциональной окраске оно означает нечно насильственное, какое-то силовое действие по насильному запихиванию во что-то, что сопротивляется. Мелочь? да ой ли! ))) Человек так хитро устроен, что он как говорит, так и действует. Поэтому, давайте, будем внимательны к глаголам, которыми мы пользуемся, хорошо?

Могу кое-что к сказанному добавить. Дело не только и не столько в словах, которые мы произносим, сколько в несоответствии смысла этих слов тому контексту, в котором они употребляются. Слово "внедрять", в самом деле, звучит как-то грубовато в описании педагогической деятельности, но это же слово, думаю, вполне было бы уместным (а в каких-то моментах и вовсе единственно возможным) в обсуждении вопросов геологии.

Откуда берутся подобные речевые недоразумения? Одна из причин - стремление людей выдать желаемое за действительное. Отсюда "выросли" и такие выражения, как "победивший социализм", "рыночная демократия" и т.п. В области педагогики самым ярким примером языковых спекуляций подобного рода является всем известное "развивающее обучение", которое на самом деле таковым не является.И вот благодаря этой "мелочи" некоторым "ученым" вот уже полвека удается морочить всю педагогическую общественность.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Рязанов Вячеслав Александрович, 26.09.2011, 16:23) <{POST_SNAPBACK}>
В области педагогики самым ярким примером языковых спекуляций подобного рода является всем известное "развивающее обучение", которое на самом деле таковым не является. И вот благодаря этой "мелочи" некоторым "ученым" вот уже полвека удается морочить всю педагогическую общественность.

ГО: Довольно неожиданное заявление, уважаемый Вячеслав Алесандрович! Развивающее обучение вовсе не развивающее? Хммм...

Я на похожую тему давно думаю... Мы с Вами в теме форума "Процесс жизни парной школы" много писали об УУД-ах, то есть об "универсальных учебных действиях", перечисленных в государственных документах. На мой взгляд, то, что там перечисленно не является "действиями", а является "навыками", и было бы правильно называть их УУН-ами, то есть "универсальными учебными навыками".

И вот, размышляя над этими самыми УУН-ами, я постепенно приходил к убеждению, что все они сами собой осваиваются детьми (взрослыми тоже освиваются) при работе в парах. Я уже давно понял, что все те педагогические премудрости, которые развивают Занков, Давыдов, Гальперин и другие, - все они тоже реализуются в парном процессе обучения. Что Вы, как практик, думаете по этому поводу?
Людмила Громакова ( Пользователь )
По поводу эмоциональной окраски "внедрять" скажу так: если волк попал в капкан, то он отгрызет себе лапу, чтобы освободиться. Вот эта лапа- не мое желание показаться умной и самоутвердиться, а это больное место в моей работе. Не хочу, не могу, не буду , "три" и так поставят и т. п. Нежелание и отсутствие общеучебных навыков вынуждают меня не только предлагать поиграть в обучение в парах денек - другой,
( на первых порах детям это понравилось), но и ВНЕДРЯТЬ то, что может быть спасением детей от их безразличия и невежества. Возможно есть и другой эволюционный путь организации обучения такого подбора детей, я не смогла его увидеть. Не буду рвать на себе волосы и ставить крест на себе, как педагоге, увы...мы не боги. Я настаиваю на таком обучении в данном классе. Авторитарность необходима в критических ситуациях, это тот случай. Прошла тесты при нашем институте повышения квалификации, они выдали следующее: я одновременно и демократ, и либерал , и тиран. И вообще таких людей не существует, так как невозможно реально представить такое совмещение в лице педагога. А может это гибкость, которая важна, когда работаешь учителем в обычной, почти коррекционной школе, точнее в классах, иногда полностью входящих в категорию - класс коррекции.
"Стремление людей выдать желаемое за действительное."- это точно не про меня.Я не филолог, но точно знаю, что любое слово несет общепринятый смысл и личную эмоциональную окраску. Возможно кто-то не тот цвет усмотрел в моей фразе. На то, что я делаю, это никак не повлияет. Хотя критиковать , конечно, всегда проще.

Ни родителям, ни администрации нет дела до того, как идет процесс обучения . Лишь бы не было неуспевающих и переводили учеников из класса в класс. Систематически не подготовлены к урокам от 90 до 100 процентов детей, и не только по моему предмету. Пусть хоть в классе, что-то делают. Учатся, читают и опрашивают друг друга. Вспоминают, что они ученики. Не хотелось бы выставлять детей, администрацию в таком свете, но важно понять почему я ВНЕДРЯЮ, а не просто огранизовываю процесс работы на уроке. Работа с этим классом- это крик моей учительской души. Не привыкла выпускать 100- процентный брак. Правильно меня может понять лишь тот, кто сам испытывает подобное, выраженное фразой : "Сизифов труд-результат моей каждодневной работы". Вот почему, я применяю КСО.
Вячеслав Рязанов ( Пользователь )
Цитата (Громакова Людмила Николаевна, 26.09.2011, 23:32) <{POST_SNAPBACK}>
..."Стремление людей выдать желаемое за действительное."- это точно не про меня.Я не филолог, но точно знаю, что любое слово несет общепринятый смысл и личную эмоциональную окраску. Возможно кто-то не тот цвет усмотрел в моей фразе. На то, что я делаю, это никак не повлияет. Хотя критиковать , конечно, всегда проще...

Людмила Николаевна, прошу прощения, что мои отвлеченные рассуждения о языковых неточностях приняли на свой счет. Я вовсе не хотел Вас обидеть. Просто поддержал тему, поднятую Григорием Олеговичем. Если Вас устраивает ту важнейшую работу, что Вы делаете, называть ВНЕДРЕНИЕМ - пожалуйста.

Цитата (Громыко Григорий Олегович, 26.09.2011, 18:49) <{POST_SNAPBACK}>
ГО: Довольно неожиданное заявление, уважаемый Вячеслав Алесандрович! Развивающее обучение вовсе не развивающее? Хммм... Я уже давно понял, что все те педагогические премудрости, которые развивают Занков, Давыдов, Гальперин и другие, - все они тоже реализуются в парном процессе обучения. Что Вы, как практик, думаете по этому поводу?

Утверждение о том, что "развивающее обучение" вовсе таковым не является, я впервые услышал от В.К.Дьяченко на его авторских курсах в г.Новокузнецке в 1996г. Он делал довольно подробный анализ системы Эльконина-Давыдова. В правильности выводов Дьяченко я впоследствии убедился, когда изучал работы Л.С.Выготского, Г.П.Щедровицкого, В.В.Давыдова, а самое яркое подтверждение правоты Дьяченко я находил непосредственно на уроках "развивающего обучения", которые мне удалось посетить в различных школах Кемеровской области. То, что я своими глазами видел на этих учебных занятиях, мало чем отличалось от обычных уроков. Конечно, можно подумать, что мне не повезло и что это были те самые случаи, когда реализация идеи была далека от самой идеи. Однако я так не считаю. Проблема заключается, на мой взгляд, в том, что идеологи "развивающего обучения" стали искать механизмы развития школьника не в "правильной организации обучения", как предполагала гипотеза Выготского, а в способе изложения учебного материала. Кому интересна эта тема, предлагаю почитать вот это приложение (1,5 страницы):

[attachment=32771:Что_меша...вивающим.doc]
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Рязанов Вячеслав Александрович, 27.09.2011, 05:06) <{POST_SNAPBACK}>
Людмила Николаевна, прошу прощения, что мои отвлеченные рассуждения о языковых неточностях приняли на свой счет. Я вовсе не хотел Вас обидеть.

ГО: Присоединяюсь к Вашим извенениям. Я тоже не думал и не писал в личном плане, - просто "зацепило" это слово... А я давно-давно к нему отношусь плохо.

Цитата (Громакова Людмила Николаевна, 26.09.2011, 23:32) <{POST_SNAPBACK}>
По поводу эмоциональной окраски "внедрять" скажу так: если волк попал в капкан, то он отгрызет себе лапу, чтобы освободиться. Вот эта лапа- не мое желание показаться умной и самоутвердиться, а это больное место в моей работе. Не хочу, не могу, не буду , "три" и так поставят и т. п. Нежелание и отсутствие общеучебных навыков вынуждают меня не только предлагать поиграть в обучение в парах денек - другой,
(на первых порах детям это понравилось), но и ВНЕДРЯТЬ то, что может быть спасением детей от их безразличия и невежества.

ГО: Ваш образ про "волка, попавшего в капкан", - очень убедительный. Россия попала сама к себе в капкан. И "просто так, само собой" оно не "рассосётся", - бандитский капитализм уж очень живуч... Если оставить "как есть", то "рассасываться" может и сто, и двести, и... лет.


Цитата (Рязанов Вячеслав Александрович, 27.09.2011, 05:06) <{POST_SNAPBACK}>
Если Вас устраивает ту важнейшую работу, что Вы делаете, называть ВНЕДРЕНИЕМ - пожалуйста.

ГО: И всё же я для себя мыслю не "внедрять", а "соблазнять", - хотя бы так (есть у меня и другие позитивные глаголы).

Цитата (Громакова Людмила Николаевна, 26.09.2011, 23:32) <{POST_SNAPBACK}>
Хотя критиковать , конечно, всегда проще.

ГО: Упасибо Боже! Вас? критиковать? никогда! Вас я могу только уважать за убеждённость и мужество. Спасибо, Людмила Николаевна! Вот за это, -

Цитата (Громакова Людмила Николаевна, 26.09.2011, 23:32) <{POST_SNAPBACK}>
Работа с этим классом - это крик моей учительской души. Не привыкла выпускать 100- процентный брак. Правильно меня может понять лишь тот, кто сам испытывает подобное, выраженное фразой : "Сизифов труд-результат моей каждодневной работы". Вот почему, я применяю КСО.

ГО: И я - тоже по этой причине вот уже 23 года занимаюсь технологией парного обучения, Людмила Николаевна.

Цитата (Рязанов Вячеслав Александрович, 27.09.2011, 05:06) <{POST_SNAPBACK}>
"развивающее обучение" вовсе таковым не является... Проблема заключается, на мой взгляд, в том, что идеологи "развивающего обучения" стали искать механизмы развития школьника не в "правильной организации обучения", как предполагала гипотеза Выготского, а в способе изложения учебного материала.

ГО: Спасибо, Вячеслав Александрович! Чудесный материал в приложении, - прочитал как песню! Особенно меня потрясла цитата из Щедровицкого! Я его знал лично и очень уважаю...

А теперь у меня к Вам возник вопрос, - про универсальные учебные действия. Мы же с Вами сейчас находимся в теме "Панацея", - в том смысле, что технология парного обучения есть панацея. Могли бы Вы ответить вот на такой вопрос "обеспечивает ли парный учебный процесс в разновозрастных группах освоение всеми участниками, - учениками и учителями, - всех универсальных учебных навыков, перечисленных в стандартах?".
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Дорогие коллеги!

Вы читаете моё сообщение сейчас. В нём одна просьба к Вам, - мне нужна информация из Вашего регионального ИПК РО. Могли бы Вы мне помочь её получить?

Мне нужно знать, преподают ли в Вашем ИПК технологию парного обучения или коллективный способ обучения. Пожалуйста, позвоните туда или как-то ещё свяжитесь и разузнайте это для меня?

Также было бы важно узнать, - если преподают, - то кто преподаватель? какой у него е-адрес, чтобы я мог с ним связаться? Ну, и конечно, адрес сайта Вашего ИПК.

Я хочу собрать эту информацию для того, чтобы опубликовать её здесь на педсовете. Тогда мы все будем знать ситуацию. Хорошо?

Заранее благодарен, всегда Ваш ГО.

P.S. Пока что мне приходят сообщения вот такого отрицательного вида, -

Республика Башкортостан - Нет у нас ничего. Не уверен, что кто-нибудь у них об этом слышал. Им и так хорошо. Только коллега вернулся с курсов. Нет там ничего. В природе. Это точно.
Республика Коми - По-моему, никто в нашем институте КСО не "преподает"))) В институте постоянные реорганизации, сокращения, видимо, в связи с переходом на автономию. Кто чем занимается, сказать трудно. Постоянно новые лица. В школах забота у всех одна - переход на ФГОС.

Белгородская область - Лекции по педтехнологиям читают на курсах, о парном обучении - нет.

Коми-Пермяцкий АО - Насколько мне известно, затронутые Вами проблемы на занятиях не рассматривались.

Ханты-Мансийский АО - скажу как рядовой учитель, как методист. Парная работа проводится на уроках редко, от случая к случаю. Я в Х-Мансийске 6 лет. Но не помню курсов по данной технологии в началке, во всяком случае. Сама использую ПО. Что касается включения технологии парного обучения в программу развития образования региона, то это не в моей компетентности. Но было бы здорово!!!

Ярославская обл. - не видела ничего подобного в плане работы... И по неофициальным источникам знаю - нет. Мне изредка встречаются люди, которые говорят о своем КСО-шном прошлом, но настоящих сторонников нет. Была мода - были люди.

Но вот пришло одно сообщение позитивное, -

Кабардино-Балкарская Республика, Гулиев Х.О. - В ИПК скорее всего такого специалиста нет. Я сейчас сотрудничаю с зав.каф. управления Мизовой М.Х. В рамках курсов по модели общественно-активной школы, мы с ней вместе ведем этот курс, я рассказываю о КСО и парном обучении, в рамках интерактивных технологий в ИПК.

Красноярский край, Костюченок Ю.А. - Добежала до ИПК - узнала кое-что полезное. Человек, занимающийся данной методической проблемой, - Запятая Ольга Валентиновна (е-адрес есть, если нужен, то спросите, я дам, - ГО). Спасибо, Юлия Александровна! Вот ведь как просто, - "ножками сходить" и получаем точную информацию!
===

Буду благодарен дальнейшим Вашим сообщениям о том, как с парным обучением в Вашем ИПК.
Людмила Громакова ( Пользователь )
Цитата (Громыко Григорий Олегович, 27.09.2011, 17:33) <{POST_SNAPBACK}>
"обеспечивает ли парный учебный процесс в разновозрастных группах освоение всеми участниками, - учениками и учителями, - всех универсальных учебных навыков, перечисленных в стандартах?".
Нет такой технологии, которая бы это обеспечивала, но КСО дает шанс каждому развить свои способности в рамках тех возможностей, которые отпущены учащемуся человеку природой! Накопление знаний, качественный прорыв от незнания к знанию идет не непрерывно и постепенно, а неравномерно, взрывно, лавинообразно. КСО-удачный КУРОК, который позволит заряженному ружью выстрелить в подходящий момент.


Цитата (Рязанов Вячеслав Александрович, 27.09.2011, 05:06) <{POST_SNAPBACK}>
Утверждение о том, что "развивающее обучение" вовсе таковым не является, я впервые услышал от В.К.Дьяченко на его авторских курсах в г.Новокузнецке в 1996г. Проблема заключается, на мой взгляд, в том, что идеологи "развивающего обучения" стали искать механизмы развития школьника не в "правильной организации обучения", как предполагала гипотеза Выготского, а в способе изложения учебного материала. Кому интересна эта тема, предлагаю почитать вот это приложение (1,5 страницы):

[attachment=32771:Что_меша...вивающим.doc]
Утверждение о том, что "развивающее обучение" вовсе таковым не является, я впервые услышал от В.К.Дьяченко на его авторских курсах в г.Новокузнецке в 1996г. Проблема заключается, на мой взгляд, в том, что идеологи "развивающего обучения" стали искать механизмы развития школьника не в "правильной организации обучения", как предполагала гипотеза Выготского, а в способе изложения учебного материала. Кому интересна эта тема, предлагаю почитать вот это приложение (1,5 страницы):
Статья бесподобная. Спасибо. В этом году мне пришла в голову идея написать эссе на конкурс докладов "Мои педагогические ошибки". В прочитанной статье отражена и моя позиция на отношение, к так называемому, развивающему обучению. Главная моя ошибка -перенасыщенность информацией и вера в то, что "умные книжные знания" помогут решить проблемы обучения. Психологический аспект я ДОЛГОЕ ВРЕМЯ ставила на первое место. Но лишь познакомившись с КСО (прочитав книгу В.К.Дъяченко и попробовав в деле ее применить, правда кратковременный был первый опыт работы по КСО), осознала как глубоко я ошибалась. Спасибо, Григорию Олеговичу, что собирает под свой флаг КСО педагогов со всех краев. Три кита успешности организации учебной деятельности теперь бы я укрепила на трех глаголах: ОЧАРОВАТЬ, ЗАИНТРИГОВАТЬ, ОРГАНИЗОВАТЬ. Т .е. -личность педагога, способность заинтересовать подачей материала и умение организовать самообучение и самоконтроль- верный путь к развитию личности учащегося.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+