Личный кабинет

Час министра

Педагогический фестиваль в Невинномысске запомнился часом министра
Михаил Жаров ( Пользователь )
А.Ф. Золотухина (Ставропольский край) и «Час Министра»

…И было сказано с высокой трибуны: «ЕГЭ, согласитесь, уважаемые учителя, расшевелил наше сообщество. Стали ответственней готовиться учителя к выпуску учащихся , родители заволновались, дети стали искать нужные для ЕГЭ книги!»(А.Ф.Золотухина, 7.11.07.)

…В ставропольском городе Невинномысске проходил педагогический фестиваль «ТАЛАНТ-2007». Гимназия №10 «ЛИК» за несколько лет сумела создать важную Традицию, которая приобрела краевой и межрегиональный статус. Поддержав инициативу коллектива гимназии, здесь создали инновацию и механизм институализации в системе образования - Фестиваль педагогических идей, практик и технологий на Северном Кавказе.

И начался фестиваль ( по традиции) с «часа министра».

«Час Министра» – прямой и открытый диалог министра с учителями.

…В своем кратком докладе министр образования Ставропольского края А. Ф. Золотухина неожиданно для многих, собравшихся на чествование и радостный «обмен опытом и достижениями», сделала акцент на проблемах! На таких проблемах, которые можно назвать нелицеприятными. Это было воспринято авангардом учительского цеха без особого подъема и без бурных аплодисментов. Посыпались множество вопросов в адрес министра, многие из которых ждали своего решения не один год. Последовали четкие и недвусмысленные ответы.

Вынести эти проблемы на всеобщее обсуждение в торжественный день, когда весь зал наполнен букетами цветов и расположен к празднику – поступок, не лишенный мужества и твердости духа.

Мы обязаны решить эти проблемы – таков общий посыл этого «часа министра»!

Из речи А.Ф.Золотухиной:

«Результаты ЕГЭ свидетельствуют о кризисе доверия к качеству образования…Нам высказывают претензии родители. И в устной форме, и в письменной…»

«Куда-то уходит мотивация начиная с 5-го класса…на уроках преобладает презентационная форма работы, когда 80% времени активен учитель, а не ученик… Отсутствуют проектные формы работы… Перегрузка учащихся продолжается…»

«Нам негоже отставать от других стран по уровню образования. У нас есть все возможности быть в числе лидеров так, как нам это удается в начальной школе».

«Сегодня информацию мгновенно может получить любой учитель…»

«…Мы создаем региональную систему оценки качества образования. Статус выпускника начальной, основной и общей школы будет закреплен в конкретных показателях, компетентностных критериях, четких индикаторах нашей работы».

«…Я сама изначально скептически относилась к ЕГЭ, но …мы должны честно признать, что ЕГЭ высветил многие недоработки нашей образовательной системы…»

«Мы имеем не очень хорошие результаты по международному исследованию успешности образования PISA…» ( акцент в докладе сделан на международных экспертных показателях).

«…Мы такие будем не нужны для такой жизни!» ( 27 место из 54 стран-участниц). «Всем нам нельзя обольщаться результатами образования…»

Министр, конечно, остановилась и на позитивных моментах, но главное - была жесткая самокритика, настрой и фокусировка всего сообщества на системные ошибки и недоработки. Не каждый способен на жесткий самоанализ в столь торжественный день. «Час министра» - это серьезная попытка и публично выраженное намерение дать правильный вектор развития всему педагогическому сообществу Ставрополья на ближайшие годы.( Не во всех регионах РФ этот шаг сделан). Вопрос об эффективности такого стиля управления – это отдельная тема…

Желание сверять качество по международным меркам тоже зависит от «заказчика образовательных услуг», т.е. от родителей и самих учащихся. Усилий государства недостаточно. И ЕГЭ – значительный и существенный шаг в этом направлении.

Оценка качества образования по международному стандарту PISA(программа PISA осуществляется консорциумом, состоящим из ведущих международных научных организаций, руководит исследованием Австралийский совет педагогических исследований):

Математическая грамотность.

Способность человека определять и понимать роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Умение самостоятельно распознать проблему, выбрать математические способы ее решения, оценить полученный результат и предъявить в подходящей форме.

Изучение умений решать проблемы.

Понимание проблемы, характеристики проблемы, представление проблемы, решение проблемы, размышление над решением, сообщение решения проблемы

Способность учащегося использовать познавательные умения для разрешения меж-предметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. Необходимый для решения проблемы объем предметных знаний - невелик.

Изучение грамотности чтения.

Способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей.

Изучение естественнонаучной грамотности.

(физика, химия, биология, география, астрономия).

–Способность использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы об изменениях, которые вносит в окружающий мир деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Из научного исследования «Российская школа: от PISA-2000 к PISA-2003»(Центр оценки качества образования, ИСМО РАО):

«…система образования готова менять многое (содержание учебных материалов, организационную структуру, способы работы), но не готова предложить новую модель школы – школы активного учения».

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Делаем вывод - педагогические кадры зачастую не готовы и не мотивированы к новой парадигме образования. Отвечать на вызовы времени сложно и требует постоянного повышения квалификации и переквалификации. Инновационный стандарт, способный отвечать на вызовы времени – ужасно некомфортная вещь!

Хотелось бы увидеть значительно большее число учителей и воспитателей, готовых и способных «мерить успехи такими мерками»…

Именно поэтому – «ЕГЭ расшевелил педагогическое сообщество», именно поэтому министру А.Фурсенко и МОН так сложно делать свое дело: он говорит о проблемах, качестве и уровне образования. О том, что ЕГЭ вскрыл то, что раньше замалчивалось, о чем говорить было не принято. Он продвигает новую парадигму образования и, естественно, такая новация, такие новые подходы не всем участникам образовательного процесса могут нравиться. Ведь главное новшество, привнесенное с ЕГЭ – внешняя оценка результатов образования. Внешняя, а не внутренняя, когда сами учителя оценивали результаты своей деятельности.

ЕГЭ со всеми процедурными деталями и технологиями нужно совершенствовать, корректировать и развивать. Но для этого нужна Воля и Решительность.




footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+