Личный кабинет

Цель школьного образования (цель образовательного учреждения)

В отличие от похожей темы "Зачем и чему учить детей", хочется обсудит то, что сейчас модно называть "Готовым школьным продуктом", т.е. конечный результат 11-летнего процесса, а не программы, методики, учебники.....
Алексей Кормилкин ( Пользователь )
Коллеги, предлагаю каждому поделиться его видением: "Какова цель школьного образования". Т.е., кем должен стать человек, окончивший школу, что знать, что уметь, а главное ЗАЧЕМ!!!???

Стандарты образования прошу не приводить, интересует ваше мнение как преподавателей, педагогов, людей, мам и пап.
Татьяна Дубинкина ( Пользователь )
Цитата (Алексей Кормилкин, 04.08.2011, 19:40) <{POST_SNAPBACK}>
Коллеги, предлагаю каждому поделиться его видением: "Какова цель школьного образования". Т.е., кем должен стать человек, окончивший школу, что знать, что уметь, а главное

ЗАЧЕМ!!!???

Стандарты образования прошу не приводить, интересует ваше мнение как преподавателей, педагогов, людей, мам и пап.

Я считаю, что цель образования в том, чтобы наши дети могли получить ответы на свои вопросы от профессионалов. Задача учителя - научить детей задавать вопросы. Сделать учебный процесс таким, чтобы у ребят постоянно возникали вопросы, чтобы они умели грамотно их сформулировать, чтобы пытались сначала сами на них ответить. Пусть даже первый вопрос на уроке будет "А зачем лично мне этот предмет?"
Алексей Кормилкин ( Пользователь )
Оригинальное сообщение Удалено по причине плутовства и мошенничества модераторов
Алексей Петровский ( Пользователь )
Цитата (Алексей Кормилкин, 04.08.2011, 19:40) <{POST_SNAPBACK}>
Коллеги, предлагаю каждому поделиться его видением: "Какова цель школьного образования". Т.е., кем должен стать человек, окончивший школу, что знать, что уметь, а главное ЗАЧЕМ!!!???

Ровно таким же вопросом задавался час назад Дондурей на Эхо Москвы. Что образование - это ерунда, осваиваемая технология.

Что важна именно цель образования.

И что образованными докторами наук, любившими танцы и романсы, были начальники контрационных лагерей в Германии.

Цитата
Стандарты образования прошу не приводить, интересует ваше мнение как преподавателей, педагогов, людей, мам и пап.

Алексей Алексеевич, всё-таки вопрос задан несколько скоро. Мы никак не можем определиться вцелом, кем человек после школы не должен стать. То есть - от чего нам надо отталкиваться, чтобы дойти - до цели, какой она бы не была.

Когда я прихожу к хорошему юристу (скажем, в растущей области конклюдентного права) за помощью, то он мне не предлагает сценарий - как мне действовать в том или ином случае. Он мне говорит: "лучшее, что я тебе могу предложить - это проиграть ситуацию с оптимальной стратегией твоего противника". И только после того, как меня погоняли и посмотрели, где у меня реальные провалы - ситуацию можно разобрать.

То есть речь идёт о возможном движении от противного.

Я бы, наверное, постарался отказался от ряда привычных фразеологизмов среди учительской среды, на которые налипло много всякого. Например, от словечка "образование". И с огромным подозрением относился к любым понятиям, к которым хорошо прилипает слово "надо", "должен".

Если же метафорично описывать цель школьного обучения, то я бы хотел видеть конечный продукт в виде поля с пёстрым цветником, чем со штабелями древесно-стружечных изделий.

У себя в блоге я пишу, что ученик обязательно должен перерасти своих учителей. Что все учителя в зоне школы должны обладать общим знаменателем, и именно эта база является значимой, сквозной для всех абсолютно людей. Ученик обязательно должен знать как минимум ещё один мировой язык (не входящий в языковой ареал РФ). Ученик должен видеть, знать и понимать перспективу - и где он на самом деле оказался, какое место занимает в мире, в стране, в своём населенном пункте, в семье.

Вся остальная траектория обучения сверх (в дополнение) к общему знаменателю должна опираться на личные особенности характера ученика. Учитель должен хотеть быть не локомотивом, а трамплином.

Да, и не самое последнее - ученик должен обладать полными равными правами в рамках школы. Школа для него должна стать не местом заключения на время работы его родителей, а местом силы, местом притяжения.

Какая конкретная цель будет у конкретного ученика - принципиально неважно. Главное - чтобы эта цель у него была. Или, другими словами - чтобы она никак по пути не потерялась.
Татьяна Дубинкина ( Пользователь )
Цитата (Алексей Кормилкин, 04.08.2011, 20:18) <{POST_SNAPBACK}>
Хороший ответ... но разве умение задавать вопросов может быть целью 11-ти летнего обучения? Может для этого и 3-5 лет достаточно?

Задавать вопросы - это то зернышко, которое нужно посадить(1-4 класс), потом начнется выращивание самого растения, сначала 5-9 класс для общего развития и понимания мира в котором мы живем через призму наук. Потом 10-11 класс уже ответы на вопросы для тех, кто определился с профилем(наше растение зацветет), а к этому возрасту уже пора определиться.
Что я имею ввиду под "задавать вопросы". На примере. Ребенок идет по улице и видит качаются деревья. Обратить его внимание, пусть спросит почему(если сам не спросил). За ответом должен последовать другой вопрос - почему ветер дует. И т.д. Ну это ещё до школы, я так думаю. Другими словами, когда ребенок, подросток живет в обществе, в природе нужно что бы он не просто ходил по улице или встречался с друзьями, а интересовался почему так. Каждый урок (или несколько) должен быть ответом на какой-то вопрос. И задача учителя построить тематический план так, чтобы всё было логично и естественно. У меня слишком мало опыта работы в школе (всего 10 лет), чтобы сначала это понять, а потом самой это сделать, но я поставила уже себе такую задачу и начала работу.
Владимир Суходоев ( Пользователь )
Школьного образование - инструмент социализации вновь входящих в жизнь. Социум, как система взаимодействия разумных, не может обходится без развития разумности каждого своего элемента.
Алексей Кормилкин ( Пользователь )
Оригинальное сообщение Удалено по причине плутовства и мошенничества модераторов
Алексей Петровский ( Пользователь )
Цитата (Алексей Кормилкин, 04.08.2011, 20:50) <{POST_SNAPBACK}>
Алексей (ничего если я буду без отчества? кстати, Вас в будущем тоже прошу просто по имени ))

Ко мне Вам можно по-домашнему - просто Лёша. :)

Цитата
К Даниилу Борисовичу я отношусь с большим уважением, но Эхо сегодня я не слушал Думаю, что с г-ном Дондуреем мы здесь созвучны, поскольку я практически уверен, что гораздо легче идти туда, куда знаешь, т.е. к цели.

Дондурей, Особое Мнение @Эхо Москвы, 04 августа 2011

  • Д.ДОНДУРЕЙ: Нет, это даже больше – это заморожено. Это куда более опасно. Это заморожено в головах миллионов людей, если не десятков миллионов людей. Вот то, о чем вы говорите, это просто заморожено. Это значит, в любую минуту это может быть разморожено, раз. Это значит, что они не знают, как жить завтра, и, следовательно, мы на 4-м – 5-м месте по самоубийству среди подростков, потому что люди не имеют моделей будущего – им культура в широком смысле это не поставляет. И никто не беспокоится об этом, что позитивного опыта нет, модели, где живут, что будет с нами завтра, нет. Потому что эти все слова, там, про то, что мы заинтересованы, чтобы люди жили лучше, - это, знаете, через 20 лет у нас будет коммунизм. Или «Давайте сделаем»... Вот это ужасная, мне кажется, опаснейшая вещь... Не опаснейшая (есть более опасная), но странная для больших умов, когда они говорят «Давайте сделаем хорошее образование». Подождите! Но, ведь, образование – это технология для трансляции каких-то знаний, представлений, мифов, каких-то ценностей, моральных запретов и так далее. Образование – это техника, это ничего большего. А что вы будете образовывать? Коменданты Аушвица были докторами наук все и играли Бетховена. Разве дело в образовании?
  • О.ЖУРАВЛЕВА: Вальсы и романсы их объединяли.
  • Д.ДОНДУРЕЙ: А, да-да-да, я помню моего кумира, генерала армии Нургалиева.

Собственно, эта та цитата, о которой я говорил.

Цитата
Несколько моих коллег, покинувших, к сожалению, Россию, любили говорить: "Не важно куда, важно - откуда" )) Но в случае с образованием я больше склоняюсь к тому, что все-таки важнее "КУДА", чем "ОТКУДА"

Тогда какая у Вас лично позиция? Или Вам пока надо накопить затравку, определиться с границами ожидаемого от форума?

Цитата
А может ли быть целью образования: "научить ученика ставить цели"?

Может, может... Вот это "может" чревато бесконечной рекурсией.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Цитата (Алексей Кормилкин, 05.08.2011, 06:50) <{POST_SNAPBACK}>
А может ли быть целью образования: "научить ученика ставить цели"?

А почему бы и нет?
Особенно, если несколько расширить и углУбить :)

Научить человека ставить цели и достигать их.
Алексей Кормилкин ( Пользователь )
Оригинальное сообщение Удалено по причине плутовства и мошенничества модераторов

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+