Личный кабинет

Эффективность дистанционного обучения

Затрагиваются проблемы эффектиного внедрения дистанционых технологий в
Николай Гаврилов ( Пользователь )
Н.А.Гаврилов

К вопросу об эффективности дистанционных технологий обучения


Одной из особенностей развития современного общества является процесс информатизации ,который приобрел в настоящее время глобальный характер. Под воздействием информатизации в настоящее время происходят изменения во всех сферах жизни. Одним из элементов информатизации являются новые информационные технологии , применение которых позволяет находить новые подходы в решении различных проблем. Следствием общей информатизации общества является информатизация образования, одной из форм которой является открытое образование. Элементом открытого образования является дистанционная образовательная технология. Однако наряду с интенсивным внедрением новых образовательных технологий в учебный процесс возникает множество вопросов, связанных с их применением. Вот примерный перечень этих вопросов:

- насколько эффективна дистанционная система бучения
- конкурентоспособна ли по качественным параметрам с очными ( живыми) технологиями
- не уводит ли технология ДО в сторону «технократизма» и примата технического начала над содержательным
- нет ли опасностей программирования действий обучаемых и уход в мир « нажимания кнопок»
- не происходит ли «компьютеризации « создания»

Ответы на эти и многие другие вопросы наверное не могут быть получены мгновенно и будут зависеть от результатов многолетней практики внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс.
До последнего времени в процессе извлечения знаний между учеником и знаниями существовал единственный посредник – учитель.
Однако с развитием техники возникло принципиально новое явление - дистанционное обучение – , в котором кроме учителя и ученика ( субъекта и объекта) появляется нечто новое, не формулируемое единым термином. С одной стороны – это технический посредник ( компьютер ) с другой стороны – это бесконечный источник знаний, работающий в режиме мгновенного получения любой информации ( интернет). Данный источник знаний действительно имеет двойную сущность: с одной стороны пространство интернет может быть представлено в виде продолжения субъективного Я ученика, продолжения его чувств в виде виртуальной реальности. С другой стороны, та же виртуальная реальность представляет собой объективный набор информационных ресурсов, контактирующий с Я ученика посредством экрана компьютера.
Именно в связи с этим возникает дополнительная необходимость ,кроме диалога учителя и ученика, контроля учителя за учеником, познать инструмент, обеспечивающий не диалог, а общение втроем ,причем в данном общении все стороны треугольника становятся равноценны: .учитель -интернет- ученик , и структура преподнесения учебного материала совершенно меняется по сравнению с классической схемой.
Данная схема принципиально меняет подходы к процессам, определяющим структуру познаваемости окружающего мира ,а также схемам извлечения знаний из окружающего мира и пространства знаний. Проблема извлечения знаний все больше начинает представлять собой проблему извлечения знаний из виртуального, а не реального пространства. Соответственно реальный мир подменяется виртуальным.
На сегодняшний день существует большое количество различных технологий формирования курсов дистанционного обучения, однако не существует четкой концепции формирования подобных курсов. Проблема отсутствия единой концепции и отсутствия анализа процесса извлечения знаний на основе новых информационных технологий ,учитывая экспоненциальный рост количества обучающихся посредством дистанционного обучения, может в конечном счете привести к понижению эффективности образовательного процесса.
Ограниченность курса ,отсутствие живого контакта с учителем и возможность расширения определений и формулировок, порождают недопонимание и в конечном итоге сказываются на качестве обучения.
С другой стороны, новые информационные технологии открывают совершенно иные возможности в системе обучения. Дистанционное обучение приводит к более демократичным отношениям ученика и преподавателя, высвобождает массу времени, предполагает индивидуальный подход, возможность возвращаться к пройденному материалу бесчисленное количество раз и пр. Но, что самое главное, возникает принципиально новый источник информации, фактически безграничный – это мировые Интернет - ресурсы.
Однако преимущества дистанционного обучения в ряде случаев оборачиваются его недостатками. Так, согласно исследованиям [1] к числу недостатков обучаемые причисляют :
- избыточное количество информации
- чрезмерное дробление дискуссий ( фрагментарность)
- проблемы, связанные со временем ( асинхронность и пр.)
- отсутствие мгновенного отклика преподавателя на вопрос
Хотя в литературе по дистанционному обучению такие его свойства как асинхронность, модульность, информативность относят к его положительным качествам.
Многие воспринимают информацию, которая поступает к ним по сети как волну, которая вот - вот их захлестнет, с которой невозможно справиться. Это один из парадоксов.
В режиме дистанционного обучения ,возможно, изменятся приоритеты влияющих факторов на продуктивность дидактического процесса. На сегодня факторы традиционного обучения распределены следующим образом[3]:
Организационно –педагогическое влияние – 32%
Обучаемость учащихся – 28%
Учебный материал – 25 %
В дистанционных технологиях фактор времени, который является одним из важных элементов, влияющих на все остальные факторы в очном обучении становится не таким существенным ,он размывается и тем самым индивидуализирует траекторию обучения конкретного ученика.
Таким образом, дистанционные технологии, внедряемые в образовательный процесс требуют более тщательной дидактической проработки, отработки методик усвоения знаний, анализа приоритетов влияющих факторов и эффективность работы ученика и учителя в дистанционной среде будет напрямую зависеть от научности и методической целесообразности разработанных приемов и технологий обучения.




Литература


1.О психологии дистанционного обучения (специфика общения учитель-ученик) Могилев В.А. Педагогические аспекты ДО- www.vpsu.ac.ru/de

2.Гаврилов Н.А.Проблемы компьютеризации мышления при внедрении новых информационных технологий» стр 93-96. Региональная научно-практическая конференция «Перспективы внедрения технологий открытого образования в профессиональных учебных заведениях Пермской области» г.Пермь 2001 г. Изд-во Пермского гос.университета.

3.О продуктивности учебного процесса (Подласый И.П. Педагогика Кн.1- М.Владос 1999 с. 344-352
Василий Удалов ( Пользователь )
Я пока не касаюсь вопросов затронутых в докладе. Я пытаюсь проанализировать предложенную анкету. В анкете по-моему стяот не те элементы выбора. Я например был и учащимся курсов ДО и организатором курсов. Как же мне ответить в данном случае?
Николай Гаврилов ( Пользователь )
(Udalov @ Oct 1 2005, 06:46 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Я пока не касаюсь вопросов затронутых в докладе. Я пытаюсь проанализировать предложенную анкету. В анкете по-моему стяот не те элементы выбора. Я например был и учащимся курсов ДО и организатором курсов. Как же мне ответить в данном случае?

Да,относительно анкеты небольшая недоработка. А такая постановка вопроса планировалась для того,чтобы отделить организаторов от потребителей услуг.На практике оказыввается все мы - и обучающиеся и обучаемые таков уж наш современный мир.Постараемся исправить положение спасибо за замечание
Елена Реди ( Пользователь )
(Udalov @ Oct 1 2005, 07:16 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Я пока не касаюсь вопросов затронутых в докладе. Я пытаюсь проанализировать предложенную анкету. В анкете по-моему стяот не те элементы выбора. Я например был и учащимся курсов ДО и организатором курсов. Как же мне ответить в данном случае?

Доброе время суток, Василий Аркадьевич.
Дежуря на интернет-педсовете, не могли не откликнуться.
Очень хочется увидеть Вас лично на курсах по созданию дистанционных мастер-классов с 10 октября.
Надеемся, что два места у Вас для нас найдется.
Реди Е.В.
Баженова В.Г.
Борис Соловьев ( Пользователь )
(Гаврилов Н.А. @ Sep 30 2005, 09:26 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Н.А.Гаврилов

К вопросу об эффективности дистанционных технологий обучения


Считается, что главная функция педагога – это быть источником знаний.
Но есть другие, вроде бы, дополнительные задачи педагога, но которые могут иметь решающее значение для учебного процесса. Педагог должен:
 настроить студента на эффективную работу;
 часто – ободрить, внушить уверенность;
 мобилизовать, сконцентрировать внимание студента;
 создать нормальную морально-психологическую и творческую атмосферу в коллективе;
 усиливать интеллектуальную деятельность каждого через коллективную творческую работу;
 передать личностную позицию с позиции своего опыта, как профессионального, так и эмоционально-психологического;
 побуждать активность работы;
 управлять мотивацией учебной деятельности;
 управлять восприятием материала через эмоционально-психологические уровни сознания и т.д.
И как Вы полагаете решать эти задачи без личностного общения?
Николай Гаврилов ( Пользователь )
(Boris @ Oct 1 2005, 05:35 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Считается, что главная функция педагога – это быть источником знаний.
Но есть другие, вроде бы, дополнительные задачи педагога, но которые могут иметь решающее значение для учебного процесса. Педагог должен:
 настроить студента на эффективную работу;
 часто – ободрить, внушить уверенность;
 мобилизовать, сконцентрировать внимание студента;
 создать нормальную морально-психологическую и творческую атмосферу в коллективе;
 усиливать интеллектуальную деятельность каждого через коллективную творческую работу;
 передать личностную позицию с позиции своего опыта, как профессионального, так и эмоционально-психологического;
 побуждать активность работы;
 управлять мотивацией учебной деятельности;
 управлять восприятием материала через эмоционально-психологические уровни сознания и т.д.
И как Вы полагаете решать эти задачи без личностного общения?


Без сомнения эти функции необходимы для осуществления полноценного обучения и полностью заменить педагога "обучающей машиной" невозможно.Однако при реализации дистанционных технологий во первых -не исключается полностью личный контакт.чные встречи периодически происходят
Во вторых - на первы план выступают иные черты студента - это его готовность к самостоятельной работе,умение работать в кооперации через посредство чатов,форумов,телеконференций.
Мотивация же учебной деятельности в ДО обеспечивается несколько иным образом - во первых через результативность процесса обучения - ученик всегда видит свой результат в виде рейтинга,во вторых эта самая видность заставляет выглядеть лучше на фоне других,поскольку деятельность каждого обучающегося всегда на виду и отображена в реальном артефакте ,в третьих управление деятельностью студента осуществляется через другие,техногенные механизмы,за которыми все равно стоит тьютор или преподаватель
Ирина Озеркова ( Пользователь )
(Boris @ Oct 1 2005, 05:35 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Считается, что главная функция педагога – это быть источником знаний.
Но есть другие, вроде бы, дополнительные задачи педагога, но которые могут иметь решающее значение для учебного процесса. Педагог должен:
 настроить студента на эффективную работу;
 часто – ободрить, внушить уверенность;
 мобилизовать, сконцентрировать внимание студента;
 создать нормальную морально-психологическую и творческую атмосферу в коллективе;
 усиливать интеллектуальную деятельность каждого через коллективную творческую работу;
 передать личностную позицию с позиции своего опыта, как профессионального, так и эмоционально-психологического;
 побуждать активность работы;
 управлять мотивацией учебной деятельности;
 управлять восприятием материала через эмоционально-психологические уровни сознания и т.д.
И как Вы полагаете решать эти задачи без личностного общения?

Неужели Вы полагаете, что дистанционное обучение - это обучение, в котором роль дистанционного учителя сводится к созданию электронного ресурса и вожможной оценке проверочных работ (а возможна и машинная оценка, тогда остается только следить за успеваемостью учащихся)? На самом деле гораздо эффективнее технологии, обеспечивающие общение с учителем и одногруппниками - по электронной почте, в листе рассылки, форуме, чате. Конечно, надо уметь этим пользоваться именно с точки зрения педагогики. Но все указанные Вами проблемы таким образом решаются. Можете мне поверить - и училась заочно, и учить приходилось.
Борис Соловьев ( Пользователь )
(Ирина @ Oct 1 2005, 06:57 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Конечно, надо уметь этим пользоваться именно с точки зрения педагогики.


Уважаемая Ирина!
Спасибо за Ваше разъяснение, особенно за полезные сведения о том, что существуют e-mail и форумы.
Мне не требуется Вам верить, поскольку у меня имеется свой собственный опыт работы в самых различных условиях, режимах и формах обучения. И я не думаю, что он менее богат и значим, чем Ваш.
Речь идет совсем о другом. Мы говорим об эффективности воздействия. И если Вы, как "опытный сетевой педагог", утверждаете, что, например, Ваш e-mail так же эффективен для решения перечисленных мною задач, как живое общение, то я "умываю руки".
Преимущества ДО не в том, что Вы техническими средствами сможете лучше воздействовать, а в том, что студенту не надо к Вам ехать для получения знаний. Поэтому, если студент живет далеко, то приходится выбирать меньшее из зол. Но нам, педагогам, надо отдавать хотя бы самим себе отчет в том, что при этом теряется. А пока потери очень большие.
Назову еще одну причину серьезных потерь сегодня. Это огромные возможности тиражирования посредственности. А сколько некачественных, недоработанных или устаревших методик и материалов гуляет по сети? Последнее особенно удручает. Привычная картина: на волне энтузиазма создан неплохой материал, выставлен на всеобщее обозрение. А далее его никто не актуализирует - за это либо никто не платит, либо платят копейки. И материал так и лежит, не редактируясь годами, в соответствующих фондах и библиотеках. А студенты таким материалом продолжают пользовться. Особенно сложная в этом смысле обстановка в сферах обучения информационным технологиям, где скорость обновления знаний очень высока.
Елена Зачесова ( Пользователь )
(Ирина @ Oct 1 2005, 06:57 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Неужели Вы полагаете, что дистанционное обучение - это обучение, в котором роль дистанционного учителя сводится к созданию электронного ресурса и вожможной оценке проверочных работ (а возможна и машинная оценка, тогда остается только следить за успеваемостью учащихся)? На самом деле гораздо эффективнее технологии, обеспечивающие общение с учителем и одногруппниками - по электронной почте, в листе рассылки, форуме, чате. Конечно, надо уметь этим пользоваться именно с точки зрения педагогики. Но все указанные Вами проблемы таким образом решаются. Можете мне поверить - и училась заочно, и учить приходилось.



Ув. Ирина и все, кому интересна эта тема!

В конце сентября я встретилась с оч-ч-ч-чень милыми и славными учителями ДО. Канадцами и американцами. cool.gif
В Москве.

Знаете, зачем они приехали?

Познакомиться со своими дистантными учениками. Лично. ДО НАЧАЛА обучения. Познакомится, установить личные контакты, договориться об особых условиях с каждым ребенком!

Вот такое дистантное обучение.

Немного завидую.

Елена
Марина Куликова ( Пользователь )
(Зачесова @ Oct 2 2005, 09:11 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Ув. Ирина и все, кому интересна эта тема!

В конце сентября я встретилась с оч-ч-ч-чень милыми и славными учителями ДО. Канадцами и американцами. cool.gif
В Москве.

Знаете, зачем они приехали?

Познакомиться со своими дистантными учениками. Лично. ДО НАЧАЛА обучения. Познакомится, установить личные контакты, договориться об особых условиях с каждым ребенком!

Вот такое дистантное обучение.

Немного завидую.

Елена

А я не немного завидую, а много. Вот к нам в Красноярск не едут... Только, ведь если учителя будут ездить и знакомиться со своими дистантными учениками, то, вряд ли ДО будет эффективным на все 100?! А ведь вопрос темы - об эффективности его?

(Boris @ Oct 1 2005, 08:28 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемая Ирина!
Спасибо за Ваше разъяснение, особенно за полезные сведения о том, что существуют e-mail и форумы.
Мне не требуется Вам верить, поскольку у меня имеется свой собственный опыт работы в самых различных условиях, режимах и формах обучения. И я не думаю, что он менее богат и значим, чем Ваш.
Речь идет совсем о другом. Мы говорим об эффективности воздействия. И если Вы, как "опытный сетевой педагог", утверждаете, что, например, Ваш e-mail так же эффективен для решения перечисленных мною задач, как живое общение, то я "умываю руки".
Преимущества ДО не в том, что Вы техническими средствами сможете лучше воздействовать, а в том, что студенту не надо к Вам ехать для получения знаний. Поэтому, если студент живет далеко, то приходится выбирать меньшее из зол. Но нам, педагогам, надо отдавать хотя бы самим себе отчет в том, что при этом теряется. А пока потери очень большие.
Назову еще одну причину серьезных потерь сегодня. Это огромные возможности тиражирования посредственности. А сколько некачественных, недоработанных или устаревших методик и материалов гуляет по сети? Последнее особенно удручает. Привычная картина: на волне энтузиазма создан неплохой материал, выставлен на всеобщее обозрение. А далее его никто не актуализирует - за это либо никто не платит, либо платят копейки. И материал так и лежит, не редактируясь годами, в соответствующих фондах и библиотеках. А студенты таким материалом продолжают пользовться. Особенно сложная в этом смысле обстановка в сферах обучения информационным технологиям, где скорость обновления знаний очень высока.

Понятны ваши тезисы, Борис. Мы здесь не голосуем за то, быть или не быть ДО. И все-таки хотелось бы услышать, а кроме выбора меньшего из зол, есть ли еще какие-то достоинства у ДО, тем не менее?

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+