Личный кабинет

Из истории . . П А Р Н О Г О . . О Б У Ч Е Н И Я . . Нажмите на "скрепочку" ==>>

В разных темах мы периодически рассказываем друг другу разные истории о том, как разные люди в разное время по-разному приходили в своей жизни к парному обучению. А не собрать ли нам все эти рассказанные и еще не рассказанные истории в одном месте?
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
... рекомендую посмотреть также...



Ну, что же? - в добрый путь!
Тема открыта по предложению Рязнова Вячеслава Александрович, учителя литературы и русского языка.
Вячеслав Рязанов ( Пользователь )
В прилагаемом файле (1 стр.) - рассказ о том, как в начале ХХ века Норман Мак-Менн, преподававший в одном из привилегированных школ Англии, организовывал работу в парах на своих занятия французского языка и истории.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Рязанов Вячеслав Александрович, 03.08.2011, 18:59) <{POST_SNAPBACK}>
...как в начале 20-го века Норман Мак-Менн

ГО: Спасибо! читал с наслаждением! Начало двадцатого века... А в 1915 году, как пишет Дьяченко, опыт Мак-Менна был уже в книге на русском языке, - не слабо! И вполне могло так случиться, что Ривин читал эту книгу!

На то, что Ривин мог читать эту книгу, указывает одно "совпадение". Мак-Менн делал вот так, -

===
Мак-Менн сообщает, что он поступал иногда по-варварски: брал учебник истории и разрывал его на части так, чтобы можно было каждому ученику дать отдельный рассказ.
===

Именно так делал и Ривин!

Кстати, вот подумалось о смысле данной темы... Когда заканчивается история парного обучения и начинается его современность? События 1984-го года в Красноярске, - это уже современность? или ещё история? Сотрудничество Мкртчяна с Дьяченко - это уже история, или ещё современнсть? Лаборатория теории и технологии коллективного способа обучения Красноярского краевого института повышения квалификации, которая сейчас есть, - это куда относится?
Вячеслав Рязанов ( Пользователь )
Цитата (Громыко Григорий Олегович, 03.08.2011, 20:21) <{POST_SNAPBACK}>
Кстати, вот подумалось о смысле данной темы... Когда заканчивается история парного обучения и начинается его современность? События 1984-го года в Красноярске, - это уже современность? или ещё история? Сотрудничество Мкртчяна с Дьяченко - это уже история, или ещё современнсть? Лаборатория теории и технологии коллективного способа обучения Красноярского краевого института повышения квалификации, которая сейчас есть, - это куда относится?

Сложный вопрос. Думаю, что к истории можно отнести все то, что уже оформилось в какой-либо памятник (письменный, видео или звуковой).

Вот, например, у В.К. Дьяченко есть интереснейшее описание опыта организации обучения по способностям в малокомплектной школе поселка Мана Красноярского края. Педагогическая технология, которая была создана в этой школе, получила название "манской" и стала уже историей.

Приведенный фрагмент имеет формат брошюры (всего 22 стр.).

[attachment=31498:Манская_...хнология.doc]
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Рязанов Вячеслав Александрович, 09.08.2011, 11:36) <{POST_SNAPBACK}>
Вот, например, у В.К. Дьяченко есть интереснейшее описание опыта организации обучения по способностям в малокомплектной школе поселка Мана Красноярского края.

ГО: Спасибо, Вячеслав Александрович! Замечательная история! Вы не зра потратили время на сканирование и дигитализацию текста! Большое Вам "СПАСИБО!", - прочитал на одном дыхании. Тема у нас тут историческая, поэтому о сути поговорим в других наших темах.

Цитата (Рязанов Вячеслав Александрович, 09.08.2011, 11:36) <{POST_SNAPBACK}>
Сложный вопрос. Думаю, что к истории можно отнести все то, что уже оформилось в какой-либо памятник (письменный, видео или звуковой).

ГО: Так-то оно так, да немножко и не так... ))) Сейчас мы не можем узнать, думал ли Дьяченко, когда делал это всё в Манской школе, что он делает историю, - спросить не у кого (или есть у кого?).

А вот что думаете Вы, - именно в историческом смысле? - о нашей (именно Вашей со мною) работе по интеграции? Мы же пока её вдвоём делаем.

У меня есть про это "мой пример", - можете читать его здесь на педсовете, начиная с вот этого сообщения. Сергей Вячеславович Коннов, учитель английского языка в селе Городецкое Рязанской области (во всей школе с 1 по 9 класс было 28 учеников, летом 2011-го школу закрыли, увы), провёл несколько уроков английского "со всей школой". У меня есть видео, - очень маленькие фрагменты, - как это было. Спасибо Коннову, - он снял на фотоаппарат и прислал. 23 ученика занимаются английским в спортзале (туда принесли столы и стулья).

В отличие от примера с Манской школой, в моём примере нам есть у кого спросить "а когда Вы это делали с Конновым, то Вы понимали, что делаете историю парного обучения? Я отвечу, - да, совершенно ясно отдавал себе отчёт в этом. Я был тогда уверен, - и теперь тоже уверен, - в том, что это ПЕРВЫЙ такой урок вообще в истории педагогики, а не только в истории парного обучения. Ну, если есть другие такие уроки, о которых я не знаю, тогда пусть тот, кто знает, нам расскажет.

Но дело не в приоритете! - мне он до лампочки. Дело в другом! Дело в том, что тот, кто делает "вот это сейчас", - он, делая, осознаёт, что он делает историю? или не осознаёт? В этом всё дело. Такова моя версия ответа на вопрос "когда начинается история?".

Я у себя нашёл вот такой вот "свободный рассказ" об истории парного обучения, -

2 стр.
[attachment=31631:Громыко_...обучения.doc]
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Ситдикова Фаиля Мусиевна, 09.11.2011, 15:39) <{POST_SNAPBACK}>
ланкартачных взаимных обучений.

ГО: Ну, да... Грибоедов писал своё "Горе" в 1823-25-ом, а русские офицеры принесли из похода во Францию Бёль-Ланкастерскую систему обучения и с разрешения царя создали общество взаимного обучения, которое открывало школы "взаимного обучения" при полках.

В работе "Философские взгляды декабристов на обучение (методологический и аксиологический аспекты)"
- автор Захаров Константин Павлович, - написано следующее, -

=== начало цитаты ===

14 января 1819 года Александр I одобрил Устав "Вольного общества учреждения училищ взаимного обучения". Это общество было легальным филиалом "Союза Благоденствия".

Уже в 1819 году они приступают к практической деятельности. В Санкт-Петербурге, на углу Вознесенского и Садовой (Вознесенский пр. д. 165) улицы в доме купца Шабишева была открыта "Петербургская школа Вольного Общества училищ Взаимного обучения".

Прежде чем выбрать систему взаимного обучения
комитетом вольного общества был проделан детальный анализ недостатков традиционной (предметно-классно-урочной) системы обучения. Поражает та глубина, с которой этот анализ был сделан. И до сегодняшнего дня традиционная система обладает теми же недостатками, что и в первой четверти XIX века.

Рассмотрим поподробнее те преимущества системы взаимного обучения перед традиционной (предметно-классно-урочной) системой обучения, которые видел комитет вольного общества учреждения училищ по методу взаимного обучения.

1) В старой системе на одного учителя приходилось 40-50 человек. Пока учитель общается с одним, другие находятся в праздности.
А здесь каждый обучает каждого.

2) Традиционная школа не дает возможности каждому ученику двигаться своим собственным темпом.
А здесь "каждый класс должен состоять из таких учеников, коих успехи в познаниях были бы сколько можно равны и каждый ученик находит сам ту степень успеха, на которой ему быть следует, и потому ученики не только с места на место в классе, но и из класса в класс, смотря по успехам безпрестанно переходят".

3) В старой школе награды (поощрение) раздаются в конце года (четверти).
А здесь тут же и награда и тут же, если нужно, то и наказание.

4) Традиционная школа терзает детей, заставляя сидеть на одном месте.
А здесь дети обучаются с удовольствием, подражая подобным себе и, так сказать, играя.

5) "...большое число учителей полагают, что достоинство их обучения определяется по мере пройденных с учениками уроков, а не потому, чему они действительно выучились". А здесь "...никогда не приступают к новому, пока учащиеся предыдущего не усвоили...".

6) В старой школе на изучение данного курса наук тратится 4-5 лет.
А здесь 1,5-2 года и это при условии, что число учеников значительно больше, а учителей меньше.

7) В старой школе зачастую возникают трудности с дисциплиной учащихся, практикуются и телесные наказания.
А здесь всех посетителей поражает дисциплина и порядок (отсутствие телесных наказаний), то, что дети держатся свободно и учатся охотно.

8) Традиционная школа живет в отрыве от общественной окружающей жизни.
А при системе взаимного обучения школа не была изолирована от окружающего мира, а была открытой системой, куда мог войти любой желающий.
- на занятиях могли присутствовать не только родители, но и все те, кто интересуется новыми методами обучения;
- при училищах учреждались общественные советы, на которых заслушивались отчеты и оказывалось содействие учителю;
- каждому посетителю предоставлялось право высказывать свое мнение и вносить свои предложения.
Таким образом, прекрасно понимая достоинства школ взаимного обучения, комитет общества видел в Петербургской школе средство преобразования России на новых началах.

Н.И.Тургенев писал в 1818 году, что систему взаимного обучения он почитает "орудием просвещения и свободы людей, в особенности у нас, где и то и другое так нужно".

До начала деятельности Вольного общества, примерно с 1815 года, уже существовали в некоторых воинских частях русской армии школы взаимного обучения. Очевидно, после наполеоновских войн был привезён опыт из Европы. Умных, состоятельных людей, радеющих о благе Отечества, в России всегда было много. Но всё же это были отдельные частные инициативы.

После возникновения Вольного общества по распространению школ взаимного обучения, учреждение военных школ пошло значительно быстрее.

Так уже в 1819 году известны школы в 61 воинской части.
А в 1822 году уже обучалось кантонистов в них более 87.000 человек. Это давало довольно много грамотных солдат для русской армии. Тем более что содержались школы на общественные средства.

=== конец цитаты ===

Там же Захаров рассказывает о том, как тогдашние чиновники гнобили взаимное обучение. Из-за их придирок декабристы закрыли Общество, поскольку чиновники начали совать свой нос повсюду, а декабристы опасались, что они доберуться и до их тайных дел... Но это уже другая история.
Фаиля Мусиевна Ситдикова ( Пользователь )
Ну вот! "Запоем" читаю "Из истории парного обучения" и собой горжусь: ай да я! На такой интересный разговор "направила" форум... Отличная ТЕМА получилась! Спасибо... Грибоедову!
Вячеслав Рязанов ( Пользователь )
Цитата (Ситдикова Фаиля Мусиевна, 10.11.2011, 20:27) <{POST_SNAPBACK}>
Ну вот! "Запоем" читаю "Из истории парного обучения" и собой горжусь: ай да я! На такой интересный разговор "направила" форум... Отличная ТЕМА получилась! Спасибо... Грибоедову!


Цитата (Ситдикова Фаиля Мусиевна, 09.11.2011, 15:39) <{POST_SNAPBACK}>
Спешу поделиться находкой!
Перечитываю (в который раз!!!) к уроку литературы комедию Грибоедова "Горе от ума" ... Читаю:

Хлёстова
И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их;
Да от ланкартачных взаимных обучений.

Не о технологии ли парного обучения речь идет? Выходит, во времена оные в России о ней было известно широким кругам, если звучит ЭТО из уст данного персонажа...


Да, это место из "Горя от ума" я давно заприметил. Но, к сожалению, вынужден Вас, Фаиля Мусиевна, разочаровать: т.н. "белль-ланкастерская система" никакого отношения к парному обучению не имеет. Подробнее об этом можете почитать в соседней теме "Общие вопросы" с сообщения 168.
А за тему действительно спасибо Вам ... и Грибоедову! )) Разбираться в этих параллелях необходимо, чтобы уметь, как говорится, мух отделять от котлет.
Фаиля Мусиевна Ситдикова ( Пользователь )
Цитата (Рязанов Вячеслав Александрович, 11.11.2011, 17:48) <{POST_SNAPBACK}>
т.н. "белль-ланкастерская система" никакого отношения к парному обучению не имеет.


Теперь я уже совсем запуталась в терминологии... Вячеслав Александрович, чем же тогда КСО от взаимного обучения отличается?
Вячеслав Рязанов ( Пользователь )
Цитата (Ситдикова Фаиля Мусиевна, 13.11.2011, 12:12) <{POST_SNAPBACK}>
Теперь я уже совсем запуталась в терминологии... Вячеслав Александрович, чем же тогда КСО от взаимного обучения отличается?


Предлагаю наш разговор перенести в тему "Общие вопросы". Почитайте мое сообщение № 171.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+