Личный кабинет

О духовном, о духе

Исследование сути понятий
Владимир Уралов ( Пользователь )
В двусоставном термине "духовно-нравственный" наибольшее затруднение вызывает первая часть.

Ставя задачу раскрытия духовной
реальности, индивидуального духа человека в научной психологии, видим в ней три составляющие ее части.

Во-первых, можем ли мы вообще рассматривать сущность духовной жизни в психологических категориях; достаточны ли они для этого?

Во-вторых, в чем состоят проявления духовной жизни, которые мы можем наблюдать в себе?

И, в-третьих, возможно ли хотя бы интуитивно угадать, обрисовать, в чем состоит сущность категории "индивидуального духа"?

--------------------------------------------

Чтобы определиться с первой частью, с самой возможностью применять психологические

понятия к тем явлениям, которые мы традиционно связываем с "духовностью" человека,

сначала требуется определить содержание этого понятия.

Термины "духовный", "духовная жизнь" уже немалое время как взяты на вооружение светской культурой.

Их смысловое наполнение имеет два уровня: поверхностный и глубинный.

Самое распространенное значение данных терминов аналогично терминам "религиозный" или "церковный".

В этом смысле выражения "духовная литература" и "религиозная литература" или "духовное училище" и "церковное учебное заведение" равнозначны.

В наше время, когда говорят о смысловых, идейных исканиях отдельного человека или целого

культурного течения, но при этом желают подчеркнуть их автономность от религиозной сферы,

термины "духовный" и "нравственный" зачастую соединяют, образуя новое слово: духовно-нравственный.


На наш взгляд, речь в подобных случаях идет все о том же поиске Истины и Смысла, который

осуществляется и в религии, но при этом с опорой на интуитивный поиск самого человека, его

совести, а не на то или иное религиозное учение или Откровение.

==========================

Понятие "дух", которое пришло в обиход из религиозной сферы, имеет в богословии множество значений.

"Дух" в греческом языке звучит как "пневма" (значение корня "дыхание"), и это связано с интуитивным пониманием греческим этносом "дыхания" как выражения жизни.

Богословское понимание термина "Дух" относится, прежде всего, к самому источнику жизни – Творцу, Богу.

Первое значение слова "Дух" в богословском понимании – это особое Божественное существо.


"Бог есть Дух" учит Святое Писание, и в этом смысле понятие "Дух" означает
"таинственную сущность", надмирное Непостижимое Существо.


Собственно же понятие "Святого Духа" усваивается третьему Лицу Божественной Троицы: Богу – Духу Святому, от Отца предвечно Исходящему.


Здесь выделяется понятие Божественного Духа по природе (существу) и по личному началу (ипостаси).

Интересно отметить, что традиционное противоречие материализма и идеализма, которое

недавно было очень значимым для отечественной психологии и философии, преодолевается

христианской картиной мира.


Для нее Бог является не идеей, не каким-либо Существом, растворенным в мире, высшим его

смыслом или даже Перводвигателем.

Бог превосходит и то, и другое, и не является Причиной мира.

Христианство утверждает, что сущность Бога понять нельзя, и судить о ней мы можем

только апофатическим способом, т.е. отказываясь от положительных категорий разума, или

же катафатически – на основе Божественного Откровения.
Владимир Уралов ( Пользователь )
Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца. (Притчи 20:27).

Дух человека, испытывающий все глубины сердца (есть) - Светильник Господень. (Притчи 20:27).

===========================

Дух человека - скрытая, малоизвестная часть человека.

Она глубже чем душа. Как животворящий костный мозг скрыт внутри кости, так человеческий дух скрыт внутри души.

Откуда мы это знаем?

Во-первых из Бытия 2:7! "Дыхание жизни" в этом стихе - это еврейское слово "нешама".

Это же слово встречается в Притчах 20:27, и переведено, как дух.

Это показывает, что дыхание жизни, которое Бог вдохнул в человека, стало его духом (Иов. 32:8 ).

Дух человека – это Сила Божия в человеке, при помощи которой он может соприкасаться с Богом, принимать Бога, содержать в себе Бога и впитывать Бога во все свое существо, как жизнь для себя.

Человеческий дух предназначен для того, чтобы


человек поклонялся Богу (Ин. 4:24),


был возрожден от Бога(Ин. 3:6Б),


и соединился с Богом (1Кор. 6:17; 2Тим. 4:22),


чтобы ходить и жить в органическом союзе с Богом(Рим. 8:4Б) для осуществления Божьего замысла.
Владимир Уралов ( Пользователь )
Цитата (Владимир Уралов, 19.08.2011, 11:49) <{POST_SNAPBACK}>
Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца. (Притчи 20:27).

Дух человека, испытывающий все глубины сердца (есть) - Светильник Господень. (Притчи 20:27).

===========================

Дух человека - скрытая, малоизвестная часть человека.

Она глубже чем душа. Как животворящий костный мозг скрыт внутри кости, так человеческий дух скрыт внутри души.

Откуда мы это знаем?

Во-первых из Бытия 2:7! "Дыхание жизни" в этом стихе - это еврейское слово "нешама".

Это же слово встречается в Притчах 20:27, и переведено, как дух.

Это показывает, что дыхание жизни, которое Бог вдохнул в человека, стало его духом (Иов. 32:8 ).

Дух человека – это Сила Божия в человеке, при помощи которой он может соприкасаться с Богом, принимать Бога, содержать в себе Бога и впитывать Бога во все свое существо, как жизнь для себя.

Человеческий дух предназначен для того, чтобы


человек поклонялся Богу (Ин. 4:24),


был возрожден от Бога(Ин. 3:6Б),


и соединился с Богом (1Кор. 6:17; 2Тим. 4:22),


чтобы ходить и жить в органическом союзе с Богом(Рим. 8:4Б) для осуществления Божьего замысла.

==================================
Итак дух, духовность - это связь человека с Высшим Духом - Богом.

Если же человек отрицает бытие Бога, неужели у него нет духа, неужели он бездуховен?

Оказывается, кроме Бога - Духа Добра и Любви, есть в нашей реальности дух падший, отпавший от Бога, дух зла - сатана.

И вот те люди, которые не признают бытие Бога, также являются духовными людьми, но несут в себе духа заблуждения, духа зла.

Такие люди духовно безнравственны.
Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
Вы можете сколько угодно отрицать бытие бога (Бога), но не перестаёте от этого быть Его (его) творением. Утверждение, что все, отрицающие (а что это значит?) бытие Бога (какого?) имеют какой-то "злой", "сатанинский" итп дух - смешно.
И, в то же время, имеется масса верующих, одержимых "злыми духами". И это вовсе не значит, что их собственный дух куда-то исчез. Вы, Владимир, всё время скатываетесь к манихейству, у вас Бог равносилен сатане. Вы - это множественное число, это касается, к сожалению, большинства называющих себя христианами.
Владимир Уралов ( Пользователь )
Дмитрий, благодарю за рассуждения...
Кажется я начинаю понимать, что у большинства участников этого форума понятие о духовности и духе - светские, философские.
------------------------
Насчет Вашего вопроса о Боге, то я знаю только Бога-Троицу.

А Вы не относите себя к христианам?

Цитата (Дмитрий Корнилов, 28.09.2011, 07:22) <{POST_SNAPBACK}>
===============================
... в то же время, имеется масса верующих, одержимых "злыми духами".
=========================

=== Дмитрий, Вы согласны с существованием "злых духов"?
Владимир Уралов ( Пользователь )
Цитата (Владимир Уралов, 19.08.2011, 11:49) <{POST_SNAPBACK}>
===========================================
Дух человека - скрытая, малоизвестная часть человека.
=====================================

Человечество всегда стремилось к счастью, миру, справедливости, материальному изобилию.

Но реальная история говорит, что чем ближе к нашему времени, тем хуже с этим.

Двадцатый век залил кровью весь земной шар, хотя от него ожидали рая на земле.

Прогресс ведет нас прямым путем к кризисам.

Например, экологическому.

В книге академика Н.Н. Моисеева "Быть или не быть человечеству" говорится, что человечество как биологический вид смертно.

Всечеловеческий научно-технический прогресс, который ставит своей целью максимальное благоденствие человечества на Земле, приводит его к смерти.

Хотя в животном мире все хорошо.

Разве Землю портят тигры и верблюды?!

Где же произошла ошибка?

Ведь не было же злодея, который только бы и думал о том, как погубить Землю.

А что же происходит внутри человека?

Мне кажется, что я - хороший.

Но, оказывается, я хорош до тех пор, пока меня не тронули как следует.

К примеру, Петр, апостол, горячий человек, восклицал: "Господи, даже если умереть мне придется с Тобою, я не отрекусь от Тебя".

И вот, когда Христа уже взяли под стражу, при первом вопросе подозрительной служанки: "И ты с Ним был?" - Петр отрекается...

Сняв розовые очки, мы невольно повторяем слова апостола Павла: "Бедный я человек!.. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (Послание к Римлянам, 7 глава, стихи 24, 15, 19), - и не могу справиться.

Но это очень странно.

Почему так остро порой чувствуется некий диссонанс в нашей жизни?

Где же произошла ошибка?

Я думаю, ошибка в том, что человек забыл, что он - духовно-телесное существо.

И что эта духовная часть связует его с Богом.

Человек забыл, что он - смертное существо, но что по духу своему предназначен к вечному существованию.

Он забыл о первичности духовного начала.

( Из материалов лекций профессора Московской духовной Академии А.И.Осипова)


=====================================2

Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
Человек - духовно-телесное существо.

Бесспорно.

Но почему духовное-то начало первично?
Это утверждение также односторонне, как утверждение Ваших оппонентов - атеистов о первичности материального начала.

Что первично, Владимир: правое или левое, верх или низ, чёт или нечет?

Материальное и духовное - две стороны одной медали. Какая сторона у медали первична?

------------------------------

Владимир, про духов. даже, если я и не согласен с существованием злых духов, они, всё равно, существуют. Поэтому, лучше уж принять это как факт. А то, они очень любят, когда в них не верят.

-------------------------

К христианам...

Уж больно это название затаскано, к сожалению... Ну, скорее отношу. Только, вот, они меня к христианам не относят. :)
Владимир Уралов ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Корнилов, 21.11.2011, 21:22) <{POST_SNAPBACK}>
==============================
1) Человек - духовно-телесное существо.

Бесспорно.

Но почему духовное-то начало первично?

Это утверждение также односторонне, как утверждение Ваших оппонентов - атеистов о первичности материального начала.

Что первично, Владимир: правое или левое, верх или низ, чёт или нечет?

Материальное и духовное - две стороны одной медали.


------------------------------

2) Владимир, про духов. даже, если я и не согласен с существованием злых духов, они, всё равно, существуют. Поэтому, лучше уж принять это как факт. А то, они очень любят, когда в них не верят.

-------------------------

3) К христианам...

Уж больно это название затаскано, к сожалению... Ну, скорее отношу.

Только, вот, они меня к христианам не относят.
========================================
--- 1) То, что подчеркнуто, - это Ваши мысли или кого-то другого?
--- 2) Если злые духи существуют, то лучше согласиться с этим фактом.
--- 3) Отнести себя к христианству - это высшее, чего только может достигнуть человек в жизни!
Вы - счастливый человек!
Что Вас смущает в христианстве?
К кому же Вас относят христиане?
К кому Вы сами себя относите?
За кого Вы себя почитаете?
Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
1) Это не мысли, это банальность.
2) Я о том и говорю.
3) Отнести себя куда-либо - это ещё ни о чём не говорит!

В христианстве меня не смущает, а отталкивает от него вот что: "Бог есть Любовь, НО:... "

Вот эта запятая, это "но", и всё, что после него, меня и отталкивает.

Христиане, официально считающиеся таковыми - наверное, к числу сбившихся с пути?

Себя - почту за честь, если могу отнести себя к людям.

Почитаете? А зачем себя почитать? Не понимаю.
Владимир Уралов ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Корнилов, 23.11.2011, 06:39) <{POST_SNAPBACK}>
=============================
В христианстве меня не смущает, а отталкивает от него вот что: "Бог есть Любовь, НО:... "

Вот эта запятая, это "но", и всё, что после него, меня и отталкивает.
=============================
--- Можете сказать так, чтобы можно было Вас понять?
Что заключают в себе"запятая", "но", "после него"??

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+