Личный кабинет

Учебник истории как "место памяти"

наталья кисина ( Пользователь )
После знакомства с концепцией французского историка Пьера Нора о "местах памяти" задумалась над одним вопросом.
Кратко суть концепции такова.

Самая главная функция мест памяти - сохранять память группы людей. Местами памяти могут стать люди, события, предметы, здания, книги, песни или географические точки, которые "окружены символической аурой". Их главная роль - символическая. Они призваны создавать представления общества о самом себе и своей истории. http://www.hist.vsu.ru/cdh/Articles/02-11.htm

А вопрос такой: является ли местом памяти школьный УЧЕБНИК ИСТОРИИ? Ведь он и призван создавать представления общества о самом себе и своей истории.
Чисто функционально вроде бы это и есть "место памяти", а символически?..





Валерий Столов ( Пользователь )
Здравствуйте, Наталья.
На мой взгляд, учебник истории призван в первую очередь формировать не групповую, а национальную память.
Это первое. А второе... Учебники истории давно деградировали: они неяркие. неинтересные, читать их очень скучно. По сути дела, они представляеют собой краткие исторические справочники для школьника, пересыпанные нравоучительными сентенциями. Так что сильно сомнительно, что они могут что-то там сформировать.
наталья кисина ( Пользователь )
Спасибо за отклик, Валерий! То есть, по-вашему, учебник никак уж не окружен "символической аурой"? А что вы думаете о таком моменте: многие (и взрослые и дети) еще до сих пор считают: что написано в учебнике, то и есть "святая правда". Не является ли это некой "символической аурой"?

Валерий Столов ( Пользователь )
Цитата (наталья кисина, 19.07.2011, 19:34) <{POST_SNAPBACK}>
А что вы думаете о таком моменте: многие (и взрослые и дети) еще до сих пор считают: что написано в учебнике, то и есть "святая правда". Не является ли это некой "символической аурой"?


Я думаю, чт количество таких людей ,если когда-то и было велико, сегодня стремительно сокращается. Потому что мало кто из взрослых и детей читают учебники. По причинам, изложенным мною выше.
По сути дела, за учебником сегодня признают лишь одну ценность: насколько онт помогает готовиться к ЕГЭ. А помогает он в этом мало...
наталья кисина ( Пользователь )
Тогда как вы думаете, формируется ли школе на уроках истории "отношение общества к самому себе и к своей истории"?
Валерий Столов ( Пользователь )
Цитата (наталья кисина, 20.07.2011, 11:31) <{POST_SNAPBACK}>
Тогда как вы думаете, формируется ли школе на уроках истории "отношение общества к самому себе и к своей истории"?



Я считаю, что выражение "отношение общества к самом у себе и своей истории" является слишком туманным и неопределённым. Не могли ли бы Вы уточнить: что Вы под ним подразумеваете?
наталья кисина ( Пользователь )
Цитата (Валерий Столов, 20.07.2011, 14:29) <{POST_SNAPBACK}>
Я считаю, что выражение "отношение общества к самом у себе и своей истории" является слишком туманным и неопределённым. Не могли ли бы Вы уточнить: что Вы под ним подразумеваете?

Так считаю не я, а П. Нора. Думаю, что он имеет в виду национальное самосознание (одним из важнейших элементов которого является историческое самосознание, т.е. представление об общем прошлом), а также национальную идеологию.
Валерий Столов ( Пользователь )
Ну, так он прав в этом. Просто я хотел сказать, что в современом мире учебники этой роли уже не выполняют, (хотя на них эту цель и возлагают).
По сути дела, они вообще бесполезны.
Сергей Галаган ( Пользователь )
Цитата (Валерий Столов, 20.07.2011, 16:11) <{POST_SNAPBACK}>
Ну, так он прав в этом. Просто я хотел сказать, что в современом мире учебники этой роли уже не выполняют, (хотя на них эту цель и возлагают).
По сути дела, они вообще бесполезны.

Пожалуй только в Вашей ортодоксальной школе росийские учебники по исторри и обществознанию бесполезны...
Одни из самых читаемых учебников в школе именно математика, история и обществознание, география... судя по виду школьной макулатуры.
Владислав Воронин ( Пользователь )
Цитата (Валерий Столов, 20.07.2011, 19:11) <{POST_SNAPBACK}>
Ну, так он прав в этом. Просто я хотел сказать, что в современом мире учебники этой роли уже не выполняют, (хотя на них эту цель и возлагают).
По сути дела, они вообще бесполезны.

А может, всё же Вы чего-нибудь недоучитываете? Ну да, сухие, скучные, формализованные... Но влияние на человека может оказываться по всяким-разным причинам.
Уже хотя "забивание гвоздиков" в сознание (и подсознание) происходит. ЧТО ИМЕННО надо бы выбрать из всего потока прошлого -- как нечто "значимое", а что "второстепенное-проходное". Даже если идёт зубрёжка лишь ради спихивания каких-то зачётов-тестов-экзаменов -- то уже некая СТРУКТУРА фактов "значимых" в печёнках остаётся. Пятна "яркие" и "неяркие" и т.д.
Так что стоящая за процессом психология -- так ли однозначна?

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+