Личный кабинет

Ошибки составителей ЕГЭ по биологии

Валерий Чернухин ( Пользователь )
Наверно есть смысл делиться ошибками, которые так или иначе постоянно встречаются в вопросах ЕГЭ. Это полезно сразу во многих аспектах.
Вот мои 5 копеек.
Вот, казалось бы простой вопрос:
Встраивание своей нуклеиновой кислоты в ДНК клетки-хозяина осуществляют
1)бактериофаги
2)хемотрофы
3)автотрофы
4)цианобактерии

О правильном ответе я догадался - это бактериофаг. Но дело в том, что
1) Подавляющее большинство бактериофагов вообще не встраивают ДНК в клетку хозяина.
2) Интенсивность встраивания ДНК в клетку-хозяина ОТ ДРУГИХ прокариот по-видимому НЕ НИЖЕ.
Таким образом, данный вопрос сформулирован безграмотно.

А вот пример неграмотного ответа на вопрос:
Половое размножение организмов эволюционно более прогрессивно, так как оно
1)способствует их широкому распространению в природе
2)обеспечивает быстрое увеличение численности
3)способствует появлению большого разнообразия генотипов
4)сохраняет генетическую стабильность вида

Верны с одной стороны все четыре ответа (кроме быть может второго), но с другой стороны главное в половом процессе - диспропорционирование вредных и полезных мутаций, что способствует не просто увеличению разнообразию (рекомбинационная изменчивость), но и (сверхважно!!!) избавлению от груза вредных мутаций - об этом НИ СЛОВА.

В одном из вопросов ЕГЭ спрашивалось о том, в каком веществе энергия запасается. На полном серьёзе (я не шучу) правильным ответом составители подразумевали откровенную глупость - будто в АТФ: Молекулы АТФ выполняют в клетке функцию

1)защитную

2)каталитическую

3)аккумулятора энергии

4)транспорта веществ

Вообще-то за сутки у человека нарабатывается килограмм этак 30-40, но честное слово, я не замечал, чтобы АТФ у меня ЗАПАСАЛАСЬ. Энергия запасается в форме сахаров, углеводов, белков и жиров, но никак не АТФ.


В заключение - типичные вопросы (вдумайтесь - на кого они рассчитаны)
К какому критерию вида следует отнести область распространения в тундре северного оленя?
1)экологическому
2)генетическому
3)морфологическому
4)географическому

К каким доказательствам эволюции относят сходство стадий индивидуального развития зародышей животных?
1) эмбриологическим
2) палеонтологическим
3) сравнительно-анатомическим
4) молекулярно-генетическим
Сразу хочется задать вопрос по литературе:
Автор "Евгений Онегин"
1) А.С. Пушкин
2) Дон Педро
3) Мао Цзе Дун
4) Хуан Антонио

Записи буду дополнять. Предлагаю всем желающим выставлять свои вопросы на обсуждение
Валерий Чернухин ( Пользователь )
Ещё один вопрос из ЕГЭ:
Какова роль бактерий и грибов в круговороте веществ?
1) Производители органических веществ
2) Потребители органических вещесв
3) Разрушители органических веществ
4) Разрушители неорганических веществ.

Вспомним, что существуют гигантские экосистемы на дне моря, которые построены на хемотрофах, представленных исключительно прокариотами.
Кстати, из 6 хорошо описанных способов фиксации углерода 4 - прерогатива исключительно бактерий и архей.
Впрочем, есть водные экосистемы, в которых доля и образованного в бактериях в результате фотосинтеза органического углерода довольно высока.
Таким образом, ответ 1) справедлив.
Вряд ли также будет секретом, что большинство видов бактерий потребляют органические вещества, при этом они конечно могут одновременно быть и разрушителями, и производителями. Таким образом, должен быть справедлив и ответ 2).
Ответ 3) очевиден.
Смысл словосочетания "разрушители органических веществ" понятен, вещество разлагается до углекислого газа и воды.
А вот смысл "разрушители неорганических веществ" является загадкой.
Хемотрофы могут преобразовывать, скажем сульфиты в сульфаты, двухвалентное железо в трёхвалентное. Но неорганические вещества лишь превращаются из одного в другое, но не исчезают. А термин "разрушение" для них вообще загадочен.
Возможно, что составители ЕГЭ считают допустимым употребелние бессмысленных словосочетаний.
Ну а о "единственно правильном ответе", я думаю, догадались все.


Этот вариант повёрг меня в состояние лёгкого шока.
Чтобы понять почему, вот моя статья о механизмах обеспечения вырожденности кода. http://scorcher.ru/theory_publisher/show_art.php?id=225
Могу лишь предположить, что составители ЕГЭ просто не имели представления о том, как реально обеспечивается вырожденность кода, а "думали" (неизвестно чем), что на тРНК в качестве первого нуклеотида антикодона присутствуют обычные канонические РНК-нуклеотиды. Таким образом, вопрос о нахождении антикодонов на тРНК выходит довольно далеко за рамки школьной программы. "Правильные" ответы, связанные с определением антикодона на тРНК, никак не могут иметь отношения к реальности.

При желании могу очень подробно ответить на вопросы, как обеспечится вырожденность кода, хотя вообще говоря, она обеспечивается по разному у разных организмов.

Вот ещё безграмотный вопрос.
"В биосинтезе полипептида участвовали тРНК с антикодонами УАА ГГЦ ЦГЦ АУУ ЦГУ".
Грамотеи-составители, получившие за такого рода немаленькую зарплату, не сравнимую с зарплатой учителей, не знают, что в первом положении антикодона А никогда не обнаруживается, так как обычно он превращается в инозин (I).

Составителям ЕГЭ пора получать Нобелевскую премию - они открыли антикодон ААГ! Вообще даже на уровне ДНК КОЛИЧЕСТВО АНТИКОДОНОВ НАМНОГО МЕНЬШЕ: митохондриальных тРНК достаточно 23 антикодонов для узнавания 61-62 смысловых кодонов мРНК, у бактерий обычно около 43 тРНК. У человека около 50 различных тРНК (антикодонов кстати ещё меньше) обеспечивают включение аминокислот в белок.


Я ещё мог бы понять, с какими-то натяжками, если бы написали - наследственной памяти, способной предопределять структуру и функции в живых системах и передаваться воспроизведением по наследству.
Но обмен веществ - это что-то. Видать, всякие там геохимические циклы на планетах являются проявлением живого.

Вот пример, иллюстрирующий неправильность ответа - почему для кодона АUU не обязательно будет ААU:
Писал, что аденин в первом положении антикодона не присутствует. Но он может и не присутсвовать даже и в двойной цепи ДНК, на которой кодируется соотвествующая тРНК.
Например, третий нуклеотид кодона U может узнаваться и гуанином в первом положении, то есть кодон АUU будет узнаваться антикодоном GAU, но НИКОГДА AAU (это - принципиально неправильный ответ, предлагаемый в вариантах ЕГЭ!)

Родственники покойного Рабиновича заходят в морг. Рабинович сидит в гробу.
- Ты что же, не умер?
- А-а, кого это интересует?!
Эмилия Исламова ( Пользователь )
Дополнения к вопросу про АТФ:
1) А.Ш. Бышевский "Биохимия для врача" - энергия химических связей, разрушающихся при окислительном распаде, запасается (аккумулируется) в связах АТФ или ее аналогов.
2) Энциклопедия. Современное естествознание (международная соросовская программа ) - "Физиология и биохимия растений": энергия солнечного света запасается в форме энергии высокоэнергетических соединений АТФ и НАДФ.Н.
3) Н. Грин и др."Биология. том 2" АТФ - стандартная единица, в виде которой запасается высвобождаемая при дыхании энергия. (потом указаны преимущества АТФ перед другими источниками химической энергии) (стр 44)


В вопросах ЕГЭ о последовательности рибонуклеотидов и-РНК комплементарных матрице ДНК вообще не учитывают антипараллельность. Нет и в тренировочных пособиях , кроме А.В. Пименова. Следовательно у толковых детей знания одни, а спрашивают на экзамене - другое.
Валерий Чернухин ( Пользователь )
Цитата (Эмилия Исламова, 19.08.2011, 16:16) <{POST_SNAPBACK}>
Дополнения к вопросу про АТФ:
1) А.Ш. Бышевский "Биохимия для врача" - энергия химических связей, разрушающихся при окислительном распаде, запасается (аккумулируется) в связах АТФ или ее аналогов.
2) Энциклопедия. Современное естествознание (международная соросовская программа ) - "Физиология и биохимия растений": энергия солнечного света запасается в форме энергии высокоэнергетических соединений АТФ и НАДФ.Н.
3) Н. Грин и др."Биология. том 2" АТФ - стандартная единица, в виде которой запасается высвобождаемая при дыхании энергия. (потом указаны преимущества АТФ перед другими источниками химической энергии) (стр 44)


В вопросах ЕГЭ о последовательности рибонуклеотидов и-РНК комплементарных матрице ДНК вообще не учитывают антипараллельность. Нет и в тренировочных пособиях , кроме А.В. Пименова. Следовательно у толковых детей знания одни, а спрашивают на экзамене - другое.

Эмилия Фёдоровна. Извините за задержку ответа. Просто давно не проверял эту ветку.
Давайте попробуем разобраться, что значит "аккумулировать энергию".
Когда мы говорим о том, что что-то аккумулируется (в научном понимании этого слова) - то мы подразумеваем именно накопление чего-то. Синонимом является слово "кумуляция". Отсюда, например, наиболее известное словосочетание "кумулятивный эффект" - то есть эффект накопления.
Аккумуляции не бывает без накопления.
Это первый важный момент.

Второй важный момент - я уже описал, как такового накопления энергии в АТФ (равно как и в других энергетических валютах - у нас их, минимум, три) не происходит. Этим отличается энергетическая валюта от денежной.
Свои активы клетка держит не в АТФ, электрохимическом водородном или протонных потенциалах, а также не в виде NAD, NADP, FAD и других универсальных переносчиков электронов (это тоже универсальные валюты).
Она их держит в виде (поли)сахаров, жиров и даже белков (или их мономеров).

Для пояснения процитирую себя же :): "Вообще в биоэнергетике очень много мифов. Имеющий близкое отношение к теме миф - будто молекула АТФ является веществом, богатым энергией. Это не совсем так. Так, масса молекулы АТФ в несколько раз больше массы молекулы глюкозы. При этом, используя энергию одной молекулы глюкозы, можно синтезировать 38 молекул АТФ из АДФ, то есть образовать 38 макроэргических связей".

Эти разные энергетические валюты энергию не могут запасать в каких-то объёмах, которые действительно можно рассматривать как запасы.
Вспомним, что в сутки у человека синтезируется килограмм 40 АТФ, но ничего не запасается.
Для аккумуляции энергии эти вещества непригодны - на самом деле они не богаты энергией.
Их роль в другом - в запасании не энергии самой по себе, а создания ситуации, при которой возможен процесс с существенным уменьшением энергии Гиббса. Для АТФ - это макроэргическая связь.

Приведу очень простую аналогию.
В виде чего в человеческом обществе ЗАПАСАЕТСЯ еда? В виде тортов, пиццы, котлет?
Нет.
Она запасается в виде складированного зерна, круп, замороженного мяса.
В форму тортов, булочек, пиццы, котлет она переходит перед непосредственным употреблением.
Вы бы стали говорить, что в человеческом обществе аккумулируется в виде скоропортящихся продуктов?
Очевидно нет.
Так же и здесь. Энергия не запасается, а переводится в непосредственно употребимую форму. Кстати АТФ и НАД - далеко не единственные эти формы.
Ацетикоэнзим А, протонный и натриевый электрохимический потенциал - тоже употребимые формы. Поэтому их и называют универсальными клеточными горючими.
Есть довольно красиво сформулированные Скулачёвым "Законы биоэнергетики " - можно найти в инете, где говориться про универсальность клеточных валют.
Но клетка, непосредственно используя деньги, всё же запасает энергию в виде запаса золота, платины и других активов.

Резюме:
Форма, в которой энергия накапливается (аккумулируется) и форма, в которой энергия непосредственно используется - это разные вещи.
Юлия Скопинцева ( Пользователь )
Здравствуйте! Полностью согласна с заявлением о наличии ошибок в тестах ЕГЭ , НО ещё больше в них неточных формулировок . Например:
Двойное оплодотворение характерно для:
1) сосны
2) плауна
3) фасоли
4) деревьев.
и какой ответ расчитывали получить непонятно!
Валерий Чернухин ( Пользователь )
Цитата (Эмилия Исламова, 19.08.2011, 16:16) <{POST_SNAPBACK}>
В вопросах ЕГЭ о последовательности рибонуклеотидов и-РНК комплементарных матрице ДНК вообще не учитывают антипараллельность.

С ума сойти.
Вспомнил ещё вопрос про двойное дыхание, где правильный ответ птицы. Неправильный - земноводные.
Только чем же дышат безлёгочные саламандры?

Цитата (Юлия Скопинцева, 26.08.2011, 15:47) <{POST_SNAPBACK}>
Здравствуйте! Полностью согласна с заявлением о наличии ошибок в тестах ЕГЭ...

Возможно ли обратная связь с составителями ЕГЭ, или они как улитки в домике?
нина федосеева ( Пользователь )
здравствуйте! Неоднократно отмечала некорректную формулировку вопросов в заданиях ЕГЭ. Так хотелось это сразу обсудить. И вот возможность предоставилась. Спасибо.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+