Личный кабинет

Нельзя научить тому, чего сам делать не умеешь

Соответствие слова и дела
Владимир Уралов ( Пользователь )
Если я не покажу ученику, как делается какое-либо дело, он не сможет это дело сделать.
Если я не умею водить машину или сшить костюм, я не смогу научить шить костюм или водить машину другого человека.
... Очевидно, что нельзя научить тому, чего сам не умеешь, нельзя передать какой-либо опыт, если его нет.
Виктория Семёнова ( Пользователь )
Цитата (Владимир Уралов, 09.07.2011, 07:51) <{POST_SNAPBACK}>
Если я не умею водить машину или сшить костюм, я не смогу научить шить костюм или водить машину другого человека.

А если я умею водить машину и шить костюмы, означает ли это, что мои ученики хотят водить машину и шить костюмы?

... Очевидно, что нельзя научить тому, чего сам не умеешь, нельзя передать какой-либо опыт, если его нет.


Так же очевидно то, что уметь всё нельзя. Если я знаю, чему хотят научиться мои ученики из того, чего не умею я, моего опыта должно хватить для того, чтобы указать им путь.
Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
Цитата (Виктория Семёнова, 09.07.2011, 08:13) <{POST_SNAPBACK}>
Так же очевидно то, что уметь всё нельзя. Если я знаю, чему хотят научиться мои ученики из того, чего не умею я, моего опыта должно хватить для того, чтобы указать им путь.


Верно, но тогда слово "научить" уже не подходит. Это ученики учатся, но Вы не учите. Мой любимый путь.
Александр Гольдин ( Пользователь )
А могут ли учитель и ученики (точнее -- старший и младший, соученики) вместе научиться чему-либо? Эффективнее ли вместе? Для меня вопрос риторический...
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Александр Гольдин, 09.07.2011, 12:08) <{POST_SNAPBACK}>
А могут ли учитель и ученики (точнее -- старший и младший, соученики) вместе научиться чему-либо? Эффективнее ли вместе? Для меня вопрос риторический...

Первый - риторический.
Второй - нет.
Алексей Кормилкин ( Пользователь )
Опыт - это не только практические навыки, это еще и теория... Я могу не знать как управлять трактором на практике, но я прекрасно знаю, как это делается в теории... Освоив теоретические сведения мои ученики освоят и практику... или нет?
Михаил Кушнир ( Пользователь )
Цитата (Владимир Уралов, 09.07.2011, 07:51) <{POST_SNAPBACK}>
... Очевидно, что нельзя научить тому, чего сам не умеешь, нельзя передать какой-либо опыт, если его нет.

Что-то не клеится в этом предложении:
- глагол "научить" предполагает субъект, который учит, и объект который подвергается научению
- глагол "передать" предполагает взаимодействие субъектов – от одного другому (не захочет, не возьмет)

Нельзя передать то, чего нет.
Нельзя научить, если предполагается в результате осознанное и заинтересованное владение знаниями – можно только заставить, натаскать, надрессировать под угрозой чего-то. Именно поэтому я ненавижу термин из закона "Об образовании" – "обучающийся". В самом названии виден тот, кого обучают,– откровенный пассив. А по прекрасно работающей модели Врунгеля "как лодку назовешь, так она и поплывет".

Если же речь идет о заинтересованном приобретении знаний, то передача от одного к другому является только одним из способов. В ряде случаев приобретение знаний при технологических советах опытного тренера, который этими знаниями может не владеть, но имеет опыт эффективного приобретения знаний, может оказаться ничуть не хуже.
Мой любимый пример – знаменитый тренер советских баскетболистов Гомельский. Рядом с этими жирафами он выглядел просто моськой. "Делай, как я" он не мог исполнить в принципе.
Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
Как раз, "обучающийся" активен. Пассивен был бы "обучаемый".

Обучающийся же всегда учится у кого-то. Это неизбежно. Учиться у никого нельзя.

Однако, он может учиться (обучать себя) и без физически присутствующего "учителя".

Мой опыт, правда, говорит, что это, обычно, менее эффективно. Хотя, смотря что понимать под эффективностью...

Александр Миронович, я, например, всегда являюсь учеником на собственных уроках.

Я вместе со своими "учениками" овладеваю французским, итальянским, и всем тем, чему мне приходится кого-то учить. Не преподавая, я бы ничего не знал и не умел. ("Усвоенные" "знания-орудия" не в счёт.)

Просто, каждый из нас выращивает древо своего глубоко субъективного и индивидуального мира/знания/личности/жизни только во взаимодействии с другими. Выращивающими своё.


footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+