Личный кабинет

Летняя школа "Равновесие"

Григорий Ищук ( Пользователь )
В августе на красивом берегу озера (Рубское озеро), благодаря Ивановскому госуниверситету, состоится уже традиционная летняя школа для одаренных детей города Иваново.
Я приглашен к участию как учитель физики.
О прошлых школах можно посмотреть вот здесь.
В этом году (к сожалению без учеников) решил физическую часть посвятить Статике.
1. Эта тема практически выброшена из курса средней щколы.
2. Решение задач у учеников вызывает трудности
3. Не так просто дать основы статики для учеников 8-10 класса.
Приглашаю всех кому это интересно принять участие в подготовке школы!

Может стоит начать с таких задач?
[attachment=30585:задачи01.doc]

Вечерами можно смотреть такие фильмы
http://www.radostmoya.ru/projects/Akademij...zika/Fizika_11/




В школе (пусть и летней) надо НАУЧАТЬ!
Вот как это сделать?
Может вот так?
[attachment=30643:Статика__опора_.doc]
!0-15 минут. А потом только вопросы и задачи.....
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (grigri, 28.06.2011, 16:00) <{POST_SNAPBACK}>
В августе на красивом берегу озера (Рубское озеро), благодаря Ивановскому госуниверситету, состоится уже традиционная летняя школа для одаренных детей города Иваново...
В этом году (к сожалению без учеников) решил физическую часть посвятить Статике.
1. Эта тема практически выброшена из курса средней щколы.
2. Решение задач у учеников вызывает трудности
3. Не так просто дать основы статики для учеников 8-10 класса.
Приглашаю всех кому это интересно принять участие в подготовке школы!

Может стоит начать с таких задач?
[attachment=30585:задачи01.doc]

Вечерами можно смотреть такие фильмы
http://www.radostmoya.ru/projects/Akademij...zika/Fizika_11/
В школе (пусть и летней) надо НАУЧАТЬ!
Вот как это сделать?
Может вот так?
[attachment=30643:Статика__опора_.doc]
!0-15 минут. А потом только вопросы и задачи.....

Раз уж школа на берегу озера (лес, есть, наверное), то лучше заняться экспериментальной физикой.
Построить плот с парусом и поэкспериментировать с брёвнышками на плече и различными креплениями мачты и паруса (с точки зрения прочности и усилия, требуемого для удержания мачты в гнезде), порешать задачки на грузоподъёмность плота, на вычисление плотности дерева, на определение расстояния до предмета на противоположном берегу.
Раз уж Вы решили заняться центром тяжести, - то построить свой вариант Пизанской башни.
В общем, вспомнить, что физика - это "натур-философия" и заняться исследованием с использованием подручных средств.
Кстати, для статики хорошо попробовать построить эпюры (доступную для школьников) для различных перекрытий, благо русское деревянное зодчество весьма богато в этом вопросе.
Например, посчитать напряжения в разных точках балок в таком потолке:

А потом построить макет такого потолка и проверить, - какой максимальный груз можно подвесить в центральную точку или положить сверху.
Вот здесь схемы перекрытий, пригодные для расчётов
Григорий Ищук ( Пользователь )
Спасибо, Дмитрий Валерьевич.
О элюрах и не думалось (видно из-за своего не технического образования). Идея понравилась. Попробую дорости до этого. Тем паче, что на мой взгляд графический язык очень важен.
О эксперименте думал и думаю. Полностью с вами согласен. Поэтому и написал о том, что надо научать. А остальное - задачи. А статику выбрал еще и потому, что проще подобрать эксперимент на природе.
А с потолком пока сам не справлюсь!
Спасибо.
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (grigri, 01.07.2011, 07:43) <{POST_SNAPBACK}>
Спасибо, Дмитрий Валерьевич.
О элюрах и не думалось (видно из-за своего не технического образования). Идея понравилась. Попробую дорости до этого. Тем паче, что на мой взгляд графический язык очень важен.
О эксперименте думал и думаю. Полностью с вами согласен. Поэтому и написал о том, что надо научать. А остальное - задачи. А статику выбрал еще и потому, что проще подобрать эксперимент на природе.
А с потолком пока сам не справлюсь!
Спасибо.

Можно чуток из личного опыта?
Гораздо лучше идёт дело, когда не "научаешь", а "научаешься" вместе с детьми.
Хорошо, что Вы давно не строили эпюр.
Скопируйте какие-нибудь чёткие схемы построения кривых напряжения (возьмите учебник по сопромату) и попробуйте с детьми пробежаться по нему (без дифуров, если это пятиклассники) .
Григорий Ищук ( Пользователь )
Как я с вами согласен!
Чтобы дела шло, надо этот процесс запустить! Об этом здесь и теперь.
Как бы в эпюрах не затеряться.
Дети будут совершенно не подготовленные. Начинать с нуля. Правда с ними плотно работают математики. Вот на этот мостик мат-физ и хочу выехать.
А между научать и научаться, я с вами согласен!
Виктория Базеева ( Пользователь )
Я тоже думаю, что на природе уместны исследовательские и экспериментальные задачи. Если уж с ребятами с нуля начинать, то хорошо бы, наверное, для начала их наблюдательность расшевелить, а от возникших вопросов самая разная физика может пойти - жук-водомерка на поверхности озера - к поверхностному натяжению, также можно подумать вместе с ребятами как различные свойства капельки росы на травинке исследовать (как быстро она высохнет, одинаковые ли у капелек размеры и как это определить, почему и как они блестят, почему такая форма, почему на травинке держится и т.д.)
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Виктория Базеева, 01.07.2011, 23:57) <{POST_SNAPBACK}>
Я тоже думаю, что на природе уместны исследовательские и экспериментальные задачи. Если уж с ребятами с нуля начинать, то хорошо бы, наверное, для начала их наблюдательность расшевелить, а от возникших вопросов самая разная физика может пойти - жук-водомерка на поверхности озера - к поверхностному натяжению, также можно подумать вместе с ребятами как различные свойства капельки росы на травинке исследовать (как быстро она высохнет, одинаковые ли у капелек размеры и как это определить, почему и как они блестят, почему такая форма, почему на травинке держится и т.д.)

Браво, Виктория!
Физфак не пропьёшь !!! (Вспомнилась старая шутка: "Надо же, агроном, а напился как физтех" :)
А Вы где-нибудь опубликовали свою программу?

Цитата (grigri, 01.07.2011, 09:52) <{POST_SNAPBACK}>
Как я с вами согласен!
Чтобы дела шло, надо этот процесс запустить! Об этом здесь и теперь.
Как бы в эпюрах не затеряться.
Дети будут совершенно не подготовленные. Начинать с нуля. Правда с ними плотно работают математики. Вот на этот мостик мат-физ и хочу выехать.
А между научать и научаться, я с вами согласен!

Ну и начинайте с нуля.
Например, с постройки шалаша или с попытки повесить котелок с водой на палки разной толщины, сначала положенные на рогатки, а затем "с закреплёнными концами" (в смысле жёстко держать руками или выдолбить в толстом бревне отверстие подходящего диаметра).
Ещё хорошо поработать с "верёвочным мостом" - натяг, провис, провис под грузом в центре, провис под двумя грузами, закреплёнными на разных расстояниях. (Раз уж вы решили работать со статикой).
И никакой особенно сложной математики Вам для этого не потребуется.
Простые дроби.
Сергей Галаган ( Пользователь )
Эпюры...
Хорошо бы детям показать в поляризованном свете наглядно распределение нагрузок в модельках балок и как можно более заметных окружающих конструкций из оргстекла. потом измерить, посчитать. Оборудования потребуется минимум, а результат нагляден. Особенно в динамике.
Помню наш преподаватель в конце играл смычком и резал лобзиком эти модели в проекции, впечатляет.
Проляроиды можно и для фотографии отражений применить, пусть лично удивляются, накапливают, сравнивают, добиваются большей наглядности, фотоаппараты есть фактически у каждого...

Есть компьютеризированные с датчиками давления и т.п. для построения графиков Помоему любой современный комплект их содержит. L- микро наверняка повсеместно распространили...

Цитата (Виктория Базеева, 01.07.2011, 23:57) <{POST_SNAPBACK}>
Я тоже думаю, что на природе уместны исследовательские и экспериментальные задачи. Если уж с ребятами с нуля начинать, то хорошо бы, наверное, для начала их наблюдательность расшевелить, а от возникших вопросов самая разная физика может пойти - жук-водомерка на поверхности озера - к поверхностному натяжению, также можно подумать вместе с ребятами как различные свойства капельки росы на травинке исследовать (как быстро она высохнет, одинаковые ли у капелек размеры и как это определить, почему и как они блестят, почему такая форма, почему на травинке держится и т.д.)

Если уж про все...
То не забудьте волны, звуки! Свет, закат, зеленый луч..., а уж какие красивые в ивановской области летом вечером долго почти одноцветные в красных тонах, русские левитановские пейзажи... со потрясающими, нигде больше не наблюдал, четко слоистыми туманами и очень глубокими цветами неба. В лесу, поле у воды...
Да и реку, может ручей не мешает физически поисследовать с построением электростанции на статичной рассчитаной плотине или водоеме накопителе из большого полиэтиленового( с иследованными характеристиками) пакета. Детям нравится, а лампочки лучше светодиодные, мигающие разноцветные, копейки сейчас стоит, или запитать телефон (хотябы проводной) и позвонить на другой берег...
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Galagan Sergei Igorevich, 02.07.2011, 09:15) <{POST_SNAPBACK}>
Эпюры...
Хорошо бы детям показать в поляризованном свете наглядно распределение нагрузок в модельках балок и как можно более заметных окружающих конструкций из оргстекла. потом измерить, посчитать. Оборудования потребуется минимум, а результат нагляден. Особенно в динамике.
Помню наш преподаватель в конце играл смычком и резал лобзиком эти модели в проекции, впечатляет.
Проляроиды можно и для фотографии отражений применить, пусть лично удивляются, накапливают, сравнивают, добиваются большей наглядности, фотоаппараты есть фактически у каждого...

Точно.
Увлёкся "натурпродуктом" и забыл про модели из оргстекла.
Действительно впечатляет!
Григорий Ищук ( Пользователь )
Как говорит наша доча:"Мечтать не вредно. Помечтайте!"
Спасибо. Такое ощущение, что разговор завязывается.
Уточняю (как говорит наша доча:"Будьте реалистом!"
Летняя смена длится неделю (7 дней).
Дети будут 7-10 класс. Около 15 человек. Дети в основном незнакомы.
Утром у них математика, во второй половине - физика.
Я определился с темой "Статика" (дабы не растечьсмя...).
1. С чего начать?


Странно... Народ замолчал...
Может начать (это я все о летней школе) с задач:
1. Какой автомобиль более устойчив: груженный или порожний?
Взять с собой детский грузовик и пусть первые два дня (вернее у детей будет только вторая половина дня) ищут решение и экспериментальное подтверждение.
2. Какой корабль более устойчив:груженный или порожний?
Взять с собой детский кораблик и пусть первые два дня (вернее у детей будет только вторая половина дня) ищут решение и экспериментальное подтверждение.
3. Какой стакан (ведро) более устойчивое:пустой или наполненный.
пусть первые два дня (вернее у детей будет только вторая половина дня) ищут решение и экспериментальное подтверждение.

А при первой встрече просто познакомиться, дать такие вот задания и пусть выберут себе по душе (так и на группы поделимся). А уж потом станет ясно надо ли поучать?

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+