Личный кабинет

Метапредметный подход с 1 сентября в школах

"На фига козе баян?" или "Создаем Стандарт"?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Я закрыл свой блог "Вместе в будущее-4" и перестал открывать там новые темы. Да и здесь бы не стал "ворошить" прошлое авторского форума!, если бы не вот этот интересный, на мой взгляд, диалог в скайпе с уважаемыми коллегами

ВИР Но я о том, чтлобы учитель не возводил МЕТА в нечто божесвенное... Он это уже делает ежедневно... Называет по-другому или никак не называет. Но он, как Журден, не знает, что говорит "прозой". И побаивается выглядеть некомпететным... Учитель же... Значит самооценка завышена... Обязательно... Профессионально... И у меня самого тоже... От этой боязни учителю нужно помочь избавиться... От возможных "нападений" методистов и обвинений, что у него МЕТАпредметность в работе отсутствует... Она у всех уже есть... Только помочь ее увидеть надо и назвать вещи своими именами.

МПЮ А я вообще с трудом понимаю что-либо. Если учитель работает метапредметно, то он так и работает, и будет работать, вне зависимости от нормативов. Если не работает - то ни нормативы, ни ВИР, ни все мы его иначе работать не научим, да и не надо. Попытки описать научно как рождается искусство предпринимались не раз, и даже некотыре были очень серьёзными - но это никак не изменяло самого искусства.
ИГГ. Согласен!Но учитель не всегда может "устоять". Мне кажется об этом ВИР.

МПЮ Устоять перед чем? Если учитель не может устоять перед неким начальством, то он и не сможет даже после сотни семинаров ВИРа. Чтобы устоять нужны не знания нормативов, а смелость на них ссылаться. Есть смелость - и норматив не понадобится. Нет смелости - норматив не поможет. Учителя может защитить только одна сила - родитель. Но родитель часто тоже трус - и тут тоже норматив не поможет.

ИГГ: 1. смелость в учителя появляется при условиях (речь о профессиональной смелости) об этом ВИР.. 2. Учителя может защитить только сам учитель. И об этом ВИР.

МПЮ : 1. В тут речь не о профессиональиной смелости. Противостояние власти - это не профессия, а гражданственность. Признаем как факт, что гражданское общество у нас очень слабо сформировано. Требовать от учителей исключения было бы смешно. Профессионализм тут не при чём :)

ИГГ 3. Разговор о метапредметности может помочь учителю (но может и не помочь, а даже помешать) вот об этом я!
Вообще то надо дождаться ветки, которую обещал ВИР.

МПЮ 2. Сам учитель может защитить себя если он может защитить себя как гражданин. Но такому учителю ВИР не нужен.3. Разговор о метапредметности может помочь учителю также, как Вам может помочь выучить арабский разговор об арабском.
А дождаться я не против :) Я просто высказываю свой взгляд :)
Я просто вот как вижу всё... Учитель, работающий в метапредметности делает это просто потому, что она сам внутренне такой, если хотите - метапредметен. Также как НЕметапредметный - тоже такой. Изменить это нельзя - просто это равносильно задаче изменить взрослого человека. Но предлагается расчленить всё по косточкам, дабы сделать вид, что нечто можно изменить - написутить умного тумана и создать иллюию, что мы что-то изменяем. Хороший учитель - это талант. Обучать таланту - это на мой взгляд, иллюзия. Правда, безобидная :)

ИГГ Согласен!

МПЮ И мне очень приятно, что Вы согласны! Это значит, мы более или менее сммотрим в одноу сторону.

ИГГ - но это не означает, что говорить не надо (это как о платьях, которые надобно шить!)

МПЮ: Да, не означает, что говорить не надо. Но при этом надо осознвать, что цель этого говорения - само говорение.

ВИР . Спасибо... Все очень вовремя... Сижу, пишу и думаю... Москва не сразу строилась... И ЛИЧНОСТЬ, как публично представленная ипостась человека, способная отстоять и противостоять тоже постепенно... Жизнь как "карнавализация" по Бахтину М.М. и смена публичных масок... Рожа, личина, лицо, лик... Чтобы одеть на себя, нужно из культуры и социокультуры откуда-то их взятьвзять. Мы о готовых уже в наличии сегодня учителях-практиках говорим... Не все же с детства умеют макияжем пользоваться или самим по своему замыслу себя строить как умеют маленькие дети для которых мир изначально целостен. В этом или наборе готовых личин, или в аксессуарах макияжа, или инструментах пластической операции на себе и нужно МАССОВОМУ учителю помочь, чтобы было из чего ему выбрать... Самоопределяться нынешний учитель, увы, не умеет, и этому НАУЧИТЬ невозможно... Но можно "костыли подставить" Чтобы ДЕТЕЙ и от него самого тоже в МАССОВОМ порядке обезопасить

МПЮ : Обезопастить детей от плохого учителя - задача потрясаюющая!!! Только метапредметность тут не при чём.

ВИР Поживем-увидим... :D

Максименко Павел: Пожить - поживём! А вот увидим ли - большой вопрос :)

ВИР И это прпвда... Но пытаться а) никто не запретит. б) овесть заставляет

МПЮ ытаться правда никто не запретит - факт. Про совесть - тоже понятно.

ИГГ Мы на правильном пути. Открывай ветку ВИР.


Ну, вот и открыл эту ветку... А если кто тут отклиенется, то схемы начну рисовать и обсуждать... А чего вы ждали? Без них в МЕТАпредметный подход не въедешь...:-))

Кроме "метапредметного" во ФГОС упоминается еще и "универсальное" Прчему нам, как учителям, вот такое "универсльное" не подходит?
.

.
PYM ( Пользователь )
На правильном ли мы пути возможно будет сказать только тогда, когда путь приведёт туда, куда предполагается прийти :-)
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 25.06.2011, 20:47) <{POST_SNAPBACK}>
Кроме "метапредметного" во ФГОС упоминается еще и "универсальное" Прчему нам, как учителям, вот такое "универсльное" не подходит?


Ну, казалось бы куда "метапредметней" и "универсальней"? Но только там человека и ребенка нет И самого учителя...




А вот что пишет Маргагита Романовна Леонтьева

— Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в России, сбросить с корабля современности то, что напоминало прежние порядки. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени — самой младшей — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это время также знаменито тем, что тогдашняя школа, по сути, отказалась от традиционных учебников, заменяя их рассыпными. В 1930 году, как вы знаете, был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестко осудили.

Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение. Сразу скажу, никто не собирается в связи с принятием новых стандартов вводить метапредметы в таком виде, скажем, как предложил их ученый-педагог Громыко: он разделил их на четыре большие группы — знание, знак, проблема и задача. Сегодня мы говорим лишь о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.


Не дуумаю, что "ядерный", "сферный" подход может быть положен в контекст рассмотрения "метапредметности" третьего тысячелетия, символом которого является СЕТЬ. Но МЕТАпредметный подход должен в сознании учителя быть отличен и от личностного, и от предметного, а, значит, иметь какой свой исходный СИМВОЛ



Вот с этого различения и начнем метапредметный анализ видиоуроков
Григорий Ищук ( Пользователь )
Ну уж если использовать "кружочки" как универсальность, то:
1. Коль речь о школе (Метапредметный подход с 1 сентября в школах), то основанием для всего служат ОТНОШЕНИЯ. И прежде всего между учителем и учеником.
2. Коль речь о сентябре 2011 года, то сегодня времен индивидуалистичеки - персонифицированы (это я сам придумал!). По моим наблюдениям (конечно неправильным) начиная с 2000 года ученик (ребенок) изменился. А именно "Я сам!" - заявляет, требует, демонстрирует ребенок (ученик) при всякой попытке научения его чему либо.
3. Когда мне приходится отвечать на вопрос : "Как вы можете объяснить успешность ваших учеников", то я серьезно могу ответить лишь одно "Нашими человеческими отношениями".
4. К учителю надо относиться не как к ...... на которую можно все вешать, а как к индивидуальности, к личности, к миру.... тогда есть надежда, что не только с 1 сентября, и не только по требованию....
5. Коль к нашему разговору нужны рисунки, то нате вам! Если надо пояснить, то я готов.
[attachment=30550:я01.jpg]

Замечание:
Вместо Я и Не-Я. - учитель и ученик. В реальности и учитель и ученик "одевает" на себя одежку и учителя и ученика.
Я понятно сказал, или сказал я понятно?
PYM ( Пользователь )
Прежде всего хочу отметить, что мне ОЧЕНЬ понравилась идея успешности ученика и ГиГри - человеческие отношения. Хотя я бы ввёл небольшое дополнение - это не успешность ученика, а успешность взаимодействия учитель-ученик. Но всё равно - тут я всеми руками "за"!

Второе - я немного знаком с цитируемыми "Основными положениями трудовой школы". Да, они сильно отличаются от классического образования 19 века, но там и задачи иные - воспитание нового человека в парадигме социальных преобразований в России. Конечно, тут вопрос одинакового понимания терминов, но как-то для меня это не вяжется с метапредметностью.

Третье - метапредметность процесса возможна при условии, когда хотя бы один участник способен осознанно мыслить метапредметно. В нашем случае это как минимум должен быть учитель. Подобное требует определённого уровня образования, что в массе - на мой взгляд - учителям не присуще. Мои вечные увещевания, что хроматическую гамму и логарифм в школе нужно увязывать между обой разбиваются о стену недоумённого непонимания. ]а это - лишь микро-шаг к метапредметности.

Четвёртое. Я безусловно согласен, что к учителю нужно относиться как к индивидуальности. Но это нельзя ввести приказом - это должен спровоцировать сам учитель, своим поведением, своей личностью. И если он это сделать может - он это давно сделал.

Владислав Редюхин ( Пользователь )
ГриГри, замечательно, что начал сеова рисовать схемы... Но... Нельзя объять необятное... Ни ребенку, ни учителю. ни... ни... Поэтому базовое понятие, которое мы будем постоянно и всегда использовать, это понятие РАМКИ.. И ее удерджания в сознании и коммуникации То, что в сети принято фиксировать как "офф-топ" Если нарушаешь, то сообщение удаляется

Цитата (grigri, 27.06.2011, 14:04) <{POST_SNAPBACK}>
1. Коль речь о школе (Метапредметный подход с 1 сентября в школах), то основанием для всего служат ОТНОШЕНИЯ. И прежде всего между учителем и учеником.
3. Когда мне приходится отвечать на вопрос : "Как вы можете объяснить успешность ваших учеников", то я серьезно могу ответить лишь одно "Нашими человеческими отношениями".


Если кто-то из учителей попытается завести такой разговор с методистом, пришедщим к нему на урок для проверки ФГОС по "метапредметным результатам", то в ответ услышит, если мягко

- Да, уважаемый в сетево утроенном образовании все связано со всем... Но особенность метапредметного подхода, к том, что он НЕ ЗАВИСИТ ни от ПРЕДМЕТА (хоть учебного, хоть содержательного, хоть организационного...) метапредметный результат может быть в последствии применен в ЛЮБОЙ ситуации независимо от отношений, которые к этой ситуации складываются. В этом их сила...

Если жестко, то учитель услыщит в ответ:
- важное дело коммунарство и педагогика сотрудничества.. Это технологии... А мы пришли посмотреть, как вы метапредметным подходом владеетк, чтобы решить соответствие ФГОС и то, как поступить со стимулирующей надбавкой НСОТ.. Давать вам ее или нет в отсутствии метапредметности. Мухи отдельно...

И ведь правы будут они... Посмотрите http://teacher.org.ru/content/view/1010 урок в 8.30 Булганиной М.А.из Рязанской области по литературе 7 кл . Какие там отношения? Учитель настолько взволнован, внутренне напряжен и зажат, что слабые потуги искренности вызывают у детей остолбенение и окаменение. Посмотрите, как руки они на парте держат... И какая тишина в классе

А когда оживают? Ох какая замечательная там девочка черненкая! Тогда когда речь во второй половине заходит о СОДЕРЖАНИИ и они сами начинают думать и отвечать...

По сути в целом урок это даже не личностного знания (а тем более не "предметный") а из "информационного подхода" - учитель спрашивает,-дети судорочно отвечают... Даты, фамилии, риторические вопросы... Если учителя спросить чего он хочет, то он сам вряд ли отетит. Сначала к "басни" пришпиливаются ее атрибуты - метафоры, аллегории , олицетворения... Это получаются ТЕРМИНЫ как единицы смысла... (учитель ошибочно говорит что это ПОНЯТИЯ). Затем детям втюхивается (по иному сказать невозможго) некое выдуманное учителем или "учеными" ОПРЕДЕЛЕНИЕ басни... Все мимо, плтому что сами дети ни одного вопроса не задали... Какие там ОТНОШЕНИЯ, - сплошная имитация

Но все меняется, когда учитель спрашивает, "мораль в басне - это хлеб или колбаса к бутерброде: Почему?" Дети оживляются... ОТНОГЕНИЯ не сами возникают а СОДЕРЖАНИЕМ взаимодействия опоследуются... Вот потенциальная возможность перейти к метаполходу и нарисованной мною схеме (я ее ТОЛЬКО одну и буду постоянно использовать как символ метапредметности Детей просишь, - а теперь каждый НАРИСУЙТЕ это...

Так как детская фантазия не имеет границ, то они могут рисовать все что кгодно, но я как кителдь держатель метаподходв сведу на доске их фантазию к двуи вариантам



В потом попрошу придумать свои формулировки морали к той же басне Крылоа. А потом проведу рефлексию... КАЖДЫЙ урок можно "украсить" метапредметностью именно по этой схеме... Вопрос в том, нужно ли?
PYM ( Пользователь )
Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 27.06.2011, 15:34) <{POST_SNAPBACK}>
Вопрос в том, нужно ли?


Самый главный вопрос!!! Нужно ли поверять алгеброй гармонию?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Цитата (PYM, 27.06.2011, 15:39) <{POST_SNAPBACK}>
Самый главный вопрос!!! Нужно ли поверять алгеброй гармонию?


А как бы Вы сами ответили, Павел Юрьевич:

- Сколько может быть сортов колбасы в бутерброде?
- Сколько может быть моралей в одной и той же басне?


Тогда я отвечу Вам на Ваш вопрос...:=)))
PYM ( Пользователь )
Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 27.06.2011, 16:21) <{POST_SNAPBACK}>
А как бы Вы сами ответили, Павел Юрьевич:

- Сколько может быть сортов колбасы в бутерброде?
- Сколько может быть моралей в одной и той же басне?


Тогда я отвечу Вам на Ваш вопрос...:=)))


В бутерброде может быть сколько угодно сортов колбасы.
Моралей в басне теоретически может быть много. Практически это несколько изменит жанр басни.

А на вопрос "ннужно ли поверять алгеброй гармонию" я всегда отвечаю - НЕ НУЖНО!
Григорий Ищук ( Пользователь )
ГриГри, замечательно, что начал сеова рисовать схемы... Но... Нельзя объять необятное...

А я и не пытаюсь обнимать необъятное! Это в каком месте Вы заметили? А еще слабозрячий! (неудачная шутка).
Просто я начинаю с: кружочков (это отклик), кружочки не пересекаются (это отзвук) и все это в рамке (а там еще кой чего есть!).
И гипотезирую: метапредметность или есть, или её нет! Нельзя её придумать. Вот с этого и (по моему) начнем .... Хоть анализ, хоть...
А ты вдруг бутерброд! Да ЛЮБОЙ, и даже никакой.
Нате вам басню! Да много может быть моралей (или не быть).

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+