Личный кабинет

Есть ли место геополитике на уроках географии?

Сергей Ларичев ( Пользователь )
Цитата (Валерий Столов, 28.03.2012, 09:26) <{POST_SNAPBACK}>
А что значит "географическая рефлексия"? Как хотя бы вкратце её охарактеризовать?

Хороший вопрос!

Само собой, здесь я подразумеваю термин "рефлексия" в современном, методологическом, смысле: как способ организации и обоснования мышления, ориентированного на постижение истины, а не как что-то личностно-трансцендентное.

Но ответ на вопрос отнюдь не прост и требует достаточно ясного изложения. Поэтому я отвечу, но через пару -- тройку дней. И ответ этот будет объемный, "вкратце" не получится. Можно было бы, в таком случае, отослать его Вам в личку, но мне кажется, что он может быть интересен не только историку, но и географам. А это, в свою очередь, может дать повод для серьезной профессиональной дискуссии на географической ветке форума.

Думаю, что до понедельника управлюсь. Раньше -- никак: в пятницу 80-летие родного факультета, а в субботу пригласили на такой же юбилей довольно известной 5-ой школы (Той, где проходил "Учитель года - 2010". Как учитель, "родом" я оттуда: проработал 16 лет, но к нынешним ее подвигам никакого отношения не имею).
Валерий Столов ( Пользователь )
Конечно, подождём до понедельника (с)
Сергей Ларичев ( Пользователь )
Цитата (Валерий Столов, 29.03.2012, 21:38) <{POST_SNAPBACK}>
Конечно, подождём до понедельника (с)


Обещал – надо делать, хотя и поздно уже.

Все, что здесь я пишу – сугубо мои личные размышлизмы, ни в коем случае не претендующие на истину в последней инстанции.

Начинать надо, как я понимаю, с себя. С вопроса: а зачем я здесь? Зачем я всем этим детские головы забиваю? (Вопросы о жаловании и прочих «низменных» потребностях вынесем за скобки).

Понятно, что помимо общих для всех учителей ответов, тут же должен быть и свой, географический: чем моя дисциплина – география – в своих подходах к окружающему миру отличается от других школьных дисциплин? Что должна она дать будущему гражданину? Без какого знания он будет удобным объектом для промывания мозгов и бессовестного манипулирования? Одним словом: чем географическая образовательная парадигма отличается, к примеру, от парадигмы математической или исторической?

Эти отличия, на мой взгляд, такие:

1. Глобальность мировосприятия. Чувство пространственного единства мира природы (естественного) и мира людей (социального); его непрерывность и, в то же время, анизотропность, т.е неодинаковость его свойств в разных направлениях пространства и времени.

Поэтому считаю, что самое важное понятие, которое должен вызубрить в физической географии каждый ученик, это понятие «природный комплекс/ландшафт». (Не один год я «вылизывал» это определение, что бы оно легко запоминалось и было абсолютно понятно большинству шестиклассников. Хотя бы тем, кто изредка, читает книжки). Ну и, соответственно, для географии социальной– «природно−социальный комплекс/страна». (После знакомства с ПК, это уже проще)

От природного комплекса оврага или поймы ручья до географической оболочки нашей планеты, от социума и экономики маленькой деревни или городского квартала до мировой экономики и всего человечества в целом – такова траектория истинно географического подхода.

2. Комплексное восприятие мира, понимание его синергетики, взаимосвязь и взаимодействие всех его компонентов, понимание бесконечности множества их сочетаний – еще одно отличие точки зрения географа от взглядов, например, биолога или эколога. Пространственное восприятие мира как топологии непрерывных энергетических, материальных, информационных и пр. потоков, меняющихся во времени и объединяющих мир в единое целое.

Поэтому я много времени уделял одному из главных компонентов – климату, энергетическому двигателю всех процессов на нашей планете. А в нем – круговороту воды, как важнейшему материальному и энергетическому циклу, в т.ч. − феномену скрытой теплоты. Климатообразующие факторы, все семь, ученик, претендующий на «четверку», должен знать так, чтобы отскакивало от зубов. А при рассмотрении локальных природных комплексов уделял достаточное внимание почвам и трофическим связям, в т.ч. и как информационным. Подчеркиваю: не цепочкам, а связям. (В природе все только тем и живут, что едят друг друга. Или способствуют поеданию. В замечательном учебнике В.П.Сухова для 8 класса это было изложено очень хорошо).

Один из интереснейших приемов, показывающий взаимозависимость и взаимообусловленность в географической оболочке – перемещение контуров материков на черном глобусе и объяснение географических изменений, которые при этом произойдут. Тут ученик полностью показывает насколько он понял пройденное. Не вызубрил, а понял, что на Земле ничего случайного нет.

3. Одна из важнейшая особенность географического взгляда на нашу планету – историзм. Т.е. понимание того, что, в отличие от химии или физики с математикой, процессы, происходящие в ландшафте, т.е. включающие литосферу и биосферу, не обратимы. Банальные максимы: «от перемены места…», «если где-то прибыло, значит…», «действие равно противодействию…» и прочее в географической оболочке ( в социальной – тем более), если и действуют, то очень не тривиально. Но чаще всего – не действуют вообще. Или – наоборот.

Исходя из этого, ритмичность и цикличность -- есть неотъемлемое свойство географической среды.

Когда в 5 классе проходили строение Земли, я всегда спрашивал: а можно ли повернуть вспять этот процесс? Или это происходит как в живой природе: организм развился и обратного хода нет?
А когда изучали в 7 классе Гималаи, то напоминал, что в палеозое наши родные Уральские горы были выше Гималаев. Но прошли миллионы лет и могут ли они играть такую же роль в формировании природы, например, Южного Урала и почему?

На примере сукцессии того или иного ландшафта можно говорить о ритмах и циклах, но все время надо подчеркивать: оборот цикла – не повторение пройденного, а дальнейшее развитие, хотя и по спирали.

4. Диалектический антропоцентризм лежит в фундаменте географического мышления. Человек есть важнейший компонент любого природного комплекса. При этом, человек. в отличие от других частей биосферы, не приспосабливается к окружающей среде, а приспосабливает ее к своим потребностям. И он не может не изменять его. Ландшафт изменяет уже само присутствие человека, даже если он и старается ничего в нем не менять: среди других наук «эффект наблюдателя» в географии проявляется наиболее зримо.

Антропогенное воздействие может как обогащать природный комплекс, так и обеднять его. Изменив что-то в конкретном ландшафте или во всей географической оболочке мы должны быть готовы к кардинальным изменениям и других компонентов.
При изучении стихийных явлений обязательно спрашивал: а если как-то усмирить тайфуны и циклоны, землетрясения и цунами, как это скажется на нашей планете? И всегда получал ответ: этого делать нельзя, Земля тогда станет поистине мертвой планетой. Надо просто всегда быть готовым к таким явлениям.

5. При изучении социальной оболочки, т.е. при изучении социально-экономической географии нашей планеты нужно в обязательном порядке всегда подчеркивать важность информационных потоков и их направленность. Особенно таких как историческая память, социально-психологические привычки и традиции. А также современные политические перверсии и социальные парафилии, которые очень влияют на трансформацию этих информационных потоков.

Особенно я бы остановился на религиозной социально-психологической характеристике того или иного социума. На экономической составляющей заставляет сосредоточиться программа. Но при этом она никак не объясняет почему в Новое время вдруг вперед вырвалась Европа или с чего это пол века назад на Дальнем Востоке появились «дальневосточные тигры». В курсе обществоведения в старших классах про такие вещи говорится очень невнятно и без всякой опоры на «землю» и карту, т.е. на географию.

6. Географическое знание всегда связано с картой, «положено» на нее. Назвал – показывай! Показал – назови!

«Без карты – нет географии!» − эти слова Николая Николаевича Баранского обязательно были написаны на обложках тетрадей по географии всех моих учеников. (Подглядел более тридцати лет назад у одной замечательной учительницы.) Картографический анализ тех или иных географических сведений, умение увидеть за красочной картинкой реальный мир и его проблемы, т.е. «читать карту», как читают и понимают текст книжный, – один из самых важных навыков, который человек должен приобрести и закрепить в школе.

Вроде бы всё.
Если возникли вопросы, задавайте…
Валерий Столов ( Пользователь )
Цитата (Ларичев С.В., 02.04.2012, 23:11) <{POST_SNAPBACK}>
Обещал – надо делать, хотя и поздно уже.


Спасибо



Цитата
Понятно, что помимо общих для всех учителей ответов, тут же должен быть и свой, географический: чем моя дисциплина – география – в своих подходах к окружающему миру отличается от других школьных дисциплин? Что должна она дать будущему гражданину?


Гм, а почему Вы рассматриваете географию исключительно как средство гражданского воспитания? А просто человеку география ничего дать не в состоянии? Ну, там, помочь не заблудиться в лесу, к примеру?


Цитата
Поэтому считаю, что самое важное понятие, которое должен вызубрить в физической географии каждый ученик, это понятие «природный комплекс/ландшафт». (Не один год я «вылизывал» это определение, что бы оно легко запоминалось и было абсолютно понятно большинству шестиклассников. Хотя бы тем, кто изредка, читает книжки). Ну и, соответственно, для географии социальной– «природно−социальный комплекс/страна». (После знакомства с ПК, это уже проще)

От природного комплекса оврага или поймы ручья до географической оболочки нашей планеты, от социума и экономики маленькой деревни или городского квартала до мировой экономики и всего человечества в целом – такова траектория истинно географического подхода .


Согласен: природный комплекс (а "ландшафт" даже лучше, ибо от всякого рода "комплексов" уже в глазах рябит) - ключевое, основополагающее географическое понятие.

Цитата
Комплексное восприятие мира, понимание его синергетики, взаимосвязь и взаимодействие всех его компонентов, понимание бесконечности множества их сочетаний – еще одно отличие точки зрения географа от взглядов, например, биолога или эколога. Пространственное восприятие мира как топологии непрерывных энергетических, материальных, информационных и пр. потоков, меняющихся во времени и объединяющих мир в единое целое.


По сути, наверное, правильно, но как-то слишком неконкретно, на мой взгляд. Хотя, возможно, это ощущение возникает от недостаточного понимания того, что здесь имеется в виду.
Цитата
А при рассмотрении локальных природных комплексов уделял достаточное внимание почвам и трофическим связям, в т.ч. и как информационным. Подчеркиваю: не цепочкам, а связям. (В природе все только тем и живут, что едят друг друга. Или способствуют поеданию. В замечательном учебнике В.П.Сухова для 8 класса это было изложено очень хорошо).


Что такое трофические связи?


Цитата
А также современные политические перверсии и социальные парафилии, которые очень влияют на трансформацию этих информационных потоков.

Что такое парафилии?
Сергей Ларичев ( Пользователь )
To Валерий Столов
Прошу прощения за задержку ответа: отмахнуться не хотел, а серьезный текст и, особенно, его оформление требуют определенных затрат времени. Да и хотелось увидеть реакцию коллег-географов.

Цитата (Валерий Столов, 03.04.2012, 10:26) <{POST_SNAPBACK}>
Гм, а почему Вы рассматриваете географию исключительно как средство гражданского воспитания? А просто человеку география ничего дать не в состоянии? Ну, там, помочь не заблудиться в лесу, к примеру?

Чтобы не заблудиться в лесу, нужны не знания, а умения. А на практику в нынешней школьной географии "денежек нет!" (Помните папин ответ из анекдота: "Я тоже хочу мороженое! Но деньги у нас есть только на водку!")
И не только в школьной, но и в вузовской. Сталкиваясь на многочисленных туристских мероприятиях с не одной учительницей географии, совсем не уверен, что большинство из них сумеет сориентироваться даже в пригородном лесопарке.
Цитата (Валерий Столов, 03.04.2012, 10:26) <{POST_SNAPBACK}>
По сути, наверное, правильно, но как-то слишком неконкретно, на мой взгляд. Хотя, возможно, это ощущение возникает от недостаточного понимания того, что здесь имеется в виду.

Кстати, такое понимание сути школьной географии, что я изложил в своем комментарии, разделяется далеко не всеми.
Есть достаточное количество сторонников т.н. "хорологического"/обзорного/страноведческого подхода.

Не думаю, что Вам могут быть интересны наши "географические" педагогические заморочки, но, как пример, могу привести дискуссию, что развернулась в газете "География" (Изд. Дом "1 сентября") еще 11 лет назад, в "до Интернет--эпоху", после того, как зам.редактора издания Сергей Викторович Рогачев, человек который сделал очень много для нынешней школьной географии, опубликовал свою статью «Харизматический редактор. Харизматический предмет. По поводу рецензии Л.Л. Розанова». В спор с ним вступил Ваш покорный слуга: «Мы одной крови. В редакцию «Географии». Сергей Викторович ответил в двух номерах. Эстафету подхватили профессора А.В. ЧЕРНОВ из МПГУ, Н.М. СВАТКОВ, а также И.Н. КОРНЕВ и С.Н. ПОЗДНЯК из Екатеринбурга.

Суть всех этих боданий: фундаментализация, чрезмерно научный подход к школьной географии, делает сей школьный предмет скучным детям, а педагогов -- занудами.

Не стоило бы ворошить столь древнюю "пыль веков", если бы за эти 11 лет не случилось то, что случилось: верх одержали сторонники "географии -- лайт". Но страноведение, как раздел, опирается в своих выводах на те же фундаментальные основы, что и вся география. Без них она -- произвольный набор описаний и иллюстраций. А для такого "знания" современному человеку достаточно и Интернета.
Опять вспомнился анекдот по случаю.
В комитете комсомола идет прием новичков. Одному юноше задают обычный вопрос:
-- Газеты читаешь?
-- Читаю!
-- А много?
-- Сколько оторву.

Вот поэтому, даже на учительском форуме есть немало сторонников ликвидации географии в школьном расписании: наука не дворянская, а "кучеров" в Сети и на TV -- море разливанное.

Такое "знание" географии и позволяет с легкостью манипулировать серым веществом многих наших сограждан: все эти "тунисские и египетские варианты", "оранжевые" и прочие "революции" -- нынешние страшилки многочисленных "экспертов" из СМИ, есть благодарнейшей поле чудес для стрижки политических, да и вполне реальных капиталов. И не только в понимании политических событий. Катастрофическая эсхатология и экошиза, в основе которых школьные полузнания, в том числе и по географии, играют сейчас с нами, да и в будущем сыграют, не одну злую шутку. Об этом хорошо пишет Андрей БАБИЦКИЙ в журнале "Forbes" .
Цитата (Валерий Столов, 03.04.2012, 10:26) <{POST_SNAPBACK}>
Что такое трофические связи?

К сожалению, в школе, да и вообще в научпопе, этот термин воспринимается в чисто биологических и экологических трактовках. В.П. СУХОВ в своем учебнике для 8 класса вполне обосновано вводил его в школьную географию как важнейшую часть природного комплекса. И рассматривал его с точки зрения географии: как процесс взаимного системного взаимодействия.
Цитата (Валерий Столов, 03.04.2012, 10:26) <{POST_SNAPBACK}>
Что такое парафилии?

Думаю, что здесь лучше поможет Интернет. Но в Сети, как обычно, объяснения больше с фрейдистским уклоном. Но, если сей базар фильтровать как надо, то вполне понятно будет, что я хотел сказать.
Павел Широков ( Пользователь )
Цитата (Ларичев С.В., 07.04.2012, 12:09) <{POST_SNAPBACK}>
Такое "знание" географии и позволяет с легкостью манипулировать серым веществом многих наших сограждан: все эти "тунисские и египетские варианты", "оранжевые" и прочие "революции" -- нынешние страшилки многочисленных "экспертов" из СМИ, есть благодарнейшей поле чудес для стрижки политических, да и вполне реальных капиталов. И не только в понимании политических событий. Катастрофическая эсхатология и экошиза, в основе которых школьные полузнания, в том числе и по географии, играют сейчас с нами, да и в будущем сыграют, не одну злую шутку. Об этом хорошо пишет Андрей БАБИЦКИЙ в журнале "Forbes" .

Так это тоже пример словесной манипуляции. Чтобы это видеть, даже в предмете разбираться не требуется
Сергей Ларичев ( Пользователь )
Цитата (Павел Широков, 07.04.2012, 15:51) <{POST_SNAPBACK}>
Так это тоже пример словесной манипуляции. Чтобы это видеть, даже в предмете разбираться не требуется

А разобраться бы стоило.

Попробую объяснить на примере физгеографии. (В географии социальной будет посложнее: присутствие человеческих эмоций, без которых люди ничего не делают, вносит свои аберрации. Однако, в принципе, происходит то же самое).

География, в своих концептуальных истоках, есть наука антропоцентричная. Она постулирует: люди уже не могут вычеркнуть/изъять себя из географической среды. Об этом я уже писал. Поэтому человеку с поставленным географическим мышлением, например, нынешние многочисленные экологические заскоки т.н. "зеленых" общественников сразу настораживают: какова здесь доля науки? И сколько в их постулатах от лукавого политиканства и самого банального бизнеса: ведь вокруг этих "зеленых" проектов крутятся уже триллионы долларов.

Школьные дисциплины концептуальны по определению. Дети усваивают с младых ногтей основные принципы мироздания. Арифметику с чего начинаем? С коммутативных свойств сложения и умножения, что вычитание обратно сложению, а деление -- умножению. Физика начинается с молекулярно кинетической теории, фундаментальных постулатов закона Архимеда, закона Паскаля, закона сохранения вещества и энергии... Для историка важно с первого урока заложить понятия "историческое время" и "исторический факт"...

Так и в географии есть такие понятия, которые должны быть обязательно усвоены -- это фундамент. Поэтому очень важно понимание единства всех геосфер, научиться понимать их как термодинамическую модель, тепловую машину. (Посмотрите, например, на карту полушарий: циркуляция Океана автоматически перераспределяет тепло из тропических широт к полюсам, а холодные течения из высоких широт направляются в тропики, и т.д.) Законы географической зональности, широтной и вертикальной; основы дрейфа материков; важнейшее понятие -- "генерализация", да много что у нас есть! И совсем не для надувания щек перед детьми и их родителями, а потому, что это необходимо в нынешней глобальной земной реальности, для более рационального ориентирования в ней.

Конечно, можно сослаться на то, что вот наши отцы--деды этого ничего не учили, а прожили славно. Но ведь и про закон всемирного тяготения они могли ничего не ведать. Но всё же я хотел бы жить среди таких сограждан, которые знают, что это такое. И подозреваю, что я не один такой.
Сергей Галаган ( Пользователь )


Антропоцентричность и геополитика :-) в действии
Валерий Столов ( Пользователь )
Цитата (Ларичев С.В., 07.04.2012, 12:09) <{POST_SNAPBACK}>
Вот поэтому, даже на учительском форуме есть немало сторонников ликвидации географии в школьном расписании:


Ну, до столь радикальных призывов я, будучи человеком умеренных взглядов, не дошёл. Но хотел бы, чтобы география стала более практической, чтобы занятия ею меньше протекали в стенах школы, а больше - на различных географических ландшафтах.
Татьяна Жукова ( Пользователь )
Уважаемые коллеги! Геогрфии вне политики вообще не может быть! Наш предмет формирует пространственное мышление и взгляд на положение страны в мире. Какую оценку можно дать динамике любого процесса в географии без учета геополитики? Намоминаю великого Канта: "История географична, а геогрфия исторична"!

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+